Конспект ООД по ознакомление с миром природы в старшей группе «Осень. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: « Путешествие в природу» Подготовила Подвижная игра «Раз, два, три… бери»

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.


Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра «Назови отчество».

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)


Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.


В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:


Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Содержание образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Ознакомление с природой.

Вид деятельности/Тема

Программное содержание/Задачи

Сентябрь

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Предметы облегчающие труд человека в быту»

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначение. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Во саду ли, в огороде»

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд их них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

3 неделя

Социальное окружение

Тема «Моя семья»

Программное содержание. Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Экологическая тропа осенью (на улице)»

Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

Октябрь

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Что предмет расскажет о себе»

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов (размер, форма, цвет, материал, части, функции, назначение). Совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Берегите животных!»

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «Мои друзья»

Программное содержание. Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним (поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй).

Ознакомление с природой

Тема «Прогулка по лесу»

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Ноябрь

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Коллекционер бумаги»

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и её качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Осенины»

Программное содержание. Формировать представления о чередовании времён года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарём. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность.

3 неделя

Социальное окружение

Тема «Детский сад»

Программное содержание. Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Пернатые друзья»

Программное содержание. Формировать представления о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

Декабрь

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Наряды куклы Тани»

Программное содержание. Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Покормим птиц»

Программное содержание. Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

3 неделя

Социальное окружение

«Игры во дворе».

Программное содержание. Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Как животные помогают человеку»

Программное содержание. Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас.

Январь

1 неделя

Предметное окружение

Тема «В мире металла»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами и качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Зимние явления в природе»

Программное содержание. Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «В гостях у кастелянши»

Программное содержание. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать доброжелательное отношение к ней.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема »Экологическая тропа в здании детского сада»

Программное содержание. Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы.

Февраль

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Песня колокольчика»

Программное содержание. Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Цветы для мамы»

Программное содержание. Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «Российская армия»

Программное содержание. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Экскурсия в зоопарк»

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать её. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Март

1 неделя

Предметное окружение

Тема» Путешествие в прошлое лампочки»

Программное содержание. Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.

2 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Мир комнатных растений»

Программное содержание. Расширять представления о многообразии комнатных растениях. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «в гостях у художника»

Программное содержание. Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Водные ресурсы Земли»

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Апрель

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Путешествие в прошлое кресла»

Программное содержание. Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

2 неделя

Ознакомление с природой «Леса и луга нашей родины»

Программное содержание. Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «Россия – огромная страна»

Программное содержание. Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей родины, её достопримечательностями.

4 неделя

Ознакомление с природой

Тема «Весенняя страда»

Программное содержание. Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). развивать любознательность, инициативу.

Май

1 неделя

Предметное окружение

Тема «Путешествие в прошлое телефона»

Программное содержание. Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность.

2 неделя

Ознакомление с природой

природный материал – песок, глина, камни.

программное содержание. Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

3 неделя

Предметное окружение

Тема «Профессия - артист»

Программное содержание. Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах представителей этой творческой профессии, ее необходимости для людей. Подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражает его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ЖАР-ПТИЦА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему:

« Путешествие в природу»

Подготовила:

воспитатель: Муртазаева Л.Р.

г. Симферополь, 2015 г.

Программные задачи:

Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей.
Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
Развивать навыки учебной деятельности. Закрепить знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки о природе, волшебная шкатулка. Иллюстрации с изображением признаков живой природы: растет, дышит, питается, двигается, размножается. Глобус, два пластиковых стаканчика. Вода.

Раздаточный материал:

Карточки с изображением объектов живой природы. Карандаш. Мел.

Салфетки.

Ход занятия .

Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоит шкатулка, чтобы открыть шкатулку необходимо отгадать загадку.

«Яркое солнце
и голубое небо,
горы, океаны,
равнины, леса.
Вода и песок,
и вокруг все живое.
Как все это называем мы друзья?»
(Природа)


Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами будем сегодня путешественниками и отправимся на поиски клада. Но, чтобы найти клад надо выполнить несколько заданий (сидя за столами, дети смотрят картинки о природе (беседа по содержанию).

Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Природу.
Воспитатель: Правильно. Все, что нас окружает, не сделано руками человека – это природа. Она бывает живая и неживая. Ребята, а какие объекты живой природы вы видели?

Дети: Растения, цветы, деревья.
Воспитатель: Правильно, все живое: растет, дышит, питается, двигается, размножается. А какие объекты неживой природы вы видели?

Дети: дождь, ветер, солнце
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали объекты живой и неживой природы.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик, где ты был».

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением природы. Возьмите карандаши и стрелочками распределите объекты живой и неживой природы (дети выполняют задание).
Воспитатель: Скажите, что вы отнесли к живой и неживой природе?

Дети: Кактус, свекла, божья коровка – это все живое, а луна, солнце, облако, туча с дождем – это неживая природа.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе?

Дети: Мы относимся к живой природе.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы дышим, растем.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: Правильно, мы часть природы, мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А как мы с вами дышим?
(воспитатель предлагает выполнить дыхательное упражнение).
Воспитатель: У вас на столе лежат салфетки, возьмите их и подуйте, как ветер, дыхательная гимнастика «Ветер».

Дыхательная гимнастика «Ветер».
Воспитатель: Ребята, мы сейчас проведем опыт, и рассмотрим объекты неживой природы.
1. Опыт с водой (воспитатель показывает сам). Воспитатель переливает воду с одного стакана в другой.

Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет?

Дети: Нет, не перестала.
2. Опыт с мелом (совместно с детьми).
3. Один из детей показывает опыт вместе с воспитателем. Берут мел и ломают его пополам.

Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше, вода тоже осталась водой.
Воспитатель делает вывод: мел и вода - объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. А, что нового мы с вам и узнали? А понравилось ли вам? Что больше понравилось? А что вызвало трудности?
Воспитатель: Давайте мы с вами закончим нашу беседу прекрасным стихотворением Л. Дайнеко «Голубая планета»

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Вы молодцы!

Тема: Осень

Цель: обобщение знания детей об особенностях времени года осень.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить знания детей о сезонных изменениях осенью в природе, о взаимодействии человека с природой в осенью.
  2. Развивающие : развивать способность объяснять причинно-следственные связи между природными явлениями; закрепить знания детей о том, что человек намеренно или нет, может нарушить связь в природе.
  3. Воспитательные : воспитывать любовь к природе, желания беречь ее.

Возрастная группа: старшая группа.

Форма организации: групповая форма.

Оснащение:

  • музыкальное сопровождение, ноутбук, листья деревьев и кустарников, мнемотаблица «Осень», мяч;
  • семена сливы, винограда, яблока;
  • контейнеры для семян; фрукты и ягоды.

Ход ООД

Педагог:
— Дети, слышите, кто-то с нами поздоровался?

Кто это может быть? Давайте спросим, кто это?

Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите вы меня!

Дети отвечают:
— Осень!

Педагог:
— Ребята, вы хотите порадовать Осень, готовы закрепить знания об осени?

Педагог задает вопросы детям:
— Скажите, пожалуйста, после какого времени года наступает осень?
— А после осени, какое время года наступает?
— Назовите осенние месяцы.

Дети отвечают на вопросы.

— Давайте теперь расскажем об изменениях в природе осенью. Для этого можете воспользоваться мнемотаблицей, сюжетными рисунками об осени.

Дети рассказывают об осенних изменениях: солнце поднимается не высоко над землей, поэтому греет мало, становится холоднее, дни становятся короче, ночи длиннее, пасмурных дней становится больше, часто идут дожди; люди от дождя укрываются зонтиком, надевают сапоги, куртки, шапки. Осенью дуют сильные ветры, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, люди собирают урожай.

Педагог предлагает детям пройти на ковер.

Игра ТРИЗ «Что будет, если …?»

Педагог задает вопрос, бросает мяч ребенку, ребенок отвечает на поставленный вопрос. Передает мяч обратно.

  1. Что будет, если чайки не улетят на юг?
  2. Что будет, если воробьи улетят на юг?
  3. Что будет, если люди будут кричать в лесу?
  4. Что будет, если люди будут разжигать костры в лесу?
  5. Что будет, если дети будут ломать ветки деревьев, сдирать кору?
  6. Что будет, если люди будут разорять муравейники?
  7. Что будет, если люди будут оставлять мусор на природе?

— На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!

Педагог читает стихи и раскладывает листья на ковер.

Осенние листочки
На дереве висят
И на ветру холодном
Озябшие дрожат.

А ветер-шалунишка
Листочки вдруг сорвал,
Он дунул посильнее —
Листочек побежал.

Подвижная игра «Раз, два, три… бери»

Дети под музыку плавно двигаются. Музыка останавливается. Воспитатель говорит: «Раз, два, три, дубовый лист бери». Дети выполняют задание.

— Раз, два, три, березовый лист бери.

— Раз, два, три, осиновый лист бери.

— Раз, два, три, лист кустарника бери.

— Раз, два, три, еловый лист бери.

— Почему же вы ничего не взяли?

— Как называются деревья, у которых вместо листьев иголки (хвоинки)

— Чем еще они отличаются от лиственных деревьев?

— Молодцы, ребята, правильно выполнили задания и ответили на вопросы.

Игра «С какого дерева шишка?»

— Ребята давайте поделимся на три группы. Каждая группа соберет под дерево те шишки, на которых они росли. Вы какие шишки хотите собрать?

Дети подбирают еловые, лиственничные, сосновые шишки к рисункам деревьев.

Молодцы, ребята дружно выполнили задание!

Игра «Приготовим угощенье»

— Как вы уже говорили, осенью собирают урожай, давайте испечем из овощей пирожки и угостим соседа. Теперь сладкий пирог из фруктов, напитки из ягод.

Дети по очереди называют овощи (фрукты, ягоды) «передают» соседу пирожки, (сладкий пирог, напитки).

Исследовательская деятельность.

На подносе лежат семена яблок, винограда, косточки сливы; яблоки, сливы, виноград; контейнеры с изображением соответствующих плодов.

Педагог предлагает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это тут лежит?

— Недавно их не было тут. Кто же их сюда принес?

— Наверное, Осени нравится, как много вы знаете о ней. Вот она и принесла их нам. Давайте сложим их коробочки, и у нас пополнится коллекция семян.

— Только каких же растений эти семена?

— Как теперь нам быть, как узнать, семена каких растений тут?

Дети отвечают:

— Можно спросить у взрослых, откусить и посадить семя т.д.

— Давайте выберем самый интересный способ получения знаний — исследование.

1. Выявление проблемы.

— Какая трудность у нас возникла, ребята?

2. Определение цели исследования.

— Что мы хотим узнать?

3. Выдвижение гипотезы.

— Как вы думаете, ребята, какого плода это плоское, овальное семя? А это маленькое, на что похоже семечка? Какого плода семечка? А это?

4. Составление предварительного плана.

— Что мы сделаем, чтобы узнать семена каких плодов у нас?

  1. Разрежем плод.
  2. Вытащим семечку.
  3. Сравним с другими семенами.
  4. Проведение исследования. Вывод.
  5. Указать возможные дальнейшие пути для изучения.

— Когда будете кушать обратите внимание на семена.

Педагог показывает фрукты, ягоды.

— Посмотрите, ребята, вот какие дары нам принесла осень!

— О каком времени года мы с вами говорили?

— Какое задание вызвало затруднение? Почему?

— Какое задание понравилось больше всего? Почему?

— Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней деятельности?

— А мне, ребята, очень понравилось, как вы сегодня старались, внимательно слушали вопросы, правильно отвечали на них, помогали друг другу, слушали друг друга.

Конспект ООД с детьми по ознакомлению с природой на тему:"Прогулка по осеннему лесу" в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения Детский сад комбинированного вида №8 "Лебёдушка"

воспитатель: 1 квалификационной категории Моисеева Л.И. городского округа Химки

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  2. Воспитывать положительное отношение к осени.
  3. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов;
  4. Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево;
  5. Уметь слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение сопереживать животным, оказывать им помощь.

Используемые медиа-обьекты:

  1. Картинки с изображением осени и одна с изображением лета;
  2. Осенние листья “Назови лист от какого дерева”;
  3. А.Вивальди "Осень"; Чайковский "Ноябрь"; звукозапись звуков ветра; Руббак "Медведь"
  4. Оформление зала “Поздняя Осень”;
  5. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса» ;
  6. Угощение от белки корзина с орешками;
  7. Костюм белочки (серый) , медведя, ветра.

Используемое оборудование:

магнитофон

Предварительная работа.

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.) ;
  2. Работа с календарём природы;
  3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему;
  4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» ;
  5. Беседа по картине В.Вавейкина, З.Соколовой «Поздняя осень» ;
  6. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени;
  7. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме;
  8. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный) .

Организационный компонент:

В соответствии с СанПиНом и здоровьесберегающими технологиями.

Ход занятия:

(Дети входят в красочно украшенный зал)

Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие,

В группе здесь у нас сидят,

Строго все на нас глядят.

И не строго, а с улыбкой очень тёплой и простой

Гости нас встречают с вами, чем ответить?

(добротой)

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет тёплым и искренним. Ребята, какое настроение у вас сегодня?

(хорошее, бодрое)

Отличное настроение, так как все мы здоровы и веселы.

А что такое здоровье?

(когда ты радуешься, не болеешь)

Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию, а вот куда, попробуйте догадаться…

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь?

(лес)

Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Правильно, мы с вами совершим прогулку- экскурсию в лес. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу

(идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники)

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти. Я буду ваш экскурсовод.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять.
Будем весело шагать. (дети маршируют) .
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.

(идут «змейкой» между кочками)

Ноги выше поднимаем
На кочки мы не наступаем.
(высокий шаг, перешагивают через листочки) .
И снова по дорожке

Мы весело шагаем. (маршируют) .

Вот и лес. Давайте поприветствуем осенний лес, прочитав ему стихотворения.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь?
Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

Давайте внимательно рассмотрим природу в лесу, ответьте на вопрос:

Какой время года в лесу?

(осень)

Давайте с вами вспомним сколько осенних месяцев?

Назовите их?

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

А какой сейчас месяц?

(октябрь)

Игра "Погода осенью"

  • У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

  • Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
  • Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет.
  • Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Дети, какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

Дует ветер, летят листья.

Ребята, что это?

(Листопад)

Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(прекращается сокодвижение)

Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Давайте поиграем с листьями. С нами осень хочет поиграть.:

Игра с листочками

Она разбросала последние листочки и предлагает поднять один листочек назвать его и сказать с какого он дерева.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

(Деревья стоят без листвы ветки звенят и покрываются инеем, насекомые исчезли, часто идёт дождь и первый снег; дни стали короче, а ночи длиннее; солнце светит и греет совсем мало; по ночам бывают заморозки; лужи покрываются льдом; земля промерзла; прилетают зимующие птиц.)

Пословицы:

  • Осень - время собирать урожай.
  • Придет осень, за все спросит.
  • Цыплят по осени считают.
  • В осень и у воробья пир.
  • Осенью и воробей богат.
  • Октябрь месяц первых снегов, первых холодов
  • Октябрьский гром - зима бесснежная.
  • К октябрю березы оголяются.
  • В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
  • Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет и пословиц.

(Дети садятся)

А сейчас Вика прочитает стихотворение "Осень" Л.Луканова

Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.

Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.

Игра «Назови лишнюю примету, лишнюю картинку»

  • улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи
  • холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём

Три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.

Игра осенние слова

Ребята, я поняла, что осень вам нравиться, а какие слова вы могли бы сказать про позднюю осень.

(печальная, хмурая, дождливая, долгая, затяжная, теплая, холодная, поздняя, задумчивая, унылая, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная)

Ребята, вы слышите курлыканье? Кто издает эти звуки?

(птицы)

Мы слышим последние прощальные крики перелетных птиц. А что происходит с остальными птицами?

(остаются зимовать)

А как их называют?

(зимующие птицы)

В народе их называют «зимовщики» . Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

(Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.)

- Назовите зимующих птиц:

(Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки)

Ребята, а кто ещё живёт в лесу?

(дикие животные)

Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу)

А каких диких животных можно встретить в лесу поздней осенью?

(лису, зайца, волка, белок, рыси, оленя, лося, кабана)

Правильно, а почему мы не можем встретить медведя поздней осенью?

(потому, что он поздней осенью залезает в берлогу спать)

А сейчас Оля расскажет вам историю, которая произошла с медведям поздней осенью, когда он готовился к зимней спячки. Это стихотворение написал поэт Л.Квитко:

Инсценировка:

Медведь в лесу.

Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь...
Стужа, стужа на носу -
Очень холодно в лесу.

Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда, ни птицы нет.
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит -

То туда, То сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
- Ветер, ветер, не свисти!

Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши.
Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет.
Пух да пух - Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.
Вечер на землю упал...
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги

Спит в своей берлоге.

Вам понравилась история про медведя?

(ответы детей)

Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу медведя?

(выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и насыпал снега как покрывала)

Да ветер молодец, выполнил просьбу медведя.

Ребята, что-то холодно и дождливо стало в лесу. И обитателям леса тоже трудно в такую погоду. Давайте послушаем стихотворение об этом”.

Ребёнок читает стихотворение.

А.А. Блок “Зайчик”

Хмурая дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…

Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится – неба не видать…
Только б потеплее, только бы посуше…
Очень неприятно по воде ступать!

Ребята, могут ли люди помочь животным в это время года?

(ответы детей)

Как это можно сделать?

(ответы детей)

В конце ноября зайка меняет шубку на какую?

(белую шубку)

Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег?

(нет он дрожит от страха)

(ответы детей)

Кто попрятался в норы?

(Ежик, барсук, полевая мышь.)

А что же делает белочка?

(Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

Почему говорят «Лес – наше богатство» ?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы)

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес?

(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

Ой, ребята посмотрите белочка к нам в гости пришла.

Белка:

Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

Целый день я всё скакала
И орешки собирала
Вы такие молодцы
Вот гостинцы вам мои

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

Белочка уходит

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!

Итог занятия:

Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, все справились с заданиями, а теперь вернемся в группу. 7.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2002. - 159 с.
  2. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. - 176 с. - (В помощь воспитателю) .
  3. Бобылёва Л. "Береги природу! " Беседы со старшими дошкольниками. Журнал Дошкольное воспитание № 7-2002.
  4. Кощеева Е. Л., Хамидуллина Л. А., Прохорова В. В. Путешествия в мир природы: Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. - М.: АРКТИ, 2009. - 96 с. (Готовимся к школе) .
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152 с.: цв. вкл.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв. вкл.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: