Воин Евгений. Жизнь и смерть воина-великомученика Евгения Родионова

В Москве, на территории храма Всех Святых на Соколе с 1998 г. стоит памятник "Вождям Белого движения и Казачьим атаманам". Вокруг этого памятника с 2003 года "ломаются копья". Одни требуют снести "памятник нацистам", другие защищают его. Дошло до того, что в 2005 году было подано заявление в прокуратуру с требованием сноса памятника.

Цитата из заявления:

На территории храма Всех Святых находится "памятник Вождям Белого движения и Казачьим атаманам", поставленный в честь сотрудничавших с гитлеровской Германией во время Второй мировой войны атаманов Краснова, Шкуро, Доманова, фон Панвица и других, многие из которых осуждены и казнены как военные преступники, в частности, группенфюрер СС Гельмут Вильгельм фон Панвиц, атаман Султан-Клыч-Гирей, атаман Краснов.

Также в тексте на памятнике упомянуты "казаки 15-го кавалерийского корпуса", который, входя в состав вермахта, был укомплектован бывшими подданными Российской империи и завербованными советскими военнопленными, являлся карательным соединением, участвовавшим в совершении множества военных преступлений на территории СССР, Югославии и других стран. В конце войны корпус был включен в состав войск СС, которые были признаны преступной организацией Нюрнбергским трибуналом.

Попытка увековечивания памяти военных преступников грубо унижает наше как представителей народов, явившихся объектом преступных деяний со стороны перечисленных лиц, национальное достоинство.

Аргументы "за"

Гельмут фон Паннвиц (1898 - 1947) - группенфюрер (генерал-лейтенант) СС. Кадровый немецкий офицер, воевал против России ещё в 1 Мировую, вернулся в строй в 1934 г., участвовал в завоевании Польши и Франции, восточную кампанию начал с первого дня нападения на СССР под Брестом, командуя разведывательным подразделением 45 дивизии. Уже тогда обратил на себя внимание жестокостью по отношению к мирному населению. Пользовался покровительством Г. Гиммлера. С июля 1943 г. командовал 1 казачьей дивизией, вместе с которой в ноябре 1944 г. перешёл в войска СС. В январе 1947 г. казнен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР как военный преступник.

Краснов Петр Николаевич - один из руководителей Белого движения, генерал-лейтенант (1917), патологический антисемит (обвинял А.А. Власова в недостаточном внимании к еврейскому вопросу) и литератор-графоман. В октябре 1917 г. вместе с А.Ф. Керенским пытался совершить контр-переворот, взят в плен большевиками и отпущен под честное слово, в мае 1918 года был избран в Новочеркасске Атаманом Всевеликого Войска Донского и продолжил вооружённую борьбу с Советской властью. Ориентировался на Германию. В феврале 1919 г. подал в отставку. В эмиграции во Франции и Германии. Приветствовал нападение Гитлера на Россию: «Москва корежится в судорогах большевизма и ее нужно покорять железной рукой немецкого солдата». Несмотря на преклонный возраст (1869 г.р.), принимал активное участие в установлении «нового порядка» на оккупированной территории, один из соавторов «Декларации германского правительства к казакам», опубликованной за подписями генерал-фельдмаршала Кейтеля и рейхсминистра Розенберга; с начала марта 1944 г. начальник Главного управления казачьих войск, которое рекламировалось нацистами как своего рода марионеточное «временное правительство» казачьих областей в изгнании. Конфликтовал с А.А. Власовым, поскольку тот, с точки зрения Краснова, представлял «выродившуюся» русскую нацию: «вся Россия кончает самоубийством в угоду американским жидам…» В составе т.н. «Казачьего стана» взят в плен англичанами, передан СССР и приговорен к смертной казни.

Шкуро Андрей Григорьевич - генерал-лейтенант Белой армии. Талантливый кавалерийский командир. Войска его во время гражданской войны представляли собой своеобразный вариант махновщины по другую сторону фронта, отличались недисциплинированностью, склонностью к пьянству и грабежам. Эмигрант. В Париже работал наездником в цирке. Вместе с Красновым предложил свои услуги нацистам, возглавлял Резерв казачьих войск - организацию, занимавшуюся вербовкой новобранцев на службу фюреру. После войны разделил судьбу Краснова.

15 кавалерийский корпус на самом деле назывался ХV кавалерийский корпус СС.

Официально существовал с февраля 1945 г. до конца войны. Формирование шло с конца августа 1944 г. согласно решениям, принятым на совещании у Г. Гиммлера: о передаче 1 казачьей дивизии фон Паннвица в состав войск СС и о развёртывании её в корпус. Однако разнообразные «казачьи» части начали создаваться в гитлеровской армии и карательных структурах ещё с октября 1941 г. из белоэмигрантов (командный состав) и добровольцев, зачастую это были уголовные элементы, не имевшие к Дону или Кубани никакого отношения. Идеологическим обоснованием служила одна из концепций немецкой «расовой науки», согласно которой казаки не являются славянами, поскольку происходят от германского племени готов. Казачьи части выполняли в основном полицейские и карательные функции, они оставили кровавый след в Белоруссии, Польше, Югославии, и не удивительно, что после капитуляции Германии их воспринимали не как пленных, а как наёмных убийц и военных преступников.

«Свидетельница: Мы ходили за водой к речке, потому что в колодцах лежали наши деревенские, порубанные. Судья: Кто их убил? Немцы? Свидетельница: Немцев мы как-то не видели. Эти по-русски говорили, которые саблями рубали. Судья: Во что они были одеты? Свидетельница: Помню, что в шароварах с красными полосами и папахах. Ездили верхом. У нас когда говорили, что едут казаки, то все разбегались кто куда…»
(Якубович П. Без памяти. // Советская Белоруссия, 5.02.2002 года)

Аргументы против сноса

Действия Гельмута фон Панвица во время II мировой войны трудно охарактеризовать как "сотрудничество с гитлеровской Германией", поскольку он был германским подданным. Как командующий 15-го казачьего кавалерийского корпуса был провозглашен чинами этого корпуса походным атаманом, в связи с чем его упоминание в контексте истории казачества уместно.

"Установлено, что генерал-лейтенант фон Панвиц в период Великой Отечественной войны являлся гражданином Германии, военнослужащим немецкой армии и выполнял свои воинские обязанности. Данных о том, что фон Панвиц или подчиненные ему части допускали зверства и насилия в отношении мирного советского населения и пленных красноармейцев, в деле не имеется. В связи с этим следует признать, что фон Панвиц по настоящему делу на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. осужден необоснованно.

В соответствии с п. "а" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. фон-Панвиц Гельмута Вильгельмовича следует считать реабилитированным ".

Другие упомянутые лица (Краснов, Шкуро, Дома-нов и др.) либо изначально имели подданство Российской Империи, либо были к началу II мировой войны гражданами СССР. Они, будучи руководителями военных и военно-политических структур, действительно сотрудничали с гитлеровской Германией, так же, как с ней сотрудничали многие иные структуры Европы и мира, например Политбюро ЦК ВКП(б). При этом сотрудничество с Германией для белоэмигрантов и активных антисоветчиков из числа граждан СССР не было самодостаточной целью, как, впрочем, и для ЦК ВКП(б).

Такое сотрудничество осуществлялось не для поддержки Германии, а для решения своих задач. Для Краснова, Шкуро и др. это ликвидация большевицкого режима на родине, который уже к 1941 г. обошелся народам России дороже, чем II мировая война, что делало постановку вопроса о необходимости ликвидации большевизма оправданной. К сожалению, конкретно-исторические обстоятельства не дали российским борцам с большевизмом иного попутчика, чем Вермахт. В этом драматизм ситуации, и к этому следует относиться с пониманием.

В СССР Краснова, Шкуро, Доманова и др. судили не как "военных преступников", а как "изменников родины " - по ряду пунктов ст. 58 УК РСФСР. В отношении белоэмигрантов, т.е. лиц никогда не бывших гражданами СССР и не принимавших присягу РККА, это выглядит и вовсе абсурдным. Кроме того, "следствие" и "суд" проводились в соответствии с традициями ленинско-сталинской карательной системы, т.е. не выдерживают критики с точки зрения международного права. Приговор, в частности, был заранее предопределен решением руководства ВКП(б).

В наше время Военная коллегия в реабилитации Краснова, Шкуро, Доманова и др. отказала. Но определение N СП-001/47 от 25 декабря 1997 г. вменяет в вину атаманам их участие в Белом движении, антисоветскую деятельность, написание антисоветских брошюр, но не "военные преступления".

15-й казачий кавалерийский корпус не был "карательным соединением", в конце войны, когда Гиммлер стремился перевести под свой контроль все, что только мог, корпус действительно был включен в состав войск СС, но это включение носило формальный характер и не привело даже к замене знаков отличия чинов корпуса. К тому же корпус не был добровольческим формированием. Его состав набрали по призыву из беженцев от сталинизма. А решением Нюрнбергского трибунала призывники ответственности за нахождение войсках СС не подлежали.

Какой вывод?

Аргументы "за" и "против" довольно внушительные, хотя и опровергают друг друга. Но вот, что ответила прокуратура:

Ваше обращение, поступившее из прокуратуры г. Москвы, рассмотрено.

Ранее межрайонной прокуратурой проводилась проверка правомерности установки мемориальных досок "Вождям Белого движения" и "Казачьим Белым атаманам" у Храма Всех Святых на Соколе Патриаршего Подворья во Всехсвятском, по результатам которой нарушений требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и принятии мер прокурорского реагирования не выявлено.

Одновременно сообщаю, что по информации комитета общественных связей г. Москвы при Правительстве Москвы и настоятеля храма протоиерея Василия Бабурина установление мемориальных досок производилось на территории Храма с согласия его руководства, мемориальные доски находятся под защитой Русской Православной Церкви.

Если честно, то я не могу ответить однозначно на вопрос о памятнике, даже самому себе. С одной стороны памятник находится на закрытой территории и собирает вокруг себя сторонников "белого движения". С другой стороны имена, выбитые на плите, довольно не однозначно характеризуются с исторической точки зрения.

Памятник стоит до сих пор. Что Вы думаете по этому поводу?

Есть в старинном городе Пловдив памятник, который известен практически во всем мире. От наших дней его отделяет уже целая эпоха, но он близок почти каждой российской семье, ведь монумент посвящен ратным подвигам российских воинов.

Легендарный памятник «Алёша» установили в Болгарии 5 ноября 1957 года на холме Бунарджик. Мы решили вспомнить, в каких городах мира еще увековечили подвиг советских солдат…

«Воин-освободитель» - монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине. В нем захоронено около 7000 советских воинов, из павших 75 000 при штурме Берлина. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров. Вес - 70 тонн.

«Памятник Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков» был открыт 22 сентября 1947 года на холме Тынисмяги в центре Таллина напротив церкви Каарли. С 1995 года официальное название - Монумент Павшим во Второй мировой войне.

Монумент был воздвигнут рядом с братской могилой, в которой 14 апреля 1945 года были перезахоронены 13 советских военнослужащих, погибших в ходе Таллинской операции 1944 года во время ВОВ.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» - мемориальный комплекс в Ленинском округе Мурманска. Изначально монумент предполагалось установить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974 года. Высота монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн.

Памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма в Вене, более известный как Памятник героям Советской армии, находится на площади Шварценбергплац. Был открыт 19 августа 1945 года. Авторы - скульптор М. А. Интезарьян, архитектор Г. Г. Яковлев...

Памятник воину-освободителю в Харькове открыт в 1981 году. Посвящен советским войскам, освободившим город от фашистских оккупантов в 1943 году. Харьковчане называют памятник «Павлуша», по аналогии с болгарским памятником советскому солдату-освободителю Алёше.

Фрагмент скульптуры воина-освободителя. На заднем плане расположен композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане «Родина-мать зовет!».

Памятник воинам-освободителям на Днепропетровской улице в Кривом Роге.

Памятник советским воинам-освободителям в Краснодаре установлен в 1965 году. Скульптор - И. П. Шмагун, архитектор Е.Г. Лашук.

Венгрия, Будапешт. В Будапеште на месте многочисленных захоронений советских воинов раньше также стояли памятники. Но в начале 90-х годов многие из них были демонтированы с площадей и улиц города. Единственным уцелевшим памятником стал установленный в 1945 году обелиск с позолоченным барельефом и надписью: «Слава советским воинам-освободителям!», расположенный на площади Свободы.

Латвия, Рига. Памятник Освободителям Риги был установлен в память о советских солдатах, которые воевали с гитлеровской армией за освобождение Латвии от фашистского господства. Был открыт в 1985 году в конце бульвара Победы, по левому берегу Даугавы.

Польша, Варшава. Кладбище-мавзолей советских воинов в Варшаве - мемориальный комплекс на котором похоронены воины Красной Армии, погибшие в 1944-1945 при освобождении города от немецкой оккупации в ходе Варшавско-Познанской операции. Открыт в 1950 году.

Словакия, Братислава. Еще один мемориал советским воинам находится на холме Славин в Братиславе. Он был сооружен в 1960 году на месте бывшего полевого кладбища. На десяти тысячах квадратных метров покоятся павшие советские воины.

April 15th, 2015

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным.

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они — документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч — это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков — более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал — пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах — это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Зачем казнят памятники? Вот человек, который всю жизнь собирался , а вот как делали Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

…13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост на участке дороги Чечня-Ингушетия. Ночью к их посту подъехал микроавтобус с надписью "скорая помощь". Оттуда выскочили пятнадцать вооруженных до зубов здоровых амбалов под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева. Мальчики не сдались без боя. На асфальте остались следы крови. Сослуживцы Евгения, находившиеся буквально в 200 метрах от дороги, ясно слышали крик: "ПОМОГИТЕ!!!" Но все это почему-то не произвело на них никакого впечатления. Многие спали! После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
…С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Жени Крест, бандиты пытались его "сломать", заставить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и убивать таких же, как и он, солдат - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь жить!!!" И это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну (маму Евгения, которая ездила во время войны по всей Чечне в поисках сына после его исчезновения): "Стань твой сын одним из нас, и мы бы его не обидели". Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы.
…. близ села Бамут, Чечня. 23 мая 1996 года Евгению как раз исполнилось 19. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили - живому отрезали голову - но Крест снять не посмели. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…».
… Вскоре после захвата в плен мать Евгения, мама Евгения Родионова Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.
… Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино - Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Тем не менее, мать солдата снова отправится к убийце сына и скажет: "Верни голову сына". Тот засмеется и уйдет, а через время принесет ей несколько кусочков черепа. Суеверный горец боялся его и мертвого и поэтому разбил отрезанную голову прикладом автомата, чтобы не преследовал на том свете...

…В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Еще в 1997 году я побывала в новом тогда реабилитационном православном детском приюте. Там одна из девочек-бродяжек рассказывала мне о некоем солдате - "высокий такой, в красной плащ-палатке", который "назвался Евгением, взял меня за руку и привел в церковь". Я еще удивилась, красных плащ-палаток вроде не бывает, потом ахнула: "Да это же плащ мученика!". Дальше - больше. По многим церквям пошли рассказы о "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки... В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, который им помогает, "особенно когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и заключенные. "Он помогает слабым, поднимает сломленных..."

…В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга "Новый мученик за Христа воин Евгений". И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои". Я сама почувствовала такой же неповторимый терпкий аромат, когда в доме Любови Васильевны приложилась к иконе ее сына, Святого Воина Евгения...

…Крест на могиле поставили. Деревянный самый высокий на всем нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста". Записки люди возле могилы меж камешков подсовывают...

Евгений Родионов мученик за крест….Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:" Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, - это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил."

Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности.!

Молитва мученику Евгению (Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению):

Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Евгений Родионов иконаМолитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

В десятках храмов находятся портреты Евгения (портрет-икона на алтарной двери в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа находился примерно с 2000 г. и убран по неизвестной причине примерно в 2010-11 гг.; на Алтае - в Акташе, Новоалтайске, Заринске и др.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

В Москве, в Центральном музее Пограничной службы ФСБ России, . Он повествует о трагической судьбе молодого парня, который в далеком уже 1996 году, находясь в плену у боевиков в Чечне, отказался снять православный крест, за что был обезглавлен. Мог выжить, но от своих принципов не отказался. Причислен Русской православной церковью к священномученикам.

Первая чеченская кампания принесла немало смертей российских солдат. Но смерть Жени Родионова выпадает из общего списка именно из-за православного контекста, когда солдата, рядового пограничника, который нес службу на административной границе Чечни и Ингушетии, казнили именно за веру. Просто потому, что отказался снять православный крест.

У каждой войны есть свои герои. Как генералы, так и рядовые. Суворов - это русско-турецкие войны, взятие Измаила. Кутузов - Бородинская битва. Матрос Кошка - оборона Севастополя. Рядовой Матросов - Великая Отечественная война. Генерал Громов - Афганистан. Список огромный: Россия богата на героев. Кампания в Чечне тоже оказалась богатой на мужественные и смелые поступки наших военных. Легендами тех военных событий стали многие - генералы Трошев и Шаманов, другие полковники, майоры, лейтенанты и рядовые. На той войне, к слову, погибли девять сыновей генералов, в том числе сын командующего ВДВ Георгия Шпака, пятьдесят пять сыновей полковников - в окопах не отсиживались.Великий подвиг совершил, как обычно, и простой русский солдат. И среди этих героев, безусловно, можно назвать имя Евгения Родионова. Рядового, гранатометчика по должности, добросовестного и ответственного парня, который своим мужеством вызвал уважение даже у врагов.

«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, - святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество, - говорит настоятель Крестовоздвиженского храма в деревне Дарна Истринского района Московской области отец Константин (кавалер медали «За отвагу» в Афганистане). - Попасть в плен и не сломаться - это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора - это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры.
Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы. Но он оставил крест у себя на груди. К сердцу прижал. И когда уже в плену его пытались убедить в необходимости избрания новой веры, неприемлемой по многим соображениям, он отверг эти предложения. Мы знаем много примеров из истории, когда христиан пытались отлучить от веры насильственными способами. Они не отказались от своих убеждений и сохранили свои принципы. Рядовой Родионов - наследник традиций, в первую очередь православных. Принял мученическую смерть, за что так и почитаем ныне. Молимся за него каждодневно».Евгения Родионова почитают во многих российских храмах, а в мае 2011 года он включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитриевскую субботу.В России в 2010 в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Евгению Родионову, который представляет собой бронзовую свечу, пламя которой будто обнимает фигуру Евгения, вокруг головы которого виден нимб, а в руках - восьмиконечный крест. Памятник этот установлен на территории местной школы, которая носит его имя.
В 2016 году в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов, политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) воина Евгения Родионова. В обращении указывалось, что фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за веру и отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению. Именем воина Евгения предлагалось назвать улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя патриотическая власть Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова.

«Нельзя забывать своих героев, - говорит директор национальной премии «Воины духа» Игорь Исаков. - Они отдали свою жизнь за Отечество, знали, на что идут, поэтому заслуживают достойной памяти и уважения потомков. То, что сняли документальный фильм о славном воине Евгении Родионове, очень здорово. Это напоминание о том, что наши люди готовы на самопожертвование ради своей Родины, ради отстаивания своей свободы и своего суверенитета. Ведь ради спокойствия своей страны кто-то всегда находится на передовой, несет службу и порой жертвует жизнью. Наш долг - отдавать память своим защитникам, воспитывать на их примере молодое поколение. Нельзя забывать героизм тех, кто защищал нашу Родину в отечественных войнах, отстаивал интересы России в Афганистане, Чечне, прочих вооруженных конфликтах. Нужно помнить и о далеких событиях - той же Куликовской битве, где проявил героизм монах Пересвет, вышедший на схватку с Челубеем. Это генетическая память, и мы должны ее сохранить для потомков».

Здесь, конечно, нельзя не вспомнить и про маму Жени - Любовь Васильевну Родионову. После сообщения об исчезновении сына она десятки раз ездила в зону боевых действий. Была неоднократно обнадежена и неоднократно бита боевиками, добралась до главаря бандформирований Басаева и в конечном итоге получила вначале тело своего сына, а потом и фрагменты его головы. Установила истину, но так и не успокоилась. Ее воспоминания и стали основой документального фильма «Мой сын рядовой Родионов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: