Творческая эволюция Б.Л. Пастернака: изменение языка и стиля стихотворных текстов

Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством.

Есть что-то общее между творчеством его отца - замечательного русского живописца Леонида Пастернака - и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение, он рисовал повсюду: в концертах, в гостях, дома, на улице, делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак делал то же самое в поэзии: он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери: ее полная самоотдача, способность жить только искусством.

В самом начале поэтического пути, в 1912 году, Пастернак нашел для выражения своей поэзии очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу.

Где труд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

(«Как бронзовой золой жаровень»)

Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошел в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась «Лирика». И первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник «Лирика», изданный в 1913 году. Стихи эти не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни.

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, названный им «Близнец в тучах». Сборник не привлек к себе особого внимания. Лишь Валерий Брюсов одобрительно отозвался о нем. Сам Пастернак говорил: «Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады. Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой и песенной, от действия которой почти без участия слов сами собой начинают двигаться ноги и руки. Моя постоянная забота обращена была на содержание. Моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало «новую мысль или новую картину».

Стихи, написанные в те годы, частично были включены затем Пастернаком в цикл «Начальная пора» - цикл, которым обычно стали открываться его сборники стихотворений.

Я рос. Меня, как Ганимера,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печального стекла…

(«Я рос. Меня, как Ганимера…»)

В 1917 году, еще до Октябрьской революции, вышла с цензурными изъятиями вторая книга стихов «Поверх барьеров». Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поиска своего поэтического лица.

Ранний Пастернак стремился к «материальной выразительности» в рамках «объективного тематизма», и это прежде всего осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ соответствует действительности, но соответствие это - особого свойства. Образ строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний. Он конкретен в локальных пределах темы и одновременно передает внутреннюю целостность, нерасчленимость жизни. Завершается ранний период стихотворением «Марбург».

…одних это все ослепляло. Другим -

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.

Копались цыплята в кустах георгин,

Сверчки и стрекозы, как чашки, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на ковш. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке…

Можно сказать, не принижая ряда других, может быть, даже более совершенных по тому времени стихотворений, что именно в «Марбурге» Пастернак увидел жизнь «по-новому и как бы впервые», то есть достиг зрелой оригинальности поэтической мысли.

В 1922 году вышел сборник стихов «Сестра моя - жизнь». А написан он был главным образом в 1917 г., в начале революционной поры. «Лето 1917 года» - таков его подзаголовок. Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и выдвинула его в число знаменитых русских поэтов послереволюционной поры. Самим Пастернаком сборник воспринимался как утверждение своей собственной творческой поэзии. Он так писал об этом сборнике своих стихотворений: «…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали».

Летом 1917 года Пастернак по личному поводу ездил и воочию наблюдал бурлящую Россию. Позже, в 1956 году, в рукописи под названием «Сестра моя - жизнь», предназначавшейся для очерка «Люди и положения», он вспоминал: «Прошло сорок лет. Из такой дали и давности уже не доносятся голоса из толп, днем и ночью совещавшихся на летних площадках под открытым небом, как на дневном вече. Но я и на таком расстоянии продолжаю видеть эти собрания, как беззвучные зрелища или как замершие живые картины.

Множества встрепенувшихся и насторожившихся душ останавливали друг друга, стекались, толпились, думали вслух. Люди из народа отводили душу и беседовали о самом важном, о том, как и для чего жить и какими способами устроить единственное мыслимое и достойное существование.

Заразительная всеобщность их подъема стирала границу между человеком и природой. В это знаменитое лето 1917 года, в промежутке между двумя революционными сроками, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звезды. Воздух из конца в конец был охвачен горячим тысячеверстным вдохновением и казался личностью с именем, казался ясновидящим и одушевленным».

Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Но нужны были деньги. Зарабатывать переводами он стал уже в 1918 – 1921 годах. В этот период им было переведено пять стихотворных драм Клейста и Бена Джонсона, интеркомедии Ганса Сакса, лирика Гете, Ш. ван Лербарга и немецких импрессионистов.

Уже в 20-х годах Пастернак ощущает тяготение к эпическим формам - точнее, к эпическим формам с лирическим, очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь в прошлом становится для него главными темами его больших произведений.

В 1925 году Пастернак стал писать стихотворных роман - поэму «Спекторский», - в значительной мере автобиографический. Создается стихотворный цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1937 роковом году издательство «Советский писатель» выпустило революционные поэмы Пастернака «Лейтенант Шмидт» и «1905». Обращает на себя внимание оформление книжки: форменная красная звезда на серой, словно шинель сотрудника НКВД, обложке. Очевидно, эта книжка должна была служить «охранной грамотой поэта, чем-то вроде документа, удостоверяющего его «революционную сознательность», гражданскую лояльность». В 1928 году возникает замысел его прозаической книги «Охранная грамота», законченная им только два года спустя. По определению самого Пастернака - «это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл «Волны», в которых нашли отражения его впечатления от Кавказа и Грузии.

Здесь будет все: пережитое

И то, чем я еще живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Передо мною волны моря.

Их много. Им немыслим счет

Их тьма. Они шумят в миноре.

Прибой, как вафли, их печет.

(«Волны»)

Перерождение Пастернака связано с впечатлениями от поездки на Урал летом 1932 года. Много позднее Пастернак вспоминал: «В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей - стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать».

Когда поэт вновь обрел дар творческой речи, его стиль изменился неузнаваемо. Изменилось мировидение, ощущение жизни. Преобразился он сам.

Новая книга называлась «На ранних поездах» - по стихотворению, написанному в январе 1941 года. Вот как и вот о чем писал теперь Пастернак:

В горячей духоте вагона

Я отдавался целиком

Порыву слабости врожденной

И всосанному с молоком.

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся слесаря.

Поразительные стихи! Начисто свободные от всего «хаотического и нагроможденного», что шло от эстетики модернизма. И не только неслыханной простотой отмечены эти строки. Они проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Куда девалась отстраненность ранних поэм!

Но не просто горячим чувством к «слесарям» вдохновлены стихи. Поэту, еще совсем недавно заворожено вглядывавшемуся в «траву под ногами» в поисках поэзии, открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю.

Рубеж сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием открывшегося поэту «огромного образа России».

В 1943 году Пастернак совершил в бригаде писателей поездку на фронт, в армию, освободившую Орел. Результатом поездки явились очерки «Освобожденный город» и «Поездка в армию», а так же стихи, рисующие эпизоды битвы: «Смерть сапера», «Преследование», «Разведчики».

В неистовстве как бы молитвенном

От трупа бедного ребенка

Летели мы по рвам и рытвинам

За душегубами вдогонку.

Тянулись тучи с промежутками,

И сами, грозные, как туча,

Мы с чертовой и прибаутками

Давили гнезда их гадючьи.

(«Преследование»)

Поэзия Пастернака периода войны - незавершенная, несущая вопросы и не выявленные до конца возможности.

Большое внимание Пастернак уделял любовной лирике. По словам Евтушенко, после Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак:

И так как с малых детских лет

Я ранен женской долей.

И след поэта только след

Ее путей – не боле…

И оттого двоится вся эта ночь в снегу,

И провести границы меж нас я не могу…

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сраженья.

Коль есть такие прекрасные стихи, есть и женщины, которым эти стихи посвящены. И они были.

Любовь иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца выпрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.

(«Любить иных - тяжелый крест»)

Так писал Борис Пастернак о своей жене Зинаиде Николаевне. С большой любовью, нежностью, восхищением.

Свои лирические стихи Пастернак писал и о своем большом друге О. В. Ивинской. Она была очень дорога и близка ему. Он боялся ее потерять.

Ты также сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья,

Когда ты падаешь в объятье

В халате с шелковою кистью.

Ты – благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

(«Осень»)

Шел 1946 год. Знаменитый роман «Доктор Живаго», который расценивался его автором почти как итоговый, начинался задолго до того, как он обрел свою романную форму. Форму опережали идеи.

Кончилась война, и появились новые надежды. Пастернаку захотелось сделать что-то большое, значительное - тогда и возникла мысль о романе. Он начал его очерком о старом поместье. Там явно представилась большая усадьба, которую разные поколения перепланировали по своим вкусам, а земля хранит еле видимые следы цветников, дорожек.

«Доктор Живаго» вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака - автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. Тем не менее, Пастернак как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, сбивающая неопытного читателя с толку своим тяготением к лирической поэзии.

Главный герой - Юрий Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творчеством, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг - написанные в молодые годы отдельные стихи, которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную главу романа.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Этими строками заканчивается стихотворение «Август», написанное Пастернаком в 1953 году и вошедшее в текст «Доктора Живаго». Строки - прощание с романом, работа над которым завершена. Она продолжалась долго, семь лет.

Действительно, «Доктор Живаго» - выдающееся произведение, ни «правое», ни «левое», а просто роман из революционной эпохи, написанный поэтом - прямодушным, чистым и правдивым, полным христианского гуманизма, с возвышенным представлением о человеке, не таким лубочным, конечно, как у Горького: «Человек - это звучит гордо!» - безвкусицы в Пастернаке нет, как нет позы и дешевой ходульности. Роман, очень верно изображающий эпоху революции, но не пропагандный. И никогда настоящее искусство не было пропагандной листовкой.

Жизнь и творчество Пастернака кратко изложены в этой статье.

Пастернак биография краткая

Русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, рос он в творческой атмосфере.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров».

В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых (муж и сын Ахматовой). Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина запретила печатать роман, поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле.

1958 — Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая .

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
  • Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.

Стадия вызова.

– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он заслужил стать классиком, поэтому его знают, читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я очень надеюсь, что к концу урока каждый из Вас определится с мнением о таком ярком поэте. В этой связи хочу обратить Ваше внимание на слова М.Цветаевой:

– Как Вы поняли последние слова, кому он не глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть необычность, своеобразие, масштабность творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).

Прием «Гигантские шаги».

  • Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
  • Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
  • Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
  • Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
  • Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
  • Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.

Деление на группы «Стихи Пастернака»

Работа в группах

1 группа.

– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).

2 группа.

– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).

1 группа

– Через какой город лежал путь поэзии Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте путь Пастернака к поэзии

2 группа

Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?

Цель: освоить стратегию Исикавы.

Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).

Слайд, слайд.

1 группа.

– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)

2 группа

– Сколько вариантов написания имеет стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года. Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет? (нет словесного выражения лирического героя в виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и почему она так названа? (это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году). Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня, давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли он авторские ощущения?

1 группа

– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)

2 группа

– Какие произведения в результате этого появились? (появился очерк «В армии», стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»). Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни. Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последние 45-летие.

Задание:

– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго», составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера. (содержание романа – это духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Живаго – форма Винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман «Доктор Живаго» – это роман о преодолении смерти).

Поменяться постерами. Защита постера.

Цель: Научиться защищать свою точку зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и дневниковые записи, и записки, и стихи и письма). Мне хочется обратиться к одному письму – письму Антонины.

Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)

Задание 1.

Вам дается текст, разрезанный по предложениям, соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше тебя.

– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний). Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души, который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно прощальное и в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны – огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела» – Почему? Стихотворение о чем оно? Что символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук словесности и языкознания хотела присудить Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы). Слайд.

1 группа.

– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)

Составьте рисуночный конспект о той черной недели.

Цель: научиться составлять рисуночный конспект.

25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей устроили суд

2 группа

Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»

Цель: научить составлять «карту понятий»

Вывод: все это вместилось в рамки одной жизни, которую Пастернак прожил очень достойно, за это он я думаю, достоин уважения потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак? Почему его называли затворником, и он не считал себя таковым? (последние годы провел у себя на даче, он был всего лишь философ, закрывшись от мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года Секретариат отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года? (Шведская Академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых) слайд

Рефлексия

1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»

Цель: Научить составлять синквейн.

2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»

Оценивание

Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: