Святой князь вячеслав чешский. Святой мученик, князь чешский вячеслав Святой вячеслав в православии

Период правителей рода Пржемысловичей: Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.) св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита […]

Период правителей рода Пржемысловичей:

  • Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии
  • Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии
  • Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.)
  • св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита на Пражском Граде (около 926); провозглашен святым
  • Болеслав I (935-967) – создание раннего государства и расширение его территории; помог Оте I победить венгров на Лехе (955)
  • Болеслав II (967-999) – основано пражское епископство и монастырь бенедектинок у св. Георгия, объединение и расширение империи, уничтожение Славниковичей (995)
  • Болеслав III (999-1002,1003)
  • Владивой (1002-1003) – представитель Пястовичей (родственен с Пржемысловичами)
  • Болеслав Храбрый (1003-1004) – польский князь из рода Пястовичей (внук Болеслава I)
  • Яромир (1003/4-1012,1034),
  • Олдржих (1012-1034)
  • Бржетислав (1034-1055) – привез из Польши мощи св. Войтеха; издал регламент наследования
  • Спитигнев II (1055-1061) – сооружение храма св. Вита (Базилика Спитигнева)
  • Вратислав II (1061-1092) – первым получил в 1085 г. титул чешского короля (для себя)
  • Конрад I Брненский (1092),
  • Бржетислав II (1092-1100),
  • Олдржих Брненский (1100)
  • Борживой II (1101-1107,1117-1120),
  • Святополк (1107-1109),
  • Владислав I (1109-1125)
  • Собеслав I (1125-1140) – начало перестройки Пражского Града
  • Владислав II (1140-1173) – 1158 – получил королевский титул за помощь в походе на Милан
  • Собеслав II (1173-1178) – завершена перестройка Пражского Града
  • Олдржих (1173),
  • Бедржих (1172-1173,1178-1189)
  • Конрад III, Ота (1189-1191) – самый старый чешский письменный свод законов (Статут Конрада Оты)
  • Вацлав II (1191),
  • Йиндржих Бржетислав (1193-1197),
  • Владислав Йиндржих (1197) Период королей Пржежюювичей и великодержавного расцвета
  • Пржемысл Отакар I (1192-1193, 1197-1230) – 1198 получил наследственный королевский титул; 1212 – подтверждены права чешского королевства
  • Вацлав I (1230-1253) – политическое, экономическое и культурное развитие государства
  • Пржемысл Отакар П (1253-1278) – король „железный и золотой”; экономический расцвет, основание городов в Чехии и Австрии; основал земский суд
  • Вацлав П (1283-1305) – король чешский и польский; подтверждено курфюртское звание чешским королям; началась чеканка пражского гроша (1300)
  • Вацлав III (1305-1306) – король чешский, польский и венгерский (Ладислав V), его смертью закончилась мужская линия рода Пржемысловичей
  • Период люксембургский и начало чешской реформации
  • Йиндржих Корутанский (1306,1307-1311),
  • Рудольф Габсбургский (1306)
  • Ян Люксембургский (1310-1346) – король чешский и польский, ориентировался на
  • зарубежную политику; погиб в битве у Креси.
  • Карл IV (1346-1378) – король чешский и немецкий, с 1355 г. император Священной римской империи; один из крупнейших европейских правителей позднего средневековья, основатель, расцвет Праги и Пражского Града; Золотая булла (Законы Священной римской империи) и коронационный регламент
  • Вацлав IV (1379-1419) – король чешский и римский; споры с высшим дворянством и церковью; поддерживал реформаторское движение в церкви
  • Зигмунд Люксембургский (1419-1437) – король венгерский с 1397 г., римский с 1410 г., чешский с 1419 г., с 1433 г. – римский император; стремления реформировать церковь, организация крестовых походов
  • Альбрехт II Габсбургский (1437-1439),
  • Ладислав Погробек (1453-1457)
  • Йиржи из Подебрад (1458-1471) – стремился к созданию союза европейских правителей и
  • мирному решению споров; начало войн с венгерским королем Матиашем Корвином
  • Период Ягеллонов
  • Владислав II Ягеллонский (1471-1516) – король чешский и с 1490 г. венгерский (после этого имел резиденцию в Будине – Будапеште); время так называемой Владиславами готики
  • Людвик Ягеллонский (1516-1526) – король чешский и венгерский, погиб в битве у Мохача
  • Период Габсбургов
  • Фердинанд I Габсбургский (1526-1562) – король чешский и венгерский, с 1531 г. – римский, с 1556 г. – римско-немецкий император; стремление к централизации, возвращение католицизма
  • Максимилиан П (1562-1575) – король чешский и немецкий, с 1563 г. – венгерский, с 1564 г. – император римский; начало веротерпимости
  • Рудольф II (1575-1611) – Прага становится императорской резиденцией и центром культуры позднего маньеризма
  • Матиаш (1611-1617) – резиденция правителей навсегда перенесена в Вену
  • Фердинанд II (Штирский) (1617-1619, 1620-1627) – после подавления восстания сословий
  • получил абсолютную власть, а чешские земли попали в наследственное владение Габсбургов
  • Фридрих Фальцкий (1619-1620) – выбран восставшими чешскими сословиями („зимний
  • король”)
  • Фердинанд III (1627-1646, 1654-1656) – насильственное возращение католицизма
  • Фердинанд IV (1646-1654),
  • Леопольд I (1656-1705),
  • Иосиф I (1705-1711)
  • Карл VI (1711-1740) – прагматическая санкция (наследование для габсбургско-лотарингской
  • династии)
  • Мария Терезия (1740-1780) – реформы Терезии (в т.ч. обязательное посещение школы); великолепная перестройка Пражского Града
  • Иосиф II (1780-1790) – представитель просвещенного абсолютизма; реформы Иосифа (в том числе указ о веротерпимости и отмена подневольного труда) Леопольд II (1791-1792)
  • Франц I (1792-1835) – прекращение существования Священной римской империи; после этого австрийский император
  • Фердинанд V (Добросердечный) (1835-1848) – последний коронованный чешский король Франц Иосиф I (1848-1916) – правитель, дольше всех находившийся у власти Карл I (1916-1918)
  • Президенты от возникновения Чехословакии (1918)

17 марта Святая Церковь почитает день перенесения мощей святого благоверного князя Вячеслава Чешского.

Был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память — 29 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава († 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа.

Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, затем просил его задержаться, погостить еще один день.

Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день – 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освящёной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик. Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году). Память святого празднуется также 11 октября.

Справедливо ли говорить, что подвиг страстотерпчества благоверного князя Вячеслава Чешского (память 4/17 марта, 28 сентября / 11 октября), «оказавшего сопротивление» убийцам, несопоставим с подвигом «беззлобных» невинно убиенных Бориса и Глеба? И есть ли у страстотерпчества какие-то «критерии»?

В своей известной работе «Святые древней Руси» Георгий Федотов, повествуя о подвиге святыхБориса и Глеба († 24 июля 1015), отмечает, что трагедию их страстотерпчества может напомнить своей кончиной только святой Вячеслав Чешский († 28 сентября 935), убитый старшим братом 1 . Но, по мнению Г. Федотова, «назвать имя святого Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие… Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он, как рыцарь, обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа» 2 .

Здесь уместно вспомнить подвиг беззлобия и непротивления врагам, придающий особый характер страстотерпчеству, других святых правителей древности.

Например, в 651 году святой страстотерпец Освин (память 20 августа), король Дейры (область в Англии), узнав о том, что его двоюродный брат, стремясь подчинить Дейру, объявил войну Освину, не пожелал проливать кровь своих подданных и удалился от власти, но был предательски убит 3 .

Или в 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир (память 22 мая), король Сербский, уже просвещенный видением о своем мученическом конце, прибыл на встречу с болгарским царем – двоюродным братом своей жены 4 – и был убит им из желания самовластия 5 .

Единый подвиг святых страстотерпцев — Бориса, Глеба и Вячеслава

Представленные примеры показывают, что христианский подвиг непротивления святых правителей древности не носит национальных признаков. Более чем два десятилетия спустя после выхода в свет книги «Святые древней Руси» (издана в 1931 году) святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, отмечал, что «как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне её, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам» 6 .

Указанная работа Г. Федотова писалась в эмиграции с целью изучения русской святости в ее истории и религиозной феноменологии, что, по мнению автора, являлось на тот момент «одной из насущных задач христианского и национального возрождения» 7 . С пастырской точки зрения вполне уместно решение миссионерских задач с учетом патриотических чувств. Однако в богословском смысле, памятуя слова апостола Павла о том, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), уничижительный подтекст следует исключать из любого агиологического исследования подвига того или иного святого.

Рассматривая подвиг беззлобия и непротивления врагам святого Вячеслава Чешского, следует иметь в виду не только то, что он отмел первоначально принятые им в силу неопытной молодости наветы зломысленных вельмож о заговоре против него его матери, но и известие от слуг буквально накануне замысленного младшим братом убийства: он «не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога» 8 .

Также и святой Борис знал, что злые люди подстрекают старшего брата на его убийство. И хотя дружина уговаривала Бориса занять великокняжеский престол, он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» 9 .

Немаловажной деталью, особенно с учетом традиций того времени, является старшинство в братских отношениях святых страстотерпцев. Преподобный Нестор Летописец отмечает высокую покорность старшему брату святых Бориса и Глеба, которые, если бы противились, то едва ли сподобились дара от Бога 10 . В то же время святой Вячеслав сам являлся старшим братом, и неверно было бы с его стороны проявлять такое же покорное поведение перед младшим братом. Наоборот, справедливо было бы ему ожидать от младшего брата «послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе» 11 .

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения.

Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима.

Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал».

Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 .

Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Всё множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания » 13 .

В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

Именно в этом вопросе, заданном в условиях смертельной опасности, вместо которого воину следовало бы осуществить упреждающее действие на поражение противника, святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие . Подобно Христу, Который показал апостолам, что происходившее во время Его ареста есть дело высочайшего Промышления, князь, будучи осведомлен о предательстве, не только не бежал, но пошел даже навстречу предателю. Он, подобно Христу, в час ареста старавшемуся вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22: 48), вопросом к брату-убийце пытался образумить того: «Не стыдно ли тебе предавать таким образом?» И, подобно Христу, Который не воспрещал Иуде предавать, допустил лобзание и Сам Себя добровольно предал в руки врагов 17 , святой Вячеслав являет пример непротивления: разделяет с братом-предателем трапезу накануне и не производит по своей воле никаких действий на поражение своих убийц.

В целом реакцию святого Вячеслава при нападении можно представить и как среднее между добровольным и невольным, что хотя неприятно и тягостно, но принимается «ради избежания большего зла» 18 .

В этой связи, продолжая сравнение страданий святых Вячеслава и Бориса, а также святого Андрея Боголюбского, особенно важно иметь в виду, что Борис еще не имел великокняжеской власти, а только мог претендовать на нее, тогда как Вячеслав и Андрей уже были верховными властителями и несли ответственность за свою жизнь как начальники каждый в своем государстве: ибо «когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» 19 .

И действительно, по убиении святого Вячеслава злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого князь приютил в своем доме 20 . А после убийства святого Андрея жители Боголюбова разграбили княжеский дом, и много случилось бед: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили; грабители приходили грабить и из деревень; начались грабежи и в самом Владимире 21 .

В богослужебных текстах Церковь равно почитает страстотерпчество, беззлобие и кротость святых Бориса и Глеба и Вячеслава Чешского, указывая на их святые венцы. В молитвах к святым страстотерпцам обращаются единообразно: к святому Вячеславу – научить братолюбию и кротости, а к святым Борису и Глебу – укротить «всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих».

Память благоверного князя Вячеслава духовно связана с мученической кончиной святых русских страстотерпцев – князей Игоря, Бориса, Глеба и Андрея Боголюбского – и глубоко чтится в Русской Православной Церкви 22 .

Церковь равно почитает святого Бориса и Глеба и святого Вячеслава, подвиги которых могут казаться различными, но рассудительный взгляд только подчеркивает единство в святости каждого подвига: их объединяет подвиг ради Христа, никак не ограничиваемый национальностью. Когда «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8), противостоять ему твердою верою следует, не выделяя подвиг того или иного святого на фоне других, а обращая внимание на подлинное единство жизни во Христе в явленных нам примерах святости.

1 Согласно агиографическим и историческим источникам, чешский князь Вацлав Святой был убит младшим братом, впоследствии ставшим князем Чехии, Болеславом I Грозным, или Жестоким (см., напр.: http://www.pravenc.ru/text/161181.html).

2 Федотов Г. Святые Древней Руси // Федотов Г. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М., 2000. С. 25.

3 Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших / [Сост. Д. Лапы, В. Державиной]. Лондон, 2012. С. 257–258.

4 Согласно историческим источникам, святой Иоанн-Владимир, князь Сербский, был убит племянником его тестя, болгарского царя Самуила, – болгарским царем Иоанном-Владиславом (см., напр.: http://www.pravenc.ru/text/469846.html).

5 Святой мученик Иоанн-Владимир, король Сербский // Минея. Май. Ч. 2 М., 2002. С. 411–412.

6 Иоанн (Максимович) , святитель. О почитании святых, просиявших на Западе: Доклад Зарубежному Архиерейскому Собору 1952 г. // Блаженный святитель и чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Изд. Братства прп. Германа Аляскинского (Платина, Калифорния) и Российского отделения Валаамского общества Америки. М., 2003. С. 768–777.

7 Федотов Г. Святые Древней Руси. С. 5.

8 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. Киев, 2010. С. 630.

9 Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб // Минея. Июль. Ч. 3. М., 2002. С. 71–74.

10 Там же.

11 Там же.

12 Святой благоверный князь Андрей Боголюбский // Минея. Июль. Ч. 1. М., 2002. С. 280–283.

13 Лука (Войно-Ясенецкий) , святитель. Дух, душа и тело // http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo.

14 Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной веры. М., 2012. С. 164–165.

15 Там же. С. 169–170.

16 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. С. 630.

17 Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 83 // http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/83.

18 Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной веры. С. 181.

19 Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 20 // http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/20.

20 Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых. Сентябрь. С. 631.

21 Повесть об убиении Андрея Боголюбского // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 4: XII век. СПб., 1997.

22 Благоверный князь Вячеслав Чешский // Минея. Сентябрь. М., 2002. С. 853.

Вконтакте

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь – Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава – небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вацлав

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября – день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад “добрый князь Вацлав” был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

“Святой Вацлав, князь земли чешской”, – этими словами начинается прославленный старочешский гимн, “Сватовацлавский хорал”, написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: “Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам”… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых “старовацлавских легенд”, записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав – фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу – как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти – младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей – Вацлава и Болеслава – занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим – напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе “Деяний святых” католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как “добрый король Венсеслас” в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам – доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу “Птицелов”. Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики – те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности “солунских братьев”, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу – угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава – по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно – перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен “мартиром” – мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью “старовацлавские легенды”. Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем – древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые “Старинные чешские сказания”.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии – соборе святого Вита на Пражском Граде – особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы – статуя Вацлава работы Петра Парлержа – принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о “добром князе Винчеславе” и его благочестивых предках (так называемые “Пражске зломки”), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: “Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?”

Или ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же – в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До - был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный собор во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,– позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • Полный Тропарион. Издательство "Троица", 2006, т. 1, с. 85-86.

Имя Вячеслав имеет исконно русское происхождение. Оно образовано от двух слов — «вящее» или «вяче», что означает «лучше, больше» и «слава». Поэтому дословно имя означает «более славный».

Святой Вячеслав Чешский, дата памяти 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Он был воспитан своей бабушкой святой княгиней Людмилой, которая с детства привила своему внуку веру в Господа, упование на Его волю и стремление всегда поступать по заповедям, которые даровал нам Спаситель. Образование он получил от ученика святителя Мефодия, пресвитера Павла.

В 920 году отец Вячеслава - Вратислав погибает, и 18-летним юношей страстотерпец вступает на княжеский престол. Его жизнь омрачалась тем, что родная мать Драгомира испытывала ненависть к христианству, именно она стала виновницей смерти бабушки Вячеслава святой Людмилы. За это он изгнал Драгомиру навсегда из своей жизни.

Как правитель, Вячеслав Чешский запомнился расцветом христианских устоев. Он не только старался сам быть христианином, но и в государственной деятельности своими указами отменял все, что не соответствовало его убеждениям. Например, он отказался от смертной казни, считал неприемлемым применять пытки. Очень многие знатные сановники были недовольны таким положением дел. Верующий князь, живущий по законам чести и доброты, казался им неугодным, а потому приближенные ко двору вступили в заговор с братом Вячеслава Болеславом Первым.

В 935 году святой был убит своим родным братом и его стражниками прямо на пороге храма. В дальнейшем жестоким пыткам и мучениям подверглись все, кто следовал за князем Вячеславом Чешским, кто также, как и он, вел благочестивый образ жизни. О судьбе его сына Збраслава ничего неизвестно.

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Священномученик Вячеслав Луканин, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 16 августа

Почти через десять столетий, в Российском государстве в городе Пермь родится мальчик, которого родители также назовут Вячеславом. Он рос очень слабеньким и болезненным, учеба давалась ему с большим трудом.

Несмотря на это, Вячеслав Луканин стремился поступить в духовное училище, служить Господу было его единственным желанием, которое со временем исполнилось. Господь одарил его прекрасным голосом. Этот талант не остался незамеченным преподавателями училища. Очень часто юноша служил на клиросе в местном храме, его даже стали называть «старшим по хору», настолько хорошо у него получалось. Науки другие постигал с большим трудом, постоянно пересдавал экзамены, а все свое свободно время уделял церковному пению. В 1989 году после окончания училища, он поступает в Пермскую семинарию. Но получить диплом помешало состояние здоровья.

Тем не менее, руководство семинарии оставляет его при учебном заведении в качестве регента учебного хора. В 1901 году его талант оценили настолько высоко, что пригласили в архиерейский хор. Через несколько лет он встретил прекрасную девушку, которая стала его супругой - это Мария Гордеевна Галкина. В скором времени у них родилась дочка. Она станет не единственным ребенком в семье, через несколько лет у Вячеслава и Марии появились на свет еще 8 детей, трое из них умерли во младенчестве.

Икона Священномученика Вячеслама Луканина

В 1918 году его назначают регентом одного из хоров в Екатеринбургской епархии. Именно здесь на территории городка Катайск были созданы карательные подразделения «Красные орлы», которые должны были моментально реагировать на любые повеления безбожной власти. Те пытки, которые они применяли к арестованным, пожалуй, могли посоревноваться в жестокости с мучениями первых христиан. Задержанных живьем закапывали в землю, четвертовали, всячески издевались, унижая человеческое достоинство, заставляли пить свою же кровь. И это при том, что «сотрудникам» такого отряда не было иногда даже 20 лет.

Накануне светлого праздника Преображения Господня мученик Вячеслав и некоторые верующие этого городка собрались, чтобы обсудить, как лучше провести праздничную Литургию. Встреча проводилась вечером в одном из домов, они зажгли свечи, и маленький лучик стал заметен из-за штор со стороны улицы, где в это время шел комендантский час и каратели патрулировали улицы. Изверги ворвались в дом и арестовали всех, кто там находился. Утром верующих отвели к храму и приказали рыть себе могилы.

Отец Вячеслав попросил напоследок лишь помолиться в храме, начиная читать заупокойную молитву, он медленно пошел в сторону храма, в этот момент «красноорловец» выстрелил ему в спину.

Диакон Вячеслав Луканин был причислен к лику святых в 2002 году.

Православные святые с именем Вячеслав

Даты указаны по новому стилю.

  • Вячеслав (Луканин), сщмч., диакон 8 февраля (Новомуч.), 16 августа
  • Вячеслав (Закедский), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 23 августа
  • Вячеслав (Инфантов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 14 января
  • Вячеслав (Занков), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 13 октября
  • Вячеслав, сщмч., иером, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля (Новомуч.), 25 августа
  • Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: