Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познание»
Тема «Осень»
для детей 4-5 лет (средняя группа)
Воспитатель:
Лихацкая Е.А.
с.Благодатное
2012 г.
НОД - Образовательная область «Познание»
Тема «Осень»
Цель: Систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать вызывать приятные воспоминания, связанные с восприятием красоты осенней природы.
Развивающая:
Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. Уточнять представление о цветовой гамме осеннего леса, о разных породах деревьев.
Воспитывающая:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-эстетические чувства, отзывчивость, доброту.
Материалы: осенние листья березы, клена, дуба, тополя. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка – кукла Катя, макеты деревьев, корзинки, листики тополя, березы, клена, дуба.
Методы и приемы : словесный, наглядный, практический, игровой. (Показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы. Рассказ воспитателя. Использование художественного слова. Проведение дидактических игр: «Собери картинку», «Так не бывает», «Покажи и назови части дерева»,«Что лишнее» , «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Собери листики в корзинку». Пояснения. Сюрпризный момент.)
Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада. Рассматривание деревьев разных пород. Упражнения на узнавание деревьев по форме листьев. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина. Чтение стихов об осени и заучивание их наизусть. Проведение дидактических игр «Найди свое место», «На что похожее», «Скажи ласково» и др.
Игровая мотивация. В гости к детям приходит кукла Катя.
Воспитатель:
Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, группа украшена разноцветными листьями. Давайте вспомним какое сейчас время года?(Осень) Такие пестрые листья – один из признаков осени. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени. (Осенью становится холоднее. День становится короче, а ночь – длиннее. Насекомые погибают или прячутся от холода. Перелетные птицы улетают на юг и т.д.)
Рассматривание картин с изображением признаков осени.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь стихотворения об осени!
Дети: рассказывают знакомые им стихотворения
Кукла катя дарит детям конвертики, дети пытаются отгадать что в них, проводится игра
Игра «Собери картинку»
Воспитатель предлагает детям собрать картинки на тему «Осень»
Игра «Так не бывает»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку и ответить: что может быть и чего не может быть осенью.
Воспитатель: Какие красивые картинки вы собрали, молодцы! Осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски .
В лесу растут деревья, кустарники, грибы, ягоды, живут разные звери.
Давайте вместе все отправимся в лес.
Ребята посмотрите что я нашла. Это корзина с осенними листиками и рассыпает листики на полу.
Скажите листики с каких деревьев вы видите?
Дети: С березы, тополя, дуба, клена.
Упражнение «Покажи и назови части дерева»
Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, листья, плоды дети называют их
Упражнение «Что лишнее»
Воспитатель предлагает картинки где необходимо найти лишний предмет, и объяснить почему он лишний
Воспитатель: Давайте немного поиграем с ними, берите их в ручки. Представьте, что вы – листочки! Сейчас мы будем летать, кружиться и медленно опускаться на землю.
Проводиться речь с движениями «Листики»
Мы листики осенние, покачивание руками над головой
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели. бег, и руки в стороны
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. присесть
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели присесть
Воспитатель: Посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер, и листья оторвались от своих веточек.
- Как называется это явление?
Дети : листопад.
Воспитатель:
А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх. Смотрите, на осенней полянке много опавших листьев. Я предлагаю их собрать.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель дает задание каждому ребенку задание собрать листья определенного дерева:
Алеша, собери листья березы.
Даша, собери листья клена.
Денис, собери листья дуба.
Вика, собери листья тополя.
Пока дети собирают листья, педагог читает отрывок из стихотворения Н. Найденовой «Листопад»:
День осенний так хорош!
Сколько листьев соберешь!
Золотой большой букет –
Нам от осени привет.
Алеша, ты собрал листочки с березы, значит, какие листочки у тебя в руке?
(Березовые листочки.)
Воспитатель: Какие они?
Дети: желтые, березовые.
Воспитатель: Верно. Они с березы. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?
Дети: б елая кора.
Воспитатель: конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.
Воспитатель: - А у тебя, Даша, какие листики?
(У меня кленовые листочки.)
Воспитатель: на что похож листочек?
Дети:
на ладошку.
Воспитатель:
Как он называется?
Дети : кленовый листочек
Воспитатель: какого цвета осенние кленовые листочки?
Дети: красные, рыжие.
Воспитатель:
Денис, какие листья ты собрал? (Я собрал дубовые листья.)
Воспитатель: Какие они?
Дети: д убовые, желтые.
Воспитатель: - А какие листочки собрала Вика? (Я собрала тополиные листочки.)
Проводиться игра «Собери листики в корзинку»
Дети раскладывают каждый вид листиков в отдельную корзинку. Высыпим листики под каждое деревце вместе с куклой Катей, чтобы корни были в тепле всю зиму.
Итог ОД, кукла Катя дарит детям памятные медальки, похвала детей.
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Данная НОД, была построена, мною в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей среднего возраста.
Были поставлены образовательные и воспитательные цели с учетом особенностей и места данного занятия в теме «Осень». Уровень подготовленности детей соответствует их возрасту.
При подготовке занятия использовались методические материалы по обучению дошкольников. Основная задача ТРИЗ – технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. При разработке НОД я решила внедрить специальную игрушку – героя занятия (в нашем занятии – кукла Катя), которая « помогала» воспитателю. От лица куклы Кати, задавались проблемные вопросы, с ней проводились диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражала свое мнение, спрашивала и уточняла непонятное. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивало активность и заинтересованность детей. При этом был обеспечен естественный переход детей от одного вида деятельности к другому.
В работе с детьми соблюдались общие дидактические принципы: последовательность, наглядность, оптимальность, учет возрастных особенностей. Для реализации этих принципов применяла разнообразные виды детской деятельности: познавательно-развивающую, исследовательскую, игровую. Использование таких приемов и методов как: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровым персонажем, сюрприз, показ, пояснение, демонстрация изображений объектов, обыгрывание макетов, пальчиковая гимнастика, дидактические и подвижные игры, использование ТСО поддерживало интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Материал подавался эмоционально с соблюдением педагогической этики и такта. Морально-психологический климат в процессе всей образовательной деятельности был комфортным для детей. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормам.
Вывод: Сочетание разных методов и приемов, применяемых мною, рациональное использование пособий способствовало достижению поставленных целей образовательного и воспитательного процесса.
Деятельность: познавательная, коммуникативная.
Форма: проблемная ситуация.
ОО «Познание»
- Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
- Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
ОО «Коммуникация»
- Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.
ОО «Социализация»
- Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.
Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.
Словарная работа:
(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)
Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?
- «Погода осенью»
Работа с календарем погоды.
Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)
2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)
Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.
Физминутка.
Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)
Мы – листочки,
Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)
Мы – осенние листочки.
Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)
Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (Приседают.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)
3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).
Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)
Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)
Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)
А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- «Животные»
Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)
Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц.)
Кто это?
Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?
Осенью заяц линяет.
Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)
Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?
Зайчик кого-то испугался, кто это?
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)
Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.
(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)
Где медведь спит зимой? (В берлоге.)
До свидания, мишка, до весны!
Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)
Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?
О чем попросил нас листочек?
НОД познание «Осень»
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Содержание:
В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Д.: Осень.
В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
Дорогие ребята!
Прошла осенняя пора. Наступают холода.
Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.
В. : Принимаем приглашение?
Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»
В. И вот мы в волшебном лесу…
Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).
(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)
В.: так в каком же лесу мы с вами оказались?
Д.: в осеннем.
В.: Дети, а какая бывает погода осенью:
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).
Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.
По ситуации В. Помогает вопросами:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.
В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?
Д. - они сбрасывают листву.
В. Какие деревья остаются зелеными?
Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.
В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?
Дети оставляют зимующих птиц.
В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.
Д.: Птицы улетают на юг.
В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
А птицы, которые остаются с нами.
Д.: Зимующие.
В. А сейчас вас ждет задание, которое называется
ИГРА «Отгадай и назови! »
Но сначала отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем-
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Песни петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.
Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.
У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.
У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.
Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.
Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.
А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .
В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.
Р1.: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей:(белка)
Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Ответ детей: (в дупле).
В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме
Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы
В.: А что запасает белка?
Ответ детей. (орехи, грибы).
Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.
Р2: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ детей: (заяц)
В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.
Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.
Р3.: Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая …
Ответ детей (лиса)
Р4.: Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Ответ детей (волк)
В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.
Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Р5.: В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
Ответ детей: (медведь)
Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.
Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
В.: Где же медведь спит зимой?
Ответ детей (в берлоге).
Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.
Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Ответ детей (еж)
В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.
Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.
В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.
В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.
В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.
Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.
В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»
Дети отбирают только осеннюю одежду.
В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)
В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.
Д.: да.
В развитии малышей в 3-4 года большое значение отводится познанию окружающего нас мира, природных явлений, особенностей каждого времени года, знакомству с животными и птицами. Это важная составляющая занятий с ребенком. Порой мы многое упускаем из виду, не объясняя ребенку элементарные вещи, поскольку даже не задумываемся о том, что ребенок в 3 года может не знать даже самого, казалось бы, элементарного. Именно поэтому стоит отдельно рассмотреть занятия по познанию окружающего мира. Все эти занятия можно условно разделить на два больших подраздела: времена года и жизнь животных. При этом стоит понимать, что эти два условных подраздела постоянно будут переплетаться и дополнять друг друга. Начнем, пожалуй, со знакомства ребенка с временами года.
Осень
Когда наступает осень, природа начинает меняться, готовиться к зиме. Чтобы ребенок усвоил отличительные черты осени, нужно каждый раз во время прогулки акцентировать его внимание на том или ином моменте. С чего начать?
Самое первое — это появление первых желтых листиков на деревьях, созревание яблок и груш, сбор урожая. Но не все сразу. Когда вы идете на прогулку, осмотрите деревья, обратите внимание на опадающие на землю желтые листочки. Покажите ребенку желтый лист на земле с нотками удивления в голосе: «Ой, смотри, какой красивый желтый листик! А почему он желтый и не на дереве? Ведь листики должны быть на дереве, да?» Послушайте, что вам скажет малыш, и объясните ему, почему с деревьев начинают облетать листья, почему они желтеют, краснеют. Каждый раз обращайте внимание на появляющиеся на деревьях желтые листочки, на их постоянно увеличивающееся количество.
Собирайте вместе с ребенком желтые листочки клена, обращайте внимание на то, чем отличаются кленовые листочки от березовых, какие они по форме, размеру. Предлагайте малышу собрать красивый букет именно из кленовых листочков — его потом можно поставить дома в маленькую вазочку.
Рассказывайте ребенку о том, что осенью на улице становится холоднее, приходит пора одеваться на прогулку теплее, доставать шапки и теплые ботиночки. Для наглядности можно выбрать одну из мягких игрушек или куклу, и брать ее с собой на прогулку. Одевайте игрушку вместе с ребенком, постоянно делая акцент на том, что уже холодно, надо надеть шапку, шарф, куртку и пр. Так закрепляется не только общее представление об осенней погоде, но и последовательность одевания.
Осень — пора дождей. В один из непогожих дней обратите внимание ребенка на затянутое тучами небо, расскажите о том, что осенью солнышко все чаще прячется за тучами, а из туч все чаще льет дождик. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое дождь, и расскажите о дожде. Понимает ли ваш малыш, что такое лужи и как они появляются на дороге? Знает ли, что в луже можно увидеть свое отражение? Обязательно полюбуйтесь своим отражением в луже. Расскажите о том, что лужи мокрые и холодные, в какой обуви можно ходить по лужам, а в какой — нет, и почему.
Знает ли ваш кроха, что такое ветер? Почему колышутся ветки деревьев и облака быстро бегут по небу? Объясните ребенку, что это ветер дует и качает веточки деревьев и их листики, гонит облака по небу. Часто малыши не связывают ветер с шатающимися деревьями и плывущими по небу облаками.
Осень — время сбора урожая. Хорошо, если у вас есть возможность приобщить к этому делу своего ребенка. Например, можно вместе собирать яблоки и груши, помочь выкопать картошку или морковку. Конечно, участие ребенка во всех этих процессах — игра и развлечение, но это очень полезное развлечение. Малыш должен усвоить, откуда берутся овощи и фрукты, что их сажает и выращивает человек, что их собирают и выкапывают и пр.
В конце осени сделайте акцент на том, что все деревья, кроме зеленой елочки приготовились ко сну — они скинули свои желтый и красный наряды, веточки стали совсем голыми. Все деревья зимой будут спать и ждать наступления весны. Акцентируйте внимание малыша на том, что елка отличается от всех остальных деревьев — она с иголочками, и остается зеленой всегда. Учите узнавать елку и березу — деревья с явно выраженными отличительными чертами.
Стоит вспомнить и о лесных жителях. Расскажите ребенку о том, что скоро будет зима, когда зверюшки не смогут найти себе так много еды, как летом и осенью, и потому все они готовятся к наступлению холодов. Расскажите о том, как готовится к зиме белка (хорошо, если вы сумеете вместе найти ее дупло и ребенок сможет увидеть домик зверька), медведь, птички (улетают в теплые края) и другие животные.
Весь этот большой объем информации должен даваться ребенку постепенно, день за днем, с постоянным закреплением материала. Кроме того, тематика осени закрепляется и в творчестве ребенка: аппликации на тему осени, лепка, рисование — все это позволяет нарисовать полную картину осени и понять это время года. Помимо объяснения и рассказов не забывайте и спрашивать у ребенка обо всем, что уже объясняли — проверяйте, что запомнилось, а что малыш пропустил и надо бы повторить. Помогут в закреплении материала и развивающие игры, ориентированные на проигрывание осенних сценок.
В следующей статье мы поговорим о том, как и что должен усвоить ребенок о зиме.
Статьи схожей тематики: