Open-air или closed event. На заметку организатору массовых мероприятий

Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие - это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:

  • скверы и парки;
  • площади и городские улицы;
  • общественные корпуса;
  • театральные залы;
  • концертные площадки;
  • спортивные залы.

Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
  • Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
  • Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
  • Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:

  • Спонтанные.
  • Организованные.

Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.

Как провести массовое мероприятие

Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
  • Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.

Массовое мероприятие - это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.

Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.

Что нужно учитывать

Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:

  • График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
  • Погодно-климатические условия.
  • Стоянки для автомобильного транспорта.
  • Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
  • Наличие камер хранения.
  • Возможность оказания первичной медицинской помощи.
  • Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду - освежающих, в холодную - согревающих).
  • Наличие санузлов.

Инструкция по организации и проведению

  • Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
  • Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
  • Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.

Характерные черты массового мероприятия

Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:

  • Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
  • Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.

Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
  • Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие - это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
  • Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
  • При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
  • Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
  • Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.

Меры безопасности со стороны организаторов

За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.

В надлежащем состоянии необходимо содержать соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
  • Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
  • Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
  • Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:

  1. Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
  3. Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.

Массовое мероприятие - это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.

3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.

Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;

Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;

Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;

Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;

Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы [Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Прежде всего это неприспособленность помещения, его малая площадь, казенная обстановка, неудобство приготовления и доставления блюд и закусок.].

Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.

Шведский стол иногда называют буфетным столом. В помещении, где происходит прием, размещают длинный стол. На столе поставлены тарелки, столовые приборы, салфетки. Все закуски и различные угощения стоят вдоль стола. Гость, подойдя к столу, кладет на руку тарелку с приборами. После этого, перемещаясь вдоль стола, он кладет всего понемногу из закусок и других блюд. Затем гость со своей тарелкой идет к своему столику.

К буфетному столу приглашенный может подойти два раза. Третий раз подходить к буфетному столу не принято. Если на деловой прием, проводимый в форме шведского стола, пришли мужчина и женщина, то мужчина приносит все закуски сначала для своей спутницы, а потом для себя. Оплата стола обычно производится принимающей стороной.



Деловая встреча или деловой прием-фуршет длится приблизительно два часа. В приглашении всегда указывается время приема. Приглашенный на деловой прием-фуршет может прийти в любое время, но уйти он должен не позднее указанного в приглашении срока окончания приема.

Организаторы мероприятия, а также то лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами.

Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема.

На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.



Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.

При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.

Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать безопасность напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

1. Контроль посетителей ярмарки, презентации, распродажи на входе путем визуального наблюдения за приходящими лицами и проверки у них входных билетов, а также путем выборочной проверки документов.

2. Пресечение фактов нарушения общественного порядка на прилегающей территории и в месте проведения рекламно-коммерческих мероприятий.

3. Предупреждение целенаправленного повреждения выставочных стендов, экспонатов на них, а также действующих макетов, рекламы фирм.

4. Предупреждение краж выставочных образцов продукции и товаров, приготовленных фирмами-участницами на распродажу.

5. Пресечение провокационных и дискредитирующих заявлений различных лиц во время выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов на презентации.

6. Охрана одежды, вещей и автотранспорта участников, гостей и посетителей рекламно-коммерческого мероприятия.

7. Предупреждение и пресечение фактов вымогательства во время ярмарки и распродажи.

8. Проведение мероприятий против прослушивания разговоров участников и гостей в помещениях и по телефону.

9. Предупреждение хищения или копирования технической документации у фирм-участниц ярмарки или презентации.

Важной особенностью данного массового мероприятия является то, что часть из указанных задач охраны целесообразно решать во взаимодействии с сотрудниками службы безопасности тех фирм, которые участвуют в рекламно-коммерческом мероприятии.

Охрана деловых встреч и приемов

1. Встреча вместе с шефом гостей, прибывающих на деловой прием или встречу.

2. Согласование действий основной охраны и телохранителей приглашенных лиц. Выбор той схемы, по которой будут использоваться телохранители приглашенных (либо телохранитель во время приема находится рядом с охраняемым, либо вливается в состав основной охраны данного мероприятия до его окончания)[Вопрос о возможности использования телохранителей гостей в составе охраны приглашающей стороны должен быть согласован до начала мероприятия, возможно даже на стадии распространения приглашений.].

3. Охрана одежды, вещей гостей и их автомашин на прилегающей территории.

4. Предупреждение инцидентов между гостями на деловом приеме или встрече.

5. Контроль состояния напитков, закусок и других угощений, приготовленных для гостей, выявление участников мероприятия, которые дольше обычного задерживаются возле стола, ведут себя необычно.

6. Фиксация и наблюдение за лицами:

а) приходящими на деловой прием или встречу со свертками, с портфелями, с пакетами;

6) приносящими на мероприятие аудио- или видеоаппаратуру;

в) которые приходят на деловой прием или на встречу на непродолжительное время или неожиданно уходят с мероприятия.

7. Выявление в зале приема и смежных помещениях предметов, которые могут являться источником опасности для присутствующих на мероприятии людей.

8. Проведение мероприятий против прослушивания разговоров организаторов мероприятия и гостей в помещениях и по телефону.

Перечень задач охраны применительно к различным массовым мероприятиям не является исчерпывающим. Он может быть существенно расширен и конкретизирован в зависимости от особенностей объекта, характера мероприятия и специфических условий его проведения.

К числу общих задач, которые решаются при проведении всех вышеуказанных массовых мероприятий, относятся:

Ознакомление с объектом охраны, его предварительная и основная зачистка перед началом мероприятия;

Установление контакта с милицией и договоренность о взаимодействии и поддержке в необходимых случаях, о передаче милиции правонарушителей;

Предупреждение проноса на охраняемый объект оружия, взрывчатых, горючих веществ и ядовитых веществ, наркотиков, тяжелых предметов и камней;

Предупреждение прохода на охраняемую территорию или в охраняемое помещение лиц с собаками;

Контроль и поддержание порядка на прилегающей территории и в смежных помещениях (например, контролирование действий лиц в соседнем банкетном зале).

За полтора-два часа до начала мероприятия сотрудники охранного предприятия (или службы безопасности) прибывают на объект для проведения его зачистки. В некоторых случаях зачистка объекта может быть проведена заблаговременно (например, за сутки до начала мероприятия), но в этом случае после окончания зачистки на объекте должна остаться охрана. В процессе зачистки объекта в первую очередь ищут:

Взрывчатые устройства;

Взрывчатые, воспламеняющиеся вещества и жидкости;

Химические отравляющие вещества, сильно пахнущие вещества и жидкости;

Различного рода материалы и предметы, которые могут скомпрометировать фирму перед гостями;

Посторонних лиц, спрятавшихся на объекте.

Местами возможного обнаружения всего вышеперечисленного являются:

Колодцы, ямы и иные углубления, расположенные в земле, на полу;

Ниши, углубления и различные пустоты в стенах;

Предметы обстановки, мебель, урны для мусора, различные ящики, щиты электрических сетей;

Находящиеся на охраняемой территории средства автотранспорта;

Предметы одежды, висящей на виду у всех присутствующих;

Подарки, поступающие организаторам перед началом мероприятия.

Проведение зачистки объекта может быть связано с использованием различных поисковых приборов и собак.

В заключение производится расстановка сил охраны к началу работы, проверяется слаженность действий путем дачи несложных вводных задач.

Успех и эффективность действий охраны в значительной степени зависит от качественной подготовки к проведению мероприятия. Так, отсутствие у охранников специальных средств может привести к невозможности решения стоящих задач, к травмам личного состава. Непродуманность в обеспечении резерва также может сказаться на возможности оперативно отреагировать на складывающуюся ситуацию. Например, при угоне автомашины одного из гостей, который присутствовал на банкете в кафе, охрана из-за отсутствия резерва не смогла организовать преследование угонщиков, так как все охранники были задействованы на разрешение конфликта между гостями и посторонними лицами, прорвавшимися в банкетный зал.

Наиболее важной предупредительной мерой, призванной обеспечить бесконфликтный ход массового мероприятия, является обеспечение пропускного режима. Перед началом мероприятия целесообразно отсеять как тех, кто не имеет пригласительных и входных билетов, так и тех, кто пришел на мероприятие в нетрезвом состоянии или с собакой. Особое внимание должно быть обращено на тех лиц, которые пытаются пронести с собой различные предметы и вещества, могущие быть источником опасности для присутствующих на массовом мероприятии. В этой связи охране следует обращать пристальное внимание на лиц с портфелями и объемными (вместительными) сумками, на тех, кто одет в такую верхнюю одежду, под которой можно спрятать оружие, взрывчатые и воспламеняющиеся вещества и все то, что может быть использовано для причинения вреда здоровью людей или срыва проводимого мероприятия.

В рамках обеспечения пропускного режима особое внимание должно быть обращено на поступающие со стороны продукты питания, различные предметы и подарки. Пренебрежительное отношение к этой работе может привести к тому, что мероприятие может быть омрачено, например, взрывом электробритвы, преподнесенной юбиляру или отравлением нескольких гостей на свадьбе.

Особому досмотру, хотя бы визуальному, должны подвергаться автомашины, въезжающие и выезжающие с охраняемой территории. Это особенно важно в целях предупреждения проникновения посторонних на охраняемый объект, например, в багажнике легковой автомашины, который владелец автомобиля оставляет открытым. Контроль салона и багажника выезжающих автомашин может предупредить похищение лиц, прибывших на массовое мероприятие, например, с целью вымогательства у его организаторов. В этой связи имеет смысл до начала мероприятия организовать временную охраняемую стоянку для автомашин гостей за границей охраняемой территории.

В ходе мероприятия сотрудники охраны предприятия или службы безопасности должны точно выполнять свои обязанности, оговоренные на стадии подготовки. Они должны оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию, предупреждать и пресекать возникающие конфликты. Правильной мерой является взятие под контроль наиболее беспокойных и агрессивных групп участников, сопровождение их по объекту, а в необходимых случаях изоляция инициаторов от остальной группы до окончания мероприятия.

Сотрудники охраны особо должны быть проинструктированы в отношении содержания охранных мероприятий при завершении концерта, свадьбы, банкета, предвыборного собрания, праздника и т.д. Профессионалы хорошо знают, что острота и напряженность работы при завершении массового мероприятия нисколько не меньше, чем в его начале. На этом этапе высок риск возникновения давки в проходах при выходе гостей и зрителей из зала, и т.д. Могут иметь место случаи спутывания или кражи верхней одежды в гардеробе, что также приводит к возникновению конфликтов. Именно в тот период заинтересованные лица пытаются организовать панику среди участников, распространить слухи, которые превратят организованное мероприятие в неорганизованную толпу (например, слух о пожаре). Все это требует от охранников особого внимания, бдительности и правильной реакции на складывающуюся ситуацию.

Одновременно с поиском опасных устройств, предметов, жидкостей и материалов охранники производят поиск лиц, которые могли остаться в помещении или на территории после завершения мероприятия. Это могут быть как злоумышленники, которые, оставшись на объекте, планируют после ухода охраны совершить на нем какое-либо преступление, так и лица, пострадавшие во время мероприятия и нуждающиеся в помощи.

Пристальное внимание должно быть обращено на предметы и вещи, которые могут забыть гости. На все обнаруженное при завершающей зачистке должна быть составлена опись в двух экземплярах. Все обнаруженное подлежит передаче клиенту или администрации охраняемого объекта вместе с одним экземпляром описи. Второй экземпляр описи обнаруженных при зачистке предметов, вещей и документов с отметкой лица, принявшего вещи, хранится в охранном предприятии или службе безопасности фирмы.

Как организовать масштабное городское событие и повторить этот успех несколько раз? В рамках проекта «Городской конструктор» публикуем вдохновляющий материал Института «Стрелка», где руководители и менеджеры социокультурных проектов из одиннадцати городов рассказали о своем опыте и реакции жителей на изменения окружающей среды.

Мы работаем с исторической средой, а не с официальными объектами культурного наследия, на реставрацию которых выделяются средства. Исторические постройки могут десятилетиями стоять, и их никто не будет трогать. Так, некоторые дома в Самаре уже сто лет не видели покраски. Проблема исторической среды болезненна для многих городов России. Чаще всего ее используют как строительную площадку для новых спальных районов. О ней много дискутируют в интернете, а мы решили, что если о ее судьбе написаны миллионы комментариев в социальных сетях, то можно найти хотя бы с десяток людей, которые перейдут от слов к делу.

Поскольку у властей не было никаких идей, что делать с исторической средой, мы решили взять ситуацию в свои руки. Показать, что даже небольшие инъекции, которые могут быть сделаны силами самих горожан, радикально изменяют ситуацию. Мы хотели показать, какой красивой может быть историческая застройка, если о ней немного заботиться. Изначально мы решили просто покрасить дома. Потом поняли, что этого недостаточно. Необходимы столярные работы, замена пришедших в негодность деталей, работа с жителями домов. Проект постоянно обрастает новыми смыслами. Позже пришла идея, что нужно приносить в эту среду культуру, создавать события, заниматься благоустройством территорий. Так мы учимся и делаем фестиваль всё сложнее и совершеннее. В 2016 году он успешно прошел уже в трех городах, где мы транслировали свой опыт. У нас накопилось такое количество знаний, что мы решили передать технологию дальше. Поэтому в марте мы проводим Школу «Том Сойер Феста» . Заявки пришли уже из десяти городов.

В начале запуска фестиваля было куда больше скепсиса к нашей деятельности, чем теперь. Не все верили, что мы сможем довести до конца работы хотя бы на одном доме. А сейчас восстановлено уже 11 домов в трех городах. В Самаре наши объекты привлекают туристов: у домов побывали тысячи экскурсантов, которые до наших работ просто проходили мимо них, не видя ничего примечательного. Мы очень старались сделать работу на фестивале не скорбным героическим трудом, а настоящим праздником. Местом, куда хочется прийти отдохнуть. В том числе отдохнуть от постоянного умственного труда и заняться физическим. «Том Сойер Фест» вышел по-своему социально полезным фитнесом.

С 2002 года я занимаюсь граффити, а с 2008 начал много путешествовать по России. В своих поездках я знакомился с местными жителями, мы рисовали и гуляли по городу. Возвращаясь каждый раз в Екатеринбург, я стал больше обращать внимание на город, архитектуру, людей и менталитет. Начал по-настоящему влюбляться в него и решил проводить мероприятия, посвященные продвижению граффити. Как раз в этот момент я встретил таких же небезразличных людей, как и я, это были Евгений Фатеев и Андрей Колоколов. Мы начали совместно придумывать формат чего-то интересного, важного, масштабного, а главное - общегородского. И в один прекрасный день 2010 года на скамейке в центре города родился Фестиваль уличного искусства «Стенограффия». Нашей задачей было сделать городское пространство немного лучше, ярче и интереснее.

Каждый год «Стенограффия» производит новые творческие проекты, новые смыслы в уличном пространстве. После того как мы сформулировали свою картину мира, у нас получилось заразить таких же небезразличных людей. Так у нас каждый год формируется большая команда организаторов и волонтеров.

Первые два года мы объясняли людям, что это такое и зачем оно нужно. Постепенно «Стенограффия» начала привлекать горожан, так как они увидели, что изменить среду, где они живут, не так уж и сложно. Екатеринбуржцы включены в процесс, их двор, улица, город становятся уже не чужим пространством, а обжитым и своим. Бывает, горожане помогают художнику создавать объект или кормят его. Один раз кто-то вынес на улицу телевизор, чтобы художник мог рисовать и следить за футбольным матчем своей любимой команды.

Мы искренне верим в то, что нужно бороться за «экологию визуального», ведь, изменяя свою среду обитания, мы меняем и себя. Думаю, именно это и привлекает людей. К нам приходят люди разного возраста, достатка и склада ума. Школьники, студенты, курьеры, менеджеры, бармены, директора агентств - все хотят помочь «Стенограффии». Кто-то хочет получить знание, кто-то - сделать мир ярче, кто-то просто хочет отдохнуть от рабочих будней.

Когда инициатива происходит снизу, проект живет дольше: до тех пор, пока он нужен горожанам. Эта позиция прочнее, потому что если проект задуман сверху, то директивы в один момент прекратятся и проект закроется.

Я хотел создать универсальный художественный язык. Таким поводом как раз и стала «Курбанистика». Организовывая фестиваль, я научился понятно говорить о сложных профессиональных вещах. Это бесценный опыт одновременного общения с чиновниками, трактористами, художниками, известными московскими архитекторами, местными жителями, коммунальщиками, студентами. Такое общение определенно заставляет действовать. С помощью мастер-классов, лекций и архитектурных воркшопов, которые мы проводим на фестивале, жители города осваивают технологии работы с городской средой.

Во время проведения фестиваля мы много общались с местными жителями, поэтому получили от них одобрение. Постоянно держали при себе мысль, что людям нравится видеть вещи, которые отражают их самих. Поэтому хороший организатор должен уметь сохранять баланс между концептуализмом и лубком.

В «Курбанистике» принимают активное участие студенты, стартаперы и люди, которые ищут себя. Также у нас в городе есть единый штаб волонтеров. Благодаря ему люди получают разные навыки, и команда городских фестивалей становится более открытой. Остальные приходят наблюдать, слушать и просто отдыхать.

Фактически «Курбанистика» выступает как катализатор перемен. Когда мы провели в 2015 году фестиваль в колледже народных промыслов, это событие зацепило департамент образования, и другие колледжи тоже начали внедрять образовательные инновации, делать дизайн-конференции. Кроме того мы сами продолжаем каждый год делать воркшопы и средовые проекты на других фестивалях в городе. Выходит, что «Курбанистика» каждый раз обретает новое лицо и запросы.

Идея «Бу!феста» в Владимире не пришла, а выросла в нем. Я знала про Московский «Бу!фест», знакома с организаторами, и сама идея объединить в одном месте маленькие издательства, хендмейд и некоммерческую музыку казалась симпатичной. К тому же «Эйдосу», нашему магазину-клубу, пора было развиваться. Сделать книжный фестиваль, с одной стороны, логично, с другой - хороший вызов, так как во Владимире их никто не делал.

В нашу команду постоянно вливаются те, кого привлекает дух творчества. «Бу!фест» резиновый и вмещает самые разные проекты, главное, чтобы они подходили по стилю. Администрация давно не вмешивается в рабочие процессы: весь контент, всё содержание и форму делаем мы. Это тоже привлекает творческих людей, многие из которых сторонятся чиновников и не участвуют в городских мероприятиях, не находя для себя в них места. Вместе с тем на «Бу!фесте» играет Губернаторский симфонический оркестр, библиотеки делают свою программу, участвует Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Вся суть успеха в том, чтобы объединить самых разных людей на общем поле любви к чтению и любопытства к книгам, которые не увидишь в сетевом магазине, поддерживая при этом яркую и легкую атмосферу. Эта легкость заразительна.

Семь лет назад Благотворительный фонд «ОМК-Участие» уже активно работал в Выксе. Мы сотрудничали с учреждениями, которые помогают детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывали адресную помощь семьям, вели образовательные программы для педагогов. Но нам хотелось создать проект для подростков и молодежи Выксы - для тех, кто лет через десять придет работать на Выксунский металлургический завод, на другие предприятия этого города, для тех, кто стремится в большие города за новыми впечатлениями.

Иногда людям кажется, что жизнь в больших городах более насыщенная и полноценная, поэтому возникает стремление уехать в столицу, за границу, подальше от родного дома. Поначалу мы ориентировались на старшеклассников и студентов. С годами поняли, что наш фестиваль интересен и людям постарше. Хотя наш главный ориентир не возрастной: мы делаем фестиваль для тех, кто любит Выксу и готов участвовать в ее преображении. Мы стремимся к тому, чтобы Выкса заняла достойное место на культурной карте страны, чтобы жители города металлургов гордились не только историей завода, сложными технологиями современного производства, но и фестивалем городской культуры «АРТ-Овраг», который меняет ритм жизни города, его дворы, парки, скверы, судьбы его жителей.

На первых трех фестивалях уклон был сделан в пользу молодежной современной культуры: музыки, экстремального спорта и стрит-арта. В последующие годы акценты сместились в область архитектуры и развития городских пространств: появились арт-дворы и элементы благоустройства городского парка. «АРТ-Овраг» - фестиваль городской культуры, который преображает жизнь целого города. В Выксе, в центральном парке, на набережной, в городских микрорайонах, остаются уникальные современные арт-объекты, для создания которых приезжают художники, скульпторы и архитекторы со всего света. В парке проходят выставки, создаются студии под открытым небом, где музыканты, хореографы и спортсмены проводят мастер-классы для всех желающих. Так, в год 70-летия Победы мы провели акцию в память об ушедших на фронт жителях Выксы. Весь день художник рисовал мелом на асфальте карту довоенного города. Участники акции зажгли 6 355 свечей - по числу не вернувшихся домой. Жители Выксы расставили на карте города свечи и танцевали вальс, тот самый, что не успели дотанцевать в 1941 году добровольцы, уходившие на фронт. Танцевали и ветераны, и люди молодые.

Подготовка фестиваля занимает год. Заканчивается очередной фестиваль, и уже на следующий день с подробного анализа каждой программы, отзывов жителей и публикаций в прессе начинается планирование следующего фестиваля. Мы много общаемся с художниками, горожанами, волонтерами, кураторами программ. Они помогают нам взглянуть на фестиваль со стороны, своим личным участием создают историю фестиваля. Растет число фанатов и гостей, которые специально приезжают в Выксу на три дня, чтобы всё обязательно увидеть своими глазами.

Меняется фестиваль, и меняется отношение к нему.

За шесть лет городской культуры «АРТ-Овраг» вошел в жизнь Выксы как масштабное и ожидаемое событие. У нас есть опыт проведения фестиваля и узнаваемое имя, более восьмидесяти арт-объектов и именитые участники. Чем старше становится «АРТ-Овраг», тем теплее относятся к нему люди, а мы, в свою очередь, стремимся создать все условия, чтобы жители становились его активными участниками и организаторами. Один из результатов нашей работы - то, что сегодня Выксу знают не только как город металлургов, но и как город, где его жители совместно с художниками создают новое пространство для жизни и творчества.

Особенно я хочу сказать о программе «АРТ-Двор». Мы предложили конкурс, куда могут подать заявку соседи, решившие преобразить свой двор. Они обсуждают с архитекторами и дизайнерами свои предложения, несколько раз встречаются, чтобы прийти к общему решению. Потом активно участвуют в преобразовании своего двора, работают, выходят на субботники, занимаются благоустройством .

Фестиваль помогает горожанам свои инициативы формулировать и претворять в жизнь.

Уже более трех лет мы регулярно проводим городские выходные - это встречи горожан, на которых можно познакомиться с городскими сообществами и активистами, лекторий, ярмарка, игры, мастерские. Очень приятно видеть, как горожане заранее приходят и организуют свои лавки и кафе. Но это всё равно выборочная история на десять человек. Нам хотелось, чтобы активное участие могли принимать большее число людей, и решением этой задачи стал блошиный рынок. Наши участники моментально подхватили идею. Площадка во дворе TEXTIL идеально подходит для его проведения. Нам удалось привлечь людей, которые никогда не бывали на традиционных хаотичных барахолках. С первого блошиного рынка мы увидели, что формат работает и набирает популярность очень быстро. Для жителей города это простая и доступная возможность принять участие. У всех есть вещи, которые перестали служить, а теперь появилась возможность отдать их тому, кто это ищет и оценит. Нас радует, что к участию присоединяются очень разные люди: от студентов до пенсионеров, от людей, кто пришел на блошку впервые, до завсегдатаев барахолок. Всех объединяет желание интересно провести время, потолкаться в толпе ярких и приятных людей, пообщаться и найти уникальную вещицу.

Пока мы готовимся к блошиному рынку, мы общаемся с участниками, которые заранее регистрируются. Их мы настраиваем на то, что блошиный рынок - это не торговля ради торговли. Главное здесь - общение. Расскажите историю вещи, расскажите свою историю или историю своей семьи. Предмет приобретает магию, как только мы оборачиваем его в воспоминания.

Нас поразило, что многие посетители и даже участники прежде не знали, что такое блошиный рынок. Поэтому с первого мероприятия мы ввели лекторий, на котором рассказываем о традициях блошиных рынков в разных городах мира, о ярославских барахолках, об истории вещей и необходимости давать им вторую жизнь. Мы открываем ресайкл-мастерскую, рассказываем о самых классных находках на наших страницах в социальных сетях, приглашаем опытных барахольщиков. Мы также поддерживаем местное сообщество экологов, которые продвигают идеи не покупать одноразовые, односезонные вещи, не выбрасывать то, что может послужить другим людям или может быть отправлено в переработку.

Наша организация - НКО - модератор между горожанами и представителями власти. Мы заработали свой кредит доверия, люди точнее понимают, какие ценности стоят за нашим желанием организовывать встречи горожан, знают, что нами не руководят политические или коммерческие силы. Мы такие же горожане и тоже заинтересованы в том, чтобы в городе было комфортно и интересно жить.

Изначально не было идеи создавать полноценный музыкальный фестиваль. К нам в агентство пришел друг и местный сценический прокатчик Саша Желеков и предложил сделать «большую тусовку» под открытым небом. Мы всё обсудили и решили подойти к организации немного глубже: продумать концепцию, философию, коммуникацию с гостями, эмоции. Делать что-то просто так - скучно. Тем более в случае с «Теслой» была возможность реально оставить след в истории города. То, что созревало в наших головах, никто в истории Хабаровска еще не делал.

Формат фестиваля под открытым небом мы утвердили сразу. Во-первых, в Хабаровске нет хороших концертных площадок. Во-вторых, open-air - это единственный способ собрать действительно много людей. Организовывать «Теслу» было очень тяжело. Еще до фестиваля мы думали о себе как об опытных организаторах. У нас много городских фестивалей за плечами, сотни коммерческих мероприятий для брендов, но «Тесла» выматывает полностью: очень много нюансов, очень много денежных, человеческих, технических и временных ресурсов. В регионах всё гораздо сложнее с реализацией идей: придумать можно всё что угодно, но не всё есть в наличии.

Для того чтобы придумать и организовать «Елки, Палки, Пять Бизонов», у нас совпало несколько факторов. Наша команда увидела фотографии зубров из пражского зоопарка, где они жевали хвойные деревья. В это время мы были дружны с лесниками Сестрорецкого лесопарка, которые были ответственны за зубров. У них же были дробилки для деревьев. И вот всё сошлось в одну точку: зубры есть, елки есть, дробилки есть. Так мы и придумали собирать ненужные хвойные деревья от горожан и передавать их на корм животным. Сама идея проекта свежая и очень логичная. До нас экопереработку елок никто не налаживал.

При планировании такого проекта мы как добровольческое движение исходим из своих ресурсов. Жители на акцию отреагировали положительно. С нашей помощью все узнали, что жизнь зубров не столь ужасна, как об этом пишут в социальных сетях. Думаю, петербуржцам понравилась идея, потому что она объединяет в себе несколько составляющих: экологию, заботу о животных и имеющийся ресурс в виде елки. Горожане понимают, что могут помочь и сделать это легко. Участвуют самые разные люди, которых объединяет неравнодушие к окружающей среде.

Мы начинаем готовиться за три месяца до старта акции. В такой работе очень важна хорошая команда с понятными ролями и рабочим функционалом каждого организатора. Включенность в процесс - необходимое условие для успешного осуществления проекта. Также нужна проактивность. Именно она улучшает качество жизни. Горожанам сделать конкретный проект иногда проще, чем чиновникам, которые ограничены протоколами и бюджетом. Но наилучший эффект получается при сотрудничестве чиновников, общественных организаций и жителей. «Елки, Палки, Пять Бизонов» проходит уже третий год. Спустя какое-то время заинтересовались другие города. С прошлого года подключилась Москва, а в этом году также Ярославль и Архангельск.

Благодаря нашей акции в Петербурге появилась новая традиция, которая завершает январские праздники. Для горожан это возможность внести свой вклад в дело экологии, защиты животных и разумного потребления. По отзывам участников, очень многие благодарны и вдохновлены, хотят присоединиться.

Идея проекта «Беги, Ростов, беги» родилась благодаря запросу аудитории. На ростовском TEDx мой коллега Руслан Хисматуллин рассказал про бег и целеполагание. После чего был завален вопросами о том, как и откуда начать. И для того, чтобы на них ответить, была придумана субботняя пробежка по центру города, где можно спросить и услышать ответ, почувствовать плечо товарища и просто попасть в дружественное сообщество, теплую компанию. На одной из таких пробежек оказался и я. Забег по субботам утром стал главной традицией «Беги, Ростов, беги», и вокруг этой традиции начали собираться люди.

Собираются люди разных профессий, возрастов, статусов. Можно даже сказать «из разных миров», но большой общий интерес к бегу нас всех действительно объединяет. Одна простая пробежка может перевернуть представление о каком-либо аспекте жизни просто потому, что ты пробежался со специалистом в этой области и поговорил по душам.

Со временем немного изменилась концепция: за несколько лет на фоне развития движения появились более узкие сообщества с активными лидерами, зачастую не на шутку соперничающие друг с другом. Сейчас мы как зонтик над каждым бегуном города. Мы площадка, объединяющая всех любителей вне зависимости от приверженности к какому-то конкретному клубу или школе. Городское управление ощутимо помогает нам, например, в организации общегородского праздника «Побегай 1 января» , который поставил рекорд России по массовости, но это уже отдельная большая история.

Конечно, в городе и раньше существовали беговые сообщества, «КЛБ» - клубы любителей бега. Но многим было непросто в этой среде: при всем уважении к коллегам, сообщества походили на пионерские кружки и клубы по интересам со строгим сводом гласных и негласных правил. Кажется, людям не хватало простоты и доступности.

Мы живем в то время, когда на жизнь горожан влияют только они сами. Если у них созрел запрос, то другие жители города совместно организуют ответ на него. Дальше эффект домино: за два года количество любительских забегов выросло в несколько раз - они проходят чуть ли не каждые выходные, стали возможными действительно массовые мероприятия, в хорошую погоду на стадионе не протолкнуться, а одного легкоатлетического манежа на город стало очевидно не хватать. И это, конечно, не заслуга организаторов или сообщества - это результат заинтересованности и активности жителей города.

Гостями маркетов в начале были наши друзья и такие же, как мы, молодые люди. Всем очень нравилось, но многие говорили, что это «хипстерская тусовка». Прошло время, и мы стали городским проектом. Качественный маркет и среда, которую мы создаем, позволяют рождаться новым интересным участникам. Проект стал привлекать людей из-за хороших площадок, профессионального подхода команды и заботы об участниках. Мы объединяем творческих предпринимателей, которые оригинальны в сравнении с классическим ретейлом.

Есть ряд достижений, которыми я очень горжусь. Например, за два дня маркета мы показали площадку Фабрики «Заря» во всех аспектах: как выставочную, музыкальную, лекционную. Моя нелюбовь к Новому году во Владивостоке мотивировала меня сделать новогоднюю ярмарку «Скандинавская деревня» - один из самых милых и сложных проектов. Также мы придумали неон-маркеты, создали необычный декор и сместили внимание покупателей на атмосферу.

Волгоград практически полностью был разрушен в годы Второй мировой войны. Это город, в котором отсутствует культурная преемственность и память. Изучению этого феномена, а также актуализации фестивального движения мы посвятили наше исследование. Идея проекта возникла из-за ощущения бессобытийности и отсутствия альтернативного художественного продукта. Мы определили для себя цель - стать площадкой для проведения регулярного художественного события, развивать и продвигать местных художников, урбанистов и кураторов, а также заявить о существовании локальной художественной сцены. «Декада» стремится научить художников всему циклу создания произведений.

Также мы решили развивать ряд неактивных и заброшенных городских пространств. Каждый год наша команда выбирает уникальные с точки зрения архитектуры, но заброшенные, недоступные или неактивные места. Например, пространства Спиртзавода или здание царицынской Водокачки. И конечно, для нас очень важно активизировать городские сообщества. Мы смогли не просто снова «обрести» некоторые публичные пространства, но и изобрести новые: так, через несколько месяцев организаторы других культурных проектов по нашим следам провели свои мероприятия на пустующем Спиртзаводе и на Водокачке.

«Декада» - это исследовательский проект, в рамках которого художники рефлексируют о местной специфике и особенностях региона. Поэтому каждый год мы выбираем новый концепт, понятие или идею, которые являются определяющими или симптоматичными для территории. Важным содержанием многих проектов, реализованных в рамках «Декады», стала ориентация на партиципаторное искусство (искусство соучастия. - Прим. ред.). Мы решили вкладывать свои ресурсы в изменение отношений горожан к поднимаемой нами проблематике, от состояния дорог до сохранения культурного наследия.

Таким образом, участники нашего проекта распадаются на две, часто непересекающиеся группы: это конкретные сообщества, с которыми работают художники, и зрители, которые в каждый момент могут стать соучастниками и дать обратную связь. Мы готовы принять в наше сообщество любого желающего.

Для того чтобы отслеживать обратную связь по проекту, мы ввели хештег #publicartvg и были удивлены позитивному отклику.

Несмотря на то что нам удается вовлекать в проект отдельные локальные сообщества, в целом мы наблюдаем две проблемы. Во-первых, местные жители скептически относятся к любой проектной активности и не верят в то, что коллективные действия могут принести ощутимые изменения. Во-вторых, несмотря на то что Волгоград - один из самых полиэтничных регионов на юге России, практически все сообщества ведут крайне изолированное и замкнутое существование. Поэтому мы работаем над тем, чтобы сформировать чувство сопричастности, и стараемся установить связи между замкнутыми сообществами.

Мы держимся на энтузиазме участников. Сейчас основные финансовые средства на реализацию произведений мы получаем посредством грантовой помощи, поэтому для нас, конечно, важна поддержка администрации хотя бы на уровне человеческого контакта и признания. Каждый год мы стараемся привлекать волгоградских художников и тех, кто оказал влияние на развитие локальной художественной сцены в предыдущие десятилетия, но покинул город.

Выступая вместе с состоявшимися художниками, молодые находят для себя ролевые модели, образцы для подражания и веру в то, что они могут чего-то достигнуть не только на локальной арт-сцене. После двух «Декад» мы уже достигли определенных успехов. В Волгограде было создано сообщество молодых художников, которые получили возможность попробовать себя в области актуального искусства. Во время второй «Декады» волгоградцы стали свидетелями появления новых коллабораций между художниками.

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства.

Массовым признается мероприятие доступное неопределенному числу граждан.

На практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам.

К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, официальность, а также общность мотивов и стереотипов поведения людей.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004года № 54 – ФЗ, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Публичные мероприятия подразделяются на:

- собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;



- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

- шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия :

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся :

Территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

Путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

Территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Культурно-массовые мероприятия : народные гулянья; выставки, вернисажи; карнавалы, маскарады; театрализованные представления, фестивали; ярмарки, концерты и др. Для этих мероприятий характерны различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако, несмотря на неоднородность состава, различия в образовании, возрасте, наличие различных интересов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомянутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.

Спортивно-зрелищные мероприятия: международные и всероссийские состязания по различным видам спорта; олимпийские игры; спартакиады всех масштабов; кроссы, пробеги, эстафеты, гонки и др. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма.

Религиозныемероприятия: религиозные праздники; траурные процессии. В последние годы благодаря демократическим преобразованиям в стране значительно возрос интерес населения к религии. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и относящихся к ним территориях (на кладбищах, крематориях) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: