Деятельность международных организаций, не входящих в состав системы оон. Международные экономические организации системы оон Какой международной организацией является оон

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд и Секретариат. Компетенция и правовой статус каждо-го из них четко зафиксированы в Уставе. Они являются центральными звеньями в своей сфере деятельности, однако это не означает, что они равнозначны по своей роли и правовому положению. Наиболее важное значение для обеспечения целей и принципов ООН имеют Генеральная Ассамблея как самый широкий международный форум, на котором представлены все страны – члены ООН, и Совет Безопасности как орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и который при исполнении своих обязанностей действует от имени всех членов Организации.

ЭКОСОС осуществляет свои функции под руководством и контролем Генеральной Ассамблеи и в некоторых случаях – Совета Безопасности. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Секретариат призван обслуживать деятельность всех других органов.

Вспомогательные органы могут учреждаться всеми главными органами ООН на основе Устава, при этом их компетенция должна быть частью компетенции главного органа.

Как правило, органы ООН состоят из всех или некоторых государств-членов, представленных полномочным представителем или делегацией. Иногда органы комплектуются на основе личного представительства. Так, Комиссия международного права ООН состоит из лиц с признанным авторитетом в области международного права.

Для организации работы органов в системе ООН установлено шесть официальных языков: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский. На них издаются все основные документы ООН, включая резолюции. В правилах процедуры каждого органа определены рабочие языки. Так, рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются все шесть пе-речисленных выше языков, Совета Безопасности – первые пять. На рабочих языках издаются стенографические отчеты и на них переводятся речи, произнесенные на любом официальном языке.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех государств членов ООН, представленных на ее сессиях не более чем пятью представителями. Независимо от числа представителей каждое государство имеет один голос.

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать в их отношении рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности (ст. 10 Устава).

Устав ООН предусматривает два ограничения, имеющие важное значение для разграничения компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в области поддержания мира и безопасности:

1) Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отношении которых Совет Безопасности выполняет свои функции, если Совет не запросит ее об этом (ст. 12);

2) Генеральная Ассамблея не может предпринимать действия от имени ООН: любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Совету до или после обсуждения (ст. 11, п. 2).

На Генеральную Ассамблею возложены функции:

3) способствовать развитию несамоуправляющихся и подопечных территорий в политической, экономической, социальной, культурной областях. Генеральная Ассамблея должна утверждать соглашения по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических, и наблюдать за их выполнением с помощью Совета по Опеке.

Устав также возложил на Генеральную Ассамблею важную задачу оказания содействия в осуществлении международного экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества.

Генеральная Ассамблея выполняет и другие функции, в частности избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке. Вместе с Советом Безопасности она избирает судей Международного Суда, по рекомендации Совета назначает Генерального секретаря и принимает но-вых членов в Организацию. Она рассматривает ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреждений.

Генеральная Ассамблея – сессионный орган. Она собирается на ежегодные, очередные (в третий вторник сентября), специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Работа очередных сессий ведется на пленарных заседаниях и в главных комитетах, в состав которых входят все государства-члены:

Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности.

Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы.

Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы.

Четвертый комитет (Cпециальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации.

Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций.

Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Работой сессии руководит Генеральный комитет, в состав которого входят председатель сессии, 21 его заместитель и 7 председателей главных комитетов.

Для осуществления своих функций Генеральная Ассамблея создает постоянные и временные вспомогательные органы. В деятельности Генеральной Ассамблеи получила развитие практика создания органов на правах автономных организаций, занимающихся вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

Совет Безопасности – это важнейший постоянно действующий орган, на который государства – члены ООН возложили главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет действует от их имени (ст. 24 Устава). В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет состоит из 15 государств, имеющих статус постоянных и непостоянных членов. В соответствии с Уставом пятью постоянными членами являются Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.

Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок без права немедленного переизбрания, исходя из принципа справедливости и территориальной расположенности:

5 стран – от стран Африки, Азии

2 страны – от Латинской Америки

1 страна – от стран Восточной Европы

2 страны – от стран Западной Европы

В своей деятельности решает процедурные и непроцедурные вопросы.

Для решения процедурного вопроса достаточно 9 голосов, проголосовавших «за». К непроцессуальным относят все остальные вопросы. Для принятия решения необходимо согласие 9 голосов, из них 5 должно принадлежать постоянным членам. Отсутствие не припятствует принятию решения.

Совет Безопасности является единственным органом в системе ООН, который должен предпринимать действия от имени всех членов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. В этих целях он уполномочивается расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава). Если Совет сочтет, что он имеет дело со спорами или ситуациями, угрожающими поддержанию мира, то он обязан добиваться мирного разбирательства таких споров и урегулирования таких ситуаций (гл. VI Устава).

При этом он может:

1) потребовать от сторон в споре, чтобы они выполнили свое обязательство решать споры мирными средствами (ст. 33, п. 2);

Совет Безопасности наделен правом устанавливать существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и определять, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он может прибегнуть к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил (полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения), или к действиям объединенными вооруженными силами государств – членов ООН. Вооруженные силы предоставляются государствами – членами ООН в распоряжение Совета на основании особых соглашений, заключенных между ними и Советом (ст. 43 Устава).

Совет Безопасности принимает юридические акты двоякого рода: рекомендации и решения. В отличие от рекомендаций, решения Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН являются юридически обязательными для государств.

Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решений по процедурным вопросам достаточно девять голосов любых членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Эта формула получила название принципа еди-ногласия постоянных членов Совета.

Решение считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето. В практике деятельности Совета Безопасности сложилось правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена считается не препятствующим принятию решения. Возможно даже вынесение решения голоса-ми непостоянных членов при воздержании всех постоянных.

Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов Совета, но и непостоянных, так как для принятия реше-ния помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Совет Безопасности – постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необ-ходимости.

Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, как постоянные, так и временные. При Совете учреждены Комитет экспертов (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов. Устав предусмотрел создание Военно-Штабного комитета (в составе начальников штабов постоянных членов Совета), призванного помогать Совету при решении во-енных вопросов, связанных с поддержанием мира и междуна-родной безопасности. Названный орган фактически бездействует почти в течение всего периода существования ООН.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций.

В него входят 54 государства, смена 1/3 состава каждые 3 года.

Основне функции можно разделить на 2 части:

1.Самостоятельные:

Проведение социальных, экономических исследований

Разработка мер

2. Посреднические:

Поддержание сотрудничества между государствами, специализированными учреждениями, органами ООН, обмен опытом

Разработка соместных программ

Формирование договоров.

Он отвечает за:

    содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;

    выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

    содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

    поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Он уполномочен проводить или организовывать исследования и составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

ЭКОСОС в последние годы берет на себя ведущую роль в ключевых стратегических областях:

Во время этапа заседаний высокого уровня 2010 года Совет организовал свой второй Форум по сотрудничеству в целях развития и посвятил свой четвертый Ежегодный обзор на уровне министров (ЕОМ) проблеме гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Принятие декларации министров совпало с учреждением новой Структуры - Женщины Организации Объединенных Наций. Председатель ЭКОСОС Хамидон Али охарактеризовал основную сессию 2010 года как «поворотную». Основной посыл этапа заседаний высокого уровня состоит в том, что гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин составляют самую основу развития и мира во всем мире, а международное сообщество должно сохранить свою полную приверженность этим усилиям.

Во время этапа заседаний высокого уровня 2009 года Совет принял декларацию министров, посвященную теме третьего Ежегодного обзора на уровне министров (ЕОМ) - «Реализация согласованных на международном уровне целей и обязательств в отношении глобального здравоохранения». Председатель ЭКОСОС Сильвии Лукас заявила, что в декларации министров предложены конкретные меры по ускорению достижения глобальных целей в области здравоохранения.

В рамках этапа заседаний высокого уровня 2008 года были проведены первый двухгодичный Форум по вопросам сотрудничества в целях развития и второй Ежегодный обзор на уровне министров. В завершение Ежегодного обзора по теме «Осуществление согласованных на международном уровне целей и обязательств в отношении устойчивого развития» было принято заявление министров. Председатель ЭКОСОС Лео Мерорес назвал основную сессию 2008 года «исторической» в виду, того что она полностью соответствовала новым функциям ЭКОСОС.

Международный Суд

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

ООН я вляется главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Юрисдикция вступает в силу, если на то есть согласие государств истца и ответчика.

Международный суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Ротация состава 1 раз в 3 года. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда – Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.

Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями. Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ех aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны. Право разрешения споров регулируется на основе норм обычного права, кодифицированного источника не существует. В основе деятельности Суда лежит принцип мирного разрешения споров.

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании.

Секретариат ООН и Генеральный секретарь .

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 000 сотрудников.

В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, не запрашивая и не получая указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В соответствии с Уставом, каждый Член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 15 операций по поддержанию мира ООН. Служение делу мира в жестоких рамках современной действительности - занятие чрезвычайно опасное. С момента основания Организации Объединенных Наций на этой службе погибли сотни храбрых мужчин и женщин.


ООН - это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами человечества. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой. Цель ООН – содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. Организация насчитывает 193 члена.

Система ООН – разветвленный организм. Наиболее универсальным органом является Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие все страны – члены ООН. Работа ГА ООН проходит по комитетам. Генеральная Ассамблея имеет главные комитеты, постоянные комитеты и другие вспомогательные органы.

ЭКОСОС является одним из 6 основных органов ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления ГА ОНН, может созывать международные конференции по этим вопросам. ЭКОСОС создает различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась и действует довольно сложная система органов ЭКОСОС. Его членами являются 54 страны, избираемые на трехлетний срок и ежегодно обновляющие свой состав на одну треть. Около 70% всех бюджетных средств ООН приходится на осуществление деятельности этого органа.

Главные вопросы ЭКОСОС:

· состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

· состояние международной торговли;

· проблемы окружающей среды;

· экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

· разработка международных стратегий развития ООН, наблюдение за их реализацией и т.д.

В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека и др.

Помимо них в ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе.

В системе органов ЭКОСОС действуют пять региональных комиссий:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Россия участвует в работе ЕЭК и ЭСКАТО и является их членом.



ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию, создана в ООН как независимый и универсальный орган (в противовес ГАТТ), призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами.

ЮНИДО – организация объединенных наций по промышленному развитию. Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СИДФА). В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы:

· ПРООН - программа развития ООН, создана для оказания помощи нуждающимся странам. Главными критериями являются численность населения и объем ВВП на душу населения. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям по конкретным проектам в основном в тех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН составляет от 50 до 100% в зависимости от уровня развития страны.

· ЮНИСЕФ - детский фонд ООН, создан в целях организации помощи детям в развивающихся странах. Фонд финансируется из добровольных взносов и пожертвований.

· ЮНЕП программа по окружающей среде, создана в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды.

· ЮНЮ – университет ООН создан в соответствии с решением ГА ООН с целью осуществления исследований и учебных программ центров, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.

· ЮНИТАР – учебный и научно-исследовательский институт ООН, создан как автономное учреждение для подготовки административных и дипломатических кадров для развивающихся стран.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике.

Совет безопасности включает в свою структуру ОПМ (операции ООН по поддержанию мира), а также военно-штабной комитет.

2.2. Специализированные учреждения при ООН:

· ЮНЕСКО – организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, создана с целью развития международного сотрудничества в указанных областях. В рамках ЮНЕСКО действует множество научных программ сотрудничества.

· МОТ международная организация труда, создана на основе трехстороннего представительства: правительства, трудящихся, предпринимателей. Главное направление деятельности МОТ – разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

· МСЭ международный союз электросвязи – специализированное учреждение ООН, созданное с целью организации эффективного международного сотрудничества в области всех видов электросвязи.

· ВПС всемирный почтовый союз, создан с целью обеспечения организации почтовых отношений и гарантий свободы почтового транзита.

· ВОЗ всемирная организация здравоохранения. Программы ВОЗ и ее органов включают все наиболее важные области здравоохранения, в том числе и подготовку медицинских кадров, координацию медицинских и биологических исследований, обмен медицинскими знаниями и т.д.

· ФАО продовольственная и сельскохозяйственная организация, занимается обширной деятельностью, собирая, обобщая и анализируя информацию по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства.

В системе ООН действует еще целый ряд специализированных учреждений, в которые входит большинство стран мира: всемирная метеорологическая организация (ВМО), всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), всемирная туристская организация (ИМО). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) формально не является специализированным учреждением ООН, хотя действует практически как учреждение ООН, входя в его систему.

Центральное место среди международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

Система Организации Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН. К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Совет безопасности (СБ); Международный Суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих возложенные на них функции.

Рассмотрим внутреннюю структуру международных экономических организаций системы ООН.

Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:

  1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи;
  2. Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТ-РАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
  3. Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
  4. Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

В функции ЭКОСОС входят:

  • проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сфер, культуры, образования, здравоохранения и представление по этим вопросам рекомендаций Генеральной ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
  • обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;
  • контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;
  • обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках системы ООН, после их утверждения Ассамблеей и/или ЭКОСОС;
  • обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях в целях осуществления первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;
  • проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.

ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами. Это:

  • шесть функциональных комиссий и подкомиссий - социального развития, по контролю за наркотическими средствами, по науке и технике в целях развития, по поддержанию устойчивого развития, по статистике, по транснациональным корпорациям;
  • пять региональных комиссий - Европы, стран Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии;
  • два постоянных комитета - для программ и координации, по непосредственным организациям;
  • семь органов-экспертов - Комитет по развитию планирования, Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, комитеты по транспортировке опасных грузов, по экономическим, социальным и культурным правам, по национальным ресурсам, по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии и в целях развития, а также встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

Целями региональных комиссий являются изучение экономических и технологических проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия экономическому и социальному развитию региональных членов путем координации их действий и проведения согласованной политики, направленной на решение кардинальных задач развития отраслей экономики и внутрирегиональной торговли.

Кроме непосредственных органов ООН в ее систему входят специализированные учреждения и межправительственные организации включающие:

  1. фонды и программы ООН;
  2. специализированные учреждения ООН;
  3. автономные организации, связанные с ООН. Остановимся на наиболее важных организациях первой группы.

1. Фонд развития инвестиций оказывает содействие развивающимся странам путем дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов. Ресурсы фонда образуются из добровольных взносов и оцениваются в 40 млн долл.
2. Программа развития ООП (ПРООН) представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Ее ресурсы оцениваются в 1 млрд долл. и постоянно пополняются странами-донорами, в число которых входят большинство развитых и крупные развивающиеся страны. ПРООН занимается ключевыми аспектами устойчивого развития и основными глобальными проблемами: искоренением бедности, восстановлением окружающей среды, обеспечением занятости и т.д. Она организует глобальные форумы по этим проблемам, такие, как Форум по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), по социальному развитию (Копенгаген, 1995 г.). Деятельность программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов.
3. Программа ООП по окружающей среде (ЮНЕП) ведет постоянное наблюдение за окружающей средой и отвечает за координацию всех международных проектов в этой сфере. Ее деятельность направлена на решение глобальных экологических проблем.
4. Всемирная продовольственная программа (ВПП) координирует предоставление международной продовольственной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций. Бюджет ВПП составляет свыше 1,2 млрд долл. и формируется в основном за счет взносов США (500 млн долл.), ЕС (235 млн долл.) и других развитых стран.

Среди связанных с ООН специализированных организаций можно выделить следующие.

  1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВО- ИС) объединяет усилия 18 межправительственных организаций по защите интеллектуальной собственности.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) объединяет 168 стран для содействия внедрению новых промышленных технологий, индустриализации развивающихся, особенно африканских, стран, оказания технической помощи. ЮНИДО создала Банк промышленной и технологической информации и систему обмена научно-технической информацией. К значительной части информационных массивов есть доступ в Интернет по адресу www.unido.org . Все организации системы ООН являются источниками бесплатной информации в Интернет. Их адреса практически всегда совпадают с аббревиатурой.
  3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) содействует инвестициям в сельское хозяйство, передаче новейших технологий развивающимся странам, аграрным реформам. На сайте www.fao.org . имеется информация об АПК всех стран.
  4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) кредитует сельское хозяйство в развивающихся странах.
  5. Всемирный почтовый союз (ВПС) - старейшая организация в системе ООН, учрежденная еще в 1865 г. Занимается развитием и модернизацией почтовых служб.
  6. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) координирует международные усилия в сфере развития метеорологических наблюдений.
  7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет усилия 190 стран для решения проблем охраны здоровья людей.
  8. Международная организация труда (МОТ) - создана еще в 1919 г. согласно Версальскому договору, в ее составе 171 страна. МОТ разработала Международный трудовой кодекс. Она занимается проблемами занятости и роста уровня жизни населения, социальными и экономическими реформами в сфере труда.
  9. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - одна из самых авторитетных международных организаций. Занимается развитием международного сотрудничества в сферах информации, знаний, культуры, коммуникаций и т.д.

Среди автономных организаций, связанных с ООН, отметим Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в функции которого входит:

  • поощрение и содействие развитию ядерной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области;
  • предоставление материалов, услуг, оборудования и технических средств в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области атомной энергии и практического ее использования в мирных целях;
  • содействие обмену научно-технической информацией;
  • поощрение обмена научными работниками и специалистами и их подготовку.

Другие организации системы ООН в той или иной степени были рассмотрены в других разделах учебника, в частности, посвященных регулированию торговых и финансовых международных отношений.


Среди международных организаций, не входящих в систему ООН, можно выделить несколько больших групп организаций в зависимости от основных направлений их деятельности. Во-первых, это организации, направленные на снятие барьеров в развитии торговли: Всемирная торговая организация (ВТО), Международная торговая палата и др., и организации экономического плана: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Парижский клуб. Во-вторых, это организации, направленные на поддержание мира и контроль над различными видами вооружений (например, Партнерство во имя мира, организация по запрещению химического оружия, организация по обеспечению мира и безопасности в Европе и т.д.). В-третьих, это организации гуманитарного сотрудничества, такие как, например, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В-четвертых, это организации, направленные на обеспечение развития определенных отраслей мировой экономики (организация гражданской авиации). В-пятых, организации, объединяющие парламентское и профсоюзные движения (межпарламентский союз, международная конфедерация профсоюзов). В-шестых, международные организации, направленные на оказание содействия борьбе с преступностью и развитию судебной системы (Интерпол, постоянный арбитражный суд). В-седьмых, организации, направленные на развитие сотрудничества в сфере спорта, - Международный олимпийский комитет (МОК). И наконец, в-восьмых, ряд региональных международных организаций, страны-участницы которых преследуют общие интересы в определенном регионе (Совет Европы, ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, Совет Балтийских государств и т.д.).
Кроме того, нельзя забывать и о международных неправительственных организациях, число которых значительно превышает число международных правительственных организаций.
ВТО ведет свою историю с апреля 1994 г., а фактически начала работать в январе 1995 г. Предшественником ВТО являлось так называемое Генеральное соглашение о тарифах и торговле, созданное в 1947 г. для устранения барьеров для международной торговли (GATT), - серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. Целью ВТО является обеспечение возможности разрешения конфликтов, связанных с внешней торговлей, возникающих между странами-участницами. Именно ВТО ведет переговоры по снижению и отмене тарифов и других торговых барьеров. В состав ВТО входят 151 страна-участница и 31 страна на правах наблюдателя. К последней категории относится пока еще и Россия, которая активно ведет переговоры о вступлении в ВТО.
Международная торговая палата была создана в 1919 г. Основная цель этой организации состояла в обеспечении условий для свободной торговли и развития частного предпринимательства и для выражения интересов бизнеса на национальном и международном уровнях. Членами этой организации являются националь- иые торговые палаты из 91 страны мира, включая Российскую Федерацию.
Международная таможенная организация (первоначально носившая название Международный таможенный союз) была создана в 1950 г. для создания условий для кооперации таможенных органов стран-участниц. Сегодня насчитывает 172 страны-участницы, включая Российскую Федерацию.
Партнерство во имя мира - эта международная организация была образована в 1994 г. с целью расширить и интенсифицировать политическое и военное сотрудничество стран Европы, не входящих в Североатлантический блок. В состав организации вошли 23 страны. Страна автоматически выбывает из числа членов данной организации в случае ее присоединения к Североатлантическому блоку.
Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - организация основана в 1928 г. с целью оказания гуманитарной помощи нуждающимся странам через международный комитет Красного Креста (в ходе военных операций) и Международную федерацию Красного Креста и Красного Полумесяца (в мирное время). Международная организация объединяет национальные общества, созданные в 185 странах мира и Организацией освобождения Палестины.
Международная конфедерация профсоюзов была создана в ноябре 2006 г. Предшественниками данной международной организации были Конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация рабочих. Всемирная конфедерация рабочих была создана в 1920 г. как международная федерация христианских профсоюзов и была переименована в 1968 г. Целью международной организации является содействие профсоюзному движению в мире. В число членов данной организации входят 305 организаций из 152 стран мира и Организации освобождения Палестины.
Межпарламентский союз был организован в 1989 г. с целью облегчить контакты между парламентариями, предоставить возможность обсуждения важных международных проблем и мер, которые могут быть приняты национальными парламентами для их решения. Союз призван защищать права человека и распространять информацию и знания о парламентских институтах. Членами этой организации являются 146 стран мира, включая Российскую Федерацию, а также 7 ассоциированных членов, таких как Центрально-Американский парламент, Европейский парламент, Парламентская ассамблея Совета Европы и др.
Интерпол - международная криминальная полиция, был организован в сентябре 1923 г. как международная комиссия по криминальной полиции, а в 1956 г. после принятия нового устава был переименован и получил современное название. Насчитывает 186 стран-участниц. Основная цель Интерпола - содействовать международному взаимодействию полицейских разных стран в их борьбе с преступностью.
Международный олимпийский комитет был основан в июне 1894 г. Главной целью Международного олимпийского комитета является содействие олимпийскому движению в мире и проведение Олимпийских игр. Ближайшие зимние Олимпийские игры состоятся в 2010 г. в Ванкувере (Канада), потом запланированы летние олимпийские игры 2012 г. в Лондоне (Великобритания) и, наконец, зимние Олимпийские игры в 2014 г. в Сочи (Россия). Сегодня в Международный олимпийский комитет входят 204 национальных олимпийских комитета из разных стран мира.
Совет Европы, куда входит и Россия, был образован 5 мая 1949 г. и начал работу в августе того же года. Его основными целями являются защита прав человека, поддержка развития демократии и обеспечение норм права, продвижение идей культурного развития Европы и поддержание ее культурного разнообразия, поиск общих решений тех проблем, которые стоят перед европейскими странами, - обеспечение прав меньшинств, недопущение дискриминации по признаку национальности, борьба с ксенофобией, развитие толерантности, борьба против терроризма, торговли людьми, организованной преступности и коррупции, предотвращение насилия в отношении детей, обеспечение и укрепление стабильности путем поддержки политических, законодательных и иных реформ. Членами этого совета являются 47 стран, и 5 стран имеют статус наблюдателей.
Число международных неправительственных организаций общественного сектора значительно превышает число межправительственных организаций, и спектр вопросов, рассматриваемый этими неправительственными международными организациями, чрезвычайно широк. Однако в основной массе неправительственные международные организации занимаются вопросами содействия решению социальных задач и вопросами социального развития. Рассмотрим только некоторые из них.
Международный совет по социальному обеспечению основан в Париже в 1928 г. Эта неправительственная организация объединяет национальные и местные организации из более чем 70 стран мира. Членами Совета также является ряд крупных международных организаций. Совет осуществляет работу по борьбе с бедностью, помощь инвалидам, безработным, представителям коренных народностей и национальных меньшинств, престарелым, мигрантам, беженцам и иным социально уязвимым группам. Совет имеет статус консультанта ООН. Предложения по социальной политике, выработанные этой международной организацией, представляются в ООН и в организации системы ООН, такие как ЮНЕСКО, Экономический и социальный совет ООН и Комиссия по социальному развитию. Совет проводит обсуждение и формирование социальной политики в странах-участницах. Как организация- консультант Совет участвует в обсуждениях вопросов социального развития, социальной защиты и социальной справедливости. Россия не представлена в этой организации.
Хелпейдж Интернешнл - эта международная неправительственная организация была организована в 1983 г. Ее членами являются более 70 неправительственных организаций из 50 стран мира. Основной задачей организации является работа с пожилым населением, поддержка развития национальных и региональных организаций, работающих в этом направлении, содействие партнерству между неправительственными организациями и правительственными структурами по вопросам пожилых людей. Целью организации является помощь пожилым людям и обеспечение им условий для полноценной, здоровой и уважаемой жизни. В странах, в которых возникают конфликты и иные чрезвычайные ситуации, Хелпейдж реализует специальные программы помощи наиболее уязвимым группам пожилого населения.
Международная ассоциация социального обеспечения была основана в 1927 г. как площадка для общения институтов социального обеспечения разных стран мира. Сегодня в нее входит 365 организаций, представляющих 154 страны мира. В число аффилированных членов от Российской Федерации входят Министерство здравоохранения и социального развития, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, в число ассоциированных членов входит негосударственный пенсионный фонд «Газфонд». Ассоциация является мировым центром обобщения и распространения опыта социального обеспечения, она ведет научную и образовательную деятельность, организует форумы и конференции для обсуждения важнейших вопросов социального обеспечения. Ассоциацией разработана международная база данных по социальному обеспечению, включающая в себя описание систем социального обеспечения, описа ние частных пенсионных систем, реформ, проводимых в сфере социального обеспечения, социального законодательства разных стран, статьи и научные исследования по вопросам социального обеспечения и словарь международных терминов социального обеспечения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: