Виды бизнеса малый средний крупный. Тема: Малый и крупный бизнес в экономике России

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.
В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

Введение

Глава 1. Современные формы предприятий в рыночной экономике

1 Экономика организации в условиях рыночных отношений

2 Сущность предпринимательской деятельности

3 Малый и крупный бизнес

Глава 2. Малый и крупный бизнес в экономике России

1 Малый и средний бизнес в России

2 Крупный бизнес в России

1 Господдержка малого бизнеса в России

2 Основные пути решения проблем малого бизнеса в РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Российская модель рыночной экономики еще окончательно не сформировалась. При этом она включает как ряд черт, заимствованных из исторического прошлого, так и элементы переходной экономики. Сохраняются сильные позиции государства в экономике, крайне неустойчивыми остаются права собственности, опасных размеров достигло социальное расслоение, практически отсутствует средний класс как массовая социальная категория, сохраняется криминализация хозяйственной жизни.

Для понимания тенденций переходного к рыночной экономике процесса надо знать его периодизацию, внутренние этапы, которые отличаются друг от друга и особенностью проводимой государством экономической политики; и характером рыночных отношений и степенью их развитости; и адаптированностью населения к рыночным условиям труда и жизни; и развитостью рыночной культуры.

Цель работы - рассмотреть современные формы организаций и особенности их использования в экономике России.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

изучение сущности форм бизнеса

изучение малого и крупного бизнеса в России

рассмотрение поддержки малого бизнеса в России.

Объектом исследования являются современные формы организаций.

Предметом исследования выступает малый бизнес в России.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, объект, предмет, цели и задачи исследования.

В первом разделе - изучаются современные формы организаций.

Во втором разделе - изучается малый и крупный бизнес в России.

В третьем разделе - изучаются проблемы малого бизнеса в России и их решение.

Заключение. В заключение работы сделаны выводы по теме исследования, а также даны рекомендации научно-практического характера.

малый бизнес экономика

Глава 1. Современные формы предприятий в рыночной экономике

1.1 Экономика организации в условиях рыночных отношений

Основной экономический агент в рыночной экономике - это организация. Она использует ресурсы для произведения товаров и услуг для получения прибыли. Экономика организации направлена на то, чтобы максимизировать свою прибыль. Это ее основная цель, но она преследует также множество подчиненных ей задач:

увеличить долю рынка;

лидировать в научно-техническом прогрессе;

эффективно производить товары и услуги;

достойно оплачивать труд персонала, чтобы снизить текучесть кадров и увеличить эффективность производства;

выполнять социальные обязанности перед сотрудниками и т.д.

Экономика организации зависит от условий ее внутренней и внешней среды. На состояние внутренней среды влияют следующие факторы:

цели предприятия;

управленческая структура;

используемые технологии;

квалификация и производительность труда персонала;

финансовый фактор;

планирование деятельности;

маркетинговые мероприятия;

контроль и анализ.

Кроме факторов внутренней среды, экономика организации включает в себя продукт и стадии его производства. Эту область предприятие формирует, а затем развивает само, руководствуясь поставленными задачами и целями.

На состояние внешней среды оказывают влияние следующие факторы:

макроэкономика (конкурентоспособность, уровень инфляции, налоговые сборы и т.д.);

правовые;

международные;

политические

социальные.

Это те условия, которые предприятие не может контролировать. Во внешнюю среду организация попадает через маркетинговые решения. К целям этого выхода относят удовлетворение потребностей, роста прибыли, объема продаж, завоевание положительного имиджа, увеличение конкурентоспособности и т.д.

Экономика организаций, предприятий в условиях внешней среды должна отвечать соответствующим для этой отрасли требованиям. Если фирма не учитывает это, то результаты ее деятельности могут быть отрицательными.

Задача предпринимателей - через внутреннюю среду организации воздействовать на внешнюю, чтобы достигать поставленных целей. Решать эту задачу помогает управленческая система, действующая на предприятии.

Экономика организаций предполагает наличие собственной стратегии функционирования на рынке. Она может быть оборонительной или наступательной. Первая состоит в таком поведении фирмы, когда она находится в режиме ожидания: следит за конкурентами и рынком в целом, ждет, когда появится новый продукт, чтобы бросить свои силы на создание прототипа. Наступательная же характеризуется активным обновлением производства за счет нововведений, инноваций, заполнения и освоения рынка.

Рациональное поведение предприятие в условиях рыночных отношений - это обеспечение максимально возможной прибыли. А то, как фирма будет себя вести, в основном зависит от временного фактора и вида конкуренции на рынке.

Также экономика организации предусматривает обновление информации о рынке. Для успешного функционирования компании, предприниматель должен иметь полную и достоверную информацию о нише, которую он занимает и которую хочет освоить.

2 Сущность предпринимательской деятельности

Ни для кого не секрет, что наибольшую прибыль человеку может принести только предпринимательская деятельность. Это организация труда, сопряженная с высоким уровнем риска, ведь, как правило, осуществляется исключительно за счет собственных средств. Главной задачей такого предприятия считается извлечение максимальной выгоды от произведенных вложений.

Конечно, предпринимательская деятельность - это процесс, предполагающий оказание услуг или выполнение работ, а также выпуск каких-либо товаров. Однако действующим законодательством предусмотрена процедура регистрации любого предприятия в специализированных органах государственной власти. Для этого необходимо подать заявку с указанием конкретного вида деятельности. Допускается выделение нескольких направлений, чтобы в дальнейшем при расширении бизнеса не пришлось собирать документы для внесения соответствующих изменений.

Для того чтобы руководителю было легче определиться с выбором, составлен общероссийский классификатор, разделяющий производство на виды по экономическому признаку.

Виды и формы предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность - это работа, направленная на преумножение собственных вложений в процессе реализации товаров или определенных услуг. Ее может выполнять как отдельный гражданин, так и юридическое лицо. В первом случае осуществляется регистрация индивидуального предпринимателя, а во втором - отмечается конкретная организационно-правовая форма. Собственник организации берет на себя полную ответственность по возможным потерям, ведь высокий уровень риска определяет вероятность невыполнения своих обязательств перед контрагентами. Тогда руководитель может потерять не только сумму вложенных им средств в бизнес, но и часть личного имущества.

Существуют различные виды и формы предпринимательской деятельности, которые в обязательном порядке указываются при получении свидетельства о регистрации предприятия в государственной службе. Правительство активно регулирует деятельность тех или иных организаций, принимая новые законодательные акты и вводя определенные поправки к уже существующим законам. Наиболее наглядно представить влияние государства на сферу бизнеса можно через налоговую систему.

Действительно, когда определенные объекты предпринимательской деятельности требуют развития и совершенствования, правительство снижает налоговое бремя на данную отрасль, что значительно облегчает жизнь организациям, функционирующим в рассматриваемой области. Предпринимательская деятельность - это деятельность, подчиняющаяся определенным признакам и принципам. В первую очередь, для старта любой организации необходимо наличие имущественной самостоятельности, то есть, зданий и оборудования, находящихся в собственности или арендованных. В то же время принцип самостоятельности проявляется в возможности самостоятельного принятия решений по поводу развития бизнеса. Ну и, конечно, такая деятельность характеризуется рискованностью. Причем стоит понимать, что чем выше уровень риска, тем большую прибыль можно получить в будущем.

Для благоприятного развития предпринимательства в современной России весомое значение имеет представление того, что не каждое новое дело есть предпринимательство. Предпринимательство всегда связано с высокоэффективным использованием всех составляющих производства в целях повышения экономического роста и, несомненно, удовлетворения потребностей общества или конкретного человека с достижением поставленной цели. Основная цель предпринимательской деятельности в России - это производство и доведение до конкретных потребителей услуги, товара или работы. И, конечно, получение за это материального вознаграждения.

Долгосрочные цели предпринимательской деятельности достигаются в течение длительного периода времени. Они всегда направлены на увеличение и поддержание рентабельности, а также должны подкрепляться обеспечением ресурсами долгосрочных потребностей, таких как приобретение оборудования, исследования и разработка (НИОКР), обучение персонала или создание новых производственных площадей. После того как цели предпринимательской деятельности были поставлены, должно быть решено, каким образом лучше всего удастся добиться их реализации. Для этого необходимо разработать план дальнейших действий. А именно: продумать последовательность шагов для достижения каждой конкретной цели, распределить и закрепить ответственность за осуществление каждого конкретного шага за той или иной ключевой фигурой. Также необходимо определить контрольные сроки реализации каждого действия. План действий нужен для достижения задуманных целей. Без подобного плана поставленные цели теряют смысл, так как нет мер по их реализации. В настоящее время большая часть населения страны полностью или частично живет за счет доходов от деятельности малого предпринимательства. Возрастающая напряженность на рынке труда малого предпринимательства является одним из основных источников создания новых рабочих мест, поэтому предпринимательской деятельности следует уделять особое внимание как со стороны предпринимателей, так и со стороны государства.

3 Малый и крупный бизнес

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

количество персонала на предприятии;

величина уставного капитала;

сумма активов;

объем прибыли (дохода, оборота).

июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

в транспортной сфере - 100 человек;

в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической области - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели.

Под предпринимательством понимают - особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии - это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь - это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее, «организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать, тем самым ослабляя одну из основ рынка - конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям.

В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких). «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились... именно крупные концерны», - писал Шумпетер. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.

В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко - более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем и транспортном машиностроении. в электротехнической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг. Особенно это касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится около 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объемы продаж и масштабы капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира. Масштабы капитализации корпорации «Дженерал Электрик», например, составляли в 2002 г. около 380 млрд. долл., корпорации «Эксон Мобил» - 300 млрд. долл., «Оптируй» - 255 млрд. долл., «Интел» - 204 млрд. долл.

Но в России роль крупного бизнеса еще выше, чем в других странах. В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего бизнеса (отдельная статистика по крупному бизнесу в России отсутствует) было создано почти 89% ВВП. Это, однако, не достоинство российской экономики, а ее недостаток и говорит о недостаточном развитии малого бизнеса. Заметно отстает от развитых стран и уровень капитализации крупнейших российских компаний, который не превышает десятков миллиардов долларов («Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл»).

Глава 2. Малый и крупный бизнес в экономике России

2.1 Малый и средний бизнес в России

Определение МСП в России не соответствуют определениям МСП в Европе и США. В таблице ниже приведены данные о численности малых и средних предприятий по данным Росстата. По данным ведомства в 2011 году в России было зарегистрировано 4,3 млн МСП.

Таблица 1. Распределение числа МСП России в зависимости от размера в 2011 году, (кол-во,%)

В 2009-2012 годах наблюдалось увеличение доли ссуд МСП в общем объеме корпоративных займов с 21,3% до 22.9%.

Таблица 2. Финансирование МСП в Российской Федерации, 2007-2011гг.

В 2012 году рынок кредитования малых и средних предприятий в целом показал позитивную динамику, несмотря на замедление темпов роста во втором полугодии. Объем выданных за год кредитов составил 6 942 млрд. руб. - почти на 900 млрд. больше, чем годом ранее. Впрочем, в относительном выражении прирост составил лишь 14,6%, тогда как в 2011 году он был практически в два раза выше - 28,7%. Показатель 2011 года можно объяснить эффектом низкой базы - в посткризисном 2010 году было выдано лишь 3 трлн. руб. кредитов. Также можно отметить, что, если в 2010 на 1 полугодие пришлось лишь 42% общего объема выдач, а в 2011 - 44%, то в 2012 - уже 46%. Таким образом, происходит постепенное выравнивание темпа выдач кредитов, хотя определенный сезонный фактор в любом случае сохраняет свое влияние на конечный результат из-за приходящихся на первые 6 месяцев спадов в общей экономической активности в стране в январе и в мае.

Рисунок 1. Динамика объемов задолженности и кредитования, млрд. руб.

По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных, полученных в ходе анкетирования банков, по итогам 2012 года заметно снизился средний срок выдаваемого кредита - на долю кредитов свыше 3 лет пришлось лишь 17% объема выдач против 34% в 2011 году, а доля овердрафтов и кредитов сроком до года, напротив, выросла до 63% против 35,4% по итогам 2011 года. Внедрение «кредитных фабрик» и активное развитие направления микрокредитования многими игроками рынка привели к тому, что на развитие долгосрочных программ кредитования у банков не нашлось достаточного объема ресурсов.

Свою роль сыграли и сами предприниматели - потенциальные заемщики, прозрачность бизнеса которых в этот период снижалась, что, затрудняло доступность для них долгосрочного банковского кредитования.

Таблица 3. Динамика венчурных инвестиций, 2008-2011гг.

Венчурные инвестиции в 2008-2011гг. устойчиво росли. К концу периода их объем превысил 20 млрд. долл. США.

Поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры Минэкономразвития России осуществляется преимущественно на безвозмездной основе посредством предоставления субсидий и грантов. Механизм распределения средств из федерального бюджета предполагает проведение конкурсов отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий поддержки МСП.

По предварительным данным за 9 месяцев 2012 года на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в 2012 году было направлено в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 18 млрд. руб.

Основным направлением поддержки МСП в 2012 году была заявлена поддержка инновационных и модернизационных малых и средних компаний. В рамках программы был реализован комплекс из 33 мероприятий по следующим основным направлениям:

создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП;

поддержка субъектов МСП, производящих и/или реализующих товары для экспорта;

развитие системы кредитования субъектов МСП;

создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП в научно-технической сфере;

реализация иных мероприятий по поддержке МСП.

Таблица 4. Финансирование региональных гарантийных организаций в 2011 году.

2 Крупный бизнес в России

Крупный бизнес является ключевым звеном экономики России. Несмотря на стремительное развитие молодого и перспективного малого предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности.

Анализ современного состояния крупного российского бизнеса позволяет составить долгосрочный прогноз его дальнейшего развития и выявить основные направления, в которых оно будет происходить. Следовательно, можно выделить следующие отраслевые направления развития крупного бизнеса:

Развитие машиностроительных предприятий. Наиболее приоритетными станут транспортное производство, авто- и авиапромышленность. Планируется тесное сотрудничество крупных российских корпораций с зарубежными лидерами авто- и авиастроения. К 2020 году предполагается увеличить объем продаж автомобилей до 4 млн в год, из которых около 3 млн будут отечественного производства. Также планируется модернизация российских железных дорог: обновление подвижного состава и строительство новых дорожных линий. На эти цели будет выделено 100 млрд долларов.

Развитие АПК. Внедрение новейших технологий в сельскохозяйственное производство и повышение качества отечественных сельхозтоваров позволит крупным российским агропромышленным предприятиям к 2020 году увеличить свой суммарный доход до 70 млрд долларов и вытеснить низкокачественные товары с рынка.

Развитие сферы услуг, являющейся одной из важнейших составляющих жизни постиндустриального общества. Наиболее востребованными на рынке будут крупные компании, предоставляющие услуги в области IT-технологий: крупные Интернет- магазины, социальные сети, службы поиска различной информации и многие другие.

Расширение и совершенствование финансового сектора экономики. Крупные банки увеличат количество оказываемых услуг, один банк будет способен оказать весь спектр услуг в пределах только своего офиса. (ярким примером прогрессирующего развития банковской системы является«Сбербанк»).

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что российский крупный бизнес является одним из важнейших драйверов как индустриального, так и постиндустриального развития России, способствующим увеличению темпов роста экономики страны и повышению позиций России на мировой экономической арене.

Глава 3. Проблемы малого бизнеса и их решение в России


Несмотря на рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в России наблюдается отсутствующая целостная государственная политика в области господдержки малого и среднего бизнеса. Основная господдержка малого и среднего бизнеса находится на уровне регионов, а там, как правило, бюджет формируется с дефицитом денежных средств. В результате этого на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса выделяются незначительные средства. В результате, актуальными являются следующие обстоятельства. Во-первых, остро необходимо повышение конкурентоспособности экономики России на мировых рынках. Во-вторых, серьезная необходимость в развитии малого и среднего бизнеса РФ (особенно малого и среднего инновационного предпринимательства) как основы для повышения его значения в развитии народного хозяйства России. В-третьих, недостаточна роль государства в процессе создания положительных условий для развития малого и среднего бизнеса и роста конкурентоспособности экономики России. В-четвертых, потребности малого и среднего инновационного бизнеса в финансовых средствах и адекватных мерах поддержки для создания инноваций, в конечном итоге позволяющими вывести экономику РФ на более высокий, а также качественно новый уровень. Рассмотрим основные особенности господдержки малого и среднего предпринимательства в РФ:

Основой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России являются разные нормативные документы, которые разработаны на различных уровнях государственной власти.

К этим документам относят: федеральные законы, федеральные программы, постановления Правительства РФ, которые регулируют отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти России, субъектами России и органами местного самоуправления в вопросах развития субъектов малого и среднего бизнеса.

При этом федеральными законами устанавливаются правовые основы развития малого и среднего предпринимательства, в постановлениях правительства утверждаются различные программы по господдержке малого и среднего бизнеса. Правительство России, начиная с 1994 г. каждый год утверждает федеральные программы господдержки малого и среднего бизнеса в России.

Законодательные акты по господдержке малого и среднего предпринимательства постоянно изменяются. В качестве точки отсчета развития господдержки малого и среднего предпринимательства РФ можно считать 1990 г., когда малыми предприятиями был получен юридический статус. За данный период нормативное регулирование господдержки малого и среднего предпринимательства претерпело серьезные изменения и в отношении органов, которые регулируют поддержку малого и среднего предпринимательства, и в отношении источников финансирования данной поддержки. Помимо этого, постоянно происходит уточнение перечня мер для поддержки малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

Значительная доля полномочий для поддержки малого и среднего предпринимательства передана региональным органам власти, не обладающим достаточными средствами для данной поддержки. Если рассматривать последние изменения законодательства России в области господдержки малого и среднего предпринимательства, субъекты России могут решать все вопросы из области поддержки малого и среднего бизнеса, в т. ч. имеют право применять дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса за счет своих средств и ресурсов. В результате, конкретный источник для финансирования оставшихся 50 % для реализации региональных и федеральных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства не предусматривается, и субъекты России должны решить эту проблему на своем региональном уровне.

Таким образом, необходимо отметить, что во всех развитых государствах малый бизнес играет большую роль. РФ тоже понимает это, но пока не имеет возможности наладить эффективную поддержку для малого предпринимательства в РФ. Для того, чтобы приблизиться к развитым странам в данной сфере развития малого бизнеса, нужно увеличить его эффективность.

2 Основные пути решения проблем малого бизнеса в РФ

Для развития малого бизнеса в России необходимо разработать ряд мер, направленных, не только, на упрощение создания предприятия, стимулирующую часть данной проблемы, но также и на меры карательного характера. Предпринимателю должны быть созданы комфортные условия для работы в стране, недопустимо устрашение, запугивание предпринимателя административным ресурсом со стороны сотрудников контролирующих органов, но также представитель бизнеса должен знать, при нарушении закона, наказание неизбежно. Только тогда малый бизнес, а вмести с ним и экономика страны, будет успешно развиваться, когда все эти три компонента будут выполнены. Экономика - это живой организм, если один орган откажет, нарушится нормальная работа всего организма. Необходимо мобилизовать и направить все усилия на «реконструкцию» малого бизнеса.

Главной проблемой для малого бизнеса в России является налоговое бремя и коррупция. Если налогообложение это сфера стимулирования и совместная работа Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и ФНС РФ, то проблемой коррупции должны заниматься органы в которых отсутствует коррупция, но таких в стране, как известно, нет. Для «рождения» честных органов государственной власти необходимо создать систему противовесов, при которой контролирующие органы будут следить и проверять друг друга, это конечно некий возврат к тоталитарному режиму, но по-другому не получается в нашей стране. При этом необходимо принять такие меры административного или уголовного характера, при которых нарушитель задумается преступать ли ему закон, и это касается не только государственных чиновников, но и представителей малого, да и всего бизнеса. Это что касается проблемы коррупции. Меры стимулирования развития малого бизнеса, на мой взгляд, разрабатывать нет необходимости, за все время во всем мире уже столько придумали и применили в практике, а многие меры проверены временем, что адаптируй мировые меры налогового стимулирования к российским условиям и организм малого бизнеса «задышит». В большинстве развитых и развивающих стран мира эффективно работают налоговые льготы, более того налоговое стимулирование бизнеса является мощным инструментом развития экономики страны, например в Китае для мотивации развития производственного сектора экономики в особых экономических зонах был снижен налог на прибыль до 15%, и это оказало нужный экономический эффект. В России же много говорят о необходимости разработки и применении налоговых льготах, но в то же время выражают недовольство выпадающими бюджетными доходами. В России огромная природно-ресурсная база, но налоговое законодательство устроено таким образом, что собственникам компаний невыгодно вкладывать в свои основные фонды. Необходимо четко определить круг экономических сфер, которым необходимо помогать в развитии. Считаю возможным представлять налоговые льготы таким предприятиям. Выпадающие бюджетные доходы необходимо возмещать за счет, во-первых, распродажи государственного имущества, минимизации государственных расходов, рационального и экономного расходования бюджетных средств. Необходимо освободить от уплаты налога на прибыль предприятия вновь созданные, на период убыточности предприятия, при этом необходимо разработать систему налоговых скидок, после того как предприятие вышло на прибыльный уровень. Замечу, данные меры необходимо сопровождать принятием и выполнением антикоррупционных мер, описанных выше, без сопровождения данными мерами, в стране победу одержит коррупция, а вследствие чего развитие малого бизнеса окажется под вопросом. Также думаю необходимым разработать систему, при которых бизнес будет вынужден вкладывать денежные средства на обновления основных производственных фондов, например, возродить потерянный амортизационный фонд, средства которые в него поступают должны расходоваться только на обновление производственных фондов предприятия, это можно сделать также в виде стимулирования предприятие в частности, и малый бизнес в целом, кстати данная мера полезна не только для малого бизнеса, но и для субъектов среднего и крупного бизнеса.

Заключение

Российская Федерация на рубеже ХХ-XXI вв. находится в глубоком социально-экономическом и духовном кризисе, вызванном либеральными реформами начала 90-х гг. и форсированным насаждением рыночных отношений в жестком варианте. Следствием такой политики явились глубокий спад промышленного производства, катастрофическое падение жизненного уровня населения, резкое социальное расслоение общества, рост преступности и коррупции, утрата доверия к власти, разочарование большинства россиян в ценностях демократии и рыночной экономики. Тем не менее постепенно расширяется сфера предпринимательской деятельности, формируется новое поколение деловых людей, идет рыночная трансформация в общественном сознании, изживаются стереотипы, препятствующие развитию предприимчивости людей. Важными условиями успешного развития предпринимательства в нашей стране являются:

− создание благоприятной экономической среды по формированию рынка;

политическая стабильность;

− социальная защищенность бедных слоев населения;

− создание заслона для коррупции чиновничьего аппарата;

− правовое и нравственное обеспечение всех аспектов рыночной экономики;

− высококультурная социальная среда.

При умелой социально-экономической политике правительства эти процессы способны в перспективе привести к формированию цивилизованного рынка, развитой экономике и выходу с их помощью России из кризиса, повышению ее роли в мировых делах, достижению более высокого качества жизни большинства населения страны. Многие ученые считают, что наиболее реальный в перспективе вариант политического и экономического устройства России - соединение сильной власти со смешанной, наиболее социально-ориентированной экономикой.

Можно с уверенностью утверждать, что в современной России, несмотря на сложные перипетии, присущие повседневной жизни, идет трудный, противоречивый процесс экономического оздоровления, укрепления всех видов легитимного предпринимательства; постепенно создаются условия для его нормального существования, в том числе формирование позитивного отношения к предпринимателям.

Для успешного становления сильного российского государства необходимо появление нового типа взаимоотношений бизнеса, власти и общества, который должен обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека».

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. - М.: Наука, 2007

Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2009

Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. - М.: КноРус, Гелеос, 2011.

Попов А.И. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006

Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. - М.: ОЛМА-ПрЕСС, 2011

Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы

Играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса...
...форм и около 40 % из них – малые предприятия. По сравнению с крупными и средними предприятиями малый бизнес имеет...

Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

С выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции...
Для самостоятельного анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов.


Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. По данным Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.

Существует две проблемы. Зачем следует различать малый средний и большой бизнес и каковы критерии различий.

Необходимость различать малый, средний и крупный бизнес вызвана тем, что фирмы отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества, предполагают разные подходы к их государственному регулированию и правовому обеспечению. Все это заставляет законодателей искать качественные и количественные признаки определения прежде всего малого и крупного бизнеса и формулировать основные подходы к их регулированию.

Крупный бизнес.

Понятие крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс"

По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила и одна российская компания"- “Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония) 1

Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является крупная, растущая корпорация. Крупные фирмы обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций. Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. это способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отноше7ний с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

В современных условиях крупные фирмы активно воздействуют не только на внутреннюю среду бизнеса, создавая эффективные рутины ведения бизнеса, но и способны активно видоизменять внешнюю среду, обеспечивающую им наиболее благоприятные условия для функционирования. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

Таблица 2.4.

Сильные стороны крупного бизнеса

Слабые стороны крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса

Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства (технологическая экономия, экономия на масштабах производства, экономия на трансакционных издержках, использование глобальных рынков)

Падение эффективности управление с ростом объема фирмы

Устойчивость

Негибкость, отсутствие своевременной реакции на изменения рыночной ситуации, потеря контакта с потребителем

Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Российский крупный бизнес.

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

По данным журнала "Эксперт" на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реализации в 2000 голу двухсот крупнейших предприятий достиг 3, 67 трлн. руб. или 130,4 млрд. долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: