F 16 характеристики всех модификаций. Самолет F16, истребитель: фото, технические характеристики, скорость, аналог

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения, разработкой которого занималась компания General Dynamics.

    Стоимость: 14 600 000–18 800 000 USD (1998 г.)

F-16 отличается универсальностью и относительно невысокой стоимостью. По состоянию на июнь 2014 года это самый массовый истребитель 4-го поколения (выпущено более 4540 самолетов). Очень популярен на мировом рынке вооружений. Стоит на вооружении в 25 государствах мира. Последние самолеты, построенные для ВВС США, поступили в их распоряжение в 2005 году. По плану выпуск экспортного F-16 продлится до 2017 года.

Прототип истребителя, получившего название YF-16 (№ 72-01567), совершил первый полет 21.01.1974, после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время пробежки. Полноценный полет по программе испытаний был совершен впервые 2.02.1974. В 1975 году построили F-15A, а в 1977 − двухместный F-16B.

Боевое применение F-16

Впервые истребитель совершил вылет для выполнения боевого задания 26.04.1981 над Ливаном.

  • Израиль

F-16, которые были в распоряжении израильских ВВС, весной 1981 г. активно принимали участие в налетах на лагеря палестинских повстанцев.

28.04.1981 израильские истребители уничтожили два боевых вертолета Ми-8, находившихся в распоряжении сирийского контингента в республике Ливан. 14.07.1981 был сбит истребитель ВВС Сирии МиГ-21. Весной следующего года «Файтинг Фалконы» уничтожили еще три сирийских самолета МиГ-21 .

F-16 видео

Летом 1982 г. началась операция «Мир Галилее», в которой со стороны Израиля F-16 стал одним из двух ключевых истребителей. Его было эффективно применять против сирийской авиации, которая на то время состояла из советских самолетов серий МиГ-21 и МиГ-23. В общей сложности количество побед в воздушных столкновениях составило 45 на стороне Израиля.

11.06 израильскими F-16 был нанесен мощный удар по сухопутным войскам Сирии. Результатом его стало почти полное уничтожение 47-й бригады. В дальнейшем истребители этого типа участвовали в рейдах на палестинские базы. В ходе одного из таких налетов 23.11.1989 один истребитель был подбит средствами ПВО противника, но дотянул до базового аэродрома и позже был восстановлен.

В 1985 г. F-16 над Ливаном поразил сирийский беспилотный разведчик ВР-3 «Рейс».

Российские СМИ предоставляют информацию о пяти сбитых F-16, которые попали под огонь истребителей МиГ-23МФ, но фактических доказательств этому нет, они ссылаются только на слова сирийских летчиков.

7.06.1981 группа из восьми истребителей F-16 вместе с прикрытием в виде пяти F-15 совершила целевой налет на поражение иракского ядерного реактора Озирак. Результатом стало полное разрушение строившейся конструкции реактора. Со стороны Израиля потери отсутствовали.

  • Палестина

Начиная с мая 2001 года, F-16 иногда привлекались для точечных ударов по территории Палестинской автономии после террористических актов палестинских организаций.

  • Налёт на Сирию

5.10.2003 как ответ на теракт в Хайфе, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские воздушные силы с применением F-16 обстреляли базовый лагерь группировки, находящийся в Сирии.

  • 2-я ливанская война

Самолеты F-16 в 1990-х и 2000-х годах принимали участие во многих налетах на позиции группировки «Хизбалла», действовавшей на юге Ливана. Июль-август 2006 года – активно задействовались в ходе боевых действий Второй ливанской войны. Лишь один израильский самолет был разрушен и то не в воздушном бою, а из-за технических неисправностей на взлете. Пару лет спустя израильскими F-16 были сбиты несколько разведывательных беспилотников «Хизбаллы».

  • Операция в Тунисе

1.10.1985 г. восемь израильских F-16 бомбардировали пригород Хаммам аш-Шатт, где размещалась база Организации освобождения Палестины. Результатом стало убийство сотен мирных граждан Туниса, которые не имели прямого отношения к террористической организации.

  • Венесуэла

В 1992 г. в Венесуэле была совершена попытка государственного переворота. Реализовать планы мятежников по смене власти не удалось во многом благодаря военной поддержке правительства, которая включала в себя две авиационные эскадрильи, вооруженные F-16. Ими были сбиты три самолета повстанцев.

12.10.2013 F-16A ВВС Венесуэлы нанесли удар по двум легким самолетам, которые перевозили наркотики.

Боевые задачи под патронатом НАТО

  • Боснийская война

Несколькими странами-членами НАТО из национальных ВВС были выделены истребители F-16 для патрулирования запретной зоны для полетов над Боснией, которую ввели в 1993 г. Один раз за все время операции по охране боснийского воздушного пространства 28.02.1994 произошла воздушная битва, в ходе которой НАТОвские истребители уничтожили 5 штурмовиков сербов.

Август-сентябрь 1995 г. – самолеты ВВС США, Нидерландов и Дании в ходе проведения операции Deliberate Force наносили удары по позициям сербов. В боснийской войне был потерян один истребитель F-16, пилоту удалось катапультироваться и выжить.

  • Военные действия в Югославии

Воздушная кампания, развернутая силами ВВС США, Дании, Нидерландов, Турции и Бельгии против Югославии в 1999 г., прошла при активном участии самолетов F-16. Их преимущество было в слабой засекаемости радарами югославских РЛС. Результатом кампании стало поражение самолетами «Файтинг Фалкон» сил НАТО двух МиГ-29. Потери (из официального отчета НАТО) – один истребитель, сбит 2.05.1999 ЗРК С-125; пилот выжил после катапультирования. Но сербские и российские СМИ твердили о других потерях со стороны союзников, которые превышали заявленные (до 7 самолетов).

  • Военные действия в Афганистане

В афганской операции в октябре-декабре 2001 года воевали только F-16 ВВС США. В апреле 2002 года произошел инцидент по «открытию огня по союзникам», которыми оказалось канадское подразделение сухопутных войск. Четыре солдата погибли.

С 2002 года авиабаза Манас (Киргизия) стала площадкой для размещения датских, голландских и норвежских истребителей F-16.

Потери к 2013 г. в ходе афганской операции составили как минимум три самолета F-16 (ВВС США, Дании и Нидерландов).

Боевые действия в Персидском заливе

Истребитель F-16 стал наиболее массовой боевой моделью в этом регионе (всего принимали участие в боевых столкновениях 249 единиц) и сделал наибольшее количество боевых вылетов (13 540).

Самолет применяли как ударную единицу для подавления вражеских РЛС «Дикие ласки».

Потери по разным источникам информации составили от 11 до 20 машин. Первые три истребителя были потеряны во время проведения операции «Щит пустыни». Но если соотносить количество вылетов с потерями F-16, то рассматриваемый аппарат был наиболее живучим и одновременно наиболее эффективным истребителем Многонациональных сил. Самолетами были 36 раз выпущены ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9, но ни одна из них не поразила цель.

Американские истребители F-16 Fighting Falcon под эгидой США были активными участниками в бомбардировке иракского реактора в 1992 г., в иракской войне, которая была развернута Штатами в ответ на теракты 11.09.2001.

  • Другие регионы применения

Также этим самолетам нашли применение в разного рода боевых конфликтах в Турции, Пакистане и Сирии.

За всю историю эксплуатации и боевого применения самолетами под управлением американских, израильских летчиков и пилотов стран НАТО были сбиты около 50 единиц авиатехники противника.

Модификации F-16

    F-16A - одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;

    F-16B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;

    F-16C - одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;

    F-16D - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;

    F-16N и TF-16N - одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США "Топ Ган";

    F-16ADF - самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;

    RF-16C (F-16R) - самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.

    На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).

Характеристики истребителя F-16:

    Длина самолета, м 14,52

    Размах крыла, м 9,45

    Площадь крыла, м2 28,9

    Длина корневой хорды, м 5

    Масса пустого самолета, кг 6400

    Масса взлетная, максимальная, кг 15 000

    Масса топлива во внутренних баках, кг 3160

    Скорость полета, максимальная 2М

    Скорость крейсерская 0,93М

General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно - Атакующий сокол
F-16 - самый распространённый боевой самолёт в мире.

Американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Спроектирован в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время - Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года собрано свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран). Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет выпускаться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Разработка.

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний произошёл 2 февраля того же года. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году - двухместный F-16B.

Модификации F-16

-Block 1

Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация


-Block 5

Выпущено 197 самолётов


-Block 10

312 собрано до 1980


-Block 15

Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота оборудован кондиционер. Выпущенно 983 за 14 лет.


-Block 15OCU (Operational Capability Upgrade)

Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.


Модернизация 150 F-16OCU


19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, может работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.


1985-1989 год. Собрано 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88


1989-1995, для Египта выпуск возобновлен в 1999. Собрано 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120


-Block 50/52

Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Выпускается с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних версиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Выпущено более 830.


-Block 52+

Установлен радар V9, с возможностью картографирования, оборудованы дополнительные баки на фюзеляже.


Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг выупщено 80 для ОАЭ.


-QF-16

В 2010 году ВВС США подписали контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4. 19 сентября 2013 г. произошёл первый полет QF-16.

Перспективные программы

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI - экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» способен нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали производиться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», которые могут поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

F-16CJ и F-16DJ

F-16CJ в модификации Block 50 были разработаны для замены устаревших противорадиолокационных самолётов F-4G Wild Weasel V, которые стояли на вооружении ВВС США на протяжении 20 лет. В отличие от прошлых «Диких Ласок» (подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами) F-16CJ является одноместным самолётом - компьютер перенимает почти всю работу второго пилота. Также существовало несколько двухместных самолётов F-16DJ, но они являются исключением из правила.

С новым одноместным самолётом изменилась также тактика применения Ласок - самолёты стали применять парами, в то время как прошлые самолёты (F-100F, F-105G и F-4G) эксплуатировались в группе с простыми истребителями-бомбардировщиками (обычно F-4G применялся вместе с обычными F-4E или F-16C), которые атаковали наземные цели, после того как F-4G разделывался с РЛС.

F-16CJ несут ракеты AGM-88 HARM и/или AGM-45 Shrike для уничтожения РЛС, а также AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM для защиты от истребителей противника.

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о создании новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon - F-16V. V в индексе самолёта обозначает Viper, «гадюка». Новая версия самолёта будет оснащена радаром с активной фазированной решёткой, новым бортовым компьютером и некоторыми доработками в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.

F-16I

F-16I - двухместный вариант модификации Block 52, созданный по специальному заказу ВВС Израиля. В сентябре 1997 года Израиль устраивает конкурс на поставку новых истребителей. В конкурсе принимают участие F-16I и F-15I. В июле 1999 года объявляется о победе F-16. 14 января 2000 года в рамках программы «Peace Marble V» был заключён первоначальный контракт на 52 машины. 19 декабря 2001 года контракт был расширен до 102 самолётов. В ВВС Израиля F-16I получил обозначение Sufa (Гроза). Первый полёт произошёл 23 декабря 2003 года. 19 февраля 2004 года начались поставки в боевые части. Приблизительная стоимость каждого самолёта - 70 миллионов долларов (на 2006 год).

Одним из главных отличий F-16I от Block 52 является замена приблизительно 50 % бортового оборудования на израильские аналоги: так, например, противоракетная система ALE-50 Towed Decoy System была заменена на Israeli Aerial Towed Decoy. На самолёт была установлена система Autonomous Air Combat Maneuvering Instrumentation «Ehud», позволяющая имитировать реальные действия во время проведения учебных упражнений. Также самолёт получил нашлемную систему наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новую центральную бортовую ЭВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. F-16I может нести израильские ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой системой самонаведения Rafael Python. Для увеличения дальности на самолёт монтируют съёмный конформный подвесной топливный бак производства Israel Aerospace Industries. Базовыми американскими системами являются турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229 (совместимый с F-15I) и радар APG-68(V)9.

Страны эксплуатанты

Состоит на вооружении

Бахрейн - 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Бельгия - 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Колумбия - 60 F-16C/D блок 50
-Венесуэла - 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год
-Греция - 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Дания - 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Египет - 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Израиль - 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год
-Индонезия - 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год. В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было продано 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989-1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).


-Иордания - 3 F-16A/B и 39 F-16AM/BM, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года в Пакистан поставлено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15.
-Нидерланды - 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Норвегия - 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-ОАЭ - 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год
-Оман - 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Пакистан - 24 F-16А, 21 F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 F-16D Block 52, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года у Иордании куплено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15, самолёты поступили на вооружение ВВС Пакистана в марте 2014 года. 18 истребителей F-16 модернизированных до версии Block 52 проданы в 2010-2012 годах.
-Польша - 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год


-Португалия - 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 год ВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B). Было приобретено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти). Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах). F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал - 201-й «Falcоes» и 301-й «Jaguares».
-Республика Корея - 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии.
-Сингапур - 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год


-Ирак - Ирак заказал у США 36 самолетов на сумму $65 млн, но первоначальные поставки в 2014 году были задержаны из соображений безопасности, после того как боевики ИГИЛ захватили обширные районы Ирака. В итоге, поставка первых четырех истребителей из США в Багдад была осуществлена в июле 2015 года.
-Таиланд - 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Тайвань - 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Турция - 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки. До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет построено 50 F-16 «блок-50».
-Чили - 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Марокко - 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года. F-16 ВВС Марокко оборудованы двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2,4 млрд.


-США:
-ВВС США - 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год
-ВМС США - 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год
-ВВС Национальной гвардии США - 209 F-16C/D

Состоял на вооружении

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
-Длина: 15,03 м
-Размах крыла: 9,45 м; с ракетами на концах крыла: 10,0 м
-Высота: 5,09 м
-Площадь крыла: 27,87 м2
-Профиль крыла: NACA 64A-204
-Коэффициент удлинения крыла: 3,2
-Стреловидность по передней кромке: 40 град.
-База шасси: 4,0 м
-Колея шасси: 2,36 м
-Масса пустого:
-с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
-с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
-Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
-с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
-Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
-Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
-с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
-Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
-Объём топливных баков: 3 986 л
-Подвесные топливные баки: 1 х 1 136 л или 2 х 1 402 л
-Конформные баки: 1 703 л
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
-Бесфорсажная тяга: 1 х н/д
-Форсажная тяга: 1 х 13100,6 кгс
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
-Бесфорсажная тяга: 1 х 7900,2 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 12900,4 кгс

Лётные характеристики

Максимальная скорость: соответствует M=2,0 на высоте 12 200 м
-Боевой радиус: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
-с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
-без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2хAIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
-Перегоночная дальность: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
-без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
-Практический потолок: 15 240 м
-Скороподъёмность: прим. 275 м/с
-Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м2 (при максимальной взлётной массе)
-Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение

Стрелково-пушечное: 1 х 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас - 511 снарядов)
-Точки подвески: 9
-Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
-под фюзеляжем: 1 000 кг
-внутренние: 2 х 2 041 кг
-центральные: 2 х 1 587 кг
-внешние: 2 х 318 кг
-на законцовках: 2 х 193 кг
-дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 х 408 кг
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6хAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
-ракеты «воздух-поверхность»: 6хAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2хAGM-84, 4хAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
-Бомбы:
-корректируемые: 4хGBU-10, 6хGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
-корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
-свободнопадающие: Mark 82, 8хMark 83, Mark 84
-Пушечные контейнеры: 1 х GPU-5/A с 30-мм пушкой
-БРЛС (бортовая радиолокационная станция):
-AN/APG-66
-AN/APG-68 (авиационная БРЛС с дальностью порядка 160 миль (250 км))
-AN/APG-80

Сорок лет назад на вооружение стран НАТО был принят самый массовый истребитель четвертого поколения — F-16 Fighting Falcon. Его выпуск продолжается до сих пор.

Своим рождением этот самолет обязан вьетнамской и арабо-израильским войнам, в которых более чем убедительно была опровергнута концепция воздушного боя, предполагавшая использование одних только ракет «воздух-воздух» с дальнего расстояния. Что во Вьетнаме, что на Ближнем Востоке, воздушные бои нередко проходили в лучших традициях мировых войн, часто напоминая классическую «собачью свалку». В этих боях нередко побеждали не современные F-4 Phantom с мощным ракетным вооружением, а легкие, верткие и устаревшие МиГи. Среди американских самолетов героем воздушных боев во Вьетнаме оказался легкий однодвигательный F-8 Crusader, в активе которого побед значилось больше, чем у нашумевшего «Фантома».

В начале семидесятых годов прошлого века ВВС США получили очень хорошую машину под названием F-15 Eagle, которая и в наши дни считается одним из лучших представителей четвертого поколения истребителей. Однако этот самолет оказался весьма дорогим, и о закупках большой партии речи не шло. Конгресс США всегда нервно реагировал на чрезмерные траты, нередко зажигая красный свет перед тем или иным дорогостоящим образцом оружия (по мнению конгрессменов, конечно же). Поняв, что одним F-15 решить проблему перевооружения ВВС не удастся, американские военные решили в дополнении к нему заказать легкий и «бюджетный» истребитель. Своего рода аналог советского МиГ-21, который был хорошим воздушным бойцом и при этом стоил недорого.

К 1973 году свой истребитель YF-16 представила компания General Dynamics, а годом позже подоспел его конкурент YF-17 фирмы Northrop. Оба истребителя заинтересовали военных, но выбор был сделан в пользу YF-16, который имел ряд неоспоримых преимуществ перед конкурентом. В частности, на нем устанавливался двигатель Pratt-Whitney F100, которым также оснащался F-15. Использование одинаковых двигателей облегчало и удешевляло обслуживание двух разных моделей, кроме того, YF-16 оказался более маневренным, чем YF-17 и более дешевым, благодаря однодвигательной силовой установке, против двухдвигательной у конкурента. В итоге в январе 1975 года YF-16 был объявлен победителем конкурса.

Вскоре самолет получил очень серьезную поддержку из Европы: союзники США по НАТО — Бельгия, Голландия, Норвегия и Дания объявили о своем желании принять F-16 на вооружение. Свое намерение они подкрепили в том же году на авиасалоне в Ле-Бурже, заказав для своих ВВС 348 истребителей. Причем все эти страны соглашались также стать производителями компонентов самолета, и вскоре в Бельгии и Голландии началось производство фрагментов фюзеляжа и электроники. Без преувеличения можно сказать, что F-16 — это продукт американской и европейской кооперации.

Первой страной, принявшей F-16 на вооружение в 1979 году, стали не сами США, а Голландия. В американских ВВС самолет появился только в 1980 году. Затем он, что называется, пошел по рукам: истребитель экспортировался в 23 страны, а лицензионное производство было организовано в Японии, Южной Корее и Турции. В настоящее время выпущено более 4600 F-16, которые стали не только самыми массовыми истребителями четвертого поколения в ВВС стран НАТО, но и в мире.


Феноменальный успех объясняется просто: F-16 обладал хорошими летными данными, был прост в эксплуатации и стоил недорого. Летчики хвалили истребитель за прекрасный обзор, что давало пилоту преимущество в воздушном бою, а технические службы отмечали продуманное размещение электронных блоков, отмечали удобство в обслуживании двигателя и прочих узлов. К тому же F-16 оказался еще и очень прочным — ресурс планера составляет 8000 летных часов.

Разумеется, были и минусы. Относительно небольшая максимальная скорость в 2 120 км/ч не всегда позволяла самолету выйти из боя в нужный момент и оторваться от противника. Старый советский МиГ-21 был более скоростным, не говоря уже про более новые машины. Небольшие размеры F-16 не позволяли брать на борт много топлива, из-за чего боевой радиус не превышал 900 километров, а однодвигательная схема снижала надежность: из-за отказа двигателей разбилось немало истребителей. F-16, особенно первых серий, оказался весьма аварийным самолетом: в результате различных происшествий было потеряно около 650 самолетов.

Фирмы-производители F-16 — General Dynamics, а затем Lockheed Martin постоянно совершенствовали истребитель. Модификация 16C получила новый двигатель General Electric F110, обновлялась авионика, системы управления бортовым вооружением, появились конформные топливные баки, увеличившие дальность полета. Несмотря на возраст, F-16 до сих пор остается одним из лучших однодвигательных истребителей в мире, модернизационный потенциал которого до конца не исчерпан. Свидетельством этого служит предложенная ВВС Индии модификация F-21 — наиболее совершенная версия F-16 на сегодняшний день. Этот истребитель абсолютно по всем показателям превосходит своего предка F-16A образца 1979 года, являясь самолетом поколения 4+.

В истории мировой авиации (особенно боевой) есть немало действительно легендарных самолетов. Некоторые из них, будучи созданными еще во времена Холодной войны, были и будут производиться еще на протяжении долгого времени. Одним из таких самолетов является F16. Истребитель этот планируется производить еще (как минимум) до 2017 года. Это одна из наиболее многочисленных машин всего блока НАТО.

Основные технические характеристики

  • Состав экипажа - один пилот.
  • Полная длина планера - 15,03 м.
  • Общий размах крыльев - 9,45 м (если на крыльевых пилонах подвешены ракеты, размах составляет ровно 10 метров).
  • Максимальная высота планера - 5,09 м.
  • Общая площадь крыла - 27,87 м².
  • Размер общей базы шасси - 4,0 м.
  • Размер колеи - 2,36 м.
  • Масса пустого самолета - в пределах 9,5 тонны. Вариации возможны в зависимости от типов и модели установленных двигателей.
  • Взлетная масса - от 12,5 до 14,5 тонны. Зависимость - как и в предыдущем случае.
  • истребителя F16 составляет 2 М на высоте 12 000 метров, и около 1,2 М около земли.

Как начиналась его история?

История самолета начинается в середине 60-х годов. После неудач во Вьетнаме американцы пришли к выводу, что им жизненно необходим специализированный легкий истребитель, который бы позволил сразу завоевать господство в воздухе. В рамках этой программы была оперативно создана модель Ф-15, но она оказалась излишне сложной и очень дорогой.

Именно поэтому в 1969 году стартовала программа создания простого и дешевого истребителя, способного выполнять одновременно функции перехватчика в условиях простых метеорологических условий. Дело в том, что в те времена основным противником ВВС США был МиГ-21, который стоял на вооружении не только самого СССР, но и ряда других стран социалистического блока. Тяжелым и не слишком маневренным Ф-15 было тяжело вести бой с юркими «Мигами», а потому срочно требовалось что-то менять.

Начало создания нового самолета

В самом начале 1972 года ВВС выступили с предложением всем крупнейшим американским самолетостроителям. Предполагалось, что государственный заказ достанется компании, выигравшей в результате проведения открытого тендера. Вскоре остались только два реальных претендента на получение заказа. Ими были фирмы General Dynamics и Northrop. Уже через два года они представили свои опытные модели, названные F-16 и YF-17.

Был построен по классической схеме, использовал один двигатель. YF-17 был двухдвигательным. Вторая машина получилась хорошей, но опять-таки была излишне дорогой и сложной в производстве. Неудивительно, что победителем в тендере был выбран F16. Истребитель был значительно проще, а перспективы его массового серийного выпуска были намного реальнее. Впрочем, «неудачника» YF-17 не забыли. Именно наработки по этому проекту легли в основу создания палубного истребителя F/А-18 Hornet.

Удешевление конструкции

Чтобы снизить общую стоимость конструкции, при проектировании самолета использовались двигатели Pratt & Whitney F100. Они, к слову говоря, были «позаимствованы» с модели Ф-15. Колеса шасси разработчики взяли от самолета Convair B-58. Впрочем, не стоит считать новый истребитель сборником заимствований. В частности планер машины был абсолютно новым: он разрабатывался с нуля, проектировался по революционной нестабильной схеме.

Отныне полет зависел не только от мастерства летчика, но и от постоянной работы коррекционных систем, без которых добиться вменяемого поведения юркой машины на опасных углах захода было попросту невозможно. Это кардинальное отличие F16. Истребитель, скорость которого превышает 2 М на тангаже, в общем-то, бессмысленно пытаться выровнять в ручном режиме. Именно по этой причине механический привод в конструкции отсутствует полностью, что для мирового самолетостроения в те годы было откровением.

Вообще, предназначенность самолета для предельно высоких скоростей предусматривается во всем. Во-первых, для пилотов было создано совершенно новое противоперегрузочное кресло, которое помогало человеку выдерживать ускорения до 9G. Неподалеку от ручки штурвала располагается специальный упор для руки летчика. Дело в том, что при все тело человека становится намного тяжелее, а потому он просто физически не может держать конечности на весу.

Огромное значение придавалось эргономике: все необходимые элементы управления находились в зоне легкой досягаемости и были очень удобно расположены. Благодаря этому, летчик меньше уставал при пилотировании, наличие второго пилота в кабине уже не требовалось. Впрочем, все же существуют двухместные модификации, но они предназначены исключительно для учебных задач.

Первые проблемы

Для своего времени новый самолет был настоящим прорывом. В частности, в нем практически отсутствовала механическая связь агрегатов управления с исполняющими системами машины. Именно по этой причине и случился один казус. Когда первый опытный F16 (истребитель) пошел на взлет, он начал дергаться и рыскать по взлетной полосе. Несмотря на тревожность происходящего, летчик все же сумел набрать необходимую скорость и взлететь.

В процессе разбора инцидента выяснилось, что причина неадекватного поведения самолета кроется в устаревшей системе подготовки пилотов, когда они слишком сильно тянули за ручку штурвала. «Умная» электроника тут же передавала это усилие, бывшее чрезмерным, на двигатели и рули, в результате чего истребитель начинал «бегать» по взлетно-посадочной полосе. Когда обстоятельства произошедшего прояснились, в США тут же начали переписывать инструкции по летной подготовке и готовить новые учебные пособия.

Отметим, что в этом отношении уникален именно F16. Истребитель-аналог с отечественных просторов, то есть МиГ-29, требует более сложной системы обучения молодых пилотов.

Современное положение дел

Сегодня все произведенные «старички» Ф-16 не только остаются в строю, но и готовятся к полномасштабной модернизации. Правда, перспективы этого до сих пор не определены. Так, в 2014 году американцы планировали дооборудовать все свои самолеты этой модели до уровня F-16V. Последняя буква в индексе обозначает Viper, "гадюка". Планируется добавление активной фазированной решетки, установка более функционального и мощного бортового компьютера. Кроме того, были запланированы работы по улучшению эргономики кабины пилота.

Согласно оценкам специалистов, до этой версии может быть модернизирован практически любой F16. Истребитель после проведенного комплекса работ станет несколько маневреннее и живучее в условиях современного воздушного боя.

Но, как мы уже отмечали, перспективы этого начинания довольно-таки туманные. Все дело в приличном сокращении Огромные суммы тратятся на доведение до «ума» модели Ф-35, да и с парком новых Ф-22 нужно что-то делать. Скорее всего, модернизированные истребители пойдут на экспорт, в то время как в небе США планируется доминирование новейших Ф-35. В частности к перспективе улучшения своих самолетов уже проявили интерес многие союзники США по НАТО.

Насколько Ф-16 хорош в небе?

Сравнительно немолодой самолет F16 обладает редкой для западных машин степенью маневренностью, незначительно уступая в этом лишь отечественным Су-27 и МиГ-29. Во многом это обусловлено тем, что эта машина стала первым серийно выпускаемым истребителем, в конструкции которого были задействованы новые компьютеризированные системы управления, обеспечивающие устойчивость планера в любых условиях, вне зависимости от действий самого пилота.

Впечатления летчиков

Практически все пилоты, которым впервые дали самолет F16, испытывали настоящее удовольствие от управления новой техникой. Машина отличается превосходной управляемостью, «объемный» фонарь кабины в виде пузыря обеспечивает прекрасный обзор, а индикаторы, выводящие информацию прямо на стекло, дают возможность летчику быть в курсе любых изменений в состоянии машины, не отвлекаясь на изучение приборов.

Американским военным особенно понравилась легкость обучения молодого пополнения. Так, если на отработку ударов по наземным целям на других самолетах требовались месяцы, то истребитель F16 «Файтинг Фалкон» требовал на это не более двух-трех вылетов. Экономились колоссальные объемы топлива и времени. Точность бомбометания у нового самолета была такой, что пилоты прозвали метку прицеливания на дисплее «точкой смерти». Несмотря на это, кое-какие проблемы у него все же имелись, и далеко не все из них были «косметическими».

Эксплуатационные проблемы

Но и недостатки у новой машины также имеются. Во-первых, как инженеры, так и сами военные, неоднократно отмечали, что из-за наличия в конструкции машины одного только двигателя ее реальная боевая живучесть может оказаться невелика. На это особенно упирают израильские летчики. У них в почете Ф-15. Имея два мотора, эта машина неоднократно позволяла пилотам возвращаться на базу, когда один из них выходил из строя в результате попадания ракеты ПЗРК.

Во-вторых, много нареканий вызывает слишком низко расположенный воздухозаборник. Из-за этого истребитель F16, технические характеристики которого разбираются в статье, нуждается в очень хороших аэродромах, не может эксплуатироваться в условиях пылевых бурь и с грунтовых взлетно-посадочных полос.

Наблюдаются проблемы и с самой посадкой. Многих летчиков на «Файтинг» пересадили с Ф-4. Этот самолет отличался значительным весом, а потому садился плотно и надежно. А вот истребитель F16 (фото которого вы найдете в статье), с его небольшим весом и одним двигателем, при посадке даже у опытных пилотов нередко начинает «козлить», прыгая по полосе. В результате происходит быстрый износ шасси, чем очень недоволен обслуживающий персонал, которому постоянно приходится менять изорванные покрышки.

Многие пилоты высказывали нарекания по поводу бокового расположения рукояти штурвала. Из-за этого пришлось вносить изменения в конструкцию: добавили искусственный люфт, благодаря которому ручка располагалась как бы по центру. После этого новый F16 (истребитель, характеристики которого рассматриваются в статье) стал куда «роднее» старому поколению пилотов, которые привыкли именно к центральному расположению штурвала.

Беспрецедентная открытость тестирования нового самолета все же не смогла выявить все имеющиеся в конструкции недостатки. Так, в самом начале 80-х годов внезапно оказалось, что прославленная «умная» автоматика порой дает катастрофические сбои. В результате этого погибло сразу несколько летчиков, которые полностью утрачивали управление в нескольких метрах над землей, в ходе проведения сложных маневров.

Учитывая, что на первых партиях стояло не самое впечатляющее навигационное оборудование, летчики невесело называли свои самолеты «Сесснами с ракетами», указывая на невысокую надежность машины, которая не превышала таковую для простой гражданской техники.

Пришлось добавлять продвинутую защиту от скачков напряжения, а также внедрять в конструкцию дополнительные аккумуляторы, предотвращавшие проседание напряжения в некоторых специфичных случаях. В настоящее время практически все возможные «детские болезни» уже окончательно побеждены, и никаких проблем с эксплуатацией летчики не испытывают. Учитывая, что в числе операторов - не менее десятка стран, можно с уверенностью говорить о достаточно высокой надежности Ф-16 и его хороших перспективах в области дальнейшей модернизации.

«Практическое применение»

В апреле 1981 года эти самолеты участвовали в налетах на лагеря палестинских беженцев, будучи в составе израильских ВВС. Уже к кону месяца истребитель F16 прогнал российский самолет (тогда еще советский), которым управлял сирийский летчик, а вскоре «Фалконы» сбили два Ми-8, принадлежавших сирийскому воинскому контингенту. Триумф, скажем, сомнительный, так как сбить пару транспортных вертолетов, даже не вступая с ними в визуальный контакт, мог бы даже летчик, управляющий куда более старой машиной.

В середине июля была одержана куда более убедительная победа, когда израильский же пилот сбил сирийский МиГ-21. В первой ливанской войне пять Ф-16 сбили сирийцы, летавшие к тому времени на МиГах-23. В общем-то, израильтяне частенько использовали этот самолет в качестве штурмовика. Так, в том же 1981 году они «бандитским образом», без предупреждений и объявления войны, вторглись в воздушное пространство Ирака и разбомбили реактор Озирак под Багдадом. Сооружение было полностью разрушено, звено истребителей потерь не имело.

С 1986 по 1989 год пакистанские пилоты сбили некоторое количество афганских транспортных самолетов, вертолетов (в том числе один Ми-26), а также подбили один штурмовик Су-25, который пилотировался Александром Руцким. «Тянул» ли старый МиГ против F16? В то время на вооружении афганцев могли находиться только МиГи-21. В сочетании с низким мастерством летчиков он физические не мог противостоять новой технике.

Но все это эпизоды, в которых новую технику «обкатывали» американские союзники. Использовали ли они этот самолет самостоятельно? Да, было и такое.

Вторжение в Панаму и прочие эпизоды

Но и этот эпизод волнительным не назовешь при всем желании. Да, во вторжении в Панаму участвовало целое звено этих истребителей, но у панамцев вообще не было самолетов, а потому случаев воздушных боев в той войне вообще не было.

Зато во время именно Ф-16 был наиболее массовой машиной Коалиции, совершив не менее 13 450 боевых вылетов. Всего в тех событиях участвовало 249 единиц техники. Официально считается, что тогда американцы потеряли около 11 самолетов подбитыми, а еще пять - поврежденными. Соответствуют ли эти цифры реальности - другой вопрос. В Ираке тогда еще оставалась боеспособная авиация, да и летчики тоже были.

Встречался ли в бою F16 (истребитель) против МиГ-29, нашего аналога «Файтера»? Нет. Летчики, имевшие возможность пилотировать обе эти машины, оценивают их одинаково. У них есть свои достоинства и недостатки, оба самолета великолепно держат курс и обладают прекрасной маневренностью. Так что говорить о каком-то реальном превосходстве или отставании техники не приходится. В принципе, наш МиГ, имеющий два двигателя, в случае попадания ракеты ПЗРК в один из них имеет некоторые шансы «доковылять» до своего аэродрома. Для Ф-16 повреждение или разрушение мотора будет фатальным.

F-16 - американский истребитель четвёртого поколения, на сегодня самый массовый истребитель в мире.

Истребитель F-16 был разработан в США в 1974 году. Разработчиком является компания General Dynamics.


На вооружение армии США истребитель F-16 поступил в 1979 году.


В 1993 году компания General Dynamics потеряла интерес к авиастроению и продала свой авиационный бизнес компании Lockheed Martin, которая тогда называлась Lockheed Corporation.


Самолёт F-16 - это самый массовый истребитель четвёртого поколения. Таким он стал благодаря своим неплохим характеристикам и сравнительно невысокой стоимости. По состоянию на июнь 2014 года построено свыше 4 500 истребителей F-16. В этом же году F-16 состоял на вооружении 25 стран.

F-16C

В различных модификациях F-16 будут производить до 2017 года. Конечно же, эти самолёты встанут не на вооружение армии США, а на вооружение более бедных стран. Сами США сейчас закупают истребители пятого поколения F-35 .


Первые воздушные бои F-16 были во время гражданской войны в Ливане. Тогда израильские истребители F-16 одержали победу над сирийскими МиГ-21.


После этого израильские F-16 учавствовали в оперции «Мир Галилее», в ходе которой успешно вели бои с сирийскими МиГ-21 и МиГ-23 . Хотя есть сведения что в ходе той войни Израиль потерял минимум пять F-16.

F-16C

В дальнейшем Израиль активно использовал свои F-16 для налётов на соседние страны, в которых были лагеря враждебных Израилю группировок.


Во время войны в Персидском заливе F-16 был самым массовым истребителем стран коалиции. Они задействовали 249 истребителей F-16 различных модификаций. Этот самолёт имел самый низкий показатель боевых потерь.


Во время войны в Афганистане F-16 ВВС Пакистана активно патрулировали границу, так как были частые нарушения воздушного пространства страны. В результате этого было сбито около 13 афганских самолётов (МиГ-23 , Ан-24 и Ан-26) и один советский штурмовик Су-25 . Один F-16 ВВС Пакистана был потерян при странных обстоятельствах.


Кроме этого F-16 учавствовал ещё во многих конфликтах по всему миру и показал себя весьма неплохо.


Есть данные 2008 года говорящие о том, что за всё время всего было потеряно 561 машины. 317 истребитей F-16 было потеряно в США, остальные в других странах.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: