Репортаж и его виды. Виды репортажа Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати

Репортаж - это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения - ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же - переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа - свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж - тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

Репортажи обычно пишутся сразу после события.

Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

§ использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

§ использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия

Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Познавательно-тематический репортаж

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"».

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов.

Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.

Лекция “Основы журналистики”

Язык и стиль репортажа

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

Язык репортажа должен быть скорее образным, а не понятийным. Образность служит достижению наглядности и конкретности. “Написать “стакан пива” лучше, чем написать “300 мл пива”. Требование понятности подразумевает гибкий язык, образы, сравнения, известные исходные величины, короткие предложения, точный подбор слов. Чтобы по возможности понятно изложить специальные выражения, репортер должен сам знать, что они означают. “Словарный запас и бойкость пера репортера определяют впечатление о событии, возникающее у воспринимающего”.

Очень важным считается также предоставлять слово самим участникам события, используя цитаты, элементы интервью. “Точные, по возможности более прямые цитаты свидетелей или заинтересованных лиц бесценны, так как они дают репортажу впечатление непосредственности (разговорные выражения, диалект)”.

Языку репортажа не свойственно внутреннее, “лингвистическое” остроумие, как в фельетоне, и шутки в тексте допускаются только как пересказ комичной ситуации. Но эмоциональность стиля в субъективном жанре репортажа приветствуется: выражая собственные чувства, автор тем самым будит чувства читателя.

После дискуссий в Государственном центре политического образования в 1990 г. не тему, что такое развлекательность в журналистике, группа “Projektteam Lokaljournalisten” вывела формулы текстов для журналистов. Текстовая формула репортажа такова:

1. собирать информацию на месте

3. факты искать не только на месте, но и по телефону, и в архивах

4. образы, переживания и факты перемежать в волнующем темпе

5. подавать информацию понятно.

Считаем, что это неполное и недостаточно профессионально составленное руководство, которому придали лаконичную форму во вред его практической применимости. Впрочем, в Германии издано и доступно в интернете достаточное количество практических пособий по написанию репортажа.

Излюбленная мысль, проводимая в каждом сколько-нибудь подробном учебном пособии по репортажу: “Репортаж не может быть написан за письменным столом! Репортеру нужны все его чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус”. Он должен заставить читателя поверить, что видел и чувствовал все лично, должен наглядно говорить о вещах, а не аналитически – о понятиях.

Немецкий репортер должен уметь найти неизвестную сторону темы. Например, если дана тема "Интенсивная терапия", то вместо того, чтобы цитировать свидетельства врачей и медсестер, лучше остаться на ночное дежурство в качестве санитара.

Подчеркивается, что первое предложение репортажа имеет первостепенное значение - оно определяет, читает ли читатель дальше или со скукой пролистывает. Начало типичного репортажа представляет собой “картинку или сцену из гущи события”, в качестве заключения тоже берут образ, имеющий четкое отношение к начальному образу.

Упомянем еще две интересные концепции, выработанные теоретиками жанра.

Халлер предлагает четыре фактора, обеспечивающие существование репортажа:

· печатные СМИ, которые допускают субъективную журналистику и сами с готовностью предоставляют место для красочного материала на темы опосредованной актуальности;

· темы, которые разрабатываются так, что из их конкретных, особенных аспектов возникают человеческие переживания, к которым читатели могут оказаться сопричастными;

· журналисты, которые рисуют достоверные картины и хотят, и могут дать читателю пережить вместе с ними случившееся;

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж (от лат. reportare сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость . Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность» : читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей , помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

по книге Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

- 158.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Объект нашего исследования: современные газетные репортажи на страницах газет «Комсомольская правда» на современном этапе.

Предмет нашего исследования: жанровой специфика и авторская стилистика современных газетных репортажей в центральных периодических изданиях («КП») в период с сентября 2009 года по апрель 2010 года.

Цель исследования: изучить современный газетный репортаж и выявить нишу, которую он занимает в журналистике на сегодняшний день.

В соответствии с целью, нами были сформулированы следующие задачи:

1. собрать и систематизировать теоретический материал по теме исследования;

2. выработать систему анализа современного газетного репортажа;

3. проанализировать современного состояние жанра;

4. обосновать выводы и практическую значимость курсовой работы;

Состояние научной разработки проблемы на сегодняшний день таково: история вопроса освещалась в учебных пособиях «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С. Корконосенко. Жанровые признаки и специфику репортажа рассматривали М.Шостак, А. Тертычный, В.Ворошилов в учебных пособиях и научных публикациях в журналах «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика», «Профессия журналист» и др., этические нормы современного репортера анализировались в книге М. Шостак «Репортер: профессионализм и этика» и др.

Научная новизна исследования: 1) уточнена сущность понятий «репортаж», «эффект присутствия» и т.п.

2) комплексно исследованы репортаж в газетах «КП» в период с сентября 2009 года по апрель 2010 года.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут помочь журналистам, работающим в жанре газетного репортажа.

Методы исследования. Нами использовались как теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и сравнение), так и эмпирические (наблюдение, работа с документами и т.п.) методы.

Структура работы: наше исследование состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части работы рассматривается история вопроса, характерные особенности репортажа как информационного жанра журналистики, жанровые особенности репортажа. В практической части анализируется современный репортаж в газетах «КП».

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ.

1.1. В. Гиляровский – король репортажа.

Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как "" “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”.

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Дядя Гиляй – это псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляров­ский. Он был современником А.П, Чехова и работал в конце XIX - начале XX в.

Родился В. Гиляровский в имении под Вологдой, в се­мье управляющего. Переменил много профессий, прежде чем стать журналистом. Был бурлаком на Вол­ге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных те­атрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский при­шел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.

«По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорож­цем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проница­тельными глазами, в смушковой серой папахе и жу­пане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью сво­его внутреннего облика».

Поселившись в Москве, Владимир Алексеевич стал работать в популярной городской газете «Московский листок», а через несколько лет перешёл в более солидную общероссийскую газету «Русские ведомости». Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортёром Москвы. Шутя, коллеги уверяли, что он «накануне знает всё, где что свершится». Адрес писателя - Столешников переулок, дом 9 - был известен каждому москвичу. Дом Гиляровского был всегда от­крыт для гостей - вся артистическая, газетная, худо­жественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпи­ным, Успенским и др.

Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без ог­лядки вмешивался в жизнь и любил все делать свои­ми руками. Он был физически крепок и необычайно силен.

Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарни­ках и лошадях. Он был знатоком московского дна, Хитровки, - приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, ши­рота натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты. Оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях российской жизни: от железнодорожных крушений и сенсационных убийств до Ходынской катастрофы в мае 1886 г.

Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постано­вила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.

1.2 Специфические особенности репортажа как информационного жанра журналистики.

Это жанр, который держится на трех китах - наглядности, информативности и оперативности. Стоит отметить, что наглядность - козырь репортажа, с ее помощью создается эффект присутствия и сопереживания. Информативность в данном случае специфическая, не совсем такая, как в короткой новостной заметке - необходимо не столько перечисление фактов, сколько подробное описание хода события. Да и оперативность у репортажа особая - важна иллюзия сиюминутности.

Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделяются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традиционно называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений – «зарисовок» («картинок»).

Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразительные детали все же впечатляют (иногда совсем по-новому).

Особое значение придается подробностям символичным, обобщающим.

В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность.

Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, – вот репортаж.

«Происшествие» – один из синонимов репортажа. В нем главное происходит на наших глазах; изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики, – это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.

Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов – «перелетов» с абзаца на абзац.

Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Событие разворачивается во времени. Часто, однако, получается сухой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа – в видимой непрерывности движения, в постоянном «А что дальше?».

Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты, – моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.

Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характеристике действия – сжатой и энергичной.

Детали хорошего репортажа дают образ движения, отмечают грани перехода из одного состояния в другое, из одного ритма в другой. Не цепочка описаний (излишняя обстоятельность вредит репортажу), а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития должна быть в движущейся картинке. Для того чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения – более ощутимым, делая «картинку» предельной выразительной.

Отличительные черты репортажа:

1. Развертывание события во времени.

2. Разделение события на этапы.

3. Непременный эмоциональный фон.

4. Работа через деталь.

5. Создание эффекта сиюминутности происходящего («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами.

7. Стремительный ритм.

8. Законченный образ события.

В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения.

В ритмически точной картинке деталь зрима, слышима, эмоционально сильна. Выразительны ритмические образы события.

Нужный эффект помогают создавать так называемые ритмические слова.

Привлекаются и образы «чужие», знакомые читателю. Идут в дело такие приемы усиления эмоциональной окраски как эпитет, метафора, уподобление, олицетворение; они тоже помогают читателю ощутить ритм, характер усилий.

Каждый репортаж создает свою последовательность изображения (временную канву) и воссоздает характер движения – этапы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», – вот основные структурные варианты, которые используются в этой литературной форме.

Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не ограничивается главной новостью – каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости. Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репортеры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали.

Описание работы

Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.

Для новостного выпуска или программы нужны отличные сюжеты. Их подготавливают логически мыслящие, собранные люди - репортеры. Кроме того что у репортера должна быть приятная внешность и хорошая дикция, он должен уметь рисковать и быть в центре событий, ведь собранная информация для репортажа должна передаваться на канал или в печать очень быстро.

Значение репортажей очень велико. Это могут быть включения с мест происшествий, конфликтов, откуда в онлайн-режиме вещают о реальных событиях. Предлагаем вам познакомиться поближе с тем, что такое репортаж и каких видов он бывает. Быть репортером довольно увлекательно, ведь можно оказаться в разных частях света. Обязательно ли за материалами нужно отправляться куда-то далеко? Попробуем разобраться с особенностями этого жанра журналистики.

Что такое репортаж?

Для удачных кадров или съемок нужны правильные место и время, сюжет и герои, надежная камера и удачная погода. Существует много нюансов удачного сбора информации. Что это - репортаж, с какой целью его ведут? Проследите вместе с нами. Чтобы легче было представить, что такое репортаж, вспомните любую программу новостей или передачу о путешествиях. Чаще всего они состоят из роликов с места событий. Сообщение с места событий и называют репортажем. В журналистике его спецификой считают оперативность.

Освещение событий должно быть беспристрастное, не иметь оценок. Репортер становится очевидцем и участником происходящего. Что такое репортаж, чем он отличается от обыкновенной корреспонденции? Под репортажем подразумевается живой рассказ очевидца о событиях, наглядная обрисовка ситуации, в которой находится сам автор.

Композиция репортажа

Репортер ставит перед собой задачу донести слушателям или читателям информацию так, чтобы они как бы увидели это событие на самом деле. Лингвисты считают, что репортаж является "глазами" и "ушами" зрителя и слушателя. Построить рассказ можно по-разному, но существует и некая стандартная композиция:


Важные особенности или признаки жанра

Репортаж дает возможность читателю и зрителю быть на месте события. У него появляется случай увидеть и услышать участников, ощутить атмосферу происходящего. Автор в репортажных текстах проявляется по-разному. Он может использовать местоимения "я", "мы". Иногда журналист умалчивает о себе, но зритель догадывается, что он был свидетелем происходящего.

Особенностью репортажа является его стиль. Журналист выбирает средства и приемы образного раскрытия темы, эмоциональное изложение. Язык репортажа отличается документальностью и художественностью совместно. Если нарушить этот баланс, то рассказ получится скучным. Важно не переусердствовать с художественностью, чтобы сохранить ощущение реальности. Можно выделить следующие важнейшие особенности репортажа:


Событийный и аналитический репортаж

Самым распространенным видом репортажа выступает событийный. Это рассказ о каких-то событиях, изложенных в хронологическом порядке. Основные признаки событийного повествования - актуальность и оперативность, это сиюминутный, моментальный ролик о происходящем. Описываемое событие происходит на глазах репортера. Журналист выбирает для этого общественно значимую тему. Он отбирает наиболее яркие элементы, события и показывает их динамично и напряженно. Это заставляет читателя или зрителя сопереживать. Репортер дает характеристику поведению людей, рисует внешнюю обстановку событий. Для этого он использует мини-диалоги, мини-интервью, реплики.

Если журналист не просто показывает картины события, а старается его проанализировать, то речь идет об аналитическом репортаже. Это описание не просто отображает событие, но и выясняет причины его возникновения. Репортер привлекает нужные факты, цифры. Такой рассказ ближе к корреспонденции, в нем соединяются несколько жанров. Тема раскрывается по плану: тезис - аргумент - вывод.

Познавательно-тематический и репортаж-расследование

Для тщательного и всестороннего исследования темы используется познавательно-тематический репортаж. Специальные описания требуются для актуальных и общественно значимых тем. Для этого нужно обладать особым репортерским чутьем. Не всякое событие достойно такого репортажа. Рассказ журналиста должен демонстрировать новые стороны изменения действительности.

Существует еще репортаж-расследование. Главным в нем является сам процесс познания журналистом ситуации. Он может включиться в какой-то эксперимент. После такого репортажа зрителям хочется поразмышлять и повоображать.

Репортаж-комментарий и наблюдение ("смена профессии")

Существует так называемый комментированный репортаж. Он позволяет журналисту не просто освещать события, но и комментировать их. В него входят три элемента:

  • информация;
  • интерпретация;
  • мнение.

Начало такого рассказа всегда интригующее. Репортер вычленяет из происходящего самое главное. Комментарии журналиста тоже могут быть разными: расширенными, синхронными, профессиональными.

Чтобы глубже вникнуть в суть происходящего, репортер может пойти на "смену профессии" и пронаблюдать за событиями. Это используется в тех случаях, когда невозможно получить информацию другим способом. Журналист на время может стать работником цирка, продавцом, заключенным и даже бомжом. При этом нахождение, получение, передача, распространение информации должны проводиться законным способом согласно Конституции РФ. Иногда репортеру требуется консультация юриста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: