Искусство актерского перевоплощения. Хэнсо-дзюцу или искусство перевоплощения

В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры» . Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Для помощи в обучении актерскому искусству и был создан этот раздел нашего сайта.

Данный курс занятий предназначен для начинающих актеров, которые только пробуют себя в искусстве перевоплощения и хотят пройти бесплатные онлайн-уроки по развитию актерского мастерства. В уроках тренинга вы кратко познакомитесь с театральными системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко, узнаете, какими качествами должен обладать настоящий актер и как эти качества можно приобрести, приблизитесь к искусству перевоплощения и искусству переживания, сможете произносить сценические речи и естественно воспроизводить простейшие эмоции в необходимый момент. Кроме того, в данном разделе вы узнаете про ведущие театральные вузы, школы, кружки и студии; сможете скачать, а также прочитать полезные книги и учебники; узнаете про упражнения и игры, которые используют в обучении профессиональных актеров; а также сможете воочию посмотреть видеофрагменты настоящих актерских тренингов.

Что такое актерское мастерство?

Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

В современном обществе, когда люди проводят много времени за компьютерами и различными мобильными гаджетами, многим сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями , свободно общаться, быть уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.

Элементы искусства перевоплощения

Основу актёрского творчества составляет главная его идея - перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи . Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали - творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.

Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера , к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.

Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.

Но актерское мастерство - это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в . Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

  • Сценическое внимание (активная сосредоточенность);
  • Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);
  • Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);
  • Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:

Получаю письма - ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’

Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Тренинг и уроки актерского мастерства

Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.

(1874-1940) - российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

(1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. О своей философии актерского мастерства Михаил Чехов говорил как об идеологии “идеального человека”, который воплощается в будущем актере. В систему подготовки актеров, по Чехову, входят такие элементы, как мир образов и творческое мышление, наше высшее сознание, профессиональная актерская техника, привычки и умение управлять своим телом.

(1858-1943)- российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Книги и учебники

Театральному и сценическому мастерству посвящено множество книг и учебников. Чтобы вам проще было ориентироваться в этом многообразии актерской литературы, мы создали специальный книжный раздел , где будем рассказывать про наиболее интересные, а главное, полезные издания для обучения актеров.

«Работа актера над собой» - К.С. Станиславский. Эта книга является одним из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера и театрального педагога Константина Сергеевича Станиславского. Можно сказать, что этот труд на протяжении многого времени является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых учебников по актерскому и театральному искусству. В книге последовательно изложено содержание так называемой системы Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения ведущих российских и мировых театральных вузов. Помимо теоретического описания самой системы, в книге вы найдете полезные упражнения и практические рекомендации.

«К истории творческого метода: Публикации. Статьи» - В.Э. Мейерхольд. Творческий метод Всеволода Мейерхольда остается малоизученным. Исследователи истории спектаклей режиссера во многом по-разному трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда. Отечественное театроведение долгие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит», — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.

«О технике актера» - М.А. Чехов. Эта одна из самых знаменитых книг Михаила Чехова, который повидал многих актеров и режиссеров разных типов, школ, направлений и калибров. Упорядочение, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло у автора много лет. Первоначальная версия этой книги была написана на английском языке, так как Чехов после революции перебрался жить и работать в США. Но сейчас книгу можно прочитать и на русском языке.

«Актерский тренинг. Гимнастика чувств» - С.В. Гиппиус. Это произведение известного российского театрального режиссера и педагога актерского мастерства Сергея Васильевича Гиппиуса, с которым работало не одно поколение будущих актеров и режиссеров. Четыре сотни актерских упражнений, представленных в учебнике, помогут освободить воображение, развить способность к перевоплощению, творческую фантазию и интуицию. В основе всех упражнений - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства — система Константина Станиславского, глубоко осмысленная и адаптированная автором именно под процесс обучения.

. Этот учебник по риторике написан немецким профессором Бременского Университета Хайнцем Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для читателя без специального филологического и лингвистического образования. Автор пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и с ним каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно говорить публично.

Фотограф Говард Шац дает актеру (известному, или не очень известному) "установки"/ситуации и просит изобразить подобающую моменту мимику. Получается сценка в одной фотографии.
Очень интересно советую почитать:)


Хью Лори

1. Вы примерный семьянин и хороший отец. Вы ужинаете вместе со своей женой, когда ваша 15-летняя дочь объявляет вам, что она беременна.
2. Вы молодой дизайнер. Утром перед своим первым показом вы понимаете, что ваша коллекция не готова к показу и ни одной «потрясающей» вещи в ней нет.
3. Вы самовлюбленный высокомерный депутат Британского парламента. Вы произносите речь, которую в прямом эфире транслирует телеканал BBC и вас страшно прет от звука собственного голоса.

Дэвид Стрэтхерн

1. Вы 9-летний мальчик, который впервые слышит от своего 16-летнего брата откуда берутся дети.
2. Вы экзальтированный проповедник-евангелист, восклицающий во время проповеди: «Спасибо тебе, Иисус! Спасибо, Иисус! Спасибо!»
3. Вы бывший спортсмен. Вы невероятно злы на судью, который назначил пенальти за фол вашего 7-летнего сына.

Джоан Аллен
1. Вы наследница многомиллионного состояния. Вы узнаете, что ваш молодой муж крутит роман с еще более молодой барышней. Стоя перед зеркалом вы думаете не сделать ли вам подтяжку лица.
2. Вы первая в истории США женщина-министр обороны. Вы встречаетесь с Председателем комитета объединенных начальников штабов, который днем ранее в эфире CNN назвал вас «очень милой барышней».
3. Вы агрессивная руководительница рекламного агентства, устраивающая разнос своему заму, не сумевшему получить контракт Cialis (аналог Виагры). «Ты такая трепка, что тебя надо самого на рекламные билборды Cialis надо!!»

Джон Гудман
1. Вы ботаник, флиртующий с девушкой из группы поддержки и непонимающий, что никаких шансов на успех у вас нет.
2. Вы покидаете дом престарелых, в котором находится ваша жена. Впервые она не узнала вас, когда вы пришли.
3. Вы тренер университетской баскетбольной команды, орущий на судью. Вы знаете, что если вас удалят, ваши парни будут играть агрессивнее.

Джон Легузамо

1. Вы заложник, слышащий, как в соседней комнате пытают вашего друга. Вы понимаете, что вы следующий.
2. Вы 4-летний мальчик на прогулке в новом «реалистичном» парке динозавров. Вас только что «лизнул» 50-тонный механический бронтозавр.
3. Вы героиновый наркоман, уговаривающий дилера дать вам дозу в долг. Вы чесслово вернете ему деньги.

Джон Малкович

1. Вы молодая наивная актриса, вы недавно в Голливуде. Ваш агент только что позвонил вам и рассказал, что вас взяли на роль в большом фильме, по сценарию в вас будет влюблен Джордж Клуни.
2. Вы строитель. Вместе со своими приятелями по работе вы сидите на стройке и собираетесь пообедать. Вы кричите проходящей мимо сексапильной девушке: «эй, красотка, хочешь посмотреть что у меня в коробочке для завтрака?»
3. Вы средней руки наркоторговец, вы должны до хера денег большому мафиозному боссу. Ваш курьер только что рассказал вам, что «вдруг налетел ветер и сдул два мешка вашего кокаина».

Вупи Голдберг

1. Вы примерная жена известного телеевангелиста. Вы только что узнали, что у вашего мужа был роман с мужчиной по вызову и об этом знает пресса.
2. Вы богатая тетка с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.
3. Вы Барбара Уолтерс, вы берете интервью у недавно разведенной актрисы. Вы расспрашиваете ее о последнем фильме, а потом сразу же задаете вопрос: «Вам было очень больно, что он от вас к молоденькой ушел?»

Майкл Дуглас

1. Вы несчастный отец, у которого два месяца назад пропала дочь. Вас вызвали в полицию, чтобы опознать тело молоденькой девушки. Коронер одергивает простыню и вы понимаете, что это не ваша дочь.
2. Вы маленький мальчик на фрик-шоу. Вы смотрите, как изпирсингованный дядька ест тараканов.
3. Вы 14-летняя девочка, которая только что открыла без стука дверь спальни своей 18-летней сестры. Сестра там занималась сексом со своим бойфрендом.

Ян МакШейн

1. Вы прокурор с большими политическими амбициями. Вы выступаете на громком процессе по делу об убийстве и главный свидетель защиты только что сказал лишнего и вы можете уличить его во лжи…
2. Вы бывший морпех. Вы возвращаетесь домой из тренажерного зала и на вас напал грабитель с ножом. Вы думаете про себя «чувак, ты себе даже не представляешь с кем ты связался»…
3. Вы смотрите по телевизор трансляцию гонок «Формулы 1». В заезде впервые участвует ваш сын, который только что врезался в ограждение. Его вытаскивают из машины и комментатор говорит: «он не двигается»…

Чеви Чейз

1. Вы только что увидели, что женщина рядом с вами распахнула свой плащ, а под ним ничего нет

2. вы только что услышали, как ваша дочь-подросток хвастается подругам, что она «кое куда себе сережку вставила»..

Алан Камминг

1. Вам четыре года и вы только что выпустили из клетки семейного попугайчика.
2. Вам четыре года и вы пропускаете мимо ушей упреки мамы, расстроенной исчезновением попугайчика
3. Вы уговариваете свою подружку вместе с вами съездить проведать ваших родителей
4. Мужчина, которого предали
**

Наташа Ричардсон

1. Вы женщина, которая понимает, что ее отношения с любимым мужчиной никуда не ведут.
2. Бывшее школьное «чучело», нынешняя рок-звезда. Вы едете в своем лимузине на встречу выпускников.
3. Вы компьютерный гений, которая только что взломала базу данных учительницы по английскому языку и поставила себе пять за выпускной тест.

Главное, идея!)

План-конспект урока по искусству "Искусство перевоплощения"

Пояснительная записка

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития грима , а так же с профессией гримера . При сообщении новой темы используется презентации (I). В практической работе учащиеся используют приложение (II) (последовательность работы с гримом и др.), а затем выполняют грим по заданным образцам. Практическая музыка идет под музыку («Принцесса Турандот») (III). Урок способствует сплочению коллектива (работают попарно и по 3 - 4 человека), корректирует психологическое состояние ученика, помогает избавиться от комплексов. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, развивает эстетическое восприятие театра, метапредметные связи и является профориентационной работой.

Учащиеся используют следующие средства выразительности:

    композиция;

    цвет;

    линия;

    штрих.

На основании этого, дальнейшую работу на уроке можно строить, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Завершается урок фотосессией и просмотром своих работ на компьютере. Данная разработка урока может быть использована на уроках искусства, на уроках или элективах по профориентации, на школьных праздниках.

Планируемые результаты

Ученик должен понимать значение и взаимосвязь различных видов искусства, их место и роль в духовной жизни человека, эстетически воспринимать многообразие художественной картины мира. Осознавать особенности художественного языка различных видов искусств.

Универсальные учебные действия

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (мотив - освоить выразительные возможности грима и умение ими пользоваться; цель - изучение различных видов искусств (театр, пение, хореография).

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня его усвоения, его временных характеристик;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

внесение необходимых дополнений изменений в план и способ действия;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

Преобразование объекта из чувственной формы в модель (загримировать себя или товарища по заданному образцу, использовать различные техники наложения грима для достижения дополнительных эффектов и большей выразительности).

Выбор эффективных способов решения поставленных задач;

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности;

Извлечение необходимой информации, умение структурировать знания;

Самостоятельное создание способов решения задач творческого характера.

Коммуникативные: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Оборудование: иллюстрации грима, плакаты с информацией о технике наложения грима, грим, ватные палочки, косметические карандаши, парики, влажные салфетки для снятия грима, фото грима, фото видов грима, проектор + экран, большие зеркала, костюмы сказочных персонажей, листы с ребусом и таблица самооценки

Ход урока

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.Практическая

VII . Первичное закрепление

VIII .

I. Организационный этап.

Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели и задач урока

Мы продолжаем работать над проектом «Магия театра». Сегодняшний урок, завершающий по теме и посвящен «Искусству перевоплощения».

"Весь мир – театр, а люди в нём – актёры”

Как вы понимаете это высказывание?

Кому принадлежат эти слова? (Шекспир)

Кто такой Шекспир?

(английский поэт, актёр, оказавший огромное влияние на развитие творческого искусства

Мы с вами в течении I четверти окунулись в удивительный мир театра. Узнали многое, чем и как живет театр и что работают там люди, которые создают этот удивительный мир театра. Театр –коллективное творчество и в нем работают люди которые создают- этот праздник. Какие профессии есть в театре? Давайте вспомним, какими качествами должен обладать режиссер, декоратор, сценарист, костюмер, звукооператор.

Перед вами лежат листки с кроссвордом, где зашифровано более точное название нашей темы.

    Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)

    Жанры сценического искусства(опера)

3.(Режиссер) это творческий работник театра или кино, осуществляющий постановку фильма или спектакля. Постановщик спектаклей, фильмов, цирковых и эстрадных программ, радио и телепередач Профессионально важные качества: высокая эрудиция; умение работать с людьми; сильный характер;

воля; активная жизненная позиция; художественное чутье; способность мыслить визуальными образами;

наблюдательность.

4.Жанр основанный Марселем Марсо, основанный на пластике тела, образности и метафоре жеста (пантомима)

5. Помощник режиссера и актера реализующий образ героя, подчеркнув те или другие эмоциональные чувства, которые переживает герой с помощью костюма(Костюмер). Терпение и любовь к людям, профессиям, способности к рисованию эскизов, богатое художественное воображение, интерес работы с тканями, работа руками, хорошее цветовосприятие.

6. Самый главный, без чего не бывает театра, является?(актер)

7. Автор сценария, который может сочинить оригинальный сюжет (сценарист).Качества которыми должен обладать трудолюбие, уверенность в себе, внимательность, интуитивное мышление, эрудированность)

8. Художник исполнитель пишущий декорации по эскизам(Декоратор).Обладает нестандартным творческим мышлением, креативным богатым воображением, аккуратностью, вниманием, гибкостью мышления.

9. Специалист по звукозаписи и обработке звука(Звукооператор).Качества: музыкальный слух, память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записей звука и его обработке.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определили слова и нашего тема сегодняшнего урока (ГРИМ и маска)

Сегодня на уроке вы узнаете о роле грима и маске в быту, и театре . Попробуете изобразительные средства перевоплощения: грима и маски, а так же способами нанесения грима и создания художественного образа сказочного героя.

III . Актуализация знаний.

Форма диалога:

- Так для чего нужен грим?

- Чаще всего грим применяют в театре, кино и цирке.

- Грим нужен для изменения лица.

- Чтобы было интересней и понятней кто есть кто в спектакле.

Цель актерского искусства - лицедейство, игра, в которой актер перевоплощается в кого - то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Каким должен быть грим - решает режиссер с театральным художником. Грим не может быть найден в готовом виде, оторвано от образа, вне его. Правильно подобранный грим - большое и тонкое искусство.

Существует два способа актерского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Это традиции народного театра «представления» и театра «переживания». Драматургия «театра переживания» требовала от актера рождения на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа». Правда, актерского существования основана на тончайшей внутренней технике.

Использование средств внешней выразительности (костюм, парик- наклеенные на ткань волосы, грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

1 .(Включить презентацию «Искусство перевоплощения»

2.ГРИМ (франц. grime, от староитальянского grimo – морщинистый), искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

3 .Грим – чрезвычайно древнее искусство, оно ведет свое начало от первобытных обрядов, связанных с «оживлением» тотема – животного, являющегося гербом и покровителем племени. Некоторые формы театра, основанные на древней классической традиции (Япония –«но» и «кабуки»; Индонезия – «топенг», традиционные китайские и индийские театры) и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.

4 .Существует несколько видов грима. Живописный грим это использование

5 .Объемный грим

6. Пластический грим. Создание сценического образа. 7 .Легкий театральный грим

8.Возрастной грим- искусство старения и омоложения

В самом общем виде типы грима можно разделить на «реалистический» и «условный». Реалистичный грим. Главная цель реалистического грима – достижение высокой степени жизнеподобие изображаемого персонажа. Здесь можно выделить целый ряд направлений грима:

8. При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь – руки и область декольте. Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.

9.Условный грим

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в ; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

10 . Гротескный, или эксцентрический (доведенный до максимума принцип характерного грима);

11 . Сказочный, или фантастический (используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кащей Бессмертный в русских сказках; Хлеб, Огонь, Кот и др.

12-13. Возрастной грим- искусство старения и омоложения

Посмотрите как поэтапно наносят возрастной грим

14 .Подводка над глазами темным тоном

15 .Подводка под глазами с использованием холодных тонов

16 .Морщины на лбу, затемнение боковых сторон носа.

17 .Складки вокруг рта, подбородка

18 .Носоротовые складки

19 .Все линии надо потихоньку растушевать.

20-21 .Гримировальные краски меняют лицо актера живописными приемами: общий тон, штрихи, образующие складки, меняющие форму губ, бровей, овал лица, – в сочетании с разработанной световой партитурой спектакля, – позволяют достичь нужного эффекта.

Для сильного изменения формы лица, которого невозможно добиться только с помощью гримировальных красок, используются разнообразные наклейки, как плоские, так и объемные. Например, сделать курносый нос или азиатский разрез глаз можно с помощью специального пластыря.

Важнейшим средством грима, позволяющим значительно изменять лицо и общий облик персонажа, являются различные постижерные изделия (парики, усы, бороды, шиньоны и другие волосяные накладки и наклейки). Они изготавливаются как из настоящих, так и искусственных волос и широко применяются во всех видах грима. Художник, разрабатывающий грим и помогающий актеру изменить свою внешность, называется гримером-постижером.

22 .ТЕАТРАЛЬ НЫЕ МАСКИ 23 . Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения .24 .Маски бывают: Карнавальные, 25 .Ритуальные, 26 .Комические и трагические. Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов. 27 .Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали. Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

V . Первичная проверка понимания

28 . В штате театра гример так же необходим, как режиссер или актеры. Именно гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Если в образе присутствуют глубокие шрамы, бородавки пользуются таким материалом, как . При помощи умело наложенного грима, можно изменить овал лица, состарить актера или сделать моложе, а так же подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того чтобы удачно загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое лицо, но и учитывать характер персонажа, образ которого ему предстоит воплотить на театральных подмостках.

Профессия Художник–гример придумывает грим для создания определенного образа или сходства с историческим персонажем, подбирает парики, бороды, накладки, прически и другие детали, подчеркивающие образ героя. Это перевоплощение, создаваемое актером вместе с художником, иногда составляет даже суть всего представления. Художник –гример должен владеть ИСКУССТВОМ пастижа , чувством тона, линии, цвета, парикмахерским искусством, знанием истории прически, умением создавать их.(запись в тетрадях)

Сегодня на уроке у нас макияжный грим и акварель.

Как накладывается грим, я вам покажу на маске. Главное создать художественный образ героя

VI . Первичное закрепление

Как накладывают грим? Работа гримера с актером

Начинают со смазывания кожи актера или . Это необходимо для создания эффекта «эластичности» кожи для последующего легкого растушевывания грима.

Затем приступают к подбору и нанесению общего тона (основы). Если основой пренебречь, лицо актера в театральном свете будет выглядеть серо, в какой-то мере болезненно, зрительно «потеряется». От выбранного цвета основы зависит внешний облик персонажа. По нему можно судить о возрасте, расе, даже характере действующего лица. Важно не забыть нанести основу на мочки ушей и шею актера, чтобы сам лицевой грим не выглядел маской.

Следующий этап гримирования - нанесение . Не только гримеры могут это делать виртуозно, это по силам даже обычной женщине. Но техника нанесения грима в театре несколько другая: начинают от выступающей части скул плавно, небольшими мазками, переходя к глазной впадине и к уху; затем от внутреннего уголка глаз «ведем» к крыльям носа; и наконец, уделяем внимание вискам, надбровным дугам, затем подбородку и мочкам ушей. Основные приемы корректировки лица (сужение или расширение) делаются при необходимости.

Затем гример прорисовывает детали лица: лоб, глаза, брови, нос, щеки, губы персонажа в зависимости от его образа и замысла спектакля в целом. Это наиболее трудоемкая и важная часть работы гримера. Здесь нужно понимать и учитывать индивидуальные особенности черт лица актера. И в заключение - для гармоничности созданного образа (10-15МИН.)

VI . Первичное закрепление Практическая работа. Под музыку из спектакля Турандот»

Сейчас мы с вами будем настоящими гримёрами.

Для того чтобы грим получился точным, гримёр берёт фотографию нужного персонажа и уже глядя на неё накладывает грим актёр. Инструктаж Снимают грим ваткой, с любым кремом. Работаем кисточкой аккуратно, нельзя краской попадать в глаза. Актера надо посадить так, чтобы на него падал свет.

Практическая работа. Обучающиеся делятся на гримеров и артистов.

VII . Театрализованный показ проделанной работы. Инсценирование фрагментов из спектакля «Летучий корабль». Первое публичное выступление. (Дебют) Итак, сядьте поудобнее, актёры наши готовы к выступлению.

IX .Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корриктеровка

1.Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)

2.Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)

3.Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлер)

4.Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (Маска)

5.Заменитель основного исполнителя роли. (Дублёр)

6.Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)

IX . Рефлексия : устное рецензирование просмотренного спектакля(Режиссер) , мы часто прибегаем к восторженным оценкам – фразам «как правдоподобно сыграл», «актер прочувствовал эту роль», «он воплотился в своего героя». Бывает наоборот, и в таком случае в ход идут определения «наигранность», «отсутствие жизни», «отбывание роли». В каждом из нас живет Станиславский с его «Не верю!». Не режиссерским Внутреннее перевоплощение - способностью актера целиком жить на сцене мыслями и чувствами своего персонажа.

Грим души - в системе Станиславского - понятие процесса сценического перевоплощения; верно понятая и схваченная сущность характера и типичность действующего лица.)

Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Актеры дают свою оценку гриму, гримеры дают оценку актерам, отмечают положительные и отрицательные стороны грима, маски, костюма атрибутов. Как грим помог перевоплотиться в героя(как художественный образ). Учитель оценивает работу групп в целом.

X . Итог: Приходим к выводу: Искусство театра носит коллективный характер. Так же в создании спектакля принимают участие художники-декораторы, костюмеры, гримёры, ну и естественно – актёры. Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.

Самооценка. Раздаются листки Самооценки. На экране высвечиваются задания над проектом. Оценивают работу, главный редактор выводит результаты

Актер - основа театрального искусства и носитель его специфики. Актерское искусство - это лицедейство, искусство перевоплощения. Магическое «если бы». Условность театрального искусства: правда и вымысел мира на сцене. Вера и фантазия зрителя - компоненты театрального искусства. Актер - режиссер -■ художник и их роль в коллективном творчестве.

X .Д/з.

Попробовать сделать грим в домашних условиях и загримировать себя, и пусть ваши мамы вас сфотографируют, а мы сделаем выставку фотографий на самый лучший грим.

Самоанализ урока
Сегодняшний урок «Искусство перевоплощения» проведен в 9 классе. Он соответствует перспективному плану школьной программы под редакцией Неменского. Урок опирается на знание обучащихся раздела « Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека», темы «живописные и графические упражнения» на владение учащимися навыками графического изображения. Занятие мотивирует к более глубокому изучению истории театра и его искусства. Зная особенности подросткового возраста я постаралась раскрыть тему урока через проектную деятельность, которая была проведена в течении первой четверти и на протяжении 7 уроков. Сегодняшний урок был последний и был посвящен гриму и маске. Познакомить учащихся с историей грима и маски особенностями их выполнения - цель моего урока. Для этого я осуществляла следующие задачи: обучающие: формирование навыков нанесения грима и маски, применения их на практике: Показ фрагментов спектакля «Летучий корабль»

Развивающие: совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Воспитательные: воспитывать уважение к театральному искусству,искусству перевоплощения через знакомство с афишей, декорацией, костюмом и знакомство с профессиями так как класс предпрофильный и стремится познать себя, выбору своих интересов и способностей. П типу этот - урок применения навыков и умений , по виду практически творческий. Творческое задание требовало от учащихся самим наложить грим, и с помощью выразительных средств грима, маски, элементов костюма перевоплотится в героев сказки и творчески показать своих персонажей. Этот вид урока выбран не случайно ведь актерско-творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом я использовала парную форму организации деятельности с использованием элементов театрализации. При этой форме развивается творческая активность, самостоятельность проверяется и оценивается работа каждого ученика и работа в группе. Для достижения наилучших результатов на занятии использовала презентацию, мастер-класс наложения грима. Задачи которой были призваны: с помощью грима и маски научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие.
Также я использовала различные методы работы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: кроссворд, словесный рассказ, исценирование фрагмента спектакля.

Я считаю, что рассказ служит для активизации познавательной деятельности учащихся.. Наглядный демонстрация ( презентация, мастер-класс, показ отрывка из сказки.)

Одним из лучших способов развития творческих способностей у учащихся является формирование образного восприятия, на основе которого создается художественный образ. И если художественный образ – наиболее необычен, т.е сочетает в себе несочетаемое, то способность к творчеству выше. Но для этого необходимо настроить струны души, поймать вдохновение. Непережитое, непрочувствованное эмоционально не может быть осознано: неосознанное не может быть воплощено. Именно поэтому яркости наглядности, я бы сказала «сочности» должно быть много. И конечно же словесный и наглядный методы должны дополнять друг друга, что я и сделала. На 1 этапе занятие практический выполнение эскиз грима старения.

Репродуктивный . Практическая работа детей на первом этапе занятия носила репродуктивный характер. Ученики применяли по образцу (последовательность ) ранее усвоенные знания нанесения грима. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. 5.частично-поисковый основной этап практической работы был связан самостоятельным наложением грима и росписи маски, пастижа. 6. Самостоятельной работы самостоятельная работа выполнялась как по моему заданию – (последовательность выполнения) , так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Ребята довольно взрослые и сами смогли справится с заданием На уроке я использовала специфические методы для изо объяснение и инструктаж Для повышения мотивации учащихся я использовала методы стимулирования и мотивации учения: на протяжении всего урока интерес ребят поддерживала создавая различные ситуации создание ситуации эмоционального переживания (презентация+рассказ+высказывание Шекспира, музыка, предпрофильная ориентация старшеклассников)

Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности во многих странах)

Для поддержания взаимосвязи с учениками я использовала

методы контроля и самоконтроля в обучении: применила инструктаж

Весь урок разделен на 9 этапов.

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление. Практическая

VII . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII I . Рефлексия (подведение итогов занятия)

IX .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Основной этап - практическая работа 30 минут. Все этапы были связанны между собой логически и работали на основной.
1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – создавал интригу для расшифровывания темы урока
3. Актуализация знаний . Рассказ – помогал создать художественный образ для будущего презентация.
4. Первичное усвоение новых знаний. Рассказ о гриме и способах актерского перевоплощения. Презентация о видах грима

5.Первичная проверка понимания. Рассказ о профессии гримера, мастер-класс

6.Первичное закрепление .Практическая работа, ребята сами расписывают персонажей из сказки

7. Контроль усвоения- элементы театрализации. Устное рецензирование работы гримера и актера.

8 Рефлексия (подведение итогов занятия). Приходим к выводу, что театр носит коллективный характер. И от каждого зависит результат. Самооценка.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:
познавательные – знакомство с гримом, маской.
образно-символические - создание художественного образа
регулятивные- выделяли и сохраняли цель-образец , дети ориентировались на образец и правила выполнения действия, сами контролировали и корректировали себя, оценивали результат работы.
Коммуникативные – сотрудничали со мной, с одноклассниками, осознавали содержание своих действий, самостоятельно планировали пути достижения цели.
Урок был направлен на:
-развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

-осознание ими содержания урока, последовательности действий.

- формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

- формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению о театре, традициям театра.

- через освоение художественного наследия театра в мире на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, материал урока учениками усвоен.

Отечественная культура имеет некасательное отношение к такому корифею сценического искусства, как Станиславский. Есть даже целое направление, которое называется "школой", носящей его имя.

Одной из основных составляющих этой школы является развитие у актеров способности к сценическому перевоплощению. Мало того: чтобы такое состояние было максимально достоверным, актер не должен был "выходить" из образа все то время, которое отводилось на гастроли такого спектакля.

По сути, речь идет о глубоком погружении в измененное состояние сознания, когда человек уже не может отличить свою личность от персонажа, нет четкой границы, где кончается реальная жизнь и начинается образ.

Именно так по идее Станиславского могло быть достигнуто чувства контакта с публикой в зрительном зале, способное заставить ее сопереживать. Правдивость, искренность, честность, достоверность - вот те качества, которые требовались от актера на сцене.

Эта идея абсолютно состоятельна, а мастера искусства этого жанра не раз доказывали свою способность к демонстрации владения вниманием зала. И все же есть в этом деле некоторые моменты, которые настораживают. Речь идет о том, что многие талантливые актеры заканчивают свою жизнь слишком рано, причем иногда прямо на сцене.

По этому поводу сложилось устойчивое мнение, что настоящий актер должен умереть на сцене. Этому факту находится множество объяснений, которые обычно удовлетворяли интересующихся. И все же в этом было что-то не так.

Давайте рассмотрим этот вопрос с несколько иной позиции. Есть такой термин в психиатрии, как стигмат. В популярном объяснении - это реакция нервной ткани тела на психический образ.

Так, например, когда у одной больной шизофренией начинался маниакальный приступ (в котором она принимала образ распятого на кресте Христа), то у нее на ладонях и ступнях появлялись кровоточащие раны.

Это, конечно, патология, хотя, с другой стороны, в этом можно видеть ту силу психического творчества, которую способно проявить перевоплощение. Можно привести пример, не связанный с болезненным состоянием психики.

К примеру, актриса, играя трагическую роль, может так расплакаться (причем совершенно искренне), что приходится затем прибегать к успокоительным средствам. С одной стороны, она все понимает, весь комизм положения, но с другой, рыдая, продолжает сопереживать своему персонажу.

Теперь мы видим не только глубокое перевоплощение, но и раздвоение личности. Конечно, это не патология, но то, что это шизофренический синдром - безусловно.

Хорошо это или плохо для актера? Именно такая раздвоенность является счастливой отдушиной, через которую здравый смысл возвращается в сознание, узурпированное ролью, пусть и на добровольных началах. А что же иначе?

Подмечено: чем талантливее актер и чем магичнее его игра на сцене, тем короче его жизнь. Видимо, на этот факт должен быть дан ответ, даже несколько ответов, которые в результате наложения объяснят условия, приведшие к смерти.

Так как речь идет о талантах, то, следуя природным закономерностям, избыток одних качеств у них предполагает недостаток других. Чаще всего актерский талант отягощается каким-нибудь недугом, а это уже лазейка для смерти, хотя еще и не обязательной.

Затем, школа, требующая глубокого погружения в роль, настолько изменяет состояние психики, что даже потом, после выхода из образа, он (образ) продолжает жить в актере, хотя и в скрытой форме. Потом второй герой, третий. Один "хороший", другой "плохой" - злодей.

И все это требует перевоплощения. Однако все они, хоть и только роли, но, тем не менее, это части реальности человека, а значит, и его истории. Другими словами, есть такие уровни образного погружения, выходы из которых уже никогда не могут быть полноценными. Оформление образа, конечно же, было изгнано личностью актера, но квинтэссенция персонажа осталась.

Теперь понятно, что накопление столь противоречивых, но любимых образов не может не сказываться на здоровье психики. Человек вначале ощущает постоянную тягу к одиночеству на природе, а затем, не получая нужного оздоровления, по "непонятным" причинам вдруг становится злобным, агрессивным, после чего, без видимых причин, впадает в глубокую депрессию.

Алкогольные запои и даже наркотическое забытье, по сути, являются отдушинами, выводящими сознание из мира внутренних страстей, где утверждают свое право на лидерство не только сокрытые образы, но это право оспаривается даже у самой личности.

Естественно, что подобное положение вещей способно отрицательно влиять и на физическое здоровье. Нередки и вовсе удивительные варианты в развитии отношений между оставшимся образом и личностью актера.

Каждый актер, а талантливый в особой мере, мечтает сыграть какую-нибудь значительную личность. И если эта мечта сбывается, то можно себе представить с каким трепетом и восторгом он начинает погружаться в образ. В итоге, это уже не тот актер, но оживший в теле артиста герой сценария, чьи мысли, реакции, фразы выражают не игру, а саму жизнь.

И вдруг, в самый разгар подготовки, по каким-то причинам этот спектакль снимается, а вместо него начинают готовить другой. Конечно с болью, но актер вынужден (пусть и временно) отказаться от столь желанной роли. Однако образ-то, образ - он не то что не может - просто не хочет от него избавляться - это сродни измене, предательству.

Так, в глубинах психики сталкиваются двое: один - любимый, а второй - нелюбимый образ. В результате могут происходить столь странные вещи, что их затрудняются объяснить даже опытные психологи.

Феномен в том, что с таким актером начинают происходить загадочные явления, которые нередко ставят его жизнь на грань гибели. Создается впечатление, что нашего героя преследует какой-то злой рок, причем целенаправленно и по всякому удобному случаю.

В чем целенаправленность? А в том, что всегда находится что-то, что мешает ему играть в спектакле, который заменил его мечту. Можно сомневаться, не верить, но объяснение тут может быть одно. Оскорбленное самолюбие первого образа преследует узурпатора. А поскольку он сейчас сливается в новой роли с личностью актера, то, значит, в объявленных врагах считается и сам носитель.

Немудрено, что такой сценарий тянет на триллер, где роль жертвы уже обозначена. И чем талантливее актер, тем больше он подходит для жертвоприношения. Что же получается - искусство убивает своего основного носителя - актера? Этот парадокс требует разрешения.

Давайте вернемся к тому сюжету, когда плачущая актриса демонстрировала раздвоение сознания, одновременно осознавая себя как личность, но, в тоже время, чувствуя власть образа как живого существа, своего второго "Я". Как вы, вероятно, помните, именно эта раздвоенность помогла ей определиться, кто где. В других случаях, о которых мы говорили, этого не происходит.

Причин тут несколько. Это и более глубокое погружение в любимые роли, нежелание отказываться от этих переживаний (которые сродни наркотическим), патологическое стремление играть роли не только на сцене, но и продолжать их в жизни.

Можно, конечно, говорить: "Но зачем нам нужны столь мощные переживания, если от них такие неприятности?!". Однако такие утверждения ошибочны. Во-первых, нельзя заставить себя не любить, если это чувство уже проявлено, а, во-вторых, что же это будет за искусство, если его кастрировать?

Значит, есть еще что-то, невостребованное "школой". Почему невостребованное? Да потому, что подобные случаи продолжают сотрясать актерский мир. В то же время, параллельно живут и играют прекрасные, талантливые актеры, демонстрируя блестящую игру и нисколько не страдая от "образного" заболевания.

Это тем более странно, что и те, и эти - выходцы из одной школы. Все безусловно талантливы, но одни страдают, а другие - нет. Ответ тут может быть один: те, кто избегает психического напряжения от переизбытка образов, видимо, как-то интуитивно находят с ними консенсус.

Медитативное исследование этой проблемы показало, что в группе риска актеры владеют только процессом погружения и абсолютно некомпетентны в том, как следует правильно выходить из образа, ошибочно считая, что если "Личностное Я" проявилось, значит, процесс перехода окончен.

Мы уже говорили о том, как могут развиваться остаточные явления. И дело тут не в том, что этих "остатков" не должно быть - это не так. Они обязательно остаются, как следы от реальных переживаний - дело в другом.

Одни могут с ними договариваться, а другие нет. Именно так, как бы парадоксально это не звучало. Почему об этом факте нет никакой информации?

Да потому, что те, кто договаривается, делает это бессознательно, не понимая глубинного смысла этого процесса, а у других этот механизм заблокирован. Вот и получается, что школа имеет существенный недостаток, который так трагически сказывается на судьбах многих талантливых актеров.

Возможно, на этот изъян уже обращали свое внимание люди, которые в силу своей профессии не могли не заметить того, что где-то в методике затаился ошибка. Но, во-первых, у них нет просто специальных знаний, а, во-вторых, слишком силен авторитет корифеев, чтобы заявить о том, что известная школа несовершенна.

Конкретно, речь идет о том, что любая договоренность может быть осуществлена только в том случае, если иметь, как минимум, две стороны. Значит, погружение в образ не должно являться перевоплощением личности, а только лишь уступкой, когда личность сдает образу в аренду тело.

Известно в психологии такое состояние сознания, когда тело реагирует на сигнал образа движением и называется это идеомоторной реакцией. Есть и другое состояние сознания, когда "Личностное Я" может наблюдать за движением образа.

В этом варианте тело абсолютно неподвижно. Этот процесс называется фантомным, так как внимание наблюдало за образом - фантомом. Так чего же не хватает "школе" сценического перевоплощения?

Погружение актера - это открытие ума интеллекту. Любой сбой в этой связке - и напряжение дает о себе знать в виде знаков (этих параллелей столько, сколько человек сможет заметить, по сути, весь мир увязан ими в целостную космосистему), а затем и в виде несчастных случаев. Так интеллект учит ум. Но стоит ли не доводить до таких суровых уроков?

Можно утверждать, что состояние параллельности сознания (где идеомоторное воплощение и фантомное наблюдение за ним идут одновременно), способно не только вводить образ в сознание (а не сознание в образ).

Оно способно и абсолютно безболезненно выводить его, создавая возможность для результативного договора с остаточными состояниями, которые продолжают еще некоторое время проявлять активность.

Подобная техника могла бы значительно усилить отечественную школу и сохранить здоровье, а иногда и жизнь многим талантливым представителям искусства лицедейства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: