Что изображено в сне обломова. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

Жизнь, окружающая нас, - это плод многовековой деятельности
человека, она в силу объяснимых причин становится враждебной
тому, кто желает обрести покой за ее пределами. К идеалу жизни
стремился Обломов. Он достиг его? Да, достиг, но с небольшой
поправкой. Домик на Выборгской стороне попадает в зону счастья
Обломова. «Здесь в сознании Ильи Ильича реальность и сказка
сливаются, теряют свои границы. Вымышленное и действительное совпали,
настоящее и прошлое слились и перемешались. Грезится ему,
что он достиг той обетованной земли, где текут реки меда и молока,
где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре...
Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей,
жмется к няне, прислушивается к ее старческому, дребезжащему голосу:
«Милитриса Кирбитьевна!» - говорит она, указывая ему на образ
хозяйки. Милитриса Кирбитьевна, сказочная королевна из сказки - это
Агафья Матвеевна Пшеницына, мать его сына.
Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, не умеющая
выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах,
любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо,
то и жертвенная, целиком устремленная на свой объект, а не на саму
себя, -эта любовь незаметно преображает простую, заурядную женщину,
становится содержанием всей ее жизни» (ЮрийЛошиц).
«Сон и явь» мешаются в сознании Обломова, и Штольц делает
последнюю попытку вырвать его из одуряющего сна. Сцена объяснения
Штольца и Обломова подводит итог всей жизни. Глазами
Штольца читатель видит убогую жизнь в домике на Выборгской стороне.
Штольц не может прийти в себя от изумления, негодования,
злости, но он уже окончательно понимает - Обломова не спасти.
От чего не спасти? От самого себя? От самого себя спасти нельзя.
«Не забудь моего Андрея! - были последние слова Обломова,
сказанные угасшим голосом».
Умер Илья Ильич тихо и незаметно. «Как зорко ни сторожило
каждое мгновение его жизни любящее око жены, но вечный покой,
вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили
машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли,
без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Агафья Матвеевна свято хранила память о своем муже, отце своего
сына, о своем барине. Она так и не отвыкла думать о нем как о
барине, тем самым возвышая его над собой и своими детьми. И сына
Обломова она доверила воспитывать Штольцу.
Агафья Матвеевна - Милитриса Кирбитьевна, сама не сознавая,
сумела сделать жизнь Обломова похожей на сказку. И после его смерти
она осталась верной и преданной его служанкой. «Служить» в высоком
смысле этого слова может не каждый. Любить значит служить, не
завидуя, не раздражаясь, не гордясь, не возвышаясь. «Она проторила
тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела,
не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз
и истомилась совсем».
Удивительно, что и к своему сыну она сохранила такое же благоговейное чувство, как и к Обломову. Она отказывалась от доходов, положенных ей, и говорила: «Это его, а не мое - ему понадобится; он барин, а я проживу и так».
Ольгу, Штольца, Агафью Матвеевну «связывала одна общая симпатия,
одна память о чистой как хрусталь, душе покойного».
В XI главе - встреча Штольца с Захаром, который после смерти
Обломова пошел нищенствовать. Он был слугой одного барина, Обломова,
и нигде ему не нашлось места. Пропал Захар, пьянствует,
нищенствует.
И последний раз встречает читатель имя Обломова уже в самом
конце романа из разговора Штольца с литератором.
«-Погиб, пропал ни за что.
Штольц вздохнул и задумался.
- А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благодарен, нежен и - пропал! -Отчего же? Какая причина? - Причина... Какая причина! Обломовщина! - сказал Штольц»

Анализ эпизода из романа И.Гончарова «Обломов»

И.А.Гончаров работал над романом «Обломов» в течение десяти лет. В этом романе автор выразил свои убеждения и надежды, отобразил те проблемы, которые волновали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, а слово «Обломовщина» стало нарицательным.

Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам, и детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию. В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нём были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но все стремления самостоятельно познавать мир пересекались нянькой, не спускавшей с него глаз. Он рос внимательным и любознательным ребёнком, всё напитывает его мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружавшей. «Главная забота» в жизни – хорошая еда, а потом крепкий сон. Этому правилу он будет следовать всю свою жизнь. В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъём натура Ильи Ильича. Он был окружён чрезмерными заботами родителей, нянек, слуг. В образовании они видели только путь для продвижения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего. Это всё пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель. Обломов боялся трудностей, ему было лень приложить даже малейшее усилие к решению насущных проблем. Он утешал себя словами «авось», «может быть», «как-нибудь». Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь об исходе этого дела и о порядочности человека, которому его поручил. Он не допускал даже мысли о возможности обмана, у него отсутствовали элементарная осмотрительность и практичность. Этим пользовались хитрые и ловкие люди. Встреча с Ольгой изменила Обломова, но всё же не настолько, чтобы отказаться от своей спокойной и размеренной жизни. В конце концов, он её теряет, и мещанское болото засасывает его уже навсегда. Ни Штольц, ни Ольга не в силах изменить его натуру, испорченную с детства. Он окончательно отдаляется от всего мира, не встречается ни с кем, забывает друзей и знакомых. У него нет сил противостоять трудностям жизни, он плывёт по течению.

Однажды он заболел и его навестил доктор. После осмотра он сказал ему, что от лежания и жирной пищи его года через два-три хватит удар, советует ехать за границу лечиться и встряхнуться. Обломов в ужасе, он задумывается о своих «несчастьях», потом засыпает и ему снится сон, в котором проходят все этапы его жизненного пути.

Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его ещё, «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.

Следующая пора, которая снится Обломову, - он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка… Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы.»

Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Родители «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь по дешевле, с разными хитростями обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».

Роман Гончарова «Обломов» вышел в свет в 185 году, когда Россия стояла на пороге перемен экономической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Автор по своим взглядам принадлежал к кругу либерально настроенных дворян, которые, с одной стороны, признавали необходимость перемен, а с другой – страшились утраты нравственных ценностей во время этого процесса. Раздумья о будущем родины о новом герое литературы нашли отражение в романе в образе главного героя и его окружения.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, впервые появляется перед нами «молодым человеком 32-35 лет от роду, приятной наружности, с тёмно-чёрными глазами, гулявшими беспечно по стенам, потолку». Если говорить обо всём действии романа, то впервые мы познакомимся с Илюшей, когда ему было 7 лет (в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности он был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых (Волкова, Пенкина, Судьбинского).

Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: «Это – хрустальная, прозрачная душа».

Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безмолвие и лень. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман «Обломовщиной». («Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое… ядовитое»). Автор видит и причины, породившие это явление – условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном» (спустя несколько лет помещик из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» скажет об этом так: «Соловья благородные у нас труду не учатся»).

Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров всё-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину «из мускулов и костей», лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе: «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,- развила в нём апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства».

В первой части романа Гончарова « » мы знакомимся с главным героем произведения . Обломов был ярким представителем дворянства середины 19 века. Писатель показывает нам своего главного героя, как человека, у которого нет смысла жизни. Обломов был очень ленивым, а его основным занятием было лежание на диване. Свою жизнь Илья Ильич проводит в мечтаниях, представляя себе великим человеком, которого все любят и почитают. Реже он мечтает о спокойной жизни с любящей женой и детьми. В один из дней Обловом, размышляя о своем существовании, задался вопросом: «Почему я такой?». Но не найдя ответа на поставленный вопрос, Илья Ильич погружается в сладкий сон. Ему снится родная Обломовка.

Сон Обломова можно разделить на три части. В первой части мы видим главного героя маленьким мальчиком лет семи. Стоит отметить, что маленький Илюша был очень живым, любознательным и подвижным ребенком. Рос мальчик окруженный заботой и присмотром нянек, которые не давали ему самостоятельно ступить и шагу. Илюша был очень наблюдательным мальчиком, он замечал каждую мелочь. Именно эта наблюдательность за размеренной и неторопливой жизнью определила характер главного героя. Нужно сказать, что такой порядок жизни был по нраву Обломову, но такая жизнь была полна недостатков. Однообразие и скука не могут быть примером для подражания.

Одним из важнейших занятий семьи Обломова был прием пищи. Еда для них стала неотъемлемым ритуалом, повторяющимся изо дня в день. Готовили еду, как правило, крепостные, а подбором продуктов занимались родители Илюши.

Гончаров с иронией показывает нам родителей мальчика. Они тоже не были ни чем заняты, жили за счет своих крепостных и радовались каждому прожитому дню.

После обеда все имение Обломовых погружалось в сон, и тогда у маленького Илюши появлялась возможность быть самостоятельным.

Вторая часть сна переносит нас в один из зимних вечеров, когда няня Обломова рассказывала ему сказки. Илюша очень любил слушать рассказы няни. Размеренна жизнь в Обломовке, казалась ему продолжение сказки. Со временем сказка смешалась с жизнь уже взрослого Ильи Ильича, который так и остался ребенком, не умеющим жить реальной жизнью.

Третья часть сна Обломова показывает нам Илью уже мальчиком-подростком. В тот момент ему было тринадцать или четырнадцать лет. Не далеко от Обломовки было село Верхлево. Там он учился у одного немца по фамилии Штольц. Вместе с Ильей занимался сын Штольца Андрей, который позже станет лучшим другом Обломова. Возможно, Штольц бы и научил Илюшу чему-то, воспитал в нем сильную личность, но Верхлево было частью Обломовки, и там тоже царила медленная и размеренная жизнь. Беззаботные картины окружающего быта давали ложное представление о настоящей жизни. Все это в конечном итоге и показало Илюше, как «правильно» нужно жить.

Кроме того, обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, он осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.

С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова - это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это автора. Сон Обломова - это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова - анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка - крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, - это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», - решил Ильюша и остался во власти лени.

Сон Обломова состоит из нескольких частей, в которых рассказывается о его прошлом, детстве, когда ему было семь лет.

Первая часть.

Во сне Обломов видит свою родную деревню, в которой он родился - Обломовку. Эта деревня очень тихая, практически ничем не отличается от других. Жители проводят тихую жизнь, повторяющуюся с каждым днем. Семья Обломова представлена как милые и добрые люди, но, к сожалению, не любящие работать и не понимающие для чего вообще нужен труд. Именно поэтому они всегда веселятся, а на их лице редко можно заметить грусть. У них нет забот - они не замечают, что нужно подправить крыльцо или залатать крышу.

Вторая часть.

Далее Обломов видит себя в семь лет. Когда Илья был маленький, ему были присущи следующие качества: веселый, любопытный и любознательный. Он хотел узнать многое, посмотреть на мир, но нянечка и мать не давали ему это сделать. Родители ленились и не работали, сидели у окна и пили чай. В обед был положен сон, который длился около трех часов. В это время за Илюшей никто не сморит, поэтому он пытается исследовать местность за забором, а когда кто-то начинает просыпаться - возвращается в дом. Если же нянечка видит, что маленький Илюша вышел за забор или идет на пути к оврагу - начинаются крики и оры, все бегут спасать бедного мальчка.

Часть третья.

В этой части Обломову около тринадцати лет.

Он учится в пансионе вместе с другом Штольцем, мальчик любознателен, но часто не ходит в школу, потому что его не пускает мать - мало ли простудиться и заболеет. Частые праздники тоже мешают посещению школе. Поэтому Обломов часто неделями не приходил в школу. Верный друг помогает ему с домашними работами, учит некоторым правилам.
В четырнадцать лет мальчик не потерял своего делания узнать многое, но снова запреты родителей губят эту идею, поэтому после отпадает всякое желание Обломова развиваться дальше. Все родственники по первому зову приходят на помощь к Илье, Захар - слуга в доме - часто сам одевает Илюшу, что потом приводит к Обломова к становлению несамостоятельного человека.

Данный сон учит тому, что влияние родителей очень важно для ребенка. Именно они являются примером для подражания и все их привычки, правила передаются младшему поколению. Родители Обломова приучили мальчика быть всегда осторожным, не выходить за ворота дома, не уважать труд и лениться, поэтому через несколько лет Обломов вырос таким же, как и его родители - ни к чему не стремился, ничего не хотел и не делал. Их необразованность тоже передалась сыну, в детстве он хотя бы стремился познать кое-какие науки, но после стал подражать маменьке и отцу - только пить чай и смотреть в окно.

Сон учит и тому, что без труда жизнь человека теряет всякий смысл. Человек становится обузой и не готовым к настоящей жизни. Он не замечает проблем, запускает не только себя, но и свое имение, свой дом. После же передает запущенное поместье своим детям, которые мало чем отличаются от них самих.

Деревня Обломовка - яркий пример того, как люди живут без труда. Все это приводит к духовной смерти.

Картинка или рисунок Сон Обломова (9 глава)

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Иосиф и его братья Томас Манн

    Основой книги является библейская история об Израилевой семье. Исаак и Ревекка имели сыновей близнецов Иакова и Исава. Ревекка сильнее всего любила Иакова. Старый и слабый Исаак позвал старшего сына и попросил приготовить дичь

  • Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского

    Это произведение – вымысел, здесь затронуты темы волшебства, ворожбы и проявления нечистой силы. Юный военный был неравнодушен к замужней девушке Полине.

  • Краткое содержание Казаков Тедди

    Бурый медведь Тэдди был старейшим работником цирка. Он уже не помнил, как давно появился там. В молодости медведь проявлял свой звериный характер: рычал, пытался рвать железные прутья клетки. Сейчас он смирился и послушно выходил на манеж.

  • Краткое содержание Чарушин Никита и его друзья

    Ко мне подъехал Никита на велосипеде и захотел узнать: «Что я пишу?» Наверное, какой – то интересный рассказ.

  • Краткое содержание Готорн Алая буква

    Действия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: