Мастер-класс «здоровьесберегающие технологии в начальной школе по фгос, их виды и реализация. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах с презентацией Здоровьесберегающие технологии в школе презентации


Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.) Осмотрено детей от 0 до 17 лет. Из них имеют отклонения: - в состоянии здоровья - 59 % - в физическом развитии - 10,9 % - в физической подготовленности - 8,5 %


1. Костно-мышечной системы и соединительной ткани. 2. Органов пищеварения. 3. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. 4. Нервной системы. 5. Органов дыхания. 6. Психические расстройства и расстройства поведения. Наиболее распространены болезни:


Из постановления правительства РФ от «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…» Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры санитарно- эпидемиологического надзора. Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.


Показатели здоровья: 1. Общая заболеваемость (уровень и структура). 2. Острая заболеваемость (уровень и структура). 3. Заболеваемость в случаях, в днях на 1 ребёнка. на 1 ребёнка. 4. % часто болеющих детей. 5. % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. 6. % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой. 7. % детей, функционально незрелых к обучению. 8. % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. 9. % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. 10. Распределение детей по группам здоровья.


Показатели физического развития: 1. Длина тела. 2. Масса тела (в граммах). 3. Динамометрия: левой и правой кисти. 4. Жизненный объём лёгких (в мл.). 5. Окружность грудной клетки в паузе (покое) 6. (в см.). 7. Весо-ростовой индекс. 8. Дефицит или избыток тела. 9. Интегральный показатель физического развития. 10. Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %). Измерения проводятся до 1 ноября. Измерения проводятся до 1 ноября.


Показатели физической подготовленности: 1. Физическая подготовленность: - бег на 30 м - бег на 30 м - бег на 1000 м - бег на 1000 м - подтягивание на перекладине (М.) - подтягивание на перекладине (М.) или подъём туловища в сед за 30 или подъём туловища в сед за 30 секунд (Д.) секунд (Д.) - прыжок в длину с места. - прыжок в длину с места. 2. Интегральный показатель физической подготовленности. 3. Число детей с низким, средним и высоким уровнем двигательной подготовленности (в %) (в %)




Гигиенические условия, факторы: 1. Шум. 2. Освещённость.. 3. Воздушная среда. 4. Размер помещений, кубатура. 5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). 6. Используемые стройматериалы, краска. 7. Мебель: размеры, размещение. 8. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. 9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. 10. Качество питьевой воды. 11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. 12. Состояние сантехнического оборудования. 13. Наличие системы санитарно-просветительской работы.


Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) Особенности устава школы и норм школьной жизни Медицинское и психологическое обеспечение школы.


7. 7. Участие родителей учащихся в жизни школы Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Интегрированность школы в окружающий социум Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики Нарушения правил техники безопасности и охраны труда Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.


Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок Стиль педагогического общения учителя с учащимися Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Особенности работы с «трудными» подростками в классе Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.


Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно- правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.




Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ» Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма Кадровое обеспечение (медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.


5. 5. Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно- ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья 6. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья. 7. Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ. Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.


Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.) 1. Здоровье ученика в режиме дня школы. 2. Здоровье учителя. 3. Школьное питание. Какое оно? 4. Соблюдение гигиенического режима. 5. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития. 6. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке. 7. Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии. 8. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии. 9. Нормализация учебной нагрузки на уроке. 10. Дозирование домашнего задания. 11. Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе. 12. Микроклимат в школе.


Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи: Определить состояние самочувствия ученика Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. Объект исследования: система УВП в школе. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.


Программа проведения ДДРК: Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК Примерные сроки проведения ДДРК Анализ материала и выявление тенденций Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии Проведение педсовета или педконсилиума.


Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: 1. Образ жизни % 2. Влияние экологических факторов % 3. Биологические (наследственные) – 20% 4. Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).




ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Борьба с вредными привычками Соблюдение правил дорожного движения Система физкультурно- оздоровительных мероприятий Закаливание Культура общения Рациональное питание Благоприятный морально- психологический климат Соблюдение правил ТБ Двигательная активность Сочетание труда И отдыха СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА


Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: 1. Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. 2. Гигиеническое воспитание. 3. Сформированность здорового образа жизни. 4. Оздоровление, лечение. 5. Использование здоровьесберегающих технологий образования. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 7. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно- просветительскими учреждениями. 8. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.




Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.


Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.


Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процессатворческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении. деятельностный подход в обучении.




Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство. 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.


Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Обеспечение гигиенических условий ОП: 1. Действие звуковых раздражителей 2. Воздушно-тепловой режим 3. Освещение естественное и искусственное 4. Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) 5. Использование персональных компьютеров 6. Питание учащихся 7. Качество используемой питьевой воды.


Здоровьесберегающая организация учебного процесса: 1. Рациональная организация учебного процесса 2. Рациональное расписание учебных занятий 3. Двигательная активность учащихся 4. Рациональная организация урока 5. Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения 6. Рациональная организация общего режима дня школьников


Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональ ный Недостаточно рациональный нерациона льный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин Более 15 мин


4 Частота чередо- вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через мин Смена через мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через Не чере- дуются 7 Наличие эмоцио- нальных разрядок 2-31нет 8 Место и длитель- ность применения ТСО В соответс- твии с ги- гиеническим и нормами С частичным соблюдением гигиеничес- ких норм В произ- вольной форме 9 Чередование позы В соответст- вии с видом работы Имеются слу- чаи несоот- ветствия позы виду работы Частые несоот- ветствия позы виду работы


10 Наличие, место, содержание и продолжитель- ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов- торениями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжите- льностью Отсутст- вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель- ные эмоции Имеются слу- чаи отрица- тельных эмоций Преобла- дают отри- цательные эмоции 12 Момент наступ- ления утомления учащихся по снижению учеб- ной активности Не ранее 40 мин Не ранее мин До 30 мин


Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (по Смирнову Н.К.) 1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). 5. Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через мин.). 6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. 7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.


8. Чередование позы в соответствии с видом работы. 9. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. 11. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).


12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). 16. Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка. задерживание учащихся после звонка.


Литература 1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье- сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, – 121 с. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование, Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», – 568 с.

МОУ «Воздвиженская средняя школа» учитель начальных классов педагогический стаж: 8 лет «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский

Морозова

Юлия

Евгеньевна

Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Научно-исследовательские условия

Методические условия

Условия формирования личного вклада

Организационно-

педагогические

Изучение трудов Н.К.Смирнова,

Н. П. Абаскаловой,

Г. К. Зайцева

  • Всероссийская педагогическая он-лайн конференция «Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС»
  • Вебинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
  • Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
  • участие в МО учителей начальных классов,
  • посещение и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий,

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Теоретическое обоснование личного вклада

Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств , способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

необходимость сохранения здоровья школьников

отсутствие чёткой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе

Обеспечение младшим школьникам

возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,

формирование необходимых знаний умений и навыков по

здоровому образу жизни.

Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в

улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

в процессе учебной деятельности.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья

младших школьников, созданию благоприятной обстановки

в классе.

Обобщить здоровьесберегающие условия проведения

образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея

Формирование мотивации у обучающихся, учителей

и родителей к тому, чтобы они с самого

раннего возраста ценили, берегли и укрепляли

свое здоровье, стремились стать более здоровым

и развитым не только личностно, интеллектуально,

духовно, но и физически.

Виды здоровьесберегающих технологий

Организационно-педагогические технологии

Психолого-педагогические технологии

Учебно-воспитательные технологии

ЗСТ-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

(Н.К.Смирнов)

Деятельностный аспект

Средства здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

  • Физкультминутки
  • Минутки релаксации
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж активных точек
  • Чередование видов деятельности на уроке
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и здоровьесберегающей среды учреждения

Организация

Установление контактов с социальными партнёрами учреждений по вопросам

Освоение педагогами учреждения методик и приёмов

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательный процесс

Работа по

Обучающимся

  • успешно адаптироваться
  • в образовательном и социальном

    пространстве,

  • способствовать формированию
  • потребности в здоровом

    образе жизни.

Диапазон личного вклада в развитие образования

  • снизить психо-эмоциональное
  • напряжение обучающихся,

  • повысить познавательную
  • активность обучающихся,

  • улучшить психологический
  • климат в коллективе,

  • предотвратить формирование
  • дезадаптациии состояния

    переутомления

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности позволило

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Количество пропущенных учебных дней по болезни

Количество неболевших детей

Транслируемость практических

достижений профессиональной деятельности

Данная работа может заинтересовать как учителей начальной школы, так и учителей – предметников среднего звена, а так же молодых педагогов.

Достижения данной работы будут озвучены на педагогическом совете школы, а так же распространены среди учительского сообщества через сайты dnevnik.ru, nsportal.ru, prosholu.ru, multiurok.ru

Литература

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

"ВАКО", 2004

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Спасибо за внимание!

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Информатика. Физкультпаузы, которые я провожу в 10-11 классах, не являются для школы традиционными (как правило, в старших классах их мало кто практикует). Но такие минуты на уроке очень нравятся детям, проводятся всегда с удовольствием, поднимают настроение, снижают утомляемость и повышают познавательную активность. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы, провожу на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, просто физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». История. К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке которую можно осуществить с помощью физкультминутки. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории. музыка Известно, что музыка, хоровое пение является важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки.

МБОУ Бекасовская сош

  • Здоровьесберегающие технологии в школе Здоровье и школа.
  • Когда нет здоровья, молчит мудрость,
  • не может расцвести искусство, не играют силы,
  • бесполезно богатство, и бессилен разум.
  • Геродот
  • Ж.С.Вылиток
  • «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
  • В.А.Сухомлинский.
Здоровье ученика в норме, если:
  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии .
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Принципы здоровьесбережения:
  • «Не навреди !».
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащего ся.
  • Непрерывность и преемственность.
  • Субьект -субьективные взаимоотношения .
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход .
  • Успех порождает успех .
  • Активность.
  • Ответственность за свое здоровье.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
  • Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
  • Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния
  • Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы офтальмотренажер на потолке использование в учебном процессе специальной мебели - конторок и методики смены динамических поз МАССАЖНЫЙ КОВРИК ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
  • Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ ДЕТИ ПИШУТ ПЕРЬЕВЫМИ РУЧКАМИ
  • Дети пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. Для того, чтобы школьники овладели навыками письма, используются специальные каллиграфические прописи. Именно такое письмо позволяет формироваться художественным способностям, развиваться психомоторной системе. Только после получения подобных навыков школьники начинают овладевать буквенным письмом.
Физкультурно-оздоровительное направление в школе ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ
  • «Экологический букварь» изготавливается сле дующим образом.На полотне холста (размером по ширине не менее 2-х метров) рисуется яркий сюжет природы. Например, «У речки», «У озера». «На поляне» и т. д. При этом в различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Например, мишка тащит букву «М» к одиноко лежащей под кустом букве «А» и т. д. Размеры букв - 5×10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Например, как показал опыт, в группе даже 4-летних детей обязательно найдутся несколько лидеров, которые проявляют интерес к буквам. Именно они начинают осаждать воспитателя постоянными вопросами: «А это какая буква?» В этих условиях задачей воспитателей или учителя является не назидательно, а точнее. мудро, поддерживать интерес к познанию тех или иных букв у остальных детей. Важным здесь является то, что дети сами по своему усмотрению подходят к стене фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву.
Требования к проведению физкультминуток
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток
  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика
Благодаря данной технологии достигается:
  • Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  • Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  • Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: