Т 72 модернизированный. Отечественное оружие и военная техника

Наличие в более чем тридцати странах мира около десятка тысяч танков типа Т-72, а также огромный модернизационный потенциал машины подталкивает многие конструкторские бюро к разработке программ модернизации этого танка. В России такие программы разработаны в нижнетагильском УКБТМ. Высокую активность в разработке и реализации программ модернизации Т-72 проявляют также компании Украины и Израиля. Немало программ разработано в Чехии, Словакии, Польше и даже в ЮАР.

Реализация комплексных программ модернизации, согласованных с компанией разработчиком, обеспечивает значительное повышение боевых характеристик машин, выводя модернизированные Т-72 на один уровень с танками последних западных разработок. Другие же программы, предполагающие замену на танках отдельных приборов прицеливания, агрегатов силовой установки, установку систем навигации, как правило, позволяют незначительно повысить лишь отдельные показатели боевой эффективности, и то не всегда. Известны случаи, когда после установки на Т-72 новейших автоматизированных систем управления огнем (АСУО) итальянской разработки, показатели точности стрельбы стали ниже, чем на базовом варианте машины. Это происходит ввиду того, что часто разработчики таких АСУО не имеют полного комплекта технической документации для обеспечения сопряжения СУО с приводами наведения и стабилизации оружия комплекса вооружения танка. В результате ошибки стрельбы, возникающие при наводке оружия в цель не уменьшаются, а только увеличиваются.

В Республике Беларусь в настоящее время утвержден новый облик белорусского танка, который стал результатом осуществления программы модернизации танка Т-72Б разработанной специалистами 140 БТРЗ совместно с инженерами ОАО «Пеленг». Эти предприятия еще с советских времен занимались производством капитального ремонта машин типа Т-72 и разработкой систем управления огнем для всех танков советской и российской разработки.

Предполагается, что в ходе модернизации находящегося на вооружении танка Т-72Б будут улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость. Для этого на машину устанавливаются современные системы управления огнем, средства связи и навигации. В частности вместо ППН 1К13-49 в танке Т-72Б устанавливается разработанный ОАО «Пеленг» прицельный комплекс «Сосна-У», который также успешно используется и при модернизации российских танков Т-72Б и Т-90. Многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У» объединяет в себе визирный оптический канал, тепловизионный канал, лазерный дальномерный канал и лазерный канал управления комплекса управляемого вооружения. Кроме того, в состав новой высокоавтоматизированной СУО модернизированного в Беларуси танка Т-72Б включены баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Штатный прицельный комплекс 1А40-1 теперь выполняет роль дублирующего прицельного приспособления.

Установленная на танке в ходе модернизации современная СУО с многоканальным прицелом позволяет обнаружить цель и вести огонь по ней как наводчику-оператору, так и командиру танка из основного оружия всеми типами боеприпасов. В том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров. А наличие автомата сопровождения цели значительно повышает вероятность попадания при стрельбе по движущимся целям и с ходу.

Для повышения защищенности танка реализуется комплекс мер, включающий в себя установку новых броневых модулей, автоматической системы постановки аэрозольных завес.

На прошедшей в столице Казахстана в мае 2012 г. были продемонстрированы еще две модернизации танка Т-72 – одна разработанная украинскими инженерами киевского танкоремонтного завода, вторая – израильскими и казахскими специалистами.

Украинская модернизация танка представлялась под наименованием Т-72UA4. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа позаимствованный от танка Т-80УД, выпускавшегося в середине 80-х гг. на заводе им. Малышева в г. Харькове. Командир получил в свое распоряжение комбинированный прицел ТКН-4С со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, с помощью которого имеет возможность ведения прицельного огня из зенитного пулемета по наземным целям с ходу. Судя по тому, что в составе СУО модернизированного Т-72UA4 поменялся только ночной прицел (вместо ТПН1-49 установлен ТПН4), возможность ведения огня из основного оружия танка с места командира отсутствует. Основным прибором прицеливания наводчика остался прицельный комплекс 1А40-1 ТПД-К1. Комплекс управляемого ракетного вооружения отсутствует.

Главной особенностью этого танка является модернизированная силовая установка с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. при сохраненной оригинальной вентиляторной системе охлаждения, существенным образом улучшающая характеристики подвижности модернизированного танка.

Также на Т-72UA4 повышены показатели защищенности машины за счет установки комплекса оптико-электронного противодействия «Варта», включающего в себя систему постановки завес и станцию оптико-электронных помех, являющиеся аналогами российской системы оптико-электронного подавления «Штора-1». Элементы навесной динамической защиты корпуса «Контакт-1» остались без изменений.

Вообще-то странно, почему в Казахстан украинские разработчики привезли именно эту модернизацию Т-72 – Т-72UA4? Вряд ли она может составить достойную конкуренцию казахстанской модернизации Т-72, не говоря о российской. Машина имеет практически худшую огневую мощь по сравнению со штатным Т-72Б, состоящим на вооружении армии Казахстана. Странно, тем более, что Украина годом ранее в Нижнем Тагиле демонстрировала более продвинутую версию модернизации Т-72 – Т-72АГ.

На Т-72АГ СУО идентична той, что установлена на танке Т-90 (прицельный комплекс наводчика 1Г46, ночной прицельный комплекс ТПН4-49, командирский прицельный комплекс ПНК-4Г, возможность дублированного управления огнем с места командира танка, баллистический вычислитель, стабилизатор оружия 2Э42М), имеется комплекс управляемого ракетного вооружения 9К119 с управляемой ракетой «Комбат».

Силовая установка такая же, как и на Т-72UA4 – с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Однако на Т-72АГ установлена еще и вспомогательная силовая установка ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Комплекс средств защиты танка Т-72АГ включает в себя такой же, как и на Т-72UA4 комплекс оптико-электронного противодействия «Варта», новый комплекс встроенной динамической защиты «Нож», систему защиты от напалма, новую быстродействующую противопожарную систему.

Для повышения работоспособности экипажа, особенно в боевых условиях, машина оснащена системой кондиционирования воздуха.

По-своему интересен проект модернизации танка Т-72 – Т-72KZ «Шыгыс» (восток), разработанных казахскими, израильскими и турецкими инженерами.

По схеме модернизации Т-72KZ близок к печально известному грузинскому варианту T-72 SIM-I, которые так и не смогли показать каких бы то преимуществ перед штатными российскими Т-72А и Т-72Б во время войны в Южной Осетии в 2008 г., но внешне отличающийся установкой новых элементов динамической защиты на башню и лобовую деталь корпуса. Борта корпуса прикрыты резинотканевыми и усилены дополнительными решетчатыми экранами. Однако противокумулятивные решетки на бортах никаким образом должным образом работать не будут, поскольку установлены вплотную к резинотканевому экрану.

При модернизации танк Т-72KZ «Шыгыс» сохранил свой штатный 840-сильный двигатель В-84 танка Т-72Б, которого вполне хватает для обеспечения достаточной подвижности машины такой весовой категории (первоначально предполагалась установка на модернизируемые в Казахстане танки Т-72 финские дизели Wartsila). Показатели подвижности ночью повышены за счет установки тепловизионного прибора механика-водителя (аналогичного применяемому на разработанном в Турции варианте модернизации танка Leopard 2), обеспечивающего дальность видения ночью, а также в сложных условиях видимости (туман, снег, пыль, дым и т.д.) до 400 м. Установка на штатную гусеницу Т-72 с последовательным РМШ асфальтоходных башмаков снижает и без того невысокие показатели проходимости старой гусеницы.

Для повышения огневых возможностей на танке установлена новая система управления огнем с использованием новых приборов прицеливания и наблюдения производства турецкой компании Aselsan. СУО включает в себя комбинированный круглосуточный прицел наводчика с тепловизионным каналом с дублированием «картинки» с него на месте командира танка, а также баллистический вычислитель. Это обеспечило возможность ведения прицельного огня с места командира танка в режиме «Дубль». Однако, модернизированный в Казахстане вариант Т-72 потерял такое огневое преимущество, как возможность стрельбы управляемой ракетой. Стабилизатор оружия остался прежним – 2Э28М.

Что значительно повышено на казахско-израильско-турецком варианте модернизации Т-72, так это показатели командной управляемости. Они повышены за счет установки на машину навигационной системы, новых цифровых средств связи, системы управления подразделением в бою на основе бортового компьютера BMS, способной интегрироваться в автоматизированную систему управления войсками тактического звена.

В качестве навигационной системы на Т-72KZ «Шыгыс» используется израильская навигационная система Azimuth Comet с характерной удлиненной антенной приемника GPS на кормовой части башни (как и на грузинских танках Т-72 SIM-I), при этом дополненную приемником ГЛОНАСС. Системы радиосвязи включают израильские двухблочную УКВ радиостанцию CNR-990 и цифровую систему внутренней связи VIC-500 разработки компании Tadiran.

Для обеспечения работы возросшего количества потребителей электроэнергии на машине установлена вспомогательная силовая установка израильского производства мощностью 7,5 кВт.

Официально в модернизации Т-72KZ «Шыгыс» принимали участие пять компаний, все казахские или совместные: «Единый центр внедрения систем управления вооружением» (разработка концепции, выработка ТЗ), «Семей Инжениринг» (производство ремонта, установка ДЗ), «Казахстан Аселсан Инжениринг» (СУО, прибор ночного видения механика-водителя), «Казахстанско-израильское совместное предприятие «Delta IT» (системы связи, навигации, управления подразделениями в бою, энергоснабжения), «811 Авторемонтный завод КИ» (производство и установка гусениц с асфальтоходами).

Как бы ни были привлекательны программы модернизации танка Т-72, разработанные зарубежными коллегами, наиболее современным вариантом модернизации этого танка стал вариант, разработанный в Уральском КБ Транспортного машиностроения (УКБТМ) – колыбели Т-72. К модернизации машины в этом КБ подошли комплексно.

На модернизированном танке удалось существенно повысить: огневую мощь (точность и дальность действительной стрельбы), защищённость, подвижность и командную управляемость. Кроме того, значительно улучшены эксплуатационные характеристики модернизированной машины.

Повышение огневой мощи обеспечено за счёт внедрения новой СУО, установки новой 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М-5, применения новых более могущественных боеприпасов и ЗПУ закрытого типа с дистанционным управлением.

Усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 вместе с доработанным автоматом заряжания под применение нового бронебойно-подкалиберного выстрела, обеспечивает стрельбу всеми новейшими образцами 125-мм выстрелов повышенного могущества.

СУО модернизированного танка Т-72 стала автоматизированной с цифровым баллистическим вычислителем и системой контроля изгиба ствола. Даже по сравнению с пушкой 2А46М точность стрельбы из пушки 2А46М-5 повысилась на 15-20%, а суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раза.

В состав СУО модернизированного Т-72 включен многоканальный (оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ракетой каналы) прицел наводчика «Сосна-У» с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Новый прицел обеспечивает эффективное поражение целей на дальностях свыше 3000 м днем и ночью, а также в условиях плохой видимости (пыль, туман, снег и т.д.). Появилась возможность ведения огня управляемой ракетой в ночных условиях и сходу.

С целью обеспечения высокой эффективности стрельбы из танка с ходу на машину установлен новый стабилизатор вооружения 2Э42-4 с электромашинным усилителем. Помимо повышения точности стрельбы, такой стабилизатор еще снижает пожароопасность из-за отсутствия гидравлических приводов с высоким давлением пожароопасной рабочей жидкостью.

Новая ЗПУ позволяет командиру танка вести прицельную стрельбу из зенитного 12,7-мм пулемета «КОРД» (НСВТ-12,7) с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме – по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Это также повышает живучесть танка на поле боя, особенно в сложных условиях боя (в городе, в лесу, в горах) за счет своевременного подавления или уничтожения танкоопасной живой силы.

По желанию заказчика возможно размещение на модернизированном танке Т-72 ЗПУ открытого типа с ручным наведением.

Значительно повышена защита танка за счет установки новой ДЗ «Реликт» модульного типа. Она имеет ряд преимуществ по противодействию современным противотанковым боеприпасам по сравнению с комплексами ДЗ, применявшимися ранее. Для защиты бортовых и кормовой проекций танк комплектуется специальными экранами с элементами ДЗ и решетчатыми экранами. Решетчатые экраны обеспечивают разрушение БЧ попадающих в них кумулятивных боеприпасов снижая вероятность пробития ими брони на 70-100%.

Для защиты от противотанковых мин с магнитными взрывателями на модернизированном танке Т-72 устанавливается система электромагнитной защиты (СЭМЗ), обеспечивающей преждевременный подрыв таких мин.

Маскировочный комплект «Накидка», очередное «ноу-хау» российских разработчиков, делает танк практически неуязвимым при попытке его поражения современными средствами высокоточного оружия западного производства. Вероятность и дальность обнаружения танка оснащенного «Накидкой» средствами обнаружения современного высокоточного оружия в радиолокационном диапазоне обнаружения снижется в 6 и более раз. В ИК диапазоне вероятность обнаружения и захвата инфракрасными ГСН танка в «Накидке» снижается в 2-3 раза.

На модернизированном Т-72 установлена автоматизированная система постановки завес комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Она обеспечивает защиту боевой машины от высокоточного оружия с полуактивной лазерной ГСН, предупреждение экипажа о лазерном облучении танка (при замере дальности лазерными дальномерами и подсветке лазерными целеуказателями). Система осуществляет постановку многоспектральных аэрозольных завес, скрывающих положение танка и ослепляющих системы управления противотанковых комплексов и другого высокоточного оружия.

С целью повышения подвижности машины на танк установлен многотопливный дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усовершенствованная система охлаждения.

Доработаны узлы ходовой части. Машина получила новые гусеницы с траками с параллельным резинометаллическим шарниром, обеспечивающие ей лучшее сцепление с грунтом и хорошую управляемость. Усилены, а также повышена жесткость амортизаторов, усилены бортовые коробки передач.

Командная управляемость повышена за счёт оснащения танка новой УКВ радиостанцией Р-168-25УЕ-2, аппаратурой внутренней связи и коммутации Р-168 АВСК-У и комбинированной (спутниковой и одометрической) навигационной аппаратурой.

Таким образом, разработанная в России программа модернизации танка Т-72 является наиболее отработанным и сбалансированным вариантом повышения боевых свойств танков типа Т-72. При этом в зависимости от пожеланий заказчиков, на машине могут быть осуществлены не все сразу доработки, а только часть их, по выбору, что может расширить круг потенциальных клиентов. При этом необходимо учесть, что программа модернизации Т-72 разработанная российскими конструкторами учитывает все нюансы конструкции машины и не ограничивается полумерами, предлагаемыми многими зарубежными разработчиками.

Еще одну модернизацию танка Т-72Б представили на прошедшей в июне – июле 2012 г. в подмосковном Жуковском специалисты компании «Оборонсервис». В результате проведенной компанией модернизации повышены огневая мощь и командная управляемость танка.

Огневая мощь повышена за счет установки нового прицельного комплекса наводчика и панорамного многоканального прицельного комплекса командира. По всей видимости, усовершенствованы и другие элементы системы управления огнем (СУО). Понятно одно – командир получил возможность эффективного онаружения целей днем и ночью, а также ведения прицельного огня из основного и дополнительного оружия всеми видами боеприпасов, включая управляемую ракету, днем и ночью, с места и с ходу.

Командная управляемость повышена за счет установки нового комплекса средств связи и системы топографического ориентирования «Трона» использующую GPS/ГЛОНАСС и инерциальную подсистемы, разработанную на Ковровском электромеханическом заводе «КЭМЗ», установки новых цифровых средств связи, автоматизированной системы управления войсками тактического звена.

В целом, если рассмотреть предлагаемые в настоящее время на мировом рынке программы модернизации танка Т-72, только российскими инженерами разработаны и реализованы наиболее взвешенные, комплексные и отвечающие современным требованиям боя программы.

Сравнительные ТТХ танков Т-72Б и модернизированного Т-72


Параметр

Т-72 модернизированный

Боевая масса, т

не более 46

Пушка, марка

Калибр, мм

Зенитная пулемётная установка

открытого типа

закрытого типа с дистанционным управлением

Модульная ДЗ

«Контакт-V»

«Реликт»

Автоматизированная система постановки завес

Система электромагнитной
Защиты

Дневной прицел

Прицельный комплекс 1А40-1

Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой

Ночной прицел

ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический

Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м

не менее 3300

Режим дублированного управления вооружением с места командира

Прицел-дублёр

прицел-дальномер
ТПД-К1

Баллистический вычислитель

электронный цифровой с комплектом датчиков

Автомат сопровождения цели

электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У»

Информационный канал управления ракетой

входит в состав ППН 1К13-49

входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У»

Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м

до 4000
(днем, с места)

до 5000
(днём и ночью, с места и
с ходу)

Радиостанция, марка

Наличие заранее подготовленных частот

Режим технического
Маскирования

Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты)

Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с

цифрового канала связи нет

Навигационная аппаратура, тип

комбинированная (GPS и одометрическая)

Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка

Р-168 АВСК-Б

Словесная разборчивость, %

Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи

Двигатель, марка

Мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

не менее 21,8

Максимальная скорость
по шоссе, км/ч

Т-72Б3 — российский основной боевой танк семейства Т-72. Модификация разработана в качестве дешёвой альтернативы Т-90А до получения российской армией танков нового поколения. Представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б.

Средства наблюдения и связи

На танк установлен многоканальный прицел «Сосна-У» разработки белорусского предприятия «Пеленг». ВСУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка - ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливается четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с. с удельной мощностью 18,88 л. с./т., прошедшие капитальный ремонт.

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5. Пушка получила улучшенные подкалиберные снаряды типа «Свинец». Зенитная пулемётная установка лишилась дистанционного управления и переведена в ручной режим.

Оценка проекта

В совокупности, из новшеств только белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, всё остальное 30-летней давности от базовой модели. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5». Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

В будущем возможно оснащение СУО «Калина», которая устанавливается на танк Т-90СМ и двигателя В-93 мощностью 1130 л.с

Технические характеристики

Видео

Усиленная бронезащита, мощный двигатель и новый подкалиберный снаряд - в части и соединения российской армии поступает Т-72Б3М, последняя модификация основного боевого танка. Модернизация позволит подтянуть до современного уровня огромный парк танков-ветеранов Т-72 и существенно повысит ударные возможности армии. Об особенностях Т-72Б3М и его отличиях от Т-72Б3 - в материале РИА Новости

Ветеран танкового биатлона

Танки Т-72Б3 - это обновленная версия Т-72Б, принятых на вооружение Советской армии еще в середине 1980-х. Сегодня в войсках более тысячи «трешек». У этого танка многоканальный прицел «Сосна-У» с автоматом сопровождения целей и тепловизионным каналом с камерой французского производства Thales Catherine, обновленная система управления огнем (СУО), модернизированная пушка 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ряд других новшеств. Однако не обошлось и без недостатков. В частности, на первые Т-72Б3 установили морально устаревшую динамическую защиту «Контакт-5», принятую на вооружение в 1986 году. У Т-72Б3М гораздо более толстая «шкура». Есть и другие преимущества.

«Основное отличие Т-72Б3М от «классических» Т-72Б3 - новый дизельный двигатель и усиленные элементы защиты, - рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - На Б3 стоит «движок» B-84-1 мощностью 840 лошадиных сил, на Б3М - B-92С2Ф на 1130 лошадиных сил. Внешне новая модификация отличается благодаря дополнительным модулям современной динамической защиты «Реликт» на бортах, корпусе и башне».

Кроме того, у Т-72Б3М обновленная версия прицела «Сосна-У», цифровой баллистический вычислитель и панорамный прицел на рабочем месте командира машины. Все это позволяет танкистам быстрее обнаруживать цели и уничтожать их. Усовершенствован и боекомплект с удлиненными подкалиберными снарядами повышенной бронепробиваемости. Еще одно важное новшество - гусеничные траки с улучшенными эксплуатационными характеристиками и увеличенным ресурсом.

Российские танкисты, стабильно занимающие первые места в танковом биатлоне, выступают как раз на Т-72Б3М. Машина прекрасно показала себя на всех этапах соревнования, оставив соперников далеко позади.

В одном строю

Т-72Б3М в целом гораздо «дружелюбнее» к механику-водителю: его отделение оборудовали дисплейным комплексом и телевизионной камерой заднего обзора. Автоматизированная коробка переключения передач существенно повышает скорость заднего хода: как показывает опыт сирийской гражданской войны (да и всех недавних вооруженных конфликтов), это может спасти машину и экипаж. В сети хватает видеороликов, где танки правительственных войск, едва выехав из укрытия и выстрелив, не успевали откатиться назад и поражались противотанковыми средствами противника. Кстати, модернизированные Т-72Б3М, по ряду сообщений СМИ, использовались сирийскими войсками весной 2017-го и были замечены в боевых порядках САА в районе граничащих с Израилем Голанских высот.

«Отрадно, что Т-72Б3 поступают в войска хорошими темпами - по 150-200 машин в год, - продолжает Виктор Мураховский. - Надеюсь, что их модернизируют до Т-72Б3М. До начала массовых поставок машин на платформе «Армата» нужно поддерживать высокий технический уровень той техники, что уже есть в войсках. Полагаю, и Т-14, и Т-72Б3М будут поставлять в армейские части параллельно».

Эксперт напомнил, что Минобороны заключило контракт на 120 машин на платформе «Армата». Речь идет о двух батальонных комплектах танка Т-14 и одном комплекте тяжелой БМП Т-15. Кроме того, действует контракт на модернизацию танков Т-90 до модификации Т-90М. Сегодня в войсках есть лишь один батальонный комплект. Эту машину спроектировали в рамках опытно-конструкторских работ «Прорыв-3».

По ранее заявленным планам, модернизации подвергнут 400 танков Т-90, стоящих на вооружении. Кроме того, предусмотрена закупка новых машин. На танк установили новую башню и гладкоствольную 2А82-1М, такую же, как у Т-14, систему управления огнем нового поколения «Калина», дистанционно управляемую зенитную установку «УДП Т05БВ-1» с 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд-МТ», радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук» и вспомогательную силовую установку ДГУ7-27.

Управление - на основе штурвала, есть система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручное. Двигатель - В-92С2Ф, аналогичный дизелю Т-72Б3М. Для защиты от огня противника - противокумулятивные решетчатые экраны и комплекс динамической защиты «Реликт». В корпусе с целью повышения живучести оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, установлены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков. Есть кондиционер. В ближайшем будущем Т-90М планируют оснастить комплексом активной защиты «Арена-М», способным перехватывать и уничтожать противотанковые ракеты и выстрелы, выпущенные РПГ, на подлете к танку.

Напомним, в феврале 2017-го главком Сухопутных войск Олег Салюков заявил о планомерном переоснащении войск современными танками. По его словам, к 2020 году доля современной техники в танковых войсках достигнет 70 процентов. Имеются в виду танки Т-72Б3, Т-72Б3М, Т-80У, Т-90А и Т-90М. Вопрос о заключении крупных контрактов на поставку Т-14 будет решаться также в 2020-м.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 10/2009, стр. 17-31

ТАНК Т-72БА: ПОСРЕДСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО СРЕДСТВАМ?

Алексей Хлопотов

История появления в Вооруженных Силах Российской Федерации модернизированного танка Т-72БА восходит своими корнями к началу 1990-х гг. В 1991 г. на нижнетагильском Уралвагонзаводе (УВЗ) продолжался выпуск танка Т-72Б («объект 184») и его экспортной модификации Т-72С; совместно с УКБТМ велись работы по модернизации и совершенствованию Т-72Б, готовилось серийное производство Т-90 («объект 188»). Параллельно шли работы по более перспективным машинам. В это же время изготовлением «Бэш-ки» занимался еще и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).

Однако развал Советского Союза перечеркнул эти планы. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийный выпуск Т-72Б был свернут на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков завершилось навсегда. На УВЗ какое-то время продолжали сборку экспортной продукции, инженерных машин и лелеяли надежды на развертывание крупной серии Т-90. Но обвальная конверсия 1992 г. вынудила Уралвагонзавод заняться новым для себя делом - освоить ремонт танков Т-72Б, а также Т-72А (с модернизацией до уровня Т-72Б).

Это, казалось бы, несложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где следовало разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов, организовать слив топлива, масел и многое другое. В конце концов, УВЗ - это, прежде всего, завод-изготовитель. Танкоре-монтом в СССР занимались специальные танкоремонтные заводы (ТРЗ) Министерства обороны, под которые были созданы и давно освоены технологии, оборудование, оснастка, инструмент, имелись специально обученные кадры.

За 1992 г. УВЗ в целях эксперимента отремонтировал 10 машин в вариантах Т-72Б и Б11. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б или Б1, по разным оценкам, тянула на 44-58% стоимости от нового танка.

Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта, проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми же ТРЗ была отпугивающей. Объяснялось это просто: УВЗ - это гигантское предприятие, с огромным уровнем накладных расходов и всевозможных издержек. При массовом выпуске танков эти расходы пропорционально «размазывались» на всю серию, ну а в данном случае при резком сокращении серийного выпуска танков все расходы приходилось списывать на то мизерное количество машин, что прошло через ремонт. Кроме того, свою лепту в рост себестоимости вносили так называемые «покупные» изделия. Уралвагонзаводу приходилось бороться с поставщиками комплектующих за каждую копейку. И это при том, что в условиях рухнувшей системы госзакупок многие контрагенты просто начали сворачивать выпуск продукции. Тем не менее руководство Уралвагонзавода в лице Генерального директора B.C. Серякова пребывало в благостных надеждах, планируя осуществлять в1993г.ремонтдо40машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны три варианта глубокой модернизации:

Вариант «Б» - с установкой встроенной динамической защиты (ВДЗ) и КОЭП «Штора»;

Вариант «Б1» - с установкой ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Свирь»;

Так называемый «идеальный» вариант - с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Рефлекс»2.

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, поскольку программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу полного отсутствия средств у заказчика. Вместо этого в 1993 г. небольшими партиями проводились простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 г. включительно модернизация и ремонт Т-72 не осуществлялись. Необходимо подчеркнуть, что действия B.C. Серяко-ва в этот период поставили объединение на грань существования. Со сменой Генерального директора (в июле 1997 г. на эту должность вступил Николай Александрович Малых) работы в области ремонта и модернизации Т-72 возобновились.

В 1998 г. для отработки навыков по модернизации было решено взять 20-30 танков на капитальный ремонт. В марте 1998 г. была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-В»3. К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби4. Однако данный вариант опять-таки признали слишком дорогим. Кроме этой машины, ставшей прототипом для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 «объектов 184» и «172М». Объем доработок на них, как и 5 лет назад, был невелик.

Машина, прошедшая капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г. На ней установлен двигатель В-84МС и «старая» гусеница с последовательным РМШ. Обращает на себя внимание демонтированный датчик метеоусловий ДВЕ, хотя его крепление находится

на своем штатном месте.

Машины, прошедшие капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г., по внешнему виду легко спутать с танками Т-72С, поступившими в нашу армию в 1993 г. после срыва ряда экспортных поставок. Единственным внешним отличаем между «эСкой» и ремонтным Т-72Б 1998 г. является отсутствие антинейтронного надбоя на башне. Второй отличительный признак - меньшее число контейнеров НДЗ на бортовых экранах - не является показательным: в войсках вполне могут навесить штатные экраны от Т-72Б, либо вообще обходиться без них. «Голова» датчика ДВЕ на этих машинах в войсках чаще всего была демонтирована (вероятно, экипажи не имели понятия, как с ним работать, и от греха подальше снимали, предпочитая действовать по старинке).

В 1999 г. на Уралвагонзаводе отремонтировали уже 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, имевших ряд отличий от машин ремонта 1998 г. Эти танки получили обновленную ходовую часть с гусеницей с параллельным РМШ, а некоторые машины оснащались комплексом ВДЗ «Контакт-В». В рамках опытно-конструкторской работы, проводимой УКБТМ, решались задачи усиления огневой мощи, улучшения защищенности и подвижности серийных машин. Учитывая широкий круг поставленных задач, большое количество задействованных соисполнителей и сложности с финансированием тема затянулась на долгие годы, представляя собой в конечном итоге нескончаемую череду отдельных этапов.

Черту под этой работой подвели государственные испытания, проводимые с целью проверки мероприятий по модернизации и, прежде всего, по модернизации СУО. Испытания проходили в три этапа, в период с 15 октября по 26 ноября 2000 г.5 Головным предприятием по организации работ и проведению государственных испытаний был ОАО ВНИИТМ. На первом этапе состоялись стационарные и стрельбовые испытания. Второй этап предусматривал испытания климатические, а третий - пробеговые. Все испытания прошли в установленные сроки с положительными результатами, подтвердившими характеристики, заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении точности ее работы при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. И эту задачу выполнили. После успешного завершения испытаний модернизированный танк Т-72Б был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» по внутризаводской документации).

Спецификация на Т-72БА предусматривала установку на машины СУО 1А40-1М, модернизированную красногорским «Зенитом». Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

Наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

Учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

Автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

Полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

Расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира6.

Внешне машина с доработанной СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, ввод суммарной поправки осуществляется с помощью устройства 1В217.

Установка этого комплекса повышает эффективность стрельбы за счет поправок на следующие параметры:

Боковую составляющую ветра;

Температуру воздуха;

Атмосферное давление;

Износ канала ствола;

Относительную скорость перемещения цели;

Учета индивидуальных углов вылета и баллистики всех типов и индексов снарядов.

В состав 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 1М119, 1М119М и 1М119М-1. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

Произведена замена морально устаревшего прибора наблюдения командира ТКН-3 на модернизированный прибор ТКН-ЗМК7 с применением ЭОПII +, что позволяет существенно повысить боевые возможности танков Т-72Б при низких освещенностях цели. Опознавание цели через ночную ветвь обеспечивается по всему полю зрения, в то время как в приборах предыдущего поколения ТКН-3 и ТКН-ЗМ уверенное опознавание возможно только в центральной зоне, не превышающей 20% от видимого поля. Для улучшения комфортности работы и обеспечения безопасности личного состава в приборе предусмотрены различные сменные фильтры, обогреватели окуляров и специальная диафрагма ночного канала. Ночной прибор ТКН-ЗМК конструктивно обеспечен взаимозаменяемостью со своими предшественниками ТКН-3 и ТКН-ЗМ и устанавливается в стандартное посадочное место на объектах бронетанковой техники.

Башня танка Т-72БА, продемонстрированного на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. На машине еще не установлен комплекс ДЗ.

Бронировка прицела 1К13-49.

Прибор ТКН-ЗМК представляет собой перископический комбинированный электронно-оптический пассивно-активный прибор, который устанавливается в стандартное посадочное место в командирской башенке танков Т-72Б.

Для улучшения условий работы механика-водителя ночью на машину монтируется прибор механика ТВН-58. Он представляет собой монокулярный электронно-оптический пассивно-активный прибор наблюдения с дальностью видения в пассивном/активном режимах работы - 80/180 м, как в условиях естественной ночной освещенности (в пассивном режиме), так и при подсветке фарой, закрытой инфракрасным фильтром (в активном режиме). Подсветка фарой применяется также при неблагоприятных условиях наблюдения за дорогой (низкая прозрачность атмосферы, малоконтрастный рельеф).

Для подсветки целей при работе ночных прицелов и приборов наблюдения вместо устаревших ИК-осветителей типа ОУ-3 и Л-4 предполагается применение инфракрасного лазерного прожектора ПЛ-1, что позволит не только увеличить дальность видимости в активном режиме работы, но и повысить помехоустойчивость и эффективность работы комплекса в целом в условиях эксплуатации9.

Вверху: модернизированная 125-мм пушка 2А46М5 и ее отличительные особенности.

Слева: 125-мм пушка 2А46М, устанавливаемая на модернизированные танки Т-72БА,

с экспериментальным вариантом крепления устройства учета изгиба ствола.

Прожектор ПЛ-1 характеризуется меньшим энергопотреблением и повышенным ресурсом работы по сравнению с существующими аналогами, имеет меньшую массу и габариты. При этом исключаются такие дефекты ламповых прожекторов, как взрыв лампы, незажигание, нестабильность яркости, разрушение отражателя и светофильтра при взрыве лампы и др.

Штатный стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальных плоскостях, обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

В рамках мероприятий по увеличению точности стрельбы предполагается установка пушки 2А46М-510. Эта пушка является модернизированной версией широко известного орудия Д-81ТМ (2А46М). При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 мот дульного срезасО,8доО,4мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Установка лазерного прожектора ПЛ-1 на опытном образце Т-72БА.

Прожектор ПЛ-1 формирует удобное для оператора пятно излучения прямоугольной формы с однородным распределением энергетической яркости излучения, в то время как ламповые прожектора формируют колоколообразное распределение.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» (L = 740 мм) БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ23 с БПС ЗБМ60 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания"".

Вид на башню Т-72БА оснащенного КДЗ «Контакт-В».

По результатам анализа боевых действий в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике были разработаны мероприятия по повышению защищенности и живучести. В первую очередь это касалось применения на всех машинах, выходящих из ремонта, комплекса динамической защиты «Контакт-В». Предполагалось внедрение локальной защиты экипажа и боекомплекта, для чего вместо пожароопасного антинейтронного подбоя и надбоя (а в условиях низких температур вдобавок дающих вторичные осколки) планировалось внедрить противоосколочные экраны на внутренних поверхностях корпуса и башни из баллистического материала типа «Кевлар» разработки НИИ Стали, а также устройство защитных щитков ограждения вращающегося транспортера A3. Был разработан механизм экстренного открывания люка механика-водителя для его скорейшей эвакуации в случае серьезного боевого повреждения машины. В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища по типу применяемой на танках Т-72Б поздних серий выпуска и Т-90. Усилены днище корпуса, кромки аварийного люка, открывающегося наружу, и подбашенный лист. Рядом с сиденьем механика-водителя установлены две съемные распорные стойки, уменьшающие прогиб днища, а само сиденье подвешено к крыше корпуса12.

Установка на танк элементов тепловой защиты, аналогичных применяемым на танках Т-90С и Т-90А, особенно в комплексе с маскировочным комплектом «Накидка», обеспечивает снижение заметности машины в ИК-диапазоне в 1,5 раза, а также существенно снижает вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными ГСН.

Для борьбы с возгораниями применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13. Система пожаротушения 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, 10 оптических датчиков ОД1-1С в обитаемом отделении и 15 термодатчиков ТД1 в МТО. Она обеспечивает автоматический и ручной способ включения. Кроме этого имеются два ручных огнетушителя. Время от обнаружения очага пожара в боевом отделении до выброса 90% состава - не более 150 миллисекунд. Основной принцип действия основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов13. Кроме того, в состав системы введен генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2БТ» в силовом отделении, обеспечивающий гарантированное тушение пожара.

Завершают картину мероприятий по улучшению защиты предложения о применении дополнительных резинотканевых и решетчатых экранах на башне и корпусе танка, нового деформирующего покрытия, индивидуальной защитной экипировки танкистов 6Б15 «Ковбой» со шлемофоном TTTT-.S «Луноход».

В целях унификации с новыми танками Т-90А и улучшения подвижности на Т-72БА применено МТО с четырехтактным турбодизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. (735 кВт). По сравнению с использовавшимися ранее двигателями В-84-1 и В-84МС этот мотор обеспечивает увеличение удельной мощности танка (до 22,5 л.с./т) и средней скорости движения по сухим грунтовым дорогам (с 35 до 40 км/ч), а также улучшение разгонных характеристик до 12% (на дистанции 400 м). В-92С2 имеет лучшие характеристики по крутящему моменту (4150 Нм против 3400 Нм) и коэффициенту приспособляемости (1,25 против 1,13) по сравнению с двигателем В-84МС и при этом отличается меньшим удельным расходом топлива (156 г/л.с. ч. против 182 г/л.с. ч.)14.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-92С2. Машина прошла ремонт в 2005 г.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-84МС.

Следует заметить, что МТО с В-92С2 не является моноблочным, как того требует современная бронетанковая мода. Это является серьезным недостатком машины, но скорее в маркетинговом плане, нежели в боевом и техническом. Прямое сравнение скорости замены двигателя в МТО В-92С2 с моноблочными установками, казалось бы, явно не в пользу уральской конструкции. Однако не следует забывать, что МТО В-92С2 обладает в разы большей надежностью, ремонтопригодностью и, что немаловажно в современной ситуации, - существенно более низкой стоимостью. Высокие скоростные показатели замены моноблочного МТО в сложной полевой обстановке, на маршах, в условиях отсутствия механизированной технической поддержки не могут служить серьезным аргументом. В то же время экипаж российского танка всегда может устранить неисправность или выполнить несложный ремонт самостоятельно, не дожидаясь подхода машин техподдержки, и продолжить выполнение боевой задачи.

Учитывая важность сокращения времени на монтаж (демонтаж) силовой установки, конструкторами УКБТМ были разработаны организационно-технические мероприятия, позволившие сократить этот цикл для В-92С2. Так, время демонтажа двигателя уменьшено до 3,5 ч, что было наглядно продемонстрировано на территории инозаказчика15. Как пример можно отметить внедрение быстро-разъемных соединений трубопроводов. Наряду с новым двигателем в состав унифицированного МТО вошли модернизированный входной редуктор (гитара), усиленная бортовая коробка передач (БКП) и усовершенствованная система охлаждения.

Усиление БКП заключается в увеличении числа пар трения во фрикционных элементах управления, линейных размеров роликов на осях сателлитов и количества сателлитов в планетарном ряде бортового редуктора, замене подшипника опоры солнечной шестерни на подшипник, имеющий большую динамическую грузоподъемность. Усилена заделка шпилек фрикционов, произведена унификация манжет и шариков разгрузочных устройств фрикционов.

В системе охлаждения применены новые алюминиевые водяные и масленые радиаторы повышенной теплоотдачи. По сравнению с медно-латунными радиаторами с сердцевиной трубчато-ленточного типа, которые применяются на танках Т-72Б в системах охлаждения и смазки, радиаторы пластинчато-ленточного типа обеспечивают в габаритах штатных радиаторов больший отвод тепла. Кроме того, был модернизирован фрикцион вентилятора системы охлаждения.

Конструктивные особенности двигателя В-92С2 позволили перекомпоновать систему выпуска отработанных газов, что привело к существенному снижению сопротивления выпуску (с 0,22 кг/см2 до 0,15 кг/см2), а также добиться лучших аэродинамических условий прохода воздуха на участке между воздухоочистителем и турбокомпрессором.

Модернизированная ходовая часть Т-72БА, унифицированная с ходовой частью Т-90С/А, включает следующие элемены:

Гидроамортизатор повышенной на 30-40% энергоемкости, заправленный специальной амортизаторной жидкостью 132-316;

Высокопрочный торсионный вал с повышенным уровнем допустимых значений за счет применения обработки методом ДСМ (деформационное старение мартенсита) для обеспечения увеличенных полных ходов опорных катков;

- уширенный опорный каток 750x190У с повышенным уровнем механических свойств, с пониженным уровнем тепловых напряжений, с наружным пониженным массивом из резины 4Э-1386, с креплением массива резины клеями «Хемосил»;

Ведущее колесо со специальной подпорной поверхностью, выполняющей роль ледорубов для очищаемости траков гусеницы от образования льда в периоды с отрицательными температурами;

Направляющее колесо с усиленными дисками с измененными ледорубами, с подковообразными отбуртовками вокруг окон и ребрами жесткости переменной высоты, расположенными под ледорубами, с наибольшей высотой у ступицы;

Гусеницу с повышенным ресурсом, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, дающими возможность установки асфальтоходных башмаков, со стальными иглами на пальцах гусеницы, обеспечивающими электропроводность и снятие статического электричества с РМШ при движении танка;

Отбойник для предотвращения схода гусеницы с ведущего колеса в сторону бортовой передачи (борта); на корпусе в районе ходовой части приварен дугообразный упор, расположенный против входа гусеницы на ведущее колесо16.

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до варианта, принятого на Т-72Б с 1989 г., при этом передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резиноме-таллические17.

Для обеспечения командной управляемости на танке установлен комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Вышеперечисленные мероприятия, несомненно, носят прогрессивный характер и существенно повышают возможности модернизированного танка Т-72Б, однако не стоит забывать, что большая их часть - всего лишь воплощение наработок и заделов десяти, а то и 20-25-летней давности! Мало того, реалии жизни современной России внесли существенные коррективы в указанную спецификацию. Так, первые серии танков, прошедшие ремонт в 1998-2000 гг., в основной массе были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» и лишь часть из них имела встроенную ДЗ «Контакт-В». Все машины, проходившие ремонт с 1998 по 2002 г., оснащались МТО с двигателем В-84МС мощностью 840 л.с, а не В-92С2. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б - танк Т-72С «Shilden» в 1991 г. Унифицированная с Т-90С ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ и возможностью установки асфальтоходных башмаков на Т-72БА была введена при ремонте только с 1999 г. (самое интересное, что в войсках есть как минимум одна машина, прошедшая ремонт в середине 2000-х гг., имеющая МТО с В-92С2, но со старой ходовой частью!). Унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2, отработанное на Т-90С индийского заказа, на Т-72БА появилось только с 2003 г. (это объясняется фактическим отсутствием в наличии данных двигателей - 100% их выпуска тогда шло на обеспечение экспортного контракта). В 2005 г. после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М218.

К большому сожалению, в ходе модернизационных ремонтов в полном объеме на Т-72БА удалось внедрить только унифицированные МТО с В-92С2 и ходовую часть, а также модернизированное СУО, которое, впрочем, к концу первого десятилетия XXI века является уже давно морально устаревшим. Мероприятия, связанные с усилением огневой мощи и повышением уровня защищенности и живучести, остались нереализованными.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем, предписанных инструкцией еще 1978 г. Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются (исключения составляют мероприятия, связанные с большими парадными мероприятиями - только в этих случаях на машины наносится камуфляж) .

Демонстрация Т-72БА под чехлами на тягаче КЗКТ «Русич», снабженная соответствующим комментарием, породила миф о показе «перспективного танка Т-95» (видеозахват передачи канала ОРТ).

Первая публичная демонстрация раннего варианта Т-72БА на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. Отличительной особенностью является наличие модернизированной ходовой части. На машине еще не установлен комплекс ДЗ и бортовые экраны.

Лучшие наработки в направлении совершенствования танков Т-72Б в последующем были реализованы в ходе создания модернизированного танка Т-72Б (ОКР «Рогатка-1») под обозначением «Объект 184М»19. Эта уникальная машина в ходе государственных испытаний, завершившихся в 2006 г., наглядно продемонстрировала высочайший уровень и соответствие лучшим мировым образцам в области танкостроения20. Однако заказы на этот современный и вполне полноценный вариант модернизации со стороны Министерства обороны до сих пор отсутствуют.

Танки Т-72БА, прошедшие ремонт в 2000 г., на параде в г. Екатеринбурге. 9 мая 2008 г.

Очередную годовщину Победы танкисты встретили в новой форме от Валентина Юдашкина и шлемах нового образца ТШ-4 (в просторечии «Чебурашка»). Несмотря на весьма эстетический внешний вид, такая экипировка все же не защищает экипажи.

Урезание заказчиком изначальной проектной спецификации предопределило появление в производственной документации обозначения этих субмодификаций как «Объект 184А1» (войсковое наименование «Т-72БА1»).

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит их «обезличивание» и доведение до единого стандарта. Так, например, в 2006 г. на ремонт поступили два танка, произведенные весной 1991 г. по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, а ремонт проводить по стандартной ремонтной документации.

Единственные отличия, которые сохраняются у машин, прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так, в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 г. неоднократно менялась конструкция комбинированной преграды ВЛД корпуса и башни. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт, в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранее утилизированного танка.

Не так уж и редки случаи ремонта машин с боевыми повреждениями. Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту пяти машин с «дырами» в корпусе и башнях, пришедших на Уралвагонзавод в 2005 г. Среди них была «семьдесятдвойка», принимавшая участие в боях 1996 г. за г. Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне погиб. Машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там на одном из ремонтных заводов машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 г. она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машину эвакуировали на артиллерийско-боеприпасный полигон ФКП «Институт испытания металлов», где с соблюдением необходимых мер безопасности снаряд был обезврежен.

К сожалению, существующая сегодня схема модернизации и ремонта ведет к более высоким затратам по отношению к выпуску новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве - на заготовку материалов и изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля - это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и, как следствие, - машины целиком. Кроме того, государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, даже в наших современных вполне рыночных условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Весьма трудозатраты и ручные корпусные работы при проводимой модернизации - резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией -невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и минимальным уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование, необходимые для ремонта, поставлялись либо с хранения и Госрезерва, либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того, эти ТРЗ, как правило, не выполняли сложные корпусные работы.

Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом, в частности, в США. Там, помимо того, что все работы, связанные с ремонтом и модернизацией БТТ, производятся на государственных арсеналах, их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины. Парадокс ситуации заключается в том, что в СССР и России, экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машин и их модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставляемой на экспорт (скажем, в Индию или Алжир), вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика. Но только потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» цене.

Еще одной весьма парадоксальной и тревожной ситуацией является вывод существующих танкоремонтных заводов из системы Министерства обороны, их акционирование и перевод на коммерческую основу, осуществляемый в этом году. Последствия этого шага очевидны: ремонт БТТ на этих предприятиях в самом ближайшем будущем существенно подорожает, объем работ в условиях все сокращающегося парка боевых машин на данных заводах упадет до критической точки. Российская Армия попросту лишается танкоремонтной базы!

Однако вернемся к модернизированному Т-72БА. Его первое появление на публике состоялось в июле 2000 г. во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс-2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич» Уралвагонзавод на правах радушного хозяина предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА, готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семьдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что различить можно было только часть ствола. Поэтому не обошлось без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из TV-передач цикла «Ударная сила» 1-го канала, сопровождавшееся комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая боевая машина. Реальность была на много проще и банальнее...

С 2000 по 2009 г. в Нижнем Тагиле по вариантам Т-72БАиТ-72БА1 прошли модернизацию более сотни танков21. В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО22. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276-м мсп, 239-м тп 34-ой МСД, а также в 81-ом мсп и 152-ом тп 27-ой МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники, приуроченных к празднику Дня Победы, в Екатеринбурге и Самаре. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных, как «Южный щит-2006», учения лета 2008 г. в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: Т-72БА, как правило, являются машинами командиров взводов. В соответствии с новой структурой и штатами Вооруженных Сил РФ танки Т-72БА имеются на оснащении омсбр ПУрВО23. Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в части СКВО (Владикавказ, Буйнакск и Майкоп24).

Для обучения экипажей танков Т-72БА был разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А»25. На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные, соответственно, в Екатеринбурге и Владикавказе. Тренажерные комплексы ТТВ-172К вождения танка Т-72БА в 2008 г. должны были поступить в г. Владикавказ (1 ед.), Буйнакск (1 ед.), Майкоп (1 ед.), п. Тоцкое (3 ед.) - итого 6 единиц26.

Давать оценку варианту модернизации Т-72БА довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более совершенных вариантах модернизации Т-72. Но не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика при весьма скудном финансировании.

Примечания:

1Шпак М. Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном 1950 -2000 гг. - Музей УВЗ.ФПИ. Eg.xp.34.

2 Шпак М. Т. Указ соч.

3 Шпак М. Т. Указ соч.

4 Реально была закончена модернизацией только одна машина, показанная в августе 2000 г. под наименованием «Т-72М1» премьер-министру РФ СВ. Степашину.

5 Колмаков Д.Г. Легендарная тридцатьчетверка. - Н. Тагил, 2006.

6 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. -М., 2005.

7http://www.npzoptics.ru/market/shopping/Ud=104. http://otvaga2004.narod.m/otvaga2004/caleidoscope/report_2005_04.htm.

8 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. - М., 2005.

http://lzos.ru/index.php.

9 http://st. ess.ru/"publications/"2_2005/volkov/"volkov.htm.

10 Патент РФ RU 2218536 С2.

Журнал «Техника и вооружение» №8/2007. " Патент РФ RU 2204776C2.

12 Защита танков. Под ред. Григоряна В.А. - М., 2007.

13 Бронетанковая техника. 4.1. Т-90 / Под ред. Ямова В.А. (рекл.издание).

14 Конструктор танковых дизелей И.Я.Трашутин. Уральская школа двигателестроения. Путин В.А. и др. - Челябинск, 2006.

http://chtz-uraltrac.ru/catalog/items/19.php.

15 Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Вавилонский Э.Б., Куракса О.А. Неволин В.М. - Н. Тагил., 2008.

16 Патент РФ RU2177421C1.

17 Каталог узлов и запасных частей на танк Т-72С. - УВЗ, 2002.

18Газета «Патриот» 20.07.2006.

19 Журнал «Техника и вооружение» №8/2007.

20 Неволин В.М. Бронетанковая техника в грузино-осетинском конфликте 2008 г. // Техника и вооружение. - 2009, №8.

21 Там же.

22 Военная мощь России на учениях «Центр-2008» Желтоножко О., Белогруд В. - М., 2009.

23 http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php?topic=340.420.

24131-я омсбр в настоящее время перевооружена новейшими танками Т-90А1 и передислоцирована в Гудауту и Очамчир - Республика Абхазия.

25 http://www.gostorgi.ru/2006/239/10. l.xml.

26 http:/"/www.mytenders.info/Jullinfo.php?id= 155162&раде=334. http://ru.dgmarket.com/tenders/np-notice.do~2317685.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В ходе недавних соревнований по танковому биатлону на полигоне в Алабино основное внимание было приковано к оригинальному спорту. Тем не менее, в программе мероприятия были и другие события. Так, на одной из площадок полигона состоялся показ российской бронетехники, эксплуатирующейся в войсках в настоящее время. Среди прочих экспонатов на этой небольшой выставке была новая модификация танка Т-72, носящая название Т-72Б3. Необходимо отметить, что боевая машина этой модели впервые была представлена широкой общественности. До этого людям, интересующимся бронетехникой, но не имеющим прямого отношения к вооруженным силам или промышленности, приходилось довольствоваться лишь общей информацией и набором фотографий.

Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.

Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.

Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.

Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.

Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.

Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.

Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.

В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.

































По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: