Каким настроением проникнуто изображение июльской. Задания ЕГЭ по литературе по поэзии Б.Л.Пастернака

Лирика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

è Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

è Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?

è Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

è Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)

è Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?

è Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

è Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.



Жизнь прожить – не поле перейти.

è Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

è Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

è Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

è Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

è Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмыгероя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений.)

è Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?

è Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?

ИЮЛЬ

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

è Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).

è Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) гипербола

3) неологизм

4) звукопись

5) просторечие

è Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

è Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

è Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

СОСНЫ

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

è В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

è «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

è Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.

1) анафора

3) инверсия

5) гипербола

è Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

è Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

è Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это – не большая хитрость.

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов – основ; истин – бескорыстен и т.п.)?

è Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б.Л. Пастернака?

è К какому роду литературы относится это произведение?

è Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

è Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?

è Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелестновостей и истин»?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

Февраль. Достать чepнил и плaкaть

Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,

Пoкa грохочущая слякоть

Вeснoю чepнoю гopит.

Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,

Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,

Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь

Eщe шумнeй чepнил и слeз.

Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,

С дepeвьeв тысячи гpaчeй

Сopвутся в лужи и oбpушaт

Суxую гpусть нa днo oчeй.

Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,

И вeтep кpикaми изpыт,

И чeм случaйнeй, тeм вepнee

Слaгaются стиxи нaвзpыд.

è Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?

è Каким термином называют в литературоведении художественный прием

è Какие художественные образы стихотворений Б.Л. Пастернака кажутся вам необычными и какие русские поэты ХХ века стремились к обновлению поэтических форм?

ПРО ЭТИ СТИХИ

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

è Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

è В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака?

è Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

è Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

è Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённойсмысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

è Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения близки стихотворению Б. Л. Пастернака?

«Целые выражения» - Физминутка. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Карточку с заданием выбирает каждый самостоятельно. Переменных. Сумма одночленов. Умножения. Числа. Многочлен. Преобразование целого выражения в многочлен. Сложения. Составлены. Сколько целых выражений? Вычитания. С. Маршак. Целые выражения.

«Дом творчества» - Система педагогического воздействия на воспитанника. Результаты нашей работы. Цель. Церковь. Здание Администрации Бежаницкого района. Больница. Библиотека. Чем славятся Бежаницы? Задачи. Бежаницы, Бежаницы Вдали туманятся. Дом детского творчества. Методическое обеспечение воспитательного процесса. Часовня.

«Дом искусств Томск» - Второй этаж. Пл. Пушкина – Белое озеро. Гостевая. Наши открытия. На первом этаже находится гардероб и кабинет секретаря правления союза писателей. Первый этаж дома искусств. Октябрьская – ул. Установили новые творческие контакты. Литературный музей. Русский писатель. Наш путь. В отличие от дома №10, первый и второй этаж дома №14 выполнены в дереве.

«Дом Распутина» - Дом «Изба». В том же году вышла повесть "Деньги для Марии". Мотив дома в повести В.Распутина «Последний срок». Дом - мать. Дом – малая родина. Валентин Распутин (1937). Мотив дома в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Дом – духовное пристанище. Дом - семья. Мотив в литературе. Дом - жилище.

«Дом в литературе» - Образ дома в произведениях русских писателей. Я вижу лапу кошки милой, Как будто машет мне рукой. Вариант заключительного слова. Заключительная часть урока. Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. Я считаю, что настоящая семья должна быть основана на христианской любви… Ситуация вызова. - С чем у вас ассоциируется слово «дом»?

«Умножение целых чисел» - Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (-5)*3 ? 15 или (-15) Объясните как вы рассуждали? Какие числа называются отрицательными? Правило знаков умножения. Определить знак произведения и вычислить. А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Где будет находиться турист через t ч?

Вариант 1

Вариант 2

С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?

С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

С3. Какие черты эпопеи присущи поэме "Кому на Руси жить хорошо"? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)

С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?

Я не люблю иронии твоей

C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?

Бунин (1870-1953)

Как в апреле по ночам в аллее

С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Блок (1880-1921)

Россия

Вариант 1

Вариант 2

С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?

С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)

Вхожу я в тёмные храмы

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О Русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?

Незнакомка

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?

В ресторане

С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?

С4. Какими чувствами наполнено стихотворение "В ресторане" и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?

Ветер принёс издалёка

С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения "Ветер принес издалека..."?

С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?



О доблестях, о подвигах, о славе

С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?

С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?

На поле Куликовом

С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?

А.К. Толстой (1882-1945)

Ты клонишь клик, о нем упоминая

С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?

С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?

Ахматова (1889-1966)

Сердце бьётся ровно, мерно

С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?

Творчество

Вариант 1

Вариант 2

С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.

С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?

С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?

Пастернак (1890-1960)

Июль

С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?



С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Гамлет

С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?

С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?

Быть знаменитым некрасиво

С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?

Снег идёт

С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака "Снег идет..."?

С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?

Цветаева (1892-1941)

Родина

С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

Маяковский (1893-1930)

Прозаседавшиеся

С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой?

С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"?

Лиличка! Вместо письма

Вариант 1

Вариант 2

С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.

С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Послушайте!

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения.

С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"?

С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"?

С3. Каким вам видится образ лирического героя стихотворения В. В. Маяковского "Послушайте"?

С4. В каких произведениях русской литературы герои размышляют о связи человека и мироиздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского "Послушайте!"?

Есенин (1895-1925)

Песнь о собаке

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?

С4. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")

В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.

В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье.

Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.

В основе стихотворения Б. П. Пастернака лежит изображение легкой, свежей летней поры июля, который, будто “дачник-отпускник”, “баловник-невежа”, бродит по дому и “мешается во все дела”. “Пропахший липой и травой” месяц описан поэтом как игривый “жилец”, имеющий черты живого существа: он таскает в “одеже пух одуванчиков, лопух”, громко говорит вслух. Однако изображение июля проникнуто не только легким, веселым настроением, но и таинственностью: прекрасная летняя пора - это загадочный “домовой”, “призрак” и “двойник”, который “везде болтается некстати”.


Другие работы по этой теме:

  1. Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя....
  2. Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России...
  3. Изображение Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете…” Тема Великой Отечественной войны занимает осо­бое место в творчестве многих писателей....
  4. Духовный мир лирического героя в стихотворении М. Ю Лермонтова предстает перед нами глубоким, полным веры, которая спасает его от грусти и уныния. Описать его автору...
  5. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: