Почему важно бороться за чистоту русского языка. Социальный проект "мы за чистоту русского языка"

Дорогие друзья!

Мы открываем новую рубрику «Возрождение нравственности». Так или иначе все выпуски нашей рассылки посвящены этой теме. Однако, в рамках статей данной рубрики мы постараемся выделить наиболее существенные проблемы современности в сфере морали и нравственности.

И начнём с самого простого – с нашей речи. К сожалению, отсутствие культуры речи – это настоящий бич нашего времени. Различные виды сленга, нецензурная лексика настолько распространены в наше время, особенно в среде молодёжи, что это напоминает настоящую речевую эпидемию. Можно ли что-то противопоставить этому? Конечно можно – культуру и знания!

В сегодняшнем выпуске предлагаем вашему вниманию материалы о культуре речи.

Первая статья (в сокращении) журналиста Александра Ярошенко, напечатанная в «Российской газете» от 21 мая 2008 г.

Вторая – статья «За Чистоту речи русской!» педагога из Владивостока Зои Галицкой. Статья была напечатана в «Приморской газете» 17 августа 2007 г.

Больше половины населения России не обходятся без «крепкого» слова

…Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно провел опрос россиян и выяснил, что нецензурная брань раздражает примерно половину наших соотечественников, почти четверть из них не скрывают своего негодования по этому поводу.

20 процентов опрошенных регулярно пользуются блатной терминологией. 13 процентов населения постоянно применяют в своем разговоре интернет-сленг – новые технологии не щадят даже язык.

Ситуация по распространению «языкового рака» (так филологи называют мат) со временем принимает все более распространенные формы. Сегодня, по данным социологов, 61 процент опрошенных не скрывают того, что используют ненормативную лексику в своей повседневной жизни.

По данным всезнающей статистики, 78 процентов россиян считают, что за чистоту языка нужно вести целенаправленную борьбу. Только 11 процентов опрошенных не видят в этом никакой необходимости.

Сегодня во многих российских деревнях матом ругаются, что называется, и стар и млад (в селе это просто более наглядно и заметнее). Ушло из жизни поколение наших бабушек и дедушек, получивших образование в церковно-приходских школах, в их речи матерщина практически отсутствовала полностью.

Сейчас старшее поколение – это те, чья молодость пришлась на годы первых советских пятилеток, тогда общество активно искореняло «народный опиум» – религию. А вместе с этим существенно снизились нравственные требования к родному языку.

Характерно, что уровень образования не всегда влияет на культуру речи. Многие наши артисты, спортсмены и политики грешат сквернословием.

Филологи полагают, для того чтобы защитить русский язык, нужно более глубоко изучать его в школе. Практически все специалисты в области языка признают, что для того чтобы защитить речь от ненормативной «опухоли», необходимо с самого детства больше читать русскую литературу, правильно говорить в семье.

Более половины опрошенных считают, что за чистоту языка нужно бороться всеми доступными средствами. Эта идея особенно популярна среди граждан старше 60 лет. 61 процент участников опроса полагают, что государство должно всеми мерами бороться за чистоту родного языка. Это мнение разделяют более половины опрошенных из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Аксиома, что мат как ржа разъедает нашу нравственность, выхолащивает душу и делает людей духовно беднее, примитивнее, если хотите. Некоторые ученые предполагают, что слово имеет энергетику, силу и вес. Например, когда на воду читают молитву, то она меняет свою структуру. То же самое происходит, когда возле сосуда с водой ругаются матом, после этого резко меняется ее кристаллическая решетка. Надо полагать – не в лучшую сторону.

Александр Ярошенко

За Чистоту речи русской!

«Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают душу народную, заражают духовную атмосферу на Руси и иногда становятся прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и «черного слова», – писал архиепископ Никон (Рождественский) в 1915 году.

В последнее время наряду с курением, употреблением пива стало очень распространённым явлением сквернословие. На улицах совершенно безнаказанно звучит бранное слово. Сквернословят, никого не стесняясь, часто утверждая, что разговаривают «по-русски».

В русскую речь сквернословие входило в исторически сложные для России периоды и поэтому ощущение греховности ругани есть у каждого человека.

Из всех грязных слов, которые сейчас произносят, многие тюркского происхождения и пришли к нам в период татаро-монгольского нашествия как хула на Бога и на Матерь Бога, которых почитают христиане, и как осквернение, принижение женского начала.

В массовом масштабе сквернословие стало входить в быт русского человека перед революцией. Пьяные матросы, бунтующие толпы, всевозможные «шариковы» и даже «прогрессивные» студенты время от времени отпускали пошлые словечки и грязные выражения.

Этнопсихологи обнаружили, что по сочетанию звуков мат во многом схож с древнешумерскими шаманизмами. То есть шаманы во время камлания (колдовства) выкрикивали определенные сочетания звуков для привлечения злых духов.

Если человек постоянно использует бранные слова, то он как бы привлекает в свое поле тех же злых духов, и рано или поздно наступает момент, когда человек теряет над такими духами контроль. В христианстве это называется «одержимостью». В психиатрии – «синдромом Торетта». А выглядит это так: когда человек открывает рот, у него непроизвольно вырываются бранные слова. И своей волей он не способен остановить этот поток.

Что же говорят современные ученые об отрицательных последствиях употребления сквернословия?

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П. Гаряев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный несколько лет тому назад проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: отчего так много больных, отчего такая высокая смертность, что же происходит сегодня с родом человеческим?

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном (совокупность всей генетической информации организма).

Если человек в своей речи использует нецензурные выражения, его хромосомы начинают менять свою структуру. В том случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться своего рода отрицательная программа.

Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам человека. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячу рентген!

Подобная способность воздействовать словами на программу наследственности человека наиболее часто упоминается в религиозной литературе. Она известна человечеству с древнейших времен. Из отечественной литературы мы знаем, что благодаря молитвам святых и праведников исцелялись безнадежно больные люди. Благословение при этом распространялось не только на самого человека, но и на его потомков.

Таким образом, слово – обоюдоострый меч!

Вывод ученых: ДНК воспринимает речь и е е смысл . Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания.

П.П. Гаряев считает: с помощью слова, речи, а значит – мысли (ибо речь есть результат мышления) человек, как скульптор, ваяет свой генетический аппарат.

Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто. Так от поколения к поколению, как снежный ком, нарастают негативные, саморазрушительные процессы, заложенные в человеческом геноме его речью. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным «героем» .

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом», – писал еще в XIX веке российский лексикограф, писатель и врач, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.

Зоя Галицкая, г. Владивосток

Махачева Анай Садыковна

Руководитель проекта:

Магомедова Саида Абдуламидовна

Учреждение:

МКОУ "СОШ №4" г. Хасавюрт, Республика Дагестан

В данной исследовательской работе по русскому языку "За чистоту русского языка!" я исследую словари русского языка и узнаю их типы, познакомлюсь с историей отечественной лексикографии и с электронными словарями. Проведу анкетирование и выясню, насколько востребованы словари.

В моем исследовательском проекте по русскому языку "За чистоту русского языка!" я планирую выяснить значение термина "словарь " и изучить историю развития словарного дела в России.


Для выполнения исследовательской работы по русскому языку "За чистоту русского языка" мне необходимо будет изучить и проанализировать литературу, найти необходимую информацию в сети Интернет, провести опрос школьников.

Введение
Глава I. Понятие «словарь »

1.1. История появления словарей.
1.2. Основные словари современного русского языка.
Глава II. Типы словарей
2.1. Анкетирование о знании словарей.
2.2. Электронные словари и энциклопедии.
Глава III. Заключение
Библиографическое описание
Приложение

Введение

Вы любите читать словари? и Часто ли обращаетесь к ним? Уверена, что многие из вас дадут отрицательные ответы или зададут встречный вопрос: «А что может быть интересного в словарях, чтобы их читать? »


А ведь словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка.

Недавно мы изучали тему «Лексика. Культура речи ». Меня заинтересовала эта тема. Мне много раз приходилось обращаться к словарям: толковому, орфографическому. Так появилась проблема : какие вообще существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором. Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

Актуальность работы очевидна: в условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Учащиеся не всегда знают, где и каким образом они могут получить необходимую информацию.Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.

Цель исследования: познакомиться со словарями русского языка, историей отечественной лексикографии, типами словарей и с электронными словарями.

Задачи исследования :

  • выяснить значение термина «словарь »;
  • изучить историю появления словарей и развитие словарного дела в России;
  • определить типы словарей по назначению и функциональной принадлежности;
  • выяснить, как востребованы современные словари русского языка;
  • узнать про электронные словари.

Объектом работы стали словари, а предметом – типы словарей, их структура, история появления.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся и обобщение полученных данных.

Гипотеза: можно предположить, что если учащиеся будут иметь представление о типах словарей и о содержащейся в них информации, то им легче будет ориентироваться в словарях при выполнении определённой работы.


ГОРОДСКОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

«ОТ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА – К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ»

Номинация: «Уметь, чтобы помочь, знать, чтобы защитить…»

Направление: профилактика употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга

Тема: «Мы за чистоту русского языка"

3-б класса,

МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Руководитель:

Пантась Нина Васильевна, учитель начальных классов,

ЗАТО Видяево

2016

ВВЕДЕНИЕ

Глава I . ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1. 1 Причины употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов, подросткового сленга.............................................................................................................................................21. 2 Краткая аннотация проекта.................................................................................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава II . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

2.1. Цель проекта…................................................................................................................2 - 3

2.2. Задачи проекта ………………………………………………………............................2 - 3

Глава III . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Актуальность........................................................................................................................3

3.2. Юридическая правомерность действий в ходе

проекта ………………………………………………………………….........................4

3.3. Этапы реализации проекта……………………………………………….........................4

3.4. Формы работы над проектом……………………………………….……...................4 - 5

3.5. Научно-методическая работа........................................................................................... 5

3.6. Материально-техническое обеспечение………………………………......................5 - 6

3.7. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа …………………........................6

3.8. Взаимодействие с родителями, с друг другом, с организациями Мурманской

области…………………………………………….............................................................6

3.9. План осуществления проекта......................................................................................6 - 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 1 V . ИТОГИ

4.1. Ожидаемый результат…………………………………………………............................8

4.2. Перспективы развития проекта ………………………………………............................8

4.3. Оценка успешности проекта …………………………………………........................8 - 9

Полезные ресурсы: ………….....................................................................................................9

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I . ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1. Причины употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов, подросткового сленга:

а) для достижения определённого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей; б) ради забавы и удовольствия; в) для демонстрации остроты своего ума; г) в целях избежания повседневной банальности употребления слов литературного языка, стремление к большей экспрессивности речи; д) для привлечения внимания к собственной персоне; е) для выполнения конспиративной функции; социальной общности; ж) для создания собственной речевой маски.

1.2. Аннотация проекта

Наш проект «Мы за чистоту русского языка!» направлен на актуализацию проблемы существования ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга в речи учеников начальной школы и отношения современного общества к этой "помолодевшей" действительности.

В своём проекте, мы хотим предоставить возможность нашим сверстникам задуматься и обсудить проблему существования в русском языке слов, которые не включены в традиционные словари, которые не рекомендуется употреблять в публичной речи, в том числе при общении в школе, в общественных местах.

Мы уверены, что наша словесная распущенность играет не последнюю роль в нашем формировании, в нашем интеллектуальном развитии, для нашего здоровья. Сегодня матом не ругаются, а разговаривают школьники, молодежь, взрослые мужчины и женщины. Мат распространяют СМИ и киноискусство. Жаргонизмы, сленг - обедняют нашу речь.

Своим проектом мы хотим привлечь внимание всех, а прежде всего школьников, к проблеме той части лексики, которая до некоторого времени считалась неприличной, а публично произнесенная фраза стоила человеку потери авторитета, каралась штрафом или наказанием в виде содержания под арестом в течение 15 суток.

Проект направлен изучение возможностей богатого литературного русского языка, на профилактику и предупреждение "загрязнения" нашей речи, на нетерпимость к подобным словам. Он охватывает важные стороны работы над нашей речью, исторические корни и включает интересные и доступные для учащихся формы работы. Его оригинальность в том, что дети сами непосредственно могут видеть ошибки других, анализировать их, искать решения для предотвращения этих ошибок. Учителем разработаны технологии по профилактике "загрязнения" русского языка. Действия в ходе проекта происходят в неназидательной форме. Каждый участник проекта ощущает свою значимость в данной работе, понимает, что от его успешности зависит успешность других. По этой причине каждый участник проекта всё выполняет добросовестно и сознательно. Проект жизнеспособен, имеет перспективы к развитию.

Проект рассчитан на 1 год

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава II . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

2.1. Цель проекта:

2.2.Задачипроекта:

формирование позитивной речевой культуры в среде учеников.

а) привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

б) воспитать уважительное отношение к окружающим;

в) определить роль заимствованных с других языков слов;

г) познакомить учащихся с архаизмами и неологизмами;

д) прививать учащимся стремление к красоте, правильности русской речи;

е) повысить уровень культуры общения в среде подрастающего поколения.

Глава III . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Актуальность

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, логично, образно, умение завладеть вниманием слушателей – своеобразная характеристика культурного человека, вызывающего симпатию окружающих, способного адаптироваться в обществе. Все мы знаем, насколько важна культура речевого поведения для хорошего будущего подрастающего человека. Конечно, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться.

В последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.

Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления. На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел и многие другие. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми… Что остается говорить о любимом многими учащимися «контакте», дающем возможность свободного общения в онлайне? Да, это интересно, однако, если сокращенные слова, удобные для быстрого общения, использовать в устной, а то и в письменной речи, по меньшей мере, у слушателей вызывает недоумение. Да и как понять слова «мя», «тя», «лю», часто употребляемые детьми? Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены? Больно за то, что невидимое, на первый взгляд, увлечение, сокращение слов, небрежное их использование приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…

А употребление в речи школьников, даже начальных классов, ненормативной лексики!

Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

И наиболее важная роль в этом отводится школе…

3.2. Юридическая правомерность предложений и действий в ходе проекта

Перед началом работы над проектом проводится представление родителям учеников краткой информации о проекте и получение от них согласия на сотрудничество детей, на работу детей с родителями в Интернете, публикации текстов и других наработок, выполненных коллективно или ребёнком индивидуально, а также фотографий детей в коллективной рукописной книге «Мы за чистоту русского языка»..

3.3. Этапы реализации проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

с ентябрь - октябрь

ноябрь - апрель

май

подготовка базы для выполнения

проекта

вся основная работа по воплощению проекта в жизнь: сбор и оформление материала, классные часы, классные мероприятия, открытое занятие «Мы за чистоту русского языка», знакомство со словарями, участие в "Дне Словаря", изучение исторических корней ненормативной лексики, заимствованных слов, неологизмов, архаизмов, жаргонизмов, молодёжного сленга, изучаем культуру других народов (саамская культура), поездки на экскурсии, участие в конкурсах (даже международных), знакомство с произведениями русских писателей и поэтов, помогающими почувствовать красоту русского языка, тесный контакт с МБО ЗАТО Виядево с целью привить любовь к книгам, обогатить речь школьников, прочее...

выпуск и презентация книги, обобщение опыта, печать в наработок в Интернете, "Вестнике Видяево", поездка на праздник славянской культуры и письменности в г. Мурманск.

3.4. Формы работы над проектом

Наш проект стал частью жизни детей, т. к. он интересен, жизнеспособен. В проекте задействованы такие взаимодополняющие друг друга формы работы:

пассивные формы работы

активные формы работы

работа над чистотой русского языка, его обогащением на уроках, в курсе учебных дисциплин: русский язык, литературное чтение и прочих;

конкурс сочинений "Мы за чистоту русского языка";

классные часы, беседы;

участие в различных конкурсах стихов (классных, общешкольных)

использование простора Интернет;

классные часы;

встречи с интересными людьми;

самостоятельный сбор материала;

выпуск и презентация книги Мы за чистоту русского языка»;

чтение художественной литературы.

изучаем культуру других народов (саамская культура) - поездка на экскурсию в деревню Самь - Сыйт; с

равниваем две культуры;

печать наработок в Интернете;

беседы;

поездка на праздник славянской письменности и культуры в г. Мурманск;

публикация статьи в "Вестнике Видяево";

сотрудничество с МБО ЗАТО Видяево;

участие в Дне Словаря;

участие в XX международном конкурсе детской рукописной книги;

классные мероприятия, направленные на расширение читательского кругозора, обогащению русского языка и нетерпимости к "засорению" языка;

мероприятия в рамках кружка "Я - читатель" и "Я - исследователь".

3.5. Научно-методическая работа

Это:

беседы учителя с родителями о необходимости обогащения и чистоты русского языка школьников;

оказание методической помощи родителям в плане привития любви к чтению детей и расширения их читательского кругозора;

создание и обновление странички в методическом уголке.

3.6. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предполагает обновление странички в методическом уголке, выделение средств на создание рукописной книги, средств на поездку на праздник славянской письменности и культуры, призов победителям в различных играх и конкурсах. Все средства выделяются родителями.

Смета:

Наименование

Цена (средняя)

Количество

Стоимость

Средства для рукописных книг

500, 0

500, 0

Средства для странички в методическом уголке

200, 0

200, 0

Средства на поездку в г. Мурманск

300, 0

6 300, 0

Средства на поездку в деревню Самь - Сыйт

1000, 0

21 000

Призы

1050, 0

Итого

29 050, 0

3.7. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа

Эта работа по анализу причин и условий, засорения русского языка, бедности речи учащихся, отслеживания изменений в речи учащихся в ходе работы над проектом, это работа по отбору найденного материала и оформлению страничек книги. К этой работе привлекаются все участники проекта с чётким разграничением задач каждого участника.

3.8. Взаимодействие с родителями, с друг другом, организациями Мурманской области

Взаимодействие с друг другом и родителями подразумевает совместное участие в проводимых мероприятиях.

Взаимодействие с другими организациями (МОЦ ДОД «Лапландия», МБО ЗАТО Видяево, прочее) – это совместные мероприятия: участие в конкурсах этих организаций, посещение выставок по данной теме, прочее. (Включение в сотрудничество с этими организациями по мере объявлений этими организациями мероприятий по указанной теме).

3.10. План осуществления проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

сентябрь - октябрь

ноябрь - апрель

май

Подготовка базы для выполнения проекта:

Основная работа по воплощению проекта в жизнь:

1. Печать наработок в Интернете (по мере их завершения).

2. Участие в конкурсах чтецов (по мере их проведения).

3. Посещение выставок, связанных с культурой русского языка"

4. Еженедельно слушаем аудиозаписи русских писателей в исполнении мастеров слова, читаем предложенные произведения.

5. Работаем (регулярно)над созданием рукописных книг:

"Мы за чистоту русского языка",

"Мой сильный маленький народ"

6. Сотрудничествво с МБО ЗАТО Видяево, МОЦ ДОД "Лапландия"

1. Обобщение опыта.

2. Выпуск и презентация книги "Мы за чистоту русского языка"

На протяжении подготовительное периода наблюдаем за речью сверстников, тестируем одноклассников по теме "Твоё отношение к ненормативной лексике, жаргонным словам. Что ты думаешь о твоей речи и речи твоих одноклассников, друзей!.

1. Поездка в деревню Самь - Сыйт

14 сентября 2016

1. Выбор темы,

согласование с родителями, распределение обязанностей.

1. Конкурс сочинений "Мы за чистоту русского языка"

2. Участие в общешкольном конкурсе чтецов "Это родина моя"

3. История ненормативной лексики, жаргонизмов, молодёжного сленга.

1. Поездка в г Мурманск на праздник славянской культуры и письменности

2. Публикация статьи в "Вестнике Видяево" "Русский язык - наше богатство"

1. Решение юридических вопросов. 2. Решение вопросов финансирования.

1. Открытое мероприятие в рамках недели начальной школы "В гости к саамам"

1. Решение вопросов по сотрудничеству.

Беседы:

Классные часы (по одному классном у часу, начитная с ноября 2016 года):

1. " Сила слова"

2. "Ты и твоя речь"

3. "Встречают - по одёжке, провожают - по уму"

4. "Чтобы научиться красиво говорить..."

5. "Книга - твой лучший друг".

6. "Поэты и писатели современности"

7. "Великие русские писатели и поэты"

Создание странички в классном методическом уголке.

Изучаем архаизмы.

интеллектуально-познавательная игра «Мы за чистоту русского языка»;

Встреча с интересными людьми (ЛИТО "Сполохи")

Изучаем неологизмы.

Изучаем заимствованные слова.

Классное мероприятие "Сударыня, позвольте"

Праздник "Как в старину"

Познавательная игра «Своя игра. Русский язык и литература.»

1. Игра "Словесные баталии"

1. Подводим итоги "Какой стала наша речь"

1. Участие в XX международном конкурсе детской рукописной книги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава V . ИТОГИ

5.1. Ожидаемый результат

1.Реализация программы позволит сделать более красивой и богатой речь школьников, начнёт вырабатывать нетерпимость к "загрязнению" русской речи

2. У детей начнёт повысится читательская активность, возрастёт интерес к книгам.

3. Дети с получат возможность более легко общаться в любом обществе, не используя "новомодные словечки" в своей речи.

4. Учащиеся получат возможность узнать культуру коренных жителей Кольского Севера и начнут с уважением относиться к любой мировой культуре.

5.2. Перспективы развития проекта

Дети смогут представить рукописную книгу "Мы за чистоту русского языка" другим учащимся школы, с ней участвовать на конкурсах, привлечь в свои ряды единомышленников, начнут ценить свой язык, обогащать свою речь.

5.3. Оценка успешности проекта

Проект нацелен на достижение практического результата. Об этом говорит эффективность действий по реализации проекта. Во главу проекта ставится главная позитивная ценность - обозначение взрослым проблемы и охотное включение взрослых в реализацию проекта, создание мотивации для детей и взрослых, отвечающей потребностям детей. В ходе реализации проекта использованы и другие позитивные ценности, описанные в главах проекта и разумно подобранные с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Проект или его отдельные технологии (некоторые технологии разработаны руководителем проекта) можно успешно использовать и другими группами учащихся.

Проект оригинален своими решениями практической направленности: семейное участие, коллективное творчество, использование материалов Интернет и прочее.

Проект жизнеспособен, поскольку он актуален. Он построен с учетом реальных возможностей и ресурсов МБОУ СОШ ЗАТО Видяево.

Полезные ресурсы:

1. https://deti-online.com/skazki/rasskazy-prishvina/ - Рассказы М. Пришвина для детей

2. https://www.tikitoki.ru/stihi-dlya-detey/poezija-sergeja-esenina-detjam - Поэзия С. Есенина детям

3. http://www.4egena100.info/olimpiada/citaty.html - цитаты великих писателей о русском языке

4. http://festival.1september.ru/articles/511075/ - Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

5. http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htmlСловарь устаревших слов

6. http://likbez24.ru/index.php/leksika/item/246-leksicheskij-slovarik - Лексический (толковый) словарь неологизмов

7. http://www.studfiles.ru/preview/6311366/page:34/ - Словарь подросткового сленга

8. http://slavculture.ru/mir/1178-mat-v-russkom-yazyke.html - Откуда появился мат в русском языке

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЧГПК – 2

Борецкая Татьяна Викторовна 2014 г

Урок-мероприятие по русскому языку

Тема: "Чистота речи. Давайте говорить красиво".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

    определение проблемы современного русского языка и пути их решения

    закрепление знания о разнообразных языковых нормах

    развитие системы ценностных отношений к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, уважение к собеседнику

    воспитание любви к русскому языку и бережного к нему отношения

Оборудование урока:

с использованием компьютерных технологий (портрет Ахматовой, музыкальное сопровождение); карточки-задания

Ход мероприятия

План урока

1. Организационный момент:

Проверка наличия и готовности учащихся,

Объявление темы и цели урока, запись эпиграфа: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Б. Васильев

2. Этап актуализации знаний:

Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно. Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.

Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, служащий для объединения нации, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Никому ведь не приходит в голову, что надо упростить и выхолостить химию, физику, математику или ботанику. А вот мысли по рационализации, реформированию могучего русского языка в наше время становятся символом решительных, радикальных обновлений.

Сторонники упрощения русского языка не задумываются над тем, что делают. Скорее всего, они исходят из сиюминутных нужд, не задумываются, что облегчить язык нельзя без ущерба для него. Расстраивая яркий русский язык, не желают думать, а может, и не знают, что язык – это история нашего народа, сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

3. Этап постановки целей, формулирования темы урока

Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.

Давайте попробуем определить болезни языка.

(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

В результате дискуссии на доске появляются следующие записи:

Жаргон,

Скудность, однообразность лексики,

В разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,

Очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,

Иногда неоправданное употребление иностранных слов.

Вывод: Речь засоряется и огрубляется.

На ваш взгляд, каковы причины этих болезней? (обсуждение в группе)

Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

Бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;

В век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству;

- Какими чертами должна обладать правильная речь?

Правильность речи , т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

Точность речи , т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

Логичность речи , т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

Ясность речи , т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Простота речи , т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

Живость речи , т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

Благозвучие , т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово - зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово - в ьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово - яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...

В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)

Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.

Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов:

4. Практическая работа. Закрепление знаний о разнообразных языковых нормах.

Выполнение заданий по русскому языку и культуре речи.

ЭСТАФЕТА

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях выполняют различные задания по русскому языку. В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого, команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.

Количество команд – 3. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 5-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

Станция 1 "Ударная”

Расставьте ударения в словах.

Одновременно, приданое, средства, сливовый, дремота, обеспечение, позвонит, избалованный, тотчас, упрочение, феномен, каталог, красивее, эксперт, ходатайство.

Ответы:

Одноврем е нно, прид а ное, ср е дства, слив о вый, дрем о та, обесп е чение, позвон и т, избал о ванный, т о тчас, упр о чение, фен о мен, катал о г, крас и вее, эксп е рт, ход а тайство.

Станция 2 «Мудрово»

Прочитайте китайские пословицы. Подберите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

У себя на голове верблюда не заметит, на другом иголку увидит.

В тихом месте зло таится.

Когда много каменщиков, дом получается кривой.

Торгующий овощами ест ботву.

Народу столько, что с коромыслом не пройдешь.

Язык беду приводит.

Призывая огонь на соседа, сгоришь сам.(китайская).

Ответы:

В чужом глазу соломинку видит, а у себя бревна не замечает. В тихом омуте черти водятся. У семи нянек дитя без глазу. Сапожник всегда без сапог. Народу столько, что негде яблоку упасть.Язык мой – враг мой. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Станция 3 "Ненашево”

Замените русским словом.

Пьедестал –

Грот –

Пресс –

Артист –

Оригинальный –

Негативный –

Компетентный –

Ответы:

Пьедестал – возвышение

Грот – пещера

Пресс – давление

Артист – лицедей

Оригинальный – непохожий

Негативный – отрицательный

Компетентный – знающий

Дискуссия –

Атеист –

Триумф –

Шеф –

Атлет –

Банкротство –

Трасса –

Дискуссия – спор

Атеист – неверующий

Триумф – победа

Шеф – начальник, командир

Атлет – спортсмен

Банкротство – поражение

Трасса – дорога

Станция 4 «Склонилово»

Просклоняйте сочетания числительных с существительными:

7845 жителей, полторы минуты, оба сотрудника.

И. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Р. Семи тысяч восьмисот сорока пяти жителей

Д. Семи тысячам восьмистам сорока пяти жителям

В. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей

Т. Семью тысячами восемьюстами сорока пятью жителями

П. Семи тысячах восьмистах сорока пяти жителях

И.Полторы минуты

Р.Полутора минут

Д. Полутора минутам

В.Полторы минуты

Т.Полутора минутами

П.Полутора минутах

И. Оба сотрудника

Р. Обоих сотрудников

Д. Обоим сотрудникам

В. Оба сотрудника

Т. Обоими сотрудниками

Станция 5 "Лишково"

Найдите лишнее слово.

Тюль, бюллетень, гроздь , рояль

Кофе, какао, пюре, эскимо

Ответы:
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль (все существительные мужского рода, кроме гроздь).

Кофе, какао, пюре, эскимо (все существительные среднего рода, кроме кофе).

Станция 6 "Малые корневищи”

Среди предложенных вам слов одно – лишнее. Какое?

Проводник

Водопровод

Водопой

Наводнение

Станция 7 «Близняшки»

Подберите синонимы к словам

Неправильно:

Интересно:

Пустяк:

Жаркий:

Восторг :

Ответ:

Неправильно ( искажённо, неверно, ошибочно, неточно, ложно, фальшиво).

Интересно (занимательно, увлекательно, захватывающе)

Пустяк ( мелочь, безделица, ерунда, чепуха)

Жаркий ( знойный, жгучий, горячий, палящий)

Восторг ( восхищение, ликование, веселье, радость)

Станция 8 "Толмачёво”

Напишите слова, значения которых даны ниже

Задача 1. В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это: а) гонг; б) глаза; в) метро; г) очки; д) лицо

Задача 2. За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это: а) дело; б) лестница; в) перила; г) победа; д) ум?

Задача 3.Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это: а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки?

Задача 4. Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это: а) ящик; б) чемодан; в) дом; г) секрет; д) замок?

Задача 5. Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это: а) печень; б) кровать; в) место; г) стол; д) вид?

Ответы:

Задача 1.

Ответ: б) глаза. Устойчивые выражения: бить в глаза (свет бьет в глаза); лезть в глаза; стоять перед глазами. Невозможно (или по крайней мере нетипично и странно): сидеть перед глазами. Для остальных слов отметим следующее: в гонг можно бить, но нельзя лезть; в метро, напротив, можно лезть, но нельзя бить. Наконец, для каждого из четырех слов (гонг, метро, лицо, очки) не различается сочетаемость с глаголами стоять и сидеть: либо оба выражения возможны, либо невозможны, но такого противопоставления, как для глаз, нет.

Задача 2.

Ответ: д) ум. Существуют устойчивые выражения: взяться за ум; довести до ума; свести с ума. НЕ существует выражений коснуться ума и возвести на ум. Для остальных слов отметим следующее: нельзя свести с дела, перил и победы, а лестницы можно коснуться, и на лестницу можно возвести.

Задача 3.

Ответ: б) мозги. Устойчивые выражения: прочистить мозги, вправить мозги и пудрить мозги. Невозможно: очистить мозги, исправить мозги и румянить мозги. Для остальных слов отметим следующее: кости, трубу и ум нельзя пудрить, а щеки можно не только пудрить, но и румянить (и уж точно их нельзя прочистить и вправить).

Задача 4.

Ответ: г) секрет. Устойчивые выражения: раскрыть секрет, держать в секрете, хранить в секрете. Невозможно: закрыть секрет. Для остальных слов отметим следующее: дом, ящик, чемодан и замок можно закрыть. Таким образом, выбор из пяти слов очевиден. Однако интересно отметить, что в русском языке есть слова, похожие в этом отношении на секрет. Так, сходную с секретом сочетаемость имеет слово тайна.

Задача 5.

Ответ: в) место. Устойчивые выражения: больное место; мокрое место; пустое место; уложить кого- либо на месте; поставить кого –либо или что –либо на место. Для остальных слов отметим следующее: кровать и стол не бывают больными, а вид и печень – мокрыми и пустыми.

Станция 9 «Коротково»

Замени одним словом, изобрази:

Баклуши бить -

Белены объесться -

После дождичка в четверг -

стреляный воробей –

Намылить шею, голову -

На краю земли -

Работать спустя рукава -

Воды в рот набрал

Водить за нос

Давать голову на отсечение

Зуб на зуб не попадает

Горбить спину - работать

Душа в пятки ушла -

Как в воду опущенный

Ответы:

Баклуши бить - бездельничать Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости После дождичка в четверг - никогда

стреляный воробей - опытный

Намылить шею, голову - сильно отругать

На краю земли - где-то очень далеко

Работать спустя рукава - работать плохо, с ленцой

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Водить за нос – обманывать

Давать голову на отсечение – обещать.

Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.

Горбить спину - работать.

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся

Как в воду опущенный – печальный, грустный

Станция 10 «Препиналкино»

Определите варианты прочтения фраз:

1) В эту ночь холодную печь растопили.

2) На утес одинокий орел садится.

Станция 11 "Большие правки”

Лексические нормы

В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ
нужно употребить ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ?

1) Работы, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ художником на выставке,
не были оценены по достоинству.

2) Товарищи молодого лейтенанта, ПРЕДСТАВЛЕННОГО к
ордену, были несказанно рады задруга.

3) Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВ-
ЛЕННЫЕ в их распоряжение материалы инспекции.

4) Ассортимент продукции, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на нашем
сайте, необычайно широк.

Морфологические нормы

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара капроновых чулков

2) поезжай по этой дороге

3) подожжёт хворост

4) до две тысячи десятого года

Синтаксические нормы

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Закрыв глаза,

1) моё тело вдруг перестало чувствовать усталость, и я
мгновенно заснул.

2) попробуйте вспомнить самые волнующие минуты ва-
шей жизни.

3) мне показалось, что весь мир растворился в бархатной
темноте.

4) не оставалось другого выбора, кроме как притвориться
спящим.

Синтаксические нормы (в словосочетании, в простом и сложном предложениях)

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) С мнением историка соглашались теперь и те, кто ещё
недавно критиковал его позицию.

2) С первого июня электрички будут ходить согласно лет-
него расписания.

3) В рассказе «Матрёнин Двор» отразились основные сто-
роны жизни российской деревни середины XX века.

4) Пушкин стал одним из участников нового поэтического
общества, противостоящего идеям Шишкова.

Станция 12 "Творилово” ("Рифмачи”)

Строки известных поэтических произведений "переведены” на язык прозы. Попробуйте их узнать.

Например: "Холодно и светло. Прекрасная часть суток”. – Мороз и солнце! День чудесный.

Непогода темнотой укрывает землю, поднимая снег столбом. То она кричит, как животное, то ревет, как ребёнок. (Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…) Нахожусь за ограждением, в сыром и тёмном помещении. Юная птица, выращенная в клетке, моя печальная приятельница, ест сырое мясо. (Сижу за решёткой в темнице сырой. // Вскормлённый в неволе орёл молодой, // мой грустный товарищ, махая крылом, // кровавую пищу клюёт под окном.) Облака воздушные, бессмертные путешественники! Полем голубым вы несётесь, выстраиваясь друг за другом, как и я, выгнанные с любимого севера в южном направлении. (Тучки небесные, вечные странники! // Степью лазурною, цепью жемчужною // мчитесь вы, будто как я же изгнанники, // с милого севера в сторону южную…)

Станция 13 "Дежурная буква"

Составьте небольшой текст, в котором все слова будут начинаться с одной буквы. (Например: Витя влез в ванну. Вера взяла вилку в вазе. Вот ведро воды.)

Дежурит буква К.

Дежурит буква П.

Станция 14 "Скороговоркино".

Произнесите скороговорку.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

«Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои»!

5. Рефлексия.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут сохранить чистоту русского языка:

Не говорите плохих слов сами.

Не копируйте других.

Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Запишите предложение:

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль – это контроль изнутри.

- Как вы понимаете данное выражение?

Ответы учащихся.

Мы не властны над речью других, но мы хозяева своего слова.

Пусть о вас всегда говорят: “Это культурные люди, владеющие культурой чувств, культурой общения, умеющие правильно, красиво и выразительно говорить, писать!”

И.А. Бунин

«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный речь».

6. Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра “За чистоту русской речи”!

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

Станция

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

Станция

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

«Грамотей»

Время

оценка

Берегите чистоту языка,
как святыню!
Русский язык так богат
и гибок, что нам нечего
брать у тех, кто беднее нас.

И.С. Тургенев

Язык есть
исповедь народа,
в нём слышится
его природа, его душа
и быт родной…

П.Вяземский

Язык подобен живому существу. Он живет. Развивается.

Но может погибнуть. И всё это зависит лишь от нас. От того, насколько бережно мы к нему относимся. Хотя многие считают, что язык и без человеческого вмешательства развивается в правильном направлении, и это именно прогресс, а не регресс. Но ведь бывает наоборот…

А как часто мы произносим слова, не задумываясь над их смыслом, нередко копируем то, что когда-либо слышали по телевизору или радио, пользуемся иноязычными словами, имея русские аналоги.

Почему вместо слова «гостиница» я всё чаще слышу «отель», вместо «закусочной» - «бар»? Люди редко стали говорить именно то, о чем и вправду думают (хотя у нас и свобода слова). Да, и в самом деле, мы говорим одно, думаем о другом, а подразумеваем третье… Примеров тому огромное количество.

Каждый из нас, хочет он этого или нет, вступает в диалог, но нередко из-за недостатка словарного запаса, повтора одних и тех же слов и предложений, использования множества лишних слов, оппонент становится нам неинтересен. В конце-концов мы теряем нить разговора и с трудом вспоминаем, с чего всё-таки начался наш диалог и что мы обсуждали. Наукой доказано, что при произношении слов каждый звук задействует определенные участки мозга, оказывая влияние на сознание и подсознание. Всё это не зависит от самого человека и от того, какой смысл он вкладывает в сказанное. Поэтому когда мы грамотно употребляем слова, то вызываем положительные реакции в себе и окружающих.

Ярким доказательством этого является частое использование нашими предками заклинаний, молитв. Сегодня же те, кто пытается повторить те же обряды, утверждают, что заговоры якобы «не работают». Смею предположить, что мы просто их неправильно произносим или вкладываем не первоначальный смысл.

Получается, что от грамотности нашей речи зависит не только внутреннее, душевное здоровье человека, но и физическое. То есть для сохранения и оздоровления людей необходимо осознать, почувствовать и использовать слова в их первозданном значении.

Сегодня же они приобретают абсолютно другой смысл, иногда даже противоположный. Все это приводит к тому, что речь современных людей засоряется.

Опасное значение возвратной частицы «ся»

Недавно я с интересом открыла для себя значение возвратной частицы «ся», которая ныне пишется слитно с глаголами. Она первоначально означала «себя». (Не случайно в церковно-славянском языке сохранились возвратные частицы «мя» и «тя», означающие «меня» и «тебя».) А теперь вдумайтесь в чудовищность слов «пытаться» (пытать себя), «добиваться» (добивать себя) и др. Обратите внимание на свою речь, и вы найдете еще множество аналогичных примеров.

«Не» и «Ни»

Правила использования слов, содержащих отрицательные частицы «не» и «ни», в последнее время стали настолько вольными, что зачастую можно лишь по интонации говорящего понять, что он хотел сказать. Реальный смысл при этом мы часто игнорируем. А правильно ли это?!

Сегодня человек нередко позволяет себе подобные вольности.

Рассмотрим несколько простых примеров.

Местоимения с частицами

Местоимение «кто» имеет множество частиц: кто-либо, кто-нибудь, кто-то и т.д. В современной речи они обычно имеют одинаковый смысл. Тогда возникает вопрос: зачем нашим предкам они были необходимы в таком количестве? Значит, не все так просто. По моему мнению, объяснение в том, что смысл их всё-таки различен, но он либо потерян нами, либо сильно изменён.

«Нибудь»

А задумывались ли вы над смыслом частицы «нибудь» (то есть не существуй в будущем). Я считаю, что с ней следует обращаться осторожнее. Употреблять с местоимениями «что» и «кто» только тогда, когда что-то или кто-то недостоин дальнейшего существования.

«Ничто» от «ничтожество»?!

Интересна история местоимений «ничто» и «никто». Эти слова являются однокоренными со словами «ничтожество», «ничтожный» и др. В старинных источниках они имеют значения врага рода человеческого и др. Даже в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой одно из значений слова никто - «это о человеке ничтожном, не имеющем никаких достоинств», а ничто - «о том, кто (что) ничего особой не представляет, не имеет значение для кого-либо. То же, что ничтожество». А теперь вспомните наши частые слова: «никто не поможет», «никто меня не понимает» и др. Да, было бы странно, если бы враг рода человеческого встал на сторону людей. Это абсурдно.… Проявляется чудовищность фразы, написанной в местах захоронения павших русских солдат: «Никто не забыт, ничто не забыто». Зачем такие трудности? Почему бы не написать проще: «Вечная память героям» или, допустим, «Ваш подвиг не забыт». Зачем эта двусмысленность? Или, например, задумайтесь над восклицанием человека: «Ничего себе!» В момент восхищения люди желают себе «ничего», хотя и не думают лишиться того, что имеют. Все это тяжело отражается на их подсознательном и сознательном уровне.

А ответ на банальный вопрос: « Как у тебя дела?» «Ничего» - произносим мы по привычке. Тем самым, отвергая себя как личность, отрицая свою деятельность, признает себя недостойным существования.

«Упрощение языка, уменьшение количества букв - это естественный процесс, считают многие филологи, просто человек прекращает пользоваться отдельными «лишними» буквами». Хотя обычно умалчивается о том, что это насильственные реформы, исходящие от власти, а не от народа и простого человека.

Из были.

В глаголице изначально было 49 букв-образов. При Петре Первом азбука была урезана до 37 букв(образность была удалена, остались только звуки). В 1917 году Министром «просвещенья» Луначарским азбука была сокращена ещё на 4 буквы, до 33(Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу . В г. Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита . Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года :

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств. ), несмотря на сопротивление широких слоев населения. Через два-три поколения с нормами всё-таки смирились. А новая, «обрезанная», азбука, утвердилась в письме и речи людей. Уже в наше время, после ухода с поста президента России Б.Н. Ельцина, «реформаторы языка» попытались предложить закон о постепенном переходе с современного 33 буквенного алфавита на 24 буквенную латиницу, якобы для приближения к западноевропейской культуре. Хорошо, что из-за вмешательства русских любителей словесности, этого не произошло. Новшества могли бы привести к гибели русского языка как такового, а без родного языка, я считаю, не было бы и нас с вами.

Даже сейчас, обратите внимание, как нас хитро пытаются лишить таких букв, как Ё, Ъ. В книгопечатании и СМИ Ё заменяют на Е, а Ъ - апострофом. Тем самым, готовя почву для того, чтобы при первой же возможности их отменить как будто бы по причине ненадобности. При этом упрощении

наше чтение лишь усложняется, растет непонимание текста людьми. Да и как объяснить ребенку, почему одна и та же буква читается по-разному, если визуальных отличий нет.

Изначально язык был естественным, его слова имели многослойный характер. Он порождал в сознании человека множество образов, ассоциаций, а теперь язык заменен искусственным, в котором уже нет ни многословности, ни образности…

Разрыв образа и слова - это искусственная мутация, которая разрушает речь и весь мир.

На сегодняшний день человек из десяти новых слов девять узнает из СМИ.

Язык СМИ - это голос диктора, зачитывающий определенный текст, написанный публицистом, исправленный редактором и подтвержденный Советом директоров. В результате получается, что текст и слова диктора несут тот смысл, который заложили в него те, кто контролируют СМИ, а мы сами, того не замечая, начинаем говорить на этом языке, не думая о здравом смысле.

Редко найдется день, когда с экрана телевизоров не прозвучит слово «киллер». Даже работая над этим сочинением, компьютерная программа находит ошибку и выдает справку: «…англицизм, относится к заимствованиям последнего времени; по большей части такие слова не вписываются органично в русский текст…». Моё же воображение рисует хладнокровного убийцу. Но ведь у нас имеется русский аналог данного слова - «наёмный убийца». Когда русский человек его слышит, в его сознании возникают разные образы, рисуются всевозможные ассоциации, а когда произносится слово «киллер», то он видит лишь конкретно созданный образ. Замена слов русского языка на иноязычные приводит к потере образности мышления, умению фантазировать, воображать.

Сопоставление с музыкальной культурой

Сегодня экран заполонен так называемой «попсовой музыкой». Послушав современные популярные песни, я поняла, что ничему хорошему они не учат. Мотив примитивен, мелодия - на трех аккордах, а все песни лишь о плотской любви, деньгах, о лучшей жизни, частая пропаганда однополой любви, алкоголя и т.п. Но мораль одна: живи сегодняшнем днём, не думай о будущем. Разве не показательна строчка песни «Секты» группы «Свободные»: «Водку пейте, точно, вот в чем истина…». Или строка композиции группы «Ленинград», в которой мы видим, что лирическому герою: « …никого не жалко, никого: ни тебя, ни себя, ни его…». Известная ныне группа «Банд`эрос» делает довольно неприличное предложение: «Ну, где же вы, леди, утешьте дядю…». Как именно должны утешать эти «леди» «дядю», лично мне думать не хочется.… Композиции этих групп входят в десятку наиболее популярных и любимых современной молодежью. К сожалению, таких примеров масса, а представленные - одни из самых безобидных…

Язык - одно единое

Суть в том, что изначально наша речь представляла собой нечто единое и не членилась на отдельные слова. Поэтому смысл одного и того же текста мог быть различен и зависел от того, какие корни выделяли читающие. Это вело к возникновению множества смысловых оттенков, которые по мере деградации нашего языка начали сокращатьСя и забыватьСя. В речи стали выделятьСя отдельные, наиболее частые корни, которые и составили современную лексику.

Всё равно…

СМИ нас зомбирует?! Верить или нет?

Сегодня существует точка зрения, что нас попросту зомбируют. Для этого не нужны сложные приборы: для этого достаточно наших телевизоров… Определённые фразы, слова, встречающиеся в текстах СМИ, оказывают психологическое воздействие на сознание. Получается, что нас с вами банально программируют. Верить в это или нет? Личное дело каждого…

Что делать?

Всему этому препятствовать очень трудно. Ещё труднее остановить это. Но с происходящим пора бороться. Глупо полагаться на журналистов, деятелей культуры, дикторов да ещё кого-либо, не надо перекладывать ответственность на чужие плечи. Ответственность за свой язык, в первую очередь, лежит на нас самих. И начинать необходимо именно с себя. Достаточно договориться со своими родными или знакомыми, чтобы поправлять друг друга во время общения. В этой забавной игре переучивание пойдет быстрее.

Ведь всё-таки это наш язык!!! Без русского слова не будет русского народа, забудетСя русская культура, а без неё не вспомнитСя прошлое, а без прошлого нет и не будет БУДУЩЕГО!!!

Наталья КУДРЕВАТЫХ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: