Сплав самая высокая и сложная категория. Самые опасные реки для сплавов

Для новичка-водника знание уровня сложности сплава просто обязательно. Так можно оценить риск при сплаве по реке. Зная классификацию можно предположить, какие препятствия могут ожидать вас на водоеме.

Особенности оценки рек для сплавов

Сплав по горной реке в разное время года может существенно отличаться. Даже тихая спуск может в период весеннего паводка или после ливней быть довольно опасным. Поэтому, если приехав на место, вы увидели бурлящий поток вместо ровной глади, то лучше сняться с маршрута.

Существует несколько различных методик оценки сложности прохождения рек. В нашей стране применяют международную классификацию. Согласно ей сплавы делятся на 6 типов сложности. Этого вполне достаточно, чтобы оценить .

Это самые простые реки для прохождения. Чаще всего, такие сплавы больше всего напоминают прогулку. Течение не быстрое. Камни на пути практически не встречаются. Самую большую опасность представляют отмели.

Это более быстрые спуски, но в конце лета большая часть из них становится очень простой для прохождения. Могут встречаться несложные препятствия. Изредка попадаются бочки и сливы. Они также относят к наиболее простым рекам для сплавов, но здесь уже можно получить некоторые навыки по преодолению препятствий.

Эти реки относятся к сложным. Встречаются валы, причем они зачастую беспорядочные и довольно высокие. Имеется достаточное количество бочек, могут попадаться уловы. Прохождение требует неплохих физических кондиций. Также могут потребоваться некоторые технические навыки, но в целом прохождение такого маршрута доступно, в том числе и новичку, который всего несколько раз сплавлялся по рекам.

Это более сложные реки. Прохождение порогов не всегда возможно без предварительной оценки потока. Имеются достаточно мощные бочки. Течение сильное, могут встречаться препятствия в виде камней и притопленных деревьев. В связи с этим важно умение быстро маневрировать.

Эта категория считается крайне сложной. Перед сплавом обязательно производят осмотр реки, и оценивают направление потоков. Особое внимание уделяется порогам. Некоторые из них могут представлять опасность для жизни. Встречаются практически все известные типы препятствий.

Возможность прохождения зависит от уровня воды. Встречаются все возможные виды преград, при этом они обладают сложным входом и выходом. Любая ошибка может стать смертельной. Существуют еще не покоренные реки, относящиеся к этой категории.

Любой сплав по реке довольно экстремальное занятие. Иногда на вполне спокойной реке может встречаться порог более сложный для прохождения. В таком случае категорию отмечают II4 . Это говорит о наличии на этом маршруте препятствия четвертой категории сложности. При подготовке к маршруту будьте предельно внимательны. Всем новичкам рекомендуется заранее пройти и ознакомиться с основными требованиями к инвентарю и технике безопасностию.

Хотите испытать острые ощущения и попробовать свои силы в экстремальном сплаве по бурной, порожистой реке? Тогда предлагаем Вашему вниманию самые опасные и экстремальные места для рафтинга. Это лучшее, что Вы сможете найти в мире в плане активного и экстремального отдыха, который способен подарить Вам множество острых ощущений.

Река Замбези (Зимбабве)

Один из самых лучших и экстремальных маршрутов для рафтинга – река Замбези в Зимбабве, которая может похвастаться величественным водопадом Виктория. Полноводная река имеет множество порожистых участков и целый ряд водопадов. Здесь имеются пороги четвертого и пятого уровня сложности, способные подарить рафтерам настоящий всплеск адреналина. Путешествие по реке Замбези – это постоянна борьба с чрезвычайно сложными и длинными порогами, а также сильными водоворотами.

pixabay

На Замбези присутствует и порог шестого уровня сложности – такие пороги считаются просто непроходимыми на рафте. Рафтинг в Зимбабве организован превосходно. Всем участникам выдаются шлемы, спасательные жилеты и соответствующее оборудование. Сплав по реке проводится под контролем профессиональных африканских инструкторов. Также предоставляется снаряжение для организации кемпингов. Все что Вам нужно взять с собой – лишь теплую одежду и средства гигиены.

Река Колорадо (штат Аризона, США)

pixabay

Истоки реки Колорадо находятся в Скалистых горах, после чего она стремительно спускается вниз и впадает в Тихий океан уже в Мексике. Это наиболее опасный и популярный маршрут для рафтинга в Северной Америке. Река известна многочисленными порогами. Преодолевая стремительные воды реки, можно наблюдать удивительные пейзажи на берегу – скалистые утесы, дикие пляжи и таинственные пещеры. К слову сказать, на территории бассейна Колорадо размещается сразу одиннадцать парков США.


pixabay

Главной же местной достопримечательностью является знаменитый Большой каньон, который посещают пять миллионов туристов ежегодно. Продолжительность коммерческих сплавов по реке Колорадо может составлять от одного до восемнадцати дней в зависимости от Вашего желания. Воды реки на разных ее участках меняются – то они коричневые, то зеленые, что создает невероятную картину. Во время стремительного сплава рафтеры могут преодолеть несколько десятков порогов, получив огромный заряд адреналина.

Река Футалеуфу (Чили)


Northwest Rafting Company / Foter / CC BY

Футалеуфу подпитывается водами, которые образуются в результате таяния ледников Патагонских Анд. Она протекает по территории великолепного национального парка Лос Алерсес в Чили, после чего проходит уже по территории Аргентины. Рокочущая река с бирюзовыми глубокими водами – прекрасное место для рафтинга. Здесь имеются как спокойные участки, подходящие для начинающих, так и пороги пятого уровня, на которых могут испытать свои силы профессиональные рафтеры. Целями днями можно проводить «сражения» с бурными водами реки Футалеуфу и всевозможными препятствиями, возникающими на пути.

Река Сан-Коси (Непал)

Непал – горная страна, где располагаются одни из самых высоких в мире горных вершин. Поэтому она как никакая другая подходит для занятия рафтингом. В первую очередь, заслуживает внимания самая длинная река в стране — Сан-Коси, которая протекает между Гималаями и хребтом Махабхарат. Ощущения и адреналин, который Вы можете получить, сплавившись по этой реке на рафте, точно не для слабых сердцем. Здесь имеются пороги пятой категории, которые будет трудно преодолеть новичкам. Окрестности реки очень красивы и живописны – белоснежные пляжи и пальмовые леса. Сплав по горной реке обычно продолжается в течение шести – десяти дней. Находясь в горах Непала, можно оказаться вдалеке от цивилизации, почувствовать единение с природой.

Река Белый Нил (Уганда)


pixabay

На африканском континенте у рафтеров также пользуется популярностью река Белый Нил, которая берет свои воды из спокойного озера Виктория, но затем набирает силы и взрывается, стремительным потоком проходя по территории Уганды и ряда других стран. Но именно в Уганде присутствуют самые коварные и опасные пороги пятого уровня сложности. Тут можно арендовать современное снаряжение и воспользоваться услугами профессионального инструктора. Новичкам предлагается небольшой водный курс, где рассказывается об основах безопасности и особенностях преодоления порогов.

Река Средний Салмон (штат Айдахо, США)

Еще одна стремительная река в Северной Америке, сплав по которой способен подарить Вам самые яркие впечатления. Она находится на северо-западе США и берет свои истоки в горной части штата Айдахо. На реке Салмон очень развит рафтинг и каякинг, поскольку тут присутствует более ста порогов третьего и четвертого уровня сложности и стремительные водные повороты. Сама река протекает по живописным каньонам и степным просторам «Дикого Запада».

В Европе лучшими и самыми опасными местами для рафтинга считаются маршруты в Италии, Хорватии и Турции. Хотя они могут предложить рафтерам пороги лишь средней уровни сложности, тем не менее, сплавы по местным рекам могут быть очень захватывающими и экстремальными. Например, сплав по реке Ноче, которая питается водами альпийских ледников. Покоряя самые опасные маршруты в поисках незабываемых ощущений и адреналина, все же не стоит «терять голову» и забывать о собственной безопасности.

Эта информация касается сложности потоков и их классификации, к которой приступим сразу после этого абзаца. Мы старались приспособить классификацию к европейским привычкам и мировому развитию этой областиi. Категории сложности достаточно субъективны и предназначены для того, чтобы мы могли лишь сравнить разные потоки. Специфический эффект на водника оказывает прежде всего его собственная трасса.

Большинство категорий сложности установлены для минимального (иногда оптимального) состояния воды. Всегда будьте внимательны к высокой воде. Сложность трассы при высокой воде может повыситься на 2 категории.

Но а сейчас перейдем непосредственно к самим категориям. Что же это такое и с чем это едят? Совокупность отдельных препятствий, степени опасности, уклон и расход - это все надо каким-то образом обозначить и описать, чтобы новичок вдруг не выехал на реку с водопадами. Классификации в мире развивались в разных направлениях. В Чехии мы придерживаемся альпийской системы, в которой обозначение ZW говорит о относительно спокойной воде, на бурных же реках различаются шесть категорий сложности от WW I до WW VI, с тем условием, что они применяются к характеру местных рек. В разных уголках мира сложность рек обозначаются подобным образом, однако иногда в определении сложности могут быть учтены и такие параметры, как отдаленность реки от мест цивилизации или же сложность подхода к ней (преимущественно в России и в США). К тому же, в этих странах может сравниваться несравнимое. Например, реки, которые имеют одинаковые водные эффекты трассы, но расход имеют 30 м³ и 1000 м³, могут относиться к одной категории WW II. Однако с точки зрения сплава эти реки будут разительно отличаться. Велики отличия и при оценке узких и непросматриваемых потоков. Обозначение категории отдельного участка или места не всегда указывает действительную степень их сложности. Одна степень сложности будет у порога категории WW II, длиной в 50 метров и совершенно другая у пятикилометрового бурного участка такой же сложности, но с ледяной водой и в неприступном ущелье. Категории сложности отдельных участков бурных рек при помощи знаков "+" и "-" еще делятся на более конкретные подкатегории. В случае одного или двух сложных мест на более спокойной реке, применяется обозначение!! - и обозначает категорию с данными о сложности именно этого места или же на данном кратком участке повышенная сложность может обозначаеться повышенной категорией сложности в скобках. Более подробное описание можно найти у данного километра в описательной части километража. Будьте внимательны к водным площадям, например, зеркало озера при сильном ветре может классифицироваться как категория WW II. Исходя из этих особенностей обозначений, трасса всегда должна выбираться очень продуманно, в соответствии с собственным опытом и без преувеличенной надежды на свои возможности. Большинство водников сплавляется по потокам WW II -III (IV), только самые опытные WW V и выше. Классификация сложности не была нами выдумана. Возникла она как следствие консультаций со многими местными и иностранными водниками-экспертами.

название

характер русла

требования к сплавляющимся и риски

необходимое снаряжение

пример для оптимального состояния воды

спокойно текущая

просматриваемая, скорость течения до 2 м/с, без препятствий и порогов

знание основного прохода рек и управления лодкой, риск при перевороте отсутствует, легкая самопомощь

открытая лодка с противопотопляемыми снаряжением, спасательный жилет для молодежи

небольшие пороги с регулярными волнами, просматриваемая, узкие меандровые протоки с прибрежными зарослями

знание управления лодкой в проточной воде, риск при плавании минимальный, легкая самопомощь

умеренно сложная

более видимые пороги с волнами, широкие, хорошо читаемые проходы в заблокированном русле, более узкое русло с небольшими порогами, требующими быстрой реакции, встречающиеся препятствия хорошо видны и, имея определенную подготовку, можно их легко обойти, предварительный просмотр необязателен, риск при плавании небольшой, самопомощь возможна, однако помощь друзей не будет лишней

знание управления лодкой на порожистой реке, обязательно умение пристать в улове, рекомендована хорошая тренированность и опыт

возможны открытые лодки, хорошо оборудованные средствами противопотопления, но лучше применение закрытых лодок, спасательный жилет, шлем

пороги с высокими беспорядочными волнами, слабые валы и средне заблокированная трасса, пороги в меандрах менее просматриваемые, узкие места с порогами без достаточного обзора. На реках с большим течением могут встречаться и небольшие "сливы" и "бочки", но не часто. Трудные участки можно обойти. Предварительный просмотр рекомендован при первом сплаве, а также в местах, которые характеризуются своей нестабильностью (присутствие деревьев). Вероятность травмирования при сплаве еще не достигает критического уровня, самопомощь возможна, но лучше привлечь и друзей, иначе есть перспектива долгого выплывания из воды.

знание техники и тактики сплава по бурной воде, натренированность, обязательна быстрая реакция в управлении лодкой

закрытые лодки, лучше одиночные, остальное как при сложности WW II, рекомендована защитная одежда (гидрокостюм), средства первой помощи и умение с ними обращаться.

крайне сложная

большие и ярковыраженные пороги с высокими волнами, валы, «бочки» и «сифоны», навалы воды на препятствия, сильно заблокированное корыто реки, узкие проходы со сливами и быстротоками, менее просматриваемые, но предсказуемые. Могут встречаться огромные волны и валы, которые невозможно обойти. Предварительный просмотр трассы всегда обязателен при первом сплаве, рекомендован и при последующих. Риск от среднего до высокого, возникновение сложностей при самопомощи. Помощь друзей необходима, к тому же требует определенного опыта.

Комплексное знание техники и тактики сплава на тяжелой воде, отличная натренированность и опыт. Трасса требует быстрых маневров, усложняющихся напряженностью условий сплава. Иногда требуется пристать в улове и продумать дальнейшие действия. Пороги могут быть на верхней границе риска. Знание эскимосского переворота является необходимостью.

Все как для сложности WW III, практический опыт в спасательных мероприятиях и использовании средств первой помощи, психическая устойчивость.

экстремально сложная

большие волны и валы, высокие водопадные сливы, большая скорость течения, экстремальное, непросматриваемое блокирование русла. Высокий риск для водника. Пороги следуют один за другим, уловы встречаются редко, желательно предварительно о них знать. Предварительный просмотр трассы жизненно необходим, и при том, что бывает зачастую труднодоступен. Сплав на верхней границе риска, присутствует угроза жизни, спасательные мероприятия сложны и не без проблем.

Молниеносные реакции в тяжелых условиях, сплав только в группах профессионалов, имеющих огромный опыт и практику. Обязательность знания эскимосского переворота. Стопроцентное оснащение средствами спасения и первой помощи, знание спасательных мероприятий на практике.

Оснащение как при сложности WW IV, участие в сплаве экспертной группы, высокие требования к физическому и психическому состоянию.

официальная верхняя граница сложности

многократное усиление сложности водной трассы и препятствий, сплав возможен только при определенном водном состоянии и идеальных условиях, включая специальную подготовку к мероприятию

такое же как и у сложности WW IV

такое же как и у сложности WW V

Участки на верхней или нижней границе каждой категории обозначаются знаками "+" или "-" соответственно.

И в завершение этого раздела еще раз хотим Вам напомнить - будьте бдительны в отношении актуального состояния воды, а также состояния самих сплавляющихся. Настрой водников может субъективно влиять на восприятие сложности потока. И опытный эксперт, не будучи в форме, может иметь проблемы на потоке третьей категории.

Реки для сплавов на катамаранах текут в нашей стране в изобилии. Лесные или равнинные водоемы есть во всех регионах, поэтому каждый водник найдёт рядом со своим городом хотя бы один маршрут для спокойного похода.

Рекреационные сплавы не требуют исключительного мастерства и особого снаряжения, но стоит только начать… Большинству туристов-водников всё же хочется попробовать белую воду. В этой статье есть подходящий по сложности маршрут для каждого.

Как выбрать место для водного похода

Выбор реки для сплава — нетривиальная задача для начинающих водников, поэтому без помощи в первых походах не обойтись. Для начала, обратиться можно в Туристско-спортивный союз России , специалисты которого разрабатывают категорийные маршруты для всех видов туризма. Стоит взглянуть и на основные классификации рек .

Все реки России на карте

Ориентация на опыт

Первое, что нужно принять во внимание – это опыт, причём как сплавной, так и туристический, поскольку испытания в походе бывают не только водные. Постановка лагеря, ориентировка на местности, установка страховки и оказание первой помощи – такие навыки должны быть у всех участников сплава.

Начинающим водникам стоит предпочесть несложные, но живописные маршруты Карелии и Урала. С десяток обкатанных путей есть на Кавказе, но у них есть особенности: усложнение каньонами или локальными порогами, прохождение которых по силам только подготовленной группе. Перед походом нужно узнать текущий уровень воды на планируемом отрезке пути.

Опытные туристы предпочитают Кавказ, Алтай и Саяны. В этих трёх регионах для сплава в России находятся самые трудные, легендарные реки. Но следует помнить, что на реках высшей категории сложности любая ошибка может стать роковой.

Цель и интересы похода

Вторым критерием выбора региона для водного похода на катамаране являются его цели:

  • Конкретная река . Если группа хочет пройти определённую реку, не рассматривая других вариантов, вопрос выбора региона решится автоматически.
  • Повышение категории сложности . Группа прошла, к примеру, несколько маршрутов 4 к.с. и желает повысить уровень. Реки 5 к.с. есть в нескольких местах, так что придётся выбирать между ними. Обычно предпочитают те, которые поближе, где проще с заброской и есть возможность аварийных выходов с маршрута.
  • Образовательный и созерцательный интерес . Походы дают прекрасную возможность познакомиться с различными достопримечательностями, и нередко водники выбирают реку, к примеру, в Саянах, чтобы увидеть Байкал, или в Карелии, чтобы посетить Кижи.

Приамурье

Удаленность точки сплава

Обычно на поход требуется неделя, а то и больше, но иногда столько же времени может занять путешествие на поезде туда и обратно.

Туристам часто приходится выбирать реки, до которых быстрее добраться (короткие отпуска, майские праздники). Водники из европейской части страны в мае обычно отправляются на Кавказ или в Карелию, куда можно доехать за сутки. Летом же, когда времени больше, можно съездить на Алтай или даже в Саяны.

Лучшие места для сплава на катамаранах по регионам

Есть особенно полюбившиеся реки, изученные от и до. С них и стоит начинать набираться опыта в походах на воде.

Где узнать маршруты для сплава и их категорию сложности?

Федерация спортивного туризма выпускает специальный , в котором есть раздел со списком всех водных маршрутов РФ и прилегающих регионов с присвоенной категорией (всего около 560). Для вашего удобства, самые значимые из них вынесены в таблицах ниже, под каждый регион, с остальными ознакомьтесь в документе по ссылке выше.

Карелия и Кольский полуостров

Высоких гор в этих северных краях нет, поэтому реки довольно просты (2-3 к.с.), хотя и не лишены спортивного интереса. Популярностью пользуются река Кутсайоки или связка Умба-Колвица на Кольском полуострове. Их сложность оценивается вплоть до четвёртой категории, в зависимости от уровня воды.

Регион облюбовали байдарочники, но он идеально подходит для плесовых катамаранов и всех, кто хочет просто отдохнуть на сплаве. Особого опыта и снаряжения не требуется, с заброской и выброской тоже проблем не возникает, поэтому туристы со стажем берут в походы по Карелии новичков, которым прежде не доводилось сидеть на катамаране.

Водные маршруты Кольского полуострова по категориям сложности
2 к.с Цага — Пана — Варзуга : пос. Ловозеро — р. Цага — р. Пана — р. Варзуга — пос. Усть-Варзуга
Поной : Пос. Ловозеро — Ловозеро — р. Афанасия — р. Поной — устье р. Поной
3 к.с Умба — Колвица : ст. Апатиты — р. Умба — пос. Умба — р. Колвица (обнос водопада) — дер. Колвица — г. Кандалакша
Харловка : ст. Оленегорск — Няльмозеро — оз. Вундасъявр — р. Харловка (обнос падунов) — Баренцево море
Ура — Титовка — Западная Лица : г. Мурманск — р. Ура — р. Титовка — р. Западная Лица — г. Мурманск
Иоканга- Поной : пос. Ловозеро — р. Курга — р. Ленъявр — р. Рова — р. Иоканга — р. Пуйва (или р. Лыльйок) — р. Поной — устье р.Поной
Красненькая — Кутсайоки — Тумча : ст. Кандалакша — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р.Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) — р.Тумча — пос.Зареченск.
4 к.с Тунтсайоки — Красненькая — Тумча : ст. Кандалакша — пос. Ковдор — р. Тунтсайоки — р. Тумча — пос. Зареченск — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р. Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) – р. Тумча- пос. Зареченск

Здесь красивая природа, можно купаться, загорать и рыбачить. Практически все пороги локального типа, что упрощает страховку, но очень много плёсовых участков со слабым течением. Иногда даже приходится пересекать озёра, что вынуждает налечь на вёсла, особенно при отсутствии попутного ветра.

В Карелию и на Кольский обычно ходят летом, так как на майские праздники здесь ещё слишком холодно. Исключение – южная Карелия. Ежегодно в начале мая Тохма , Укса , Лоймола и Коллас встречают многочисленных водников, которых не пугает снег в лесу и озёра, покрытые льдом.

Водные маршруты Карелии по категориям сложности
1 к.с Все озера Карелии
2 к.с Воньга : ст. Энгозеро — оз. Энгозеро — р. Воньга (с обносом пор.Собачий) — ст. Воньга
Калга : энгозеро — р. Калга — пос. Калгалакша — г. Кемь
Кузема : пос. Лоухи — оз. Кереть — Кумозеро — р. Кузема — ст. Кузема
Тавайоки : пос. Лоухи — оз. Таваярви — р. Тавайоки — Пяоозеро — Софпорог — г. Кемь
Поньгома : пос. Шомба — оз. Поньгома — р. Поньгома — ст. Кузема
3 к.с Охта : г. Беломорск — р. Охта — пос. Подужемье — г. Кемь
Чирка-Кемь : пос. Тикша — р. Чирка-Кемь — пос. Боровое
Муезерка — р. Чирка-Кемь : ст. Муезерская — р. Муезерка — р. Чирка-Кемь — пос.Боровое
Колласйоки — р. Уксунйоки : ст. Суоярви — мост на р. Колласйоки — р. Колласйоки — пос. Колассельга — переезд на р. Уксунйоки — р. Уксунйоки — пос. Ууксу
Шуя: Ст. Суоёки — р.Шуя — Шотозеро — Вагатозеро — р. Шуя — дер. Матросы

Обширный регион, протянувшийся от полярного круга до южных границ России. В средней и южной части большинство маршрутов имеет 2 к.с., а наибольший спортивный интерес представляют Инзер и Исеть , а точнее – их пороги Айгир и Ревун .

Ближе к Приполярью горы выше и реки постепенно становятся сложнее, на них появляются пороги вплоть до 4 к.с.


Река Белая

Для катамаранинга Урал интересен прежде всего как регион, где можно отлично отдохнуть. Красивые виды, простота заброски и выброски, отсутствие гребли по озёрам придутся по душе кому угодно. А те, кто предпочитает более экстремальный сплав, могут отправиться на реки северной части Уральских гор.

Центральный и Южный Урал водники посещают летом и на майские праздники, когда воды больше и пороги становятся мощнее, а Полярный и Приполярный только летом.

Водные маршруты Урала по категориям сложности
2 к.с Малый Инзер — Инзер : ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Большой Инзер — Инзер : пос. Нура — верховье Бол. Инзер (кордон заповедника) — р. Большой Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Подчерем — Щугор : пос. Подчерье р. Подчерем — р. Тельпос — р. Щугор — пос. Усть — Щугор
Большой Нугуш — Нугуш : пос. Бретяк — р.Большой Нугуш — р.Нугуш -Пос. Сергеевка (15 мая-15 июня)
3 к.с Большой Инзер — Малый Инзер — Лемеза : пос. Нура — вверх по р.Большой Инзер (кордон заповедника) — сплав по р. Большой Инзер — пос. Карталы — ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — дер. Ассы/Бриштамак — пос. Искушта -сплав по р. Лемеза- ст. Урман
Манарага — Косью : ст. Кожим — верховья р.Балбанью — перевал в долину р. Манарага — сплав по р. Манарага — р. Косью — ст. Косью
Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Лонготьеган :пос. Полярный — стац. Мраморный — сплав по р. Лонготьеган (обнос водопада) — пос. Халас-Пугор
4 к.с Хальмер-Ю — Силова-Яха — Сибирчата-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха до устья р. Буреданью — переход на р. Сибирчата-Яха — сплав по р. Сибирчата-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Нярма-Яха — Кара : ф. Лаборовая — верховья р. Нярма-Яха — сплав по р. Нярма-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара

Кавказ

На Кавказе есть реки любой категории сложности. К примеру, Теберда или Зеленчук отличные варианты для тренировки и обучения новичков. Стоит помнить, что кавказские маршруты имеют весьма интенсивный фон, делающий сплав динамичнее и интереснее. Здесь же находится и река Белая , знаменитая своими каньонами 6 к.с. и ежегодными соревнованиями Интерралли.


Сплав по Большому Зеленчуку

Для водного похода на катамаранах регион хорош тем, что предлагает разнообразный выбор маршрутов. Реки на Кавказе короткие, поэтому за один поход туристы проходят две или три. Сделать это нетрудно, ведь дела с заброской и выброской обстоят отлично, а благодаря близости населённых пунктов всегда можно докупить нужные продукты или медикаменты.
Всё перечисленное наряду с тёплым климатом и красивыми видами делает Кавказ желанной целью путешествия, которая никогда не надоест.

Регион посещают летом, в майские и даже ноябрьские праздники, причём весна – излюбленное время. Дело в том, что сюда можно быстро добраться водникам европейской части страны, а альтернатив Кавказу в это время нет: ближайшие категорийные речки находятся на Алтае.

Кавказские маршруты сплавов по категориям сложности
2 к.с Большой Зеленчук — Кубань : пос. Бесленей — р. Большой Зеленчук — р. Кубань — гор. Армавир
Пшавская Арагви — Арагви : устье р. Хевсурская Арагви — р. Пшавская Арагви — р. Арагви — гор.Мцхета
Кубань : с. Учкулан — р. Кубань — Усть-Джегута; Гор. Черкеск — р. Кубань -гор. Армавир
Белая Арагви — Арагви : сел. Манасеури — р. Белая Арагви — р. Арагви — гор. Мцхета
3 к.с Пшеха — Белая : пос. Отдаленный — переход на р. Пшихашка — сплав от устья р. Пшихашка — р. Пшеха — сплав до р. Белая — пос. Белое
Бол. Зеленчук : пос. Ниж. Архыз — р. Большой Зеленчук -с. Успенское
Теберда — Кубань: пос. Теберда — р. Теберда — р. Кубань — г. Черкесск
4 к.с Андийское Койсу: сел. Эчеда — р. Андийское Койсу — ущ. Сатронское; Сел. Анцуг — р. Аварское Койсу — с.Гимры
Уруштен — Малая Лаба : р. Большая Лаба — пос. Псебай — кордон 3 рота (или выше) — кордон Черноречье — вверх по р. Уруштен (до каньона Водопадный) — стрелка с Малой Лабой — пос. Псебай — переезд в пос. Пхия — р. Большая Лаба — пос. Куржиново
5 к.с Риони — Цхенис — Цкали : с.Саглоло — р. Риони (с обносом Уцерского порога) — с. Намахвани — переезд в с. Лентехи — р. Цхенис — Цкали — с. Матходжи
6 к.с Андийское Койсу: с. Омоло — р. Андийское Койсу — с. Гимры; С. Омоло — р. Андийское Койсу — р. Шаро — Аргун
Ингури: с. Ушгули — р.Ингури — Ингурская ГЭС

Мекка водного туризма, где мечтает побывать каждый водник. Именно здесь находятся такие знаменитые реки, как Аргут, Чуя, Чулышман, Башкаус. Тут тоже легко найти простенький маршрут до 2 к.с., но обычно по ним ходят только местные туристы, все остальные предпочитают более сложные варианты.

Что касается типа рек, то они на Алтае разнообразны: от широких, полнорасходных, с мощными порогами (например, Катунь ) до узких слаломных (Шавла ). На этих маршрутах встречаются любые суда, но чаще всех – катамаран и рафт.


Река катунь

Заброситься на многие реки удаётся обычным транспортом, но иногда приходится нанимать внедорожник, а то и вовсе идти пешком.

Сплавной сезон здесь начинается с майских праздников и заканчивается осенью, то есть регион привлекателен для катамаранинга до тех пор, пока реки не замёрзнут.

Водные маршруты Алтая
2 к.с Катунь из под пор. Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Абакан : оз. Телецкое — переход на р. Абакан — р. Абакан — гор. Абаза
Чарыш : с. Усть-Кан — р. Чарыш — с. Краснощеково или Белоглазово
Томь от истоков до г. Междуреченск
3 к.с Уба : пос. Поперечное — р. Уба — пос. Верхубенка
Сема — Катунь: с. Черга — р. Сема — р. Катунь — с. Сростки
Песчаная : с. Ильинка — р. Песчаная — с. Солонешное
Катунь (Нижняя) : устье р. Бийка — пор. Манжерок
4 к.с Чуя — Катунь : пос. Чибит — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Кумир — Чарыш — Коргон — Чарыш :пос. Усть-Кумир – переход в верховья р. Кумир — сплав по р. Кумир (с обносом пор. Большой) — р. Чарыш — переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов — сплав по р. Коргон — р. Чарыш — с. Чарышское
5 к.с Чаган-Узун — Чуя — Катунь : пос. Бельтир — Чаган-Узун — р. Чуя (с обносом Мажойского каскада) — р. Катунь — пос. Чемал
Башкаус — Чулышман : пос.Акташ — р.Башкаус (выше устья р.Мукурачик) — сплав до п. Усть-Улаган — переезд на р. Чулышман (выше моста у пос. Язула) — сплав по р. Чулышман (с обносом пор. Каша) — оз.Телецкое.
Чульча — Чулышман : оз. Итыкуль — р. Чульча — р.Чулышман — оз. Телецкое (с нижним ущельем 6 к.с.).
6 к.с Чуя — Катунь :с. Кокорю или Бугузанская Застава — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Чулышман : верховья р. Чулышман — оз. Телецкое
Карагем — Аргут — Катунь : верховья р. Карагем — р. Карагем — р. Аргут — р. Катунь — пос. Чемал

Живописный край высоких гор и бурных рек популярен у туристов всей страны. Даже водники из Калининграда готовы ехать через всю страну, чтобы пройти Урик , Китой , Бий-Хем или Онот .

Для приезжих туристов интересны прежде всего сложные маршруты, но в регионе есть и простые реки, где можно полюбоваться красотой природы, отдохнуть и порыбачить.

Реки и пороги здесь разнообразны: водопады Китоя, слалом Жомболока , мощные валы Оки Саянской . Такой выбор позволяет даже самым искушённым и опытным катамаранщикам спланировать маршрут, от которого удастся получить яркие впечатления.

Специфика региона – сложная заброска. Как правило, приходится ехать высоко в горы, штурмовать броды и болота, а это возможно только на специальном транспорте. Если даже трактор не выручит и придётся идти пешком, местные перевозчики предлагают нанять сопровождение с лошадьми. На них можно погрузить часть вещей, чтобы легче было идти.

Маршруты для похода на катамаранах в Саянах
2 к.с Китой : ГМС «Дабады» — р. Китой — гор. Ангарск
Уда : гор. Нижнеудинск — р. Уда — пос. Октябрьский
Хемчик — Енисей : пос. Бай-Тал — р. Хемчик — пос. Ийме
3 к.с Малая Белая : пос. Октябрьский — переход вверх по р. Китойкин до р. М.Белая — сплав по р. Малая Белая от водопада до пос. Тальники
Хамсара : пос. Орлик — р. Тисса — р. Соруг — р. Хамсара — р. Бий — Хем гор. Кызыл
Мал. Бирюса — Бирюса : пос. Покровское — р. Мал. Бирюса — р. Бирюса — пос. Соляная
4 к.с Бусейн-Гол — Кызыл-Хем — Каа-Хем : г. Кызыл — верховья р. Бусейн-Гол — сплав по р. Бусейн-Гол — р. Кызыл-Хем — р. Каа-Хем — пос. Эржей
Урик — Большая Белая : пос. Зун-Холба — устье р. Зун-Холба — р. Урик (с обносом Амбортагольских щек) — р. Большая Белая — пос. Инга
Ока : пос. Монды пос. Хоре (пос. Орлик) — р. Ока — сплав до пос. Верхнеокинский
5 к.с Жом-Болок — Ока : зим. Хадарус — р. Жом-Болок — р. Ока — пос. Верхнеокинский
Китой — Онот : пос. Самарта — верховья р. Китой — р. Китой (до пор. 45 включительно) — р. Эхе-Гол- р. Онот — пос. Онот
Урик — Даялык — Урик : пос. Самарта — верховья р. Урик — р. Урик — р.
Даялык — р. Урик — пос. Инга
6 к.с Онот : пос. Самарта — р. Арлык-Гол — р. Саган-Сайр — р. Онот — пос. Онот
Онот — Китой : пос. Монды — верховья р. Онот — сплав по р. Онот до водопада 35 — переход на р. Китой к началу Моткиных Щек — сплав по р. Китой — пос. Раздолье

Перечисленные выше места – своего рода золотой список для обязательного посещения. Маршрутов в этих краях достаточно, но если захочется чего-то эксклюзивного, то в нашей стране есть и другие, не менее интересные места для сплава на катамаранах, например, плато Путорана или реки Камчатки.

Они могут отличаться необычной природой, красивыми водопадами и другими качествами, привлекающими туристов, а если и их будет мало – подходящую реку можно найти за границей.

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: