Самый массовый из легких. Самый массовый из легких Боевое применение танка т 70

принимали на вооружение, все понимали, что он является лишь временной мерой – его броня была слишком тонкой для противостояния танкам врага. Сначала были попытки модифицировать Т-60, установив на него новую башню, но этот экспериментальный танк Т-45 не был запущен в производство из-за недостаточной мощности двигателя.

Новый танк, который получил название ГАЗ-70, завершили проектировать в конце 1941 года. Его сборка шла очень медленно, и первый опытный образец закончили в феврале 1942 года. Сначала танк не вызвал особого восторга – по бронезащите новый танк ненамного превосходил Т-60, а его боевая мощь сводилась к минимуму из-за того, что один человек должен был совмещать функции заряжающего, наводчика и командира. Вскоре недостатки были устранены, и Т-70 по бронированию лобовой части сравнился с Т-34-76, что было серьезным достижением. В результате было решено запустить танк в серийное производство.

ТТХ Т-70

Общая информация

  • Боевая масса – 9,2 тонн либо 9,8 тонн (Т-70М);
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 8231 штука.

Размеры

  • Длина корпуса – 4285 мм;
  • Ширина корпуса – 2348 мм (2420 мм у Т-70М);
  • Высота – 2035 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 35/61° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/-30° мм/град и 15/-81° мм/град у Т-70М;
  • Борт корпуса — 15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
  • Днище – 10 мм и 6 мм у Т-70М;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Маска орудия — 50 + 15 мм/град;
  • Борт башни — 35/23 мм/град;
  • Крыша башни – 10 мм и 15 мм у Т-70М.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки — 90 (70 у Т-70М)
  • Углы ВН: −6…+20°;
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицелы — ТМФП или ТОП, механический;
  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателей — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
  • Мощность двигателя — 2 × 70 л.с;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 410-450;
  • Запас хода по пересечённой местности – 360 км (250 км у Т-70М);
  • Удельная мощность — 15,2 л.с./т (14,2 л.с./т у Т-70М);
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,7 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 34°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

Фотографии Т-70

Модификации

Т-70 выпускали в двух модификациях, которые отличались устройством ходовой части:

  • Т-70, танк массой 9,2 тонны и боекомплектом в 90 выстрелов, исходный вариант танка поддержки пехоты;
  • Т-70М с уширенными гусеницами и опорными катками и усиленными торсионами подвески. Имеет массу 9,8 тонн и сокращенный боекомплект в 70 выстрелов.

Доработка Т-70 до Т-70М была невозможна из-за несовместимых узлов конструкции.

Опытные танки

Т-70 стал базой для многих опытно-конструкторских работ, на которых исследовали усиление вооружения танка и улучшение эргономики.

  • Т-70 с пушкой Ш-37. Имела неудовлетворительную эргономику боевого отделения, несмотря на расширенную башню и отсутствие пулемета;
  • Т-70 с более мощной пушкой ВТ-42 калибра 45-мм. Танк успешно выдержал испытания, но к тому времени Т-70 сняли с производства и пушку ВТ-42 было решено установить на новый Т-80;
  • Т-70 с дополнительным местом в башне для заряжающего. Работы над этой опытной моделью в результате привели к созданию танка Т-80, а Т-70 двухместной башней так и не оснастили;
  • Т-70-3, зенитный танк. Имел переделанную башню с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. Вместе с зенитным Т-90 участвовал в испытаниях, которые не прошел из-за неуравновешенной оружейной установки;
  • Т-90 – зенитный танк на базе Т-70М с пулеметами ДШК. Прошел сравнительные испытания с Т-70-3, но имел ряд недостатков. Их требовалось устранить, но сделать это не успели – требования к ТТХ подобных машин сменились, и работы над Т-90 закрыли.

Применение

Т-70 активно применялся в составе многих подразделений и частей Красной армии вместе с другими танками, чаще всего с Т-34. Боевое крещение эти танки получили летом 1942 года, в боях на Юго-Западном направлении, причем именно тогда была выявлена их уязвимость.

Однако были у Т-70 и достоинства – например, они идеально подходили для преследования отступающих врагов, а в 1943 году эта задача стала очень актуальной. Кроме того, Т-70 имел надежную ходовую часть и силовую установку, что позволяло совершать марши на большие расстояния, чем мог Т-34. Плюсом была и относительная бесшумность машины.

Лучше всего Т-70 показали себя в Курской битве. Несмотря на то, что «семидесятки» поражались достаточно легко, у них был намного ниже процент безвозвратных потерь по сравнению с лучше бронированными Т-34.

На эффективность Т-70 очень большое влияние оказывало знание экипажем особенностей танка – в действительно умелых руках он становился грозной силой. Например, в июле 1943 года в ходе боев за деревню Покровка один Т-70 смог подбить одну Пантеру и три средних немецких танка. А в августе 1943 года произошел еще один уникальный случай. Т-70 сумел догнать отступавший вражеский танк и встать в мертвую зону, в то время как командир экипажа запрыгнул на броню вражеского танка и забросил гранату в открытый люк. Так советские войска получили практически целый немецкий танк, который затем использовали в боях.

В 1944 году один Т-70 смог подбить целых две Пантеры, что стало настоящим достижением.

Эксплуатация Т-70 реально завершилась сразу после войны, хотя в январе 1946 года на вооружении Красной армии еще стояло 1502 Т-70.

Память о танке

Т-70 в обеих модификациях представлен во множестве музеев всего мира – в России, в странах бывшего СССР и даже в танковом музее в Пароле в Финляндии. Также Т-70 в виде памятников установлен во многих городах России, а также в Украине и в Белоруссии.

Танк Т-70 был разработан в КБ Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова в конце 1941 г. Серийное производство было организовано в 1942-1943 гг. на Горьковском автозаводе, заводах № 37 (г. Свердловск) и № 38 (г. Киров). Всего было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М. Машины участвовали в Сталинградской и Курской битвах, а также в других операциях Великой Отечественной войны.

Танк Т-70
Боевая масса - 9,2-10 т; экипаж - 2 чел; оружие: пушка - 45-мм, пулемёт - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность силового агрегата - 140 л.с. (103 кВт); максимальная скорость - 45 км/ч

Танк Т-70 был разработан для замены танка Т-60 в войсках и отличался от него, в основном, размерами, более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и более высокой удельной мощностью. Схема общей компоновки машины принципиально была такой же, как у танка Т-60. Танк имел пять отделений: управления - в передней части корпуса, боевое - в средней части, трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж из двух человек размещался в корпусе и башне. Механик-водитель находился в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту от продольной оси корпуса, располагался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Такое конструктивное решение было впервые реализовано в отечественном танкостроении. Трансмиссия и ведущие колёса имели переднее расположение.

В башне устанавливались 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ДТ, который был расположен слева от пушки. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм. Пулемёт монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от - 6 до + 20°. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность - 12 выстр./мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъёмный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был связан тросом с правой ножной педалью, а пулемёта - с левой. В боекомплект танка входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемёту ДТ (15 дисков). Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм пистолет-пулемёт ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1. На машинах первых выпусков боекомплект к пушке состоял из 70 выстрелов. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялось вручную. Созданный весной 1942 г. новый бронебойно-подкалиберный снаряд для 45-мм пушки, пробивал броневую плиту толщиной 50 мм на дальности 500 м.


Схема бронирования лёгкого танка Т-70

Броневая защита - противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Для облегчения открывания крышки люка применялся уравновешивающий механизм. Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, В нижнем лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой. Каждый борт корпуса состоял из двух листов, сваренных между собой. Сварной шов был усилен клёпкой. В нижней части каждого борта были сделаны пять вырезов под установку кронштейнов балансиров, а также отверстия для крепления упора балансира заднего катка и под три кронштейна поддерживающих катков. Кроме того, в правом борту имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя, а вдоль его верхней части был приварен броневой короб воздухопритока силовой установки.

Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, опиравшегося на продольную балку и перегородку кормового отделения; съёмного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей одновременно для доступа к двигателям; съёмного горизонтального листа над водяным радиатором системы охлаждения, в котором имелись: лючок для заправки системы охлаждения водой и жалюзи для выхода охлаждающего воздуха, а также двух съёмных листов над отсеком топливных баков, один из которых имел два лючка для заправки топливных баков. Днище корпуса было изготовлено из трех броневых листов и для обеспечения жёсткости имело поперечные балки коробчатого сечения, в которых проходили торсионы подвески. В нем располагались: аварийный люк-лаз, находящийся под сиденьем механика-водителя, два малых лючка для слива масла из двигателей, два лючка для слива топлива и два лючка для доступа к шпилькам крепления водяного радиатора.

Сварная гранёная башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усечённой пирамиды. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемёта и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический смотровой зеркальный прибор, обеспечивавший командиру круговой обзор. Непросматриваемое пространство вокруг танка составляло от 7,5 до 16,5 м. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой. Обеспечение кругового обзора за счет установки поворотного смотрового прибора было новшеством для лёгких отечественных танков. В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.

В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя.

Силовой агрегат ГАЗ-203 (70-6000) состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. (103 кВт) с карбюраторами типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения двигателей по сравнению с системой охлаждения танка Т-60 была существенно доработана, водяной насос был выполнен общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки. На командирских танках (с радиостанцией) вместо стартёров СТ-40 устанавливались два стартёра СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт). Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70. Два топливных бака общей ёмкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Два цилиндрических глушителя размещались на правом борту за броневым прикрытием воздухопритока.

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо); четырёхступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять односкатных опорных с наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два направляющих колеса с кривошипными механизмами натяжения гусениц и две мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ. Конструкция направляющего колеса и опорного катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклёпывались специальные кулаки-отбойники.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В (на танках первых выпусков - 6 В). В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112, соединённые последовательно, с напряжением 6 В и емкостью 112 А ч и генератор ГАЗ-27А мощностью 225 Вт с реле-регулятором РРА-14 или генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или РРА-4574. С августа 1942 г. на командирских танках стали устанавливаться генераторы ГТ-500С или ДСФ-500Т мощностью 380/500 Вт с реле-регуляторами РРК-37-500Т или РРК-ГТ-500С, а на линейных танках - генератор Г-41 с реле-регулятором РРА-364. Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, размещённой в башне и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

С сентября 1942 г. завод № 38 и ГАЗ перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Боекомплект пушки был сокращён до 70 выстрелов. В результате работ по модернизации ходовой части были: увеличены ширина и шаг траков (до 300 мм и 111 мм соответственно), ширина опорных катков (со 104 до 130 мм), а также диаметр торсионов подвески (с 34 до 36 мм) и зубчатых венцов ведущих колёс. За счет увеличения шага трака, их число в одной гусенице было сокращено с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты и барабана с 90 до 124 мм) и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя Требовалось иное решение.

В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с., что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60.

В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7×3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.

1 - ведущее колесо, 2 - 45-мм пушка, 3 - пулемет ДТ, 4 - прибор наблюдения МК-4, 5 - заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия. 6 - поддерживающий каток, 7 - направляющее колесо, 8 - опорный каток, 9 - люк доступа к трансмиссии, 10 - бронировка люка воздухопритока, 11 - крышка люка над заливной горловиной системы охлаждения, 12 - жалюзи воздуховывода, 13 - запасной опорный каюк, 14 - крышки люков над заливными горловинами топливных баков, 15 - крышка люка командира, 16 - глушители, 17 - крышка люка для установки переносной паяльной лампы для запуска двигателя в зимнее время, 18 - фара, 19 - крышка люка механика-водителя, 20 - лючок для ручного запуска двигателей, 21 - крышка люка аварийного выхода, 22 - буксирный прибор

В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего - до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70 Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60 Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15,25,35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную. Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34 В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток» По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности. Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»1. Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях

М. БАРЯТИНСКИЙ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.


В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с, что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.
В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего-до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от-6° до +20° Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм Подвеска - индивидуальная торсионная.
Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен. многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.

Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным . Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Огневой мощи и защищённости спешно разработанному явно не хватало, и конструкторы это осознавали. Но вернуться к производству довольно совершенного возможности уже не было. Новую бронемашину приходилось создавать на основе Т-60. Сразу после его запуска в серию Николай Астров начал работы над дальнейшим совершенствованием машины.

Прототип Т-70 удалось собрать в начале 1942 года, а в конце февраля он пошёл на испытания и в марте официально встал в строй. С того же года началось серийное производство «семидесятого», быстро вытеснившего с конвейеров предшественника.

Описание конструкции

Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.

Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.

Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.

Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.

Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.

Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.

Вооружение

20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.

Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.

На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.

Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.

Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.



В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге .

Технические характеристики в сравнении с аналогами

В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.

ТТХ/Танк Т-70 М5А1 Pz.II Ausf.F
Масса, тонн 9,2 15,7 10
Длина, метров 4,2 4,8 4,6
Высота, метров 2 2,6 2
Максимальная скорость, км/ч 42 58 40
Вооружение 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт
Бронирование До 45 мм До 64 мм До 35 мм

Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.


Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.

Боевое применение

По штату в каждой танковой бригаде Красной Армии полагалось иметь две роты лёгких танков, вооружённых Т-70. По одной роте должно было входить в состав отдельных танковых полков и батальонов.

Служба Т-70 в РККА началась летом 1942 года.

Первые лёгкие танки, поступившие в 4-й танковый корпус, были полностью потеряны при отражении немецкого наступления. Вскоре стало очевидно, что несмотря на усиленное вооружение, «семидесятый» по боевой эффективности не превосходит предшественника. Конечно, опытные и талантливые экипажи действовали на «семидесятых» вполне эффективно.

Малый вес лёгкого танка позволял эффективно применять его в лесах и болотах, маневренность и небольшие размеры «играли на руку» в городских боях. В битве под Курском Т-70 несли тяжёлые потери, но высокая технологичность конструкции способствовала меньшему, по сравнению даже с Т-34, проценту безвозвратных потерь. Тем не менее, в том же 1943 году Т-70 решили снять с производства.


Не все поддержали такое решение – например, генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей и действий из засад. Однако выпуск прекратили, и «семидесятые» стали уходить в учебные части. Из штатов роты лёгких танков убрали.

Лёгкие танки Т-70 передавались в сформированные в СССР польскую и чехословацкую армии.

Сразу после войны они были сняты с вооружения. Небольшое количество захваченных нацистами «семидесятых» было официально принято на вооружение вермахта, и использовалось в полицейских частях. Выпущено было более четырёх тысяч танков, а до сегодняшнего дня сохранилось около двух десятков.

Выводы

Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.


Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».

Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.

Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.

И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.

К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: