Исторически первым видом земледелия является. Зарождение земледелия на территории россии

История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает

за незнание уроков.

В. О . Ключевский

ПЕРВОБЫТНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

История человечества включает два периода - первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. В первобытное время человек становится действительно человеком в прямом смысле этого слова, возникает его культура. Коллективы людей были небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому называются первичными или первобытными.

Сначала люди, для того чтобы добыть пищу, занимались собирательством и охотой, пользовались каменными орудиями. Потом начали выращивать нужные растения, строить жилища, создавать поселения. Люди в первобытных общинах были равными по положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и людьми определялись родственными связями, где нормой была помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три века: каменный, бронзовый и железный. Самый продолжительный каменный век - он начался около 2,5 млн. лет тому назад, а закончился за III тыс. лет до и. э. Бронзовый век длился более 2,5 тыс. лет, а в середине II тыс. до н. э. наступил железный век, в котором мы живем. Каменный век делят на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн. лет - 12 тыс. лет тому назад), средний каменный век, или мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.), новый каменный век, или неолит (8-3 тыс. лет до и. э.).

Тысячелетиями человек жил как охотник-собиратель. Источником его существования была охота на дикого зверя и птиц, ловля рыбы, сбор съедобных плодов и кореньев. Одним из неудобных свойств съедобных растений является их сезонность. Даже в тропиках можно собирать плоды лишь летом. Первобытный человек, питающийся растениями, испытывал перебои с пищей. Особенно это отмечается в горах или северных местностях, где долгое время лежит снег, мешает поискам корней и клубней, деревья сбрасывают плоды и листву.

Наступление зимы вызвало потребность у первобытного человека делать запасы пищи. Н.М. Пржевальский дает сведения об использовании дикорастущих растений монголами Центральной Азии.

Мелкие семена солянкового растения «сульхир» составляли продукт питания. Его собирали, обмолачивали, семена поджаривали, мололи ручными жерновами и получали муку, которой питались круглый год.

Совершенствование орудий охоты и рост населения привел к уничтожению естественных богатств природы, запасов пищи, что заставило первобытных людей искать другие источники существования, они начинают переходить к новым формам хозяйства. Одни из них, приручив животных, становятся кочевниками-скотоводами, другие переходят к земледелию: сбору растений, затем к их выращиванию.

Люди среднего каменного века внимание уделяли сбору съедобных растений, причем не всех подряд, а которые давали больше плодов и легче собирались. Среди них прародители современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в Азии произрастали на больших площадях. В Америке внимание людей привлекли маис (кукуруза), бобы, картофель, томаты. Обитателей Тихого океана - съедобные клубни ямса (многолетнее травянистое субтропическое и тропическое растение со съедобными подземными крахмалистыми клубнями массой от 4 до 8 кг) и таро (многолетнее субтропическое и тропическое травянистое растение, на концах корневища которого образуются крахмалосодержащие клубни массой до 4 кг).

Полезными оказались злаки. Зерна содержали все питательные вещества и насыщали организм. Их можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Зерна растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскаленном камне выпекали лепешки. Их можно было запасать в прок.

Зная, где находились злаки, когда они созревают, общины охотников с женами и детьми стали приходить туда. Зерна из колосьев стряхивали в мешки и корзины. Срезали стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом - предшественником серпа. Его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закрепленных в ней острых каменных пластинок.

Древние признаки сбора диких злаков обнаружены в горах Кармел на территории Палестины (область в Западной Азии, на которой расположены Израиль и автономные палестинские территории - западный сектор реки Иордан и сектор Газа). Они относятся к IX-VIII тыс. до н. э. Здесь в эпоху мезолита жили охотники и рыболовы из группы племен, культура которых называется натуфийской. Они не кочевали, а проводили время на одном месте, то есть оседло, что не характерно для бродячих охотников и собирателей. Эти племена жили в пещерах и гротах, основывали постоянные поселения на берегах рек и озер, состоящих из небольших круглых домов. Занимались охотой, рыболовством и систематическим сбором дикорастущих злаков - эммера (дикая тетраплоидная пшеница-двузернянка) и ячменя, не исключены и первые попытки их возделывания. Обладали совершенными для ранней эпохи кремневыми серпами, состоящими из вкладышей в костяной резной рукоятке, изображавшей форму оленьей головы. Степень изношенности кремневых вкладышей серпов указывает на собирание злаковых растений в значительных масштабах. Они выдалбливали в скале у жилища углубления, служившие ступами, края которых были выше уровня площадки. Использовали песты из базальта. Возраст натуфийской культуры определяется в 9-8 тыс. лет до н. э.

Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зерна прорастали в земле около поселения. Разрыхлив почву заостренной палкой, с обожженным концом, вручную делались мелкие углубления для того, чтобы присыпать землей посаженные семена. Эта палка позже изготавливалась с уступом для нажима ногой. Посевы можно было выращивать, защищать от диких зверей и птиц. Работа не была тяжелой, ее могли выполнять женщины, старики и дети. Так люди становились земледельцами.

Первые попытки земледелия приурочены к лесистым горным долинам. Открытые степи, лишенные убежищ, деревьев как материала для изготовления орудий, бедные водой и требующие преодоления больших пространств, были освоены позднее, с приручением домашних животных, среди которых была лошадь, которая давала возможность передвигаться. В горных долинах пещеры давали убежище, деревья - топливо и материал для поделок. Древнейшие люди не знали обработки металлов, пользовались каменными орудиями. Период, когда люди изготавливали ножи, топоры, скребки из кремня или твердых камней, называется делювиальной эпохой.

Из трех веществ, необходимых для жизни человека, углеводов, жиров и протеинов (белков), в питании преобладали и преобладают углеводы. Они содержатся во многих растениях, среди которых есть виды, дающие легко усвояемые организмом крахмалистые вещества. Эти растения употребляются в пищу с древности. Но не все растения, могут рассматриваться как культурные. Их делят на четыре группы:

  • 1) дикорастущие виды, используемые в диком состоянии путем сбора корней, плодов, зерен, стеблей;
  • 2) «культивируемые» или малоизмененные виды;
  • 3) культурные виды, не встречающиеся в диком состоянии в природе, но связь их с дикорастущим миром может быть прослежена;
  • 4) культурные растения, давно утратившие связь со своими дикими предками (кукуруза, пшеница, лен, дыня).

В эпоху неолита, или нового каменного века, появилось первое примитивное орудие - мотыга. Она позволила приступить к возделыванию почвы, то есть рыхлению для уничтожения дикой растительности и заделки посеянных разбросным способом семян хлебных или овощных растений. Возникло мотыжное земледелие. До появления плуга полевые работы выполнялись мускульной силой человека.

Земледелие и животноводство возникли в эпоху первобытнообщинного строя и явились главным фактором, способствовавшим росту производительности труда и накоплению богатств человеком, что привело в последствии к крушению этого строя.

В основе деятельности человека, при полуоседлом образе жизни, лежало стремление использовать естественное плодородие почвы. В то время не могло быть даже речи о зачатках научных основ земледелия. Лишь в более поздний период у оседлого человека появилась забота о повышении плодородия почв. С этим процессом связано зарождение земледелия. Развитие его определялось накоплением человеком знаний об условиях жизни сельскохозяйственных растений.

С появлением земледелия увеличились возможности ведения хозяйства. Теперь предусматривали сроки созревания и размеры урожая. Земледелие явилось экономической основой развитых культур и цивилизаций. Хозяйство древних племен и народов основывалось на земледелии и скотоводстве. Эти два «кита» древней экономики сопутствовали друг другу и были тесно взаимосвязаны.

Для перехода к земледелию необходимы предпосылки. Первая (что учтено в схеме Н.И. Вавилова) - благоприятный геоботанический фон, наличие растений, пригодных для культивации и подходящие физико-географические условия для возделывания растений с соответствующими почвами и климатом. Второй предпосылкой является наличие человеческих коллективов с высоким уровнем развития техники, что связано с накоплением положительных знаний. Имеющиеся археологические материалы показывают, что первые земледельческие центры складываются там, где коллективы людей стояли на высокой ступени развития и исчерпали возможность собирательства.

Первым регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях современного западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII-VII тыс. до н. э. В VII-VI тыс. до н. э. земледелием начали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго- Восточной Азии первые признаки земледелия относятся к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. В это время земледелие становится известным на территории современного Китая и Японии. Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. В Средней Азии земледелие стало известно в конце VII - начале VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана и Ирака. В VI-V тыс. до н. э. земледелие распространилось на территорию Южного Закавказья. В Египте собирательством диких растений занимались в среднем каменном веке, но земледелие появилось в V тыс. до н. э. Семена культурных растений проникли сюда из соседних районов Юго-Западной Азии. В южную Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI-V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, хотя это было связано с большими трудностями из-за неблагоприятных почвенно-климатических условий региона. В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, амарант, бобы, агаву.

В настоящее время на основе новых археологических материалов выделяют четыре самостоятельных и древних очага сложения земледельческих культур, причем они выделены Н.И. Вавиловым.

Переднеазиатский очаг. Раскопки последних десятилетий открыли поселки оседлой культуры VII-VI тыс. до н. э., жители которых возделывали ячмень и пшеницу-однозернянку. С этим очагом связано распространение земледелия в Египте и Юго-Восточной Европе (средиземноморская зона по Н.И. Вавилову).

Китайский очаг. Речные долины горного и Восточного Китая, бассейн реки Хуанхэ. Здесь позднее, чем в Передней Азии (IV-III тыс. до н. э.), складывается оседло-земледельческая культура, где возделывают китайское просо (чумиза), рис, пшеницу, гаолян.

Мезоамериканский очаг. Располагался в Мексике и примыкающими к ней с юга странами. Здесь в V-IV тыс. до н. э. культивировали бобы, перец, агаву, а к III тысячелетию до н.э. - маис.

Перуанский очаг. Оседлые обитатели возделывали тыкву, перец, хлопок, бобы и клубни ачиры, датируются III тыс. до н. э. Появление маиса относится ко второй половине II тыс. до н. э., что, указывает на заимствование из областей Центральной Америки.

Около десяти тысяч лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

Рис. 1. Дикие свиньи ()

Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

Рис. 2. Орудия труда земледельцев ()

Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) ()

Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

Рис. 4. Ткацкий станок ()

Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная история для школьников ().
  2. Всемирная история для школьников ().

Домашнее задание

  1. Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены произошли в жизни людей в результате неолитической революции?
  3. Какие функции в племени выполнял совет старейшин?

Развитие земледелия и скотоводства медленно ограничивало власть случайности над жизнью первобытного человека.

Первые шаги земледелия тесно связаны с простым собиранием растительной пищи в том виде, как ее давала природа.

Бродячая орда, занимавшая определенную область, время от времени возвращалась к тому месту, где она нашла большие количества растительной пищи: кореньев и плодов, стеблей и семяк. Сначала случайные, эти возвращения делались правильными и периодическими, если при своих возвращениях в определенное время года человек всякий раз находил ту же пищу, как и раньше. Собирание растительной пищи приобретало более или менее регулярный характер.

Племена, которые перешли к правильной охоте, не оставляют занятой ими области до тех пор, пока в ней остается достаточное количество дичи. Напр., даже в умеренном и холодном поясе современные охотничьи племена иногда по 20-30 лет держатся в небольшой области, охватывающей 400-500 кв. верст. Следовательно, и для них вполне осуществим переход к периодическому собиранию растительной пищи на определенных местах.

При возвращении человек находил полезные для него растения не только там, где раньше собирал их, но и на местах прежних стоянок, куда все члены данной группы сходились с добычей. Почва на месте долгой стоянки непреднамеренно подготовлялась для непреднамеренного посева: очищалась от деревьев, кустарников и травы, кое-где взрыхлялась при подготовке топлива, при укреплении шатра и т. д. Рассыпанные семена, коренья и клубни находили благоприятные условия для прорастания. Таким образом будущие культурные растения отмечали передвижение первобытного человека, как жилье современного человека сопровождает крапива.

Отсюда - от непреднамеренного распространения растений- оставался лишь небольшой переход к собственно земледелию, к преднамеренной культуре растений, к самой примитивной ее форме. Заостренной палкой в земле делают ямки, в которые опускаются семена. Простая палка развивается в кирку (мотыку): сна- чала два сучка, скрепленные под углом; впоследствии палка с прикрепленным к ней длинным, узким и слегка заостренным камнем. Кирка в течение нескольких тысячелетий оставалась основным земледельческим орудием. Земледелие древнего Востока вообще не пошло дальше киркования (Hackbau). Ю"жно-африкан- ское туземное земледелие до сих пор стоит на этой ступени. И даже японцы, давно знакомые с плугом, еще в недавнее время применяли его для обработки земли только под рис, между тем как для других растений обрабатывали землю при помощи кирки. Соха (плуг) развилась и получила распространение много позже. Да и она в свонх современных формах и особенно в своем последовательном развитии хранит воспоминание о своем происхождении от мотыки.

Первобытное земледелие не требовало оседлости.

В подтропических странах, где, вероятно, оно возникло раньше всего, для созревания многих культурных растений требуется всего 5-6 недель: период настолько короткий, что в продолжение его даже роду, который живет преимущественно охотой, не приходится переносить стоянку на новое место.

Впоследствии, когда земледелие приобретает более важное значение в жизни рода, последний начинает сообразоваться с ним в своих передвижениях. Он остается на одном месте до тех пор, пока урожай не будет собран. Такое кочевое земледелие сохранилось до очень поздних времен. Так, древние финикияне, развившиеся из сухопутных номадов в морских, при своих путешествиях вокруг Африки несколько раз высаживались на берег, делали посев, дожидались жатвы и только тогда двигались дальше. В эпоху Геродота одно скифское племя соединяло земледелие с кочевой жизнью. И еще в настоящее время некоторые бродячие племена соединяют земледелие с охотой.

По мере того, как развивались орудия и совершался переход от собирания животной пищи в охоте, собирание растительной пищи все исключительнее ложилось на женщин и детей. В некоторых случаях выработалась прочная дифференциация: мужчи- ны-охотники (или скотоводы) питаются почти исключительно животной пищей; женщины-земледельцы питаются только растительной пищей. В тех случаях, когда изменившиеся условия существования усиливали роль земледелия в качестве источника существования всей группы, женщины совершенно естественно приобретали влиятельнейшее положение.

Требовалось стечение особо благоприятных условий для того, чтобы земледелие получило преобладающее значение в жизни целых племен. Такие условия человек встретил прежде всего в равнинах рев с мощными разливами, оставляющими толстые слои плодородного ила. Здесь наиболее приспособленными к новым условиям существования были те племена, у которых земледелие развивалось в основную отрасль труда. Безлесная почва, свободная от сорных трав и достаточно рыхлая, требует ничтожной затраты труда и после самых элементарных подготовительных операций дает богатые урожаи. Земледельческие племена захва- тывают плодородные равнины, а потом, вытесненные из них, разносят земледелие по другим областям, в которых требуется уже предварительная подготовка почвы: расчистка, выкорчевывание и выжигание,деревьев, кустарников и травы, искусственное взрыхление. Таким образом техника земледелия еще больше удаляется от простого собирания растений.

В настоящее время невозможно решить, с каких растений началось земледелие. Потребовался длинный процесс отбора для того, чтобы Выделить современные культурные растения. Многие растения, которые теперь считаются совершенно непригодными для питания, в течение долгого времени служили основной частью растительной пищи. С другой стороны, земледелие возникало в различных пунктах земного шара совершенно самостоятельно и пользовалось тем материалом, который давала окружающая природа. Так, первобытное американское земледелие могло культивировать только один злак: маис (кукурузу). В умеренном поясе старого света наибольшую роль сначала играли просо и ячмень, потом к ним присоединился овес, еще позже-пшеница и рожь; в ягарком поясе рис очень рано "приобретает преобладающее значение. Из других растений уже на первых ступенях земледелия в разных областях встречаются тыква, лук, смоковница, различные виды бобовых и т. д.

В общем, уже в неолитическую эпоху (ново-каменную эпоху, эпоху орудий из шлифованного и вообще сравнительно тщательно отделанного камня) человек в различных частях земного шара начал возделывать подавляющую часть важнейших современных культурных растений. Так называемая «историческая эпоха» добавила в ним сравнительно немногие виды. Не сдвинулась она и в области отбора животных видов для приручения.

Приручение диких животных тоже представляло медленный процесс, последовательные ступени которого не вносили заметных изменений в жизнь первобытного человека. Только накопление бесконечного ряда таких бесконечно-малых изменений привело к коренному перевороту в способе производства, к выделению некоторых племен, как преимущественно скотоводческих.

Быть может, одним из первых шагов на этом пути было приручение молодых животных, которые шли за убитой матерью на место временной стоянки первобытного человека. Их приручение было непреднамеренным и не преследовало хозяйственных целей. Они были скорее предметом забавы, чем запасом пищи; но в случае нужды они поедались.

Процесс приручения различных видов животных в различных пунктах земного шара принимал различные формы. Так, напр., собака, по всей вероятности, издавна стадами следовала за человеком, как современного человека в жарких странах сопровождают стада гиен и шакалов, набрасывающихся на остатки его ШЕЩИ. Своим лаем собаки заблаговременно предупреждали человека о приближении опасных врагов, а иногда участвовали в их отражении. В ряду поколений совместные странствования мало- по-малу приводили к известному сближению между человеком и собакой, к постепенному приручению дикой собаки, к тому, наконец, что она встречается уже только как прирученное животное,-один из самых древних спутников человека.

Первобытный человек, который жил отчасти собиранием растительной пищи и низших животных, отчасти охотой за высшими животными, с течением времени начинал сообразоваться, в своих передвижениях с передвижением стад: оленей и антилоп, коров и овец. Вырабатывались такие способы охоты и поимки отдельных особей, которые по возможности меньше тревожили стадо. Не малую помощь оказывали при этом животные, приручившиеся потому, что человек взял их еще детенышами; пользуясь ими, человек легче мог приблизиться к стаду или приблизить стадо, к себе, усыпив его недоверчивость. Таким образом постепенно" развивался своеобразный симбиоз первобытного человека и диких, животных. Различные его ступени характеризуются степенью приручения диких животных. На севере еще в очень недавнее время, да отчасти и теперь можно было бы наблюдать последовательные ступени перехода от первобытной охоты к первобытному хищническому скотоводству: стадии последовательного приручения диких оленей. Олени еще и теперь разделяются на диких, которые служат объектом охоты, полуприрученных и вполне прирученных. Способ использования полуприрученных стад очень близко напоминает охоту. Прирученные животные остаются жить в- привычных естественных условиях. Здесь скорее человек приспособляется к ним, чем приспособляет их к себе, как в случае- с собственно домашними животными, которые появляются позже, с развитием оседлого земледелия.

Процесс приручения ускорялся, если человеку, бродившему за стадами, удавалось загнать часть стада в естественную, а: впоследствии в искусственную ловушку: в пастбище с немногими выходами, при которых сторожили человек и собаки. Живя в; привычной обстановке, животные не утрачивали способности размножения, как они часто утрачивают ее при резком переходе из дикого в домашнее состояние.

Возникшее в непосредственной связи с охотой, скотоводство на первых ступенях представляло лишь дальнейшее развитие охоты и служило исключительно источником мясной пищи. Собака из убойного животного по преимуществу довольно рано сделалась и помощником человека на охоте. Использование животных в качестве средства передвижения развилось значительно., позже и далеко не повсеместно. В Америке, при открытии ее- европейцами, только перуанцы применяли один вид ламы в качестве вьючного животного; австралийские племена вообще неимели животных для передвижения. Наконец, к очень поздней эпохе относятся первые шаги в развитии молочного хозяйства и применение животных к разного рода работам, в особенности земледельческим. Современные культурпые животные были постепенно выделены в длинном процессе отбора. Некоторые из них первоначально приручались с совершенно иными целями, чем в после- дующие времена. Так, напр., собака почти повсеместно была,-а у некоторых племен и до сих пор остается,-убойным животным, которое разводится исключительно для мяса. Многие животные, приручавшиеся при зарождении скотоводства, впоследствии вытеснены другими видами и встречаются теперь только в диком состоянии. Так, в древнем Египте приручались некоторые виды антилоп, по потом их вытеснили овца и козел.

Возникавшее скотоводство первоначально служило просто подспорьем к охоте и по своему характеру почти не отличалось от охоты. С возрастанием плотности населения, оно приобретало решающее значение в степях и по склонам гор с богатым травяным покровом, в тундрах, дающих обильную пищу оленям. В этих областях именно скотоводство при относительно небольшой затрате труда дает наибольшее количество средств существования, и для живущих здесь скотоводческих племен открывается возможность сравнительно быстрого размножения. Таким образом здесь развиваются скотоводческие племена, как в плодородных речных долинах-земледельческие племена.

Уже переход от собирания пищи к собственно охоте предполагает значительное совершенство орудий. По мере развития скотоводства учащаются столкновения между родами и племенами, что в свою очередь вызывает ускоренное развитие новых орудий обороны и нападения. Примитивные палка и камень сменяются сложными орудиями; возникают и совершенствуются молот и копье, нож и топор, копьемет, праща, бумеранг к лук со стрелами. В прибрежных областях появляется плот, медленно развивающийся в лодку,-выжженный в середине ствол дерева, подталкиваемый сначала шестами, впоследствии веслами; возникают и усложняются рыболовные принадлежности: гарпун и плетеные из гибких ветвей, корней и растительных волокон снасти, крючки из костей. Примитивное земледелие тоже требует особых орудий; развиваются мотыка, лопата, жернов, нож, приспособленный для срезания плодов и травянистых растений.

На место ограниченного количества простых первобытных орудий, из которых каждое применялось для самых разнообразных целей, выступает сравнительно большее количество дифференцированных орудий, из которых каждое с самого начала предназначается для определенной, более или менее отграниченной функции, но тем не менее по сравнению с предыдущим периодом отличается значительной сложностью. Количество и разнообразие орудий возрастает.

Техника производства орудий прогрессирует. Камню посредством старательного отбивания придается та или иная форма, в зависимости от поставленной цели; он подвергается шлифовке, полировке и, в случае нужды, просверливанию. Постепенно развиваются орудия для выполнения этих операций-орудия для

производства орудий: молот, зачаточная форма наковальни,

В связи с этими изменениями идет выделение и отбор материала, наиболее пригодного для той или иной цели. Первона- чальное безразличие в этом отношении сменяется сознательным, планомерным выбором. Кремень, обсидиан, нефрит становятся главными материалами для производства оружия. К ним в рассматриваемую эпоху присоединились бронза и железо. Металлические орудия распространялись крайне медленно. Так, даже в такой поздний период, как эпоха Саула, его армия располагала в одной битве всего двумя металлическими мечами; все остальное оружие было сделано из камня и дерева. По способу производства металлические орудия первоначально ничем не отличались от каменных. Лишь с величайшей медленностью из отбивания, шлифовки, сверления и т. д. развивалось кузнечное дело.

Производство новых орудий, характеризующихся увеличением количества, разнообразия и сложности, требует значительного искусства, навыка и выдержки. Оно выделяется, как особая отрасль труда. Быстрее всего процесс выделения совершается п областях, богатых материалами, необходимыми для производства орудий. При известных условиях он приводит в тому, что некоторые роды так же односторонне развивают у себя производство орудий (и оружия в том числе), как другие-земледелие и скотоводство. В таких родах производство орудий становится преимущественным занятием мужчин, между тем как добывание и приготовление пищи ложится почти исключительно на одних женщин.

Трудовая энергия первобытного человека, весь его рабочий день целиком затрачивались на добывание пищи. С развитием земледелия и скотоводства, с расширением применения новых, все более совершенных орудий, с прогрессом приготовления пищи, на добывание и приготовление ее требуется уже не весь рабочий день, а только некоторая часть его, все более сокращающаяся по мере развития техники. Если род, который в первобытные времена вое свое рабочее время затрачивал на добывание пищи, теперь затрачивает на это только половину прежнего времени, то это значит, что производительность труда в данной его отрасли повысилась вдвое. На получение прежнего количества продуктов приходится затрачивать вдвое меньшее количество трудовой энергии. Переход от простого отыскания пищи к земледелию и скотоводству, переселение из жарких стран с богатой природой в умеренный пояс со скудной природой может сопровождаться не «убывающим плодородием», а, напротив, повышением производительности труда.

Часть сил, которые раньше затрачивались прямо па добывание пищи, освобождается и может быть направлена на новые области труда, прежде всего на производство орудий. Но и оно не поглощает всей освобождающейся трудовой энергии рода. Благодаря этому становится возможным рост потребностей, которые не стоят в непосредственной связи с поддержанием жизни, как чисто зоологического существования. Столкновения и борьба между отдельными родами ускоряют развитие новых потребностей. Из отношений борьбы между родами возникли первичные сукрашения». Победитель снимал с побежденного его вооруже- пие: щит, топор и т. д., отрубал уши и нос, снимал с него скальп. Некоторые из этих трофеев получали в его руках первоначальное назначение: применялись как оружие. Другие,-скальп, уши и другие члены тела поверженного,-служили только трофеями, и, накопляясь, должны были с самого начала устрашать позднейших врагов. Пояс с подвешенными к нему трофеями послужил зародышевой формой передника, из которого впоследствии развились основные формы позднейшей одежды. Точно так же, напр., зубы убитого врага, прикрепленные к волосам победителя; дали начало головным украшениям. Только обывательские представления, получающие опору в библейском рассказе, выводят одежду из чувства стыда. В действительности развитие чувства стыда следовало за развитием одежды: стало «стыдно» оставлять открытыми места, обычно прикрытые той одеждой, до которой доразвилось данное племя в процессе борьбы.

Первоначально возникнув из такой потребности в «украшениях», одежда не утратила этого значения и по мере передвижения человека в области с более суровым климатом. Но здесь она превратилась, кроме того, и в предмет безусловной необходимости. Новое назначение-защита от растраты животной теплоты- повело за собою изменения в форме одежды и в материалах, пз которых она делается.

Одежда и огонь вместе с жилищем, каким бы примитивным оно ни было, позволили человеку существовать в таких областях, напр., на границе льдов в ледниковые периоды,-которые иначе были бы необитаемы.

Производство орудий, в особенности оружия, превратилось в своеобразную отрасль художественной промышленности. Жилище из случайного пристанища развилось в постоянную постройку у земледельческих родов и в подвижной шатер-у кочевых. Оно наполняется всевозможной утварью, которая служит отчасти только для украшения, отчасти же, кроме того, и для разных хозяйственных целей. Выделка шкур, различные виды плетения и вязания, переходящие в ткацкое производство, резьба по камню, кости, рогу и дереву, гончарное производство, соединяющееся с живописью и резьбой, являются теми новыми отраслями труда, которые должны были удовлетворять новым потребностям. Известны такие поразительные достижения в области живописи, которые относятся к «каменному веку», к сравнительно раннему «го периоду.

Еще по теме 1. Возникновение первобытного земледелия и скотоводства.- Развитие орудий.-Рост потребностей:

  • Деконструируя «классика» (заметки на полях «Великой трансформации»)*
  • Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

    Изготовление керамики:
    1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

    Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

    Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

    Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

    Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

    На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

    По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

    Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

    Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

    Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

    Со временем поселения людей становились более многочисленными и постоянными. Самое яркое событие каменного века – зарождение земледелия и скотоводства . В некоторых областях Ближнего Востока, на предгорьях Северной Индии и Пакистана, на равнинах Северного Китая и в дельте реки Янцзы общины охотников и собирателей начали экспериментировать с растениями и животными. (т.е. не просто собирали дикие злаки, но выращивали их; не только охотились на диких животных, но и начали приручать их пойманных детёнышей). Это был настоящий переворот в добывании пищи. Он означал переход от присваивающей экономики, основанной на использовании ресурсов, предоставленных самой природой, к экономике производящей, к производству продуктов питания и всего необходимого для жизни.

    Новые способы ведения хозяйства повлекли за собой изменение всех сторон жизни – от одежды и утвари до идеологии. Наступила новая эпоха – новый каменный век – неолит .

    Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требует больших усилий: вспашка, сев, прополка, сбор и хранение урожая – всё свободное время первых земледельцев уходило на это.

    Поэтому переход к земледелию был вынужденным выбором человечества. Охотники и собиратели обращались к сельскому хозяйству лишь тогда, когда охотничьи ресурсы уже не могли прокормить их общину. Рост населения и истощение охотничьих угодий стали первым всеобщим экономическим кризисом в истории человечества . Поиски выхода из него постепенно приводили ко всё большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных. Переход к новой жизни был постепенным и мало заметным для людей одного поколения. Сначала общины охотников силилась поближе к диким полям и охраняли урожай от диких животных. Затем, как индейцы-шошоны, охотники-собиратели начали оберегать поля от засухи, пропалывать их от сорняков, рыхлить почву весной и, наконец, высаживать зёрна.

    Конечно, такой выбор был возможен не везде: для занятий земледелием нужны были благоприятный климат, плодородная почва, обилие воды для полива и, наконец, такие растения, которые давали высокий урожай. Не зависимо и приблизительно в одно и то же время земледелие зародилось на Ближнем Востоке в 8 тысячелетии до н.э., в Китае в 6 тысячелетии до н.э., в Центральной Америке в 7 тысячелетии до н.э. В этих областях найдены дикие предки растений, ставших там издревле основными сельскохозяйственными культурами: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке и в Европе, рис и просо в Южной и Восточной Азии, кукуруза, бобы и картофель в Центральной и Южной Америке.

    Земледелие не могло полностью решить продовольственную проблему при кризисе охотничьего хозяйства. Источником белковой пищи людей по-прежнему было мясо животных. Новым источником добывания мяса стало скотоводство.

    Первыми прирученными животными стали собаки . Они помогали в охоте, а питались отходами со стола людей. Других животных человек смог приручить, только когда стал заниматься земледелием.

    Домашние животные по размерам тела меньше своих диких предков. Сейчас известно около 50 различных видов животных разводимых человеком. Сюда входят и некоторые виды рыб (форель, карп) и медоносные пчёлы, и тутовый шелкопряд. Но всеобщее распространение и важнейшее значение для человека получили лишь несколько видов скота: корова и буйвол, овца, коза, лошадь, свинья. Кости крупного рогатого скота, овцы, козы и свиньи найдены археологами в культурном слое большинства раннеземледельческих поселений. Распределение диких предков этих домашних животных показывает, что овцы и козы были сначала одомашнены в Западной или Средневековой Азии и распространились оттуда в другие области. Дикие предки крупного рогатого скота и свиньи встречаются на всей территории Евразии и были одомашнены в разное время в зависимости от местных потребностей и обстоятельств. Дикий бык, или тур, является предком большинства пород современных коров и был одомашнен первым на Ближнем Востоке, но в Южной и Юго-Восточной Азии использовались другие виды, такие, как як, буйвол, гаур. Единственным животным индейцев Южной Америки, стала лама.

    Животные были одомашнены для различных целей. В первую очередь – источник пищи, шерсти, шкур. Затем: как вьючные, как средство передвижения, удобрений для полей и, наконец, для обработки пашни. Но так было не везде. В Америке в раннеземледельческою эпоху домашний скот вообще не разводили ради мяса: южноамериканская лама с самого начала служила как вьючное животное, а альпака целилась исключительно за её тонкую шерсть.

    Благодаря одомашниванию растений и животных первобытные человеческие коллективы создали экономику, способную прокормить значительно большее число людей и обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с охотой и собирательством. Из первых центров сельского хозяйства очень скоро начало распространяться по всему миру, постепенно заменяя старые способы добывания пищи.

    Первые общины земледельцев и скотоводов возникли в районах предгорий, где произрастали дикие предки современных культурных растений и паслись стада диких коз, овец и коров. На Ближнем Востоке древнейшими очагами земледелия стали предгорья Загроса, Тавра и Ливана, образовавшие зону «плодородного полумесяца».

    Она охватывала с востока, севера и запада междуречья Тигра и Евфрата. В Южной Азии самые древние следы земледелия отрыты на восточных склонах гор Северного Белуджистана, спускавшихся к долине Инда и его притоков. В Китае родиной земледелия стали холмистые равнины Юга и среднее течение реки Хуанхэ. В Новом Свете первые культурные растения появились в горных районах Южной Мексики и предгорьях Анд.

    К 4 тысячелетию до н.э. сельское хозяйство в этих районах обеспечило большой рост населения и высокий уровень жизни. Это стало известно археологам по раскопкам таких посёлков, как Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Мегар на территории Пакистана, Банко в Северном Китае. Но узкие долины с неустойчивым и небольшим урожаем, получаемым с помощью мотыги, всё с большим и большим трудом обеспечивали жизнь растущих общин.

    Земледельцы постепенно начали занимать новые области с иными условиями окружающей среды. Они поселились в плодородных, но страдающих от наводнений долинах великих рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхе и Янцзы. Поселки земледельцев появились на равнинах с более суровым климатом и твёрдыми почвами. Они поднялись выше в горы. Сельское хозяйство в этот период стало основой жизни во многих областях Старого и Нового Света. Появились новые методы приспособления к разным природным условиям с целью повышения урожаев. Эти методы сильно различались в зависимости от почв, водного режима, рельефа местности и плотности населения. Важное новшество: стали использовать животных не только для получения мяса. Первые земледельцы и скотоводы научились употреблять возобновляемые ресурсы, которые животные могли предоставить в течение жизни: молоко, масло, сыр, шерсть, удобрение для полей и их мускульную силу.

    Первые земледельцы рыхлили почву и пропалывали поля простыми мотыгами. Они остались основными сельскохозяйственными инструментами на большей части Африки и Америки до прихода европейцев, а в некоторых случаях – до настоящего времени.

    В Европе и Азии очень рано стали использовать тягловую силу животных. Это связано с изобретением плуга. Выход земледелия плодородных узких долин на широкие просторы степных равнин и нагорий (возможность удобрять менее плодородные земли навозом, использование плуга – значит больше площади). Так скотоводство помогло земледелию сделать следующий шаг в завоевании планеты. Дальше пошла ирригация различных систем – искусственный полив пашни. Или наоборот: строительство дамб и бассейнов, задерживающих воду и плодородный ил после окончания разлива (Инд, Нил). В Месопотамии ежегодных наводнений было недостаточно. Здесь строились грандиозные сети радиальных каналов, требовавших больших затрат для их возведения и поддержания на должном уровне. Самые древние из известных оросительных каналов обнаружены в Месопотамии в Чога-Мами и датируются 5 тысячелетием до н.э. Сложные оросительные системы строились и в других частях Азии с засушливым климатом (край пустыни Каракумы в Туркмении).

    Ещё один прогрессивный способ – террасное земледелие. Террасные поля – характерная особенность пейзажа в различных областях мира: Перуанские Анды в Южной Америке, Филиппины, Греция. Оправданы были такие поля та, где население было велико. Длинные каменные стены превращали крутые горные склоны в систему плоских узких полос пашни, спускавшихся ступенями к равнинам. Террасные поля часто сочетались с системами дамб и каналов. Такая комбинация позволяла получать высокие урожаи даже очень влаголюбивых растений, например, риса.

    Земледелие больших просторов, в первую очередь в долинах великих рек предопределило огромный шаг в его развитии. Несмотря на значительные затраты сил и времени оросительное земледелие на илистых почвах давало урожай, во много раз превосходящий доходы первых земледельцев предгорий. Именно в этих долинах сельское хозяйство достигло невиданного прогресса и стало основой сложения великих цивилизаций Древнего мира.

    Но огромные массивы лесов были для первых земледельцев недоступны. Их освоение стало возможным позднее, с появлением сначала медных и бронзовых, а потом и железных орудий. Ещё с неолита в лесной полосе Европы и Азии земледельцы начали выжигать леса под пашни. Но только железный топор кардинально изменил ситуацию.

    Итак, рождение сельского хозяйства в первую очередь изменило способы добывания пропитания, но его последствия преобразовали фактически все стороны человеческой жизни и заложили основы всех последующих достижений человечества.

    Первым следствием новой экономики стало появление крупных постоянных поселений. Общины охотников часто переходили с места на место в поисках новых мест охоты. Размеры этих общин не были слишком большими и многочисленными. Охотничьи угодья могли прокормить группу из нескольких десятков человек.

    Земледельцы строили свои дома из глины. В сухом климате глина, смешанная с соломой или навозом быстро высыхает и становится очень прочной. (До сих пор этот прекрасный строительный материал используется во многих южных странах).

    Оседлая жизнь (люди жили в своих посёлках, как обнаружили археологи, по много столетий) и свободное от полевых работ время способствовали развитию разнообразных промыслов. Самым важным из них в раннеземледельческую эпоху было производство глиняной посуды. Гончарство – ремесло создания глиняной посуды было изобретено независимо в различных частях мира и в разное время. Самая древняя глиняная посуда происходит из Японии и датируется серединой 11 тысячелетия до н.э.

    Появление керамической посуды - одно из достихений неолита. Сосуды X-VIII вв. до н.э.

    Жители японских островов тогда ещё не знали земледелия, но вели осёдлый образ жизни: богатства морского побережья – рыба, моллюски – давали им возможность подолгу оставаться на одном месте. С другой стороны, в ранних земледельческих обществах Ближнего Востока, таких, как Иерихон, на ранних стадиях ещё не знали глиняной посуды. Здесь она начала появляться только в 8 тысячелетии до н.э., а в Перу и Центральной Америке земледельцы обходились без неё до 2 тысячелетия до н.э. Так что прямой связи между земледелием и глиняной посудой нет. Эта связь скорее косвенная: для охотников – собирателей эта посуда тяжела и хрупка. Её возникновение всегда совпадает с началом оседлой жизни. Посуда из глины изменила систему питания древних людей . Теперь меню первых земледельцев дополнилось различными похлёбками, кашами, т.е. всем тем, что можно приготовить в горшке. Украшавшие глиняной посуду орнаменты и рисунки скоро стали своеобразным видом первобытного искусства. В 4-3 тысячелетия до н.э. на просторах Евразии – от Испании на Западе до Китая и Японии на востоке – повсеместно появилась богато украшенная, нарядная керамика. (Изображения были самые разнообразные от геометрического орнамента до животных и даже фантастических существ.)

    Кроме керамики в среде осёдлых земледельцев развивались и другие ремёсла. Человек стал уделять больше внимания своей внешности. Отсюда в ранних земледельческих обществах резко возрастает число разнообразных украшений: бусы, браслеты. Подвески. Появляется первая косметика. С открытием металла обычным предметом в доме становятся зеркала, бритвы. И конечно же меняется одежда. Изделия из шкур и кожи животных не исчезли, но домашние растения и животные дали новое сырье для производства ткани.

    И наконец, в раннеземледельческую эпоху совершенно иным стал обмен . Использование вьючных животных позволило наладить устойчивые связи между отдалёнными областями. Возникновение излишков производства продуктов и зарождение ремёсел делали эти связи всё более оживленными и необходимыми. (т.е. началась торговля). Особое значение в торговле издревле имели такие продукты как вино, оливковое масло, специи, а также благовония и ткани. Торговля этими продуктами стала, например, для Греции, Финикии, Аравии основой процветания. Но самым известным примером такого рода является торговля шёлком. Великий шёлковый путь, протянувшийся от Китая до Рима в 1 тысячелетии до н.э. дал жизнь целым цивилизациям, стал причиной многих войн и связал воедино страны Старого Света.

    Итак, земледелие и скотоводство изменили все стороны жизни человека. Казалось бы, покорение мира вот-вот и будет достигнуто. Но тут возникли (уже в раннеземледельческую эпоху) большие препятствия. Мы не говорим уже о трудностях, которые человек испытывал расчищая леса, строя дома и каналы и т.д. Интенсивное ведение сельского хозяйства оказалось совсем не безобидным для природы, для состояния окружающей среды. Речь идёт о засоленности почв. В Южной Месопотамии крупномасштабная ирригация привела к засоленности почв. До нас дошли письменные свидетельства из 3 тысячелетия до н.э., которые рассказывают об этом процессе. Началось снижение урожаев, постепенно пшеница была заменена более выносливым в отношении соли ячменём. К концу 3 тысячелетия до н.э. выращивание пшеницы на юге Междуречья фактически прекратилось. В Центральной Месопотамии проблема засолённости тоже возникла, но в более мягкой форме, и там расширение посевов пшеницы продолжалось до 7 века нашей эры. Кризис в сельском хозяйстве отразился и на политическом положении Южной Месопотамии: она уступила первенство центральным и северных областям как раз в начале 2 тысячелетия до н.э.

    Побочным результатом пахотного земледелия была эрозия почвы, вызванная снятием защитного растительного покрова и ежегодным перепахиванием земли. Открытый плодородный слой становился беззащитным перед ливнями и ветрами. Например, на Эгейском побережье Малой Азии после нескольких столетий интенсивной распашки почва прибрежных холмов была почти полностью поражена эрозией. Вот что произошло в конце 1 тысячелетия до н.э. с греческими колониями на побережье Малой Азии: плодородный слой сносился дождями в речные долины, где он накапливался в устьях больших и малых рек. Береговая линия смещалась в сторону моря, и гавани многих городов античной эпохи оказались отрезанными от моря. Истощение земель, снижение урожаев, удаление от выгодных торговых путей – шаг: упадок греческих колоний (в значительной степени по этим причинам).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: