Самые последние лучшие самолет истребитель. Самые лучшие современные истребители в мире

Самых современных истребителей мира

10. J-10 (Китай)


На J-10 применено "безхвостовая дельта-утка" аэродинамическая компоновка, которая первоначально была разработана для истребителей J-9.
Горизонтальный руль перемещен вперед, и находится в передней части крыла. Когда самолет нужно направить вверх, вместо того чтобы заставить хвост опустится вниз, такая компоновка поднимает нос, увеличивая общую скорость реагирования и подъема.
В такой компоновке самолет более эффективно контролирует вертикальное управление с меньшим размером поверхности руля высоты, в результате чего меньшее сопротивление воздуха и меньший вес.
В самолете используются регулируемые, подборки потока воздуха, который подает воздух в один турбовентиляторный реактивный двигатель АЛ-31ФН.
Рампа воздухозаборника расположена под острым углом, чтобы отклонить поток воздуха в продольном направлении. Такая конструкция создает разрыв между воздухозаборником и носовой частью фюзеляжа, что улучшает параметры на высоких скоростях.
Эта конструкция воздухозаборников как сообщается, была применена на последней моделе J-10B.
Бесхвостая схема дельта-утка по своей сути аэродинамически неустойчивой, особенно на сверхзвуковых скоростях.
Для обеспечения устойчивости существует сложная компьютеризированная система управления (FBW). J-10 использует цифровую систему квадруплекс (четыре канала FBW), разработанную 611-институтом. Программное обеспечения для системы FBW было так же разработано 611-институтом использования ADA языка. Пилот расположен в кабине, которая находится над воздухозаборником и перед передними стабилизаторами.
Бортовой цифровой компьютер управления полетом пилота, обеспечивает автоматическую координацию устойчивости полета. Таким образом, это позволяет пилоту сконцентрироваться на выполнении задач боевых действий.
Двухместный J-10S может быть использован для обучения пилотов или в качестве стандартного истребителя.

Технические характеристики

Экипаж:

J-10 – один пилот,
J-10S – два пилота
Двигатель : 1XАЛ-31ФН турбовентиляторный Тяга максимальная: 7770 кг,
Тяга на форсаже : 12.500 кг,
Дозаправки топливом в полете : Да
Вооружение : одна 23 мм пушка
На внешней подвеске : 11 точек подвески (пять под фюзеляжем, шесть под крыльями)

Ракетное вооружение:

Воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
- воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
- управляемые (LT-2, LS-6), а так же не управляемые бомбы


9 - МиГ-35 (Россия)


Истребитель создан на основе МиГ-29М, МиГ-35 (по классификации НАТО Fulcrum F) оснащен передовой авионикой, стекло кабины пилота оснащено тремя 6x8 дюймовыми плоскими ЖК мониторами, позволяющими вести круговой обзор, цифровые карты местности, прицел интегрирован в шлем пилота. На самолете установлен современный скан - радар.
Этот радар имеет фазированную решетчатую антенну.
МиГ-35 может дозаправляться в воздухе.
МиГ-35 оснащен согласно западным стандартам Mil-1553. Повышена надежность и удобство обслуживания, снижены эксплуатационные расходы и увеличен ресурс в 2,5 раза (по сравнению со старыми МиГ-29).
В качестве прицела используется оптико-электронный целевой трекер, идентичный тому, который используется на Су-30МКИ.
Для поражения воздух-земля, самолет может быть оснащен оптико-электронным модулем ориентации, установленным под правым воздухозаборником.
Самолет оснащен РЛС, оптико-электронным предупреждением о ракетном нападении, лазерными датчиками предупреждения, и системой активной защиты, как частью интегральной системы самообороны.
Миг-35 имеет четыре дополнительных узла подвески и может нести полезную нагрузку на внешних подвесках свыше шести тонн.
Самолет оснащен двумя двигателями РД-33 МК с цифровым управлением, обеспечивающими тягу в 9000 кг каждый. Этот тип является улучшенной версией стандарта РД-33.

Основные технические характеристики:

Взлетная масса 22 700 кг
Максимальная дальность полета 3 000 км
Максимальная скорость горизонтального полёта 2400 км/ч
Масса 11 000 кг

8. Typhoon (Германия)




Кабина самолета Тайфун может быть в одно- или двух- местном исполнении.
В изготовлении использованы карбоновые композитные ребра для узлов подвески.
До 70% материалов составляют углеродные композиты, а так же титан и алюминиево-литийный сплав. Стабилизаторы установлены на передней и задней кромках крыла.
Конструкция треугольного крыла позволяет довести число узлов внешней подвески до 13.
Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс.
Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны.
Радиолокационная система распространяет свои сигналы специальным образом.
Воздухозаборники двигателей имеют прямоугольную форму и слегка расположены углом вниз к осевой части фюзеляжа.
Выхлопные газы двигателей выходят через обычные кольцевые сопла, планируется в будущем заменить их векторными управляемыми соплами.
Боковые шасси убираются внутрь к центральной части фюзеляжа, носовое шасси убирается назад.
Шасси оснащены охлаждающими тормозами на основе углеродных материалов, они охлаждаются и контролируются с помощью компьютера.
Шасси в целом разработаны, так чтобы они выполняли функцию воздушного тормоза при посадке. Благодаря этому посадочный пробег около 700 метров.

Технические характеристики истребителя Тайфун:

Лётные характеристики

Максимальная скорость:

на высоте : 2,0 Маха (2450 км/ч)
у земли : 1,2 Маха (1400 км/ч)
Боевой радиус действия
в режиме истребителя : 1390 км
в режиме ударного самолёта : 600 км
Перегоночная дальность : 3790 км
Практический потолок: 19 812 м

Вооружение

Пушечное вооружение : 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.)
Точек подвески : 13

6 500 кг различного вооружения :

-Ракеты «воздух-воздух»
-Ракеты «воздух-земля»
-Бомбы


7. Gripen NG (Швеция)




JAS 39 Gripen является истребителем четвертого поколения производства шведской компании Saab.
Gripen поступил на вооружение ВВС Швеции в 1995 году, заменив собою Saab Drakens и Viggens. Этот самолет способен выполнять несколько видов боевых задач, а именно, использоваться как истребитель, как штурмовик и как разведчик.
Силовая установка состоит из одного турбовентиляторного двигателя Volvo Aero RM12, созданного на основе General Electric F404. Gripen способен развивать скорость до M2 и имеет максимальную дальность в 2800 км.
На сегодняшний день выпущено 270 самолетов Gripens (По данным http://ru.wikipedia.org/wiki/Saab_JAS_39_Gripen - 264) Из них для шведских военно-воздушных сил - 204.
Самолеты поставлялись на экспорт в следующие страны: Чехия (14), Венгрия (14), Южная Африка (26), Таиланд (12).

Технические характеристики

Масса пустого : 6800 (7100) кг
Нормальная взлетная масса : 8500 кг
Максимальная взлётная масса : 14 000 кг
Двигатель : Вольво Аэро RM12
максимальная тяга : 1×5100 кгс
тяга на форсаже : 1×8160 кгс

Лётные характеристики

: ~ 2200 км/ч (2,0 Маха)
Боевой радиус : 800 км
Практический потолок : 15 240 м

Вооружение

Пушечное : 1 x 27-мм Mauser BK27 (боезапас - 120 патронов)
Ракеты:
«воздух-воздух»
«воздух-поверхность»
Бомбы


6. Rafale (Франция)



Rafale является боевым самолетом, способным выполнять широкий спектр боевых задач на коротких и дальних расстояниях, в том числе поражения противника на земле на море, задачи ПВО, завоевания превосходства в воздухе, задачи разведки, нанесения высокоточного удара.
Самолет был разработан для французских ВВС и ВМФ.
61 самолет был построен (36 для ВВС и 25 для военно-морского флота). Rafale M введен в эксплуатацию в 2001 году, десять самолетов находятся в рабочем состоянии в аэропорту Шарля де Голля.
Rafale B и C поступил на вооружение ВВС Франции в июне 2006 года, тогда же была создана первая эскадрилья. Вторая эскадрилья ВВС была создана в 2008 году. Для военно-морского флота была создана модификация Rafale F1.
Поставки на флот модификаций F2 начались в мае 2006. Модификации F1 будут модернизированы.
Правительство Франции выделило € 3,1 млрд. на разработку вполне модификации F3. Заказ на 59 самолетов F3, был размещен в декабре 2004 года, он предполагал поставку 47 единиц для военно-воздушных сил (11 двухместных и 36 одноместных) и 12 (одноместных) для военно-морского флота.
Rafale F3 был сертифицирован в июле 2008 года, принят на вооружение с 2009 года. В марте 2007 году три истребителя французских ВВС и три истребителя военно-морского флота размещены в Таджикистане в рамках программы НАТО.

Технические характеристики

Масса пустого : 10 000 кг
Нормальная взлетная масса : 14 710 кг
Максимальная взлётная масса : 24 500 кг
Масса полезной нагрузки : 9500 кг

Двигатель : 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4

максимальная тяга : 2×5100 кгс
тяга на форсаже : 2×7500 кгс

Лётные характеристики

Максимальная скорость на большой высоте : ~ 1900 км/ч (1,8 Маха)
Боевой радиус : 1800 км
Боевой радиус : 1093 км в варианте истребителя-перехватчика
Практический потолок : 15 240 м

Вооружение

Пушечное : 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр./мин),
боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
Ракеты:
«воздух-воздух»
«воздух-поверхность»

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

В условиях современного цивилизованного мира военные конфликты - редкость, но если они возникают, то огромное преимущество будет на стороне страны, у которой мощнее воздушная техника . Это вовсе не странно, ведь боевые летающие машины способны нанести непоправимый ущерб противнику. Именно по этой причине военная авиация каждой страны комплектует свой арсенал самолётами, способными уничтожить наземные угрозы мгновенно.

Миллионы авиаконструкторов соревнуются между собой , кто создаст самый лучший истребитель в мире, уделяя огромное внимание даже мельчайшим деталям. Для того чтобы понять, какой из существующих на сегодня самолётов-истребителей действительно заслуживает звания лучшего, следует обратить внимание на критерии , которые ставятся перед идеальным боевым самолетом.

Критерии для современных истребителей

Решающий шаг в военных действиях, как показывает практика войн в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Ираке и других странах, является именно авиация. Для того чтобы определить, какой именно истребитель способен принести победу своей стране, требуется более детально рассмотреть эксплуатационные характеристики и особенности каждого из претендентов.

Понять, какой истребитель лучше, можно только при наблюдении реального столкновения между ними, но такое развитие событий маловероятно, так как в все проблемы и разногласия решаются мирным путём. Существует, конечно, ряд критериев, которые, по мнению экспертов, являются главными. Итак, важными особенностями самолётов являются:

  • скорость истребителя;
  • его выживаемость;
  • набор вооружения;
  • манёвренность в воздухе;
  • защита от обнаружения;
  • длина и продолжительность полёта.

Критерии, которыми должен обладать идеальный военный самолёт, постоянно меняются, так как каждая новая из моделей модифицируется и переоборудуется. К огромному сожалению, для того чтобы наработать опыт и понять, что именно нужно для создания мощного истребителя, приходится платить - размером в человеческие жизни.

Особенности самых известных машин современности

Как известно, каждый «воздушный боец» имеет несколько своих характеристик, с которыми мы сейчас попробуем разобраться, а в конце подведём итоги и сделаем предположения, кто действительно может войти в топ-10 лучших истребителей мира. Для сравнения мы выбрали представителей различных стран-производителей, но лидируют в топе всё-таки русские и американские разработчики.

  • F-22 raptor;
  • Су-35С;
  • F-35Lightnig;
  • T-50;
  • Messershmitt Me.262 «Schwalbe»;
  • Миг 25;
  • British Aerospace Sea Harrier;
  • Mitsubishi A6M;
  • F-16 Fighting Falcon;
  • Германский Typhoon;
  • Gripen;
  • Rafale;
  • F-15 Eagle.

F-22 Raptor

Начнём с разработки известной фирмы под названием Lockheed Martin - F-22 Raptor.

F-22 Raptor

Эта модель является самым дорогим истребителем во всём мире. Всего таких боевых машин произведено 145 штук. Это единственный в своём роде многоцелевой самолёт, который может развивать скорость без форсажа больше 1,5 маха. Укомплектован двумя двигателями, поэтому имеет большую . Как говорится: «Кто быстрее противника обнаружил, тот и победил в схватке». Благодаря технологии «Stealth», которой оборудован истребитель, он менее заметен в воздухе.

Видео о самолёте «F-22 Raptor»:

Вторым претендентом на звание лучшего мы определили Су-35С

Это боевая машина, которую большинство считает самой мощнейшей разработкой, относящейся к классу 4++.


Су-35С

Единственный фактор, который отделяет Су-35 от пятого поколения самолётов - это отсутствие технологии «Stealth». Но несмотря на это, истребитель включает несколько видов вооружения:

  • управляемое ракетное бомбардирование по типу «воздух-земля»;
  • неуправляемое ракетное;
  • управляемое ракетное типа «воздух-воздух»;
  • стрелково-пушечное бомбардирование;
  • бомбовое.

Для того чтобы истребитель мог работать автономно и в ситуациях, при которых отсутствует связь со спутниковыми навигационными системами, а пилот мог держать связь с наземными службами, он укомплектован инерциальной навигационной электронной системой БИНС-СП2. Особенностью этой модели, как отмечают эксперты, является его манёвренность. Он способен совершать разворот в горизонтальной плоскости без существенного снижения скорости полёта. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2500 километров в час. Дальность полёта - 3600 километров.

Видео о самолёте «Су-35С»:

F-35 Lightning

Это боевая воздушная машина пятого поколения, которая оборудована одним двигателем Pratt&Whitney.


F-35 Lightning

Силовая установка для этой модели разрабатывалась сотрудниками компании Rolls-Royce. Есть три типа модификации истребителя F-35 Lightning:

  • F-35A - стандартная разработка;
  • F-35B - версия истребителя с вертикальной посадкой и существенно укороченным взлётом;
  • F-35C - версия, предназначенная для палубного вида авиации, взлёт типа катапульта, посадка - аэрофинишёр.

Особенностью F-35 Lightning является уникальный шлем пилота. Он находится пока что на стадии разработки, но его функциональность просто поражает. Благодаря современным инновационным технологиям, пилот может видеть сквозь кабину истребителя даже в и в инфракрасном диапазоне. На визоры экипажа подаётся все самая необходимая информация навигации для ведения боя. Способен развивать скорость 1900 км в час.

Видео о самолёте «F-35 Lightning»:

Т-50

Может претендовать на место в линейке лучших, пока что находится в разработке, старт его производства запланирован на 2015 год.


Т-50

Главной должен быть большой радиус поражения. В боевом арсенале истребителя будет высокоточное оружие и РЛС с решетчатой фазированной антенной. Взлётная масса истребителя составляет 20 тонн. Он развивает скорость до 2,5 М. Средняя скорость - 2600 километров в час.

Видео о самолёте «Т-50»:

Messershmitt Me.262 «Schwalbe»

Это первый в мире боевой истребитель, который был способен развивать 900 км в час.


Messershmitt Me.262

Бортовое оружие его включает четыре 30-миллиметровые пушки с сотней снарядов, а также 24 неуправляемые ракеты.

Видео о самолёте «Messershmitt Me.262 «Schwalbe»»:

Миг 25

Разработка советских учёных, которая прошла длинный путь к совершенству и теперь принадлежит к пятому поколению.


Миг 25

Данный сверхзвуковой перехватчик в своё время установил 29 рекордов. В режиме разведки самолёт становится намного легче и разгоняется до 2,8 М. Особенностью истребителя является его способность захватить в полёт более 2 тонн бомб.

Видео о самолёте «Миг 25»:

British Aerospace Sea Harrier

Истребитель вертикального типа взлёта и такой же посадки.

Этот самолёт вот уже на протяжении длительного времени находится на вооружении Морской пехоты в США.


British Aerospace Sea Harrier в небе

Секретом в разработке было создание подъёмной тяги, над которой британские авиаконструкторы трудились не один год. Разработчики использовали единый силовой агрегат - Rolls-Royce Pegasus c отклоняемым вектором тяги.

Видео о самолёте «British Aerospace Sea Harrier»:

Mitsubishi A6M

Называют «самолётом-загадкой», так как разработчикам Mitsubishi удалось сочетать несочетаемое - манёвренность и рекордную для истребителя дальность полёта, составляющую 2600 км при снаряжении в 2,5 тонны.


Mitsubishi A6M

Mitsubishi A6M - это воплощение самурайского духа, который своим внешним видом презирает и все, что с ней связано. Это можно понять по тому, что истребитель японского производства полностью лишён брони.

Видео о самолёте «Mitsubishi A6M»:

F-16 Fighting Falcon

Обладает огромным преимуществом в оптическом обзоре, так как укомплектован безпереплётным фонарём.


F-16 Fighting Falcon

Скорость разворота истребителя - 21,5 градусов в секунду. За секунду истребитель набирает высоту 294 метра. Это довольно неплохой показатель. F-16 Fighting Falcon оборудован огромным комплектом вооружения, он способен применять в бою неуправляемые и управляемые, а также антирадарные ракеты.

Видео о самолёте «F-16 Fighting Falcon»:

F-15 Eagle

Это по версии BBC настоящий «убийца», за свою историю существования он принёс 104 победы без единого поражения.


F-15 Eagle

Сбить эту воздушную машину так никому и не удавалось. Таким показателем, как у F-15 Eagle, не может похвастаться на сегодня ни один из существующих истребителей. Модель истребителя способна вести активный бой даже в экстремальных условиях - в дневное время или ночью, в любых непредвиденных метеорологических условиях, на маленьких высотах и больших.

Видео о самолёте «F-15 Eagle»:

J-10

Также не должен быть обойдён вниманием, так как китайские авиаконструкторы постарались на славу.


J-10

Этот истребитель называют «уткой» из-за его специфической конструкции. Горизонтальный руль истребителя перемещён больше вперёд и находится практически в передней части крыла. Когда пилоту требуется направить самолёт вверх, вместо привычного опускания компоновка самолёта поднимает его нос и этим самым увеличивает его скорость подъёма. Безхвостовая система J-10 при всех особенностях является аэродинамически неустойчивой, особенно если речь идёт о сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя может состоять из одного или двух человек. Есть функция дозаправки в режиме полёта.

Видео о самолёте «J-10»:

Германский Typhoon

Поражает разнообразием материалов, из которых он произведён.


Typhoon

В изготовлении принимали участие и карбоновые композитные рёбра, и углеродные композиты, и титан, и даже алюминиево-литиевые сплавы. Технология Стелс делает самолёт визуально невидимым даже на маленьком расстоянии от противника. Вооружён пушкой Маузер ВК27, а также ракетами «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Видео о самолёте «Typhoon»:

Gripen - шведский истребитель четвёртого поколения

На сегодня является одной из главных воздушных боевых машин страны.


Gripen

Этот истребитель способен безупречно выполнять одновременно несколько боевых задач, а именно - быть штурмовиком и разведчиком. Оборудован турбовентилятором Volvo Aero RM12, благодаря которому способен развивать дальность полёта 2800 километров.

Видео о самолёте «Gripen»:

Rafale

Является французским боевым самолётом, который может выполнять большой спектр задач на коротких и дальних от противника расстояниях, в том числе безупречно поражать своего противника и на море, и на земле.


Rafale

На разработку этого истребителя французское правительство выделило 3 миллиона евро. В марте 2007 года этот истребитель на вооружения взяло НАТО. Он оборудован двухконтурным турбореактивным двигателем. Развивает скорость 1900 километров в час, боевой радиус составляет 1800 километров.

Видео о самолёте «Rafale»:

Каждая война и воздушный боевой конфликт вводят свои правила и особенности ведения боевых действий, поэтому, читая характеристики всех вышеперечисленных воздушных боевиков, достаточно сложно с первого раза определить, кто является лидером среди них. Пока что первенство отдают F-22 raptor, но каждый из истребителей постоянно подвергается доработкам и обновлениям, поэтому меняется очень быстро. На сегодня существует пять поколений воздушных машин, шестое поколение, которое будет обладать ещё большими инновациями, пока что находится на стадии разработки и полностью засекречено. Чем же удивит мир истребитель шестого поколения, нам остаётся только гадать.

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

Те, кто часто летают на самолетах, не раз задавались вопросом: “А какие самые лучшие самолеты в мире?” Как известно, самолеты есть военные и пассажирские. И среди первых, и среди вторых есть явные фавориты. Техника развивается очень быстро с каждым годом, поэтому и производство самолетов совершенствуется.

В начале давайте определим самые лучшие в мире военные самолеты, как во всем мире, так и в России. А какие ? ? ? Читайте на нашем сайте.

Среди них, конечно, лидируют истребители . Военные самолеты, предназначенные для воздушных боев и сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолетов и прочих.

1 место

Здесь расположился истребитель F-15 Eagle . У него почти 104 победы в подтвержденных воздушных боях и при этом без каких-либо потерь. Он есть в разных вариациях — F-15 Е “Stike Eagle”, F-15 SE “Silent Eagle” .

Гордость американского воздушного флота, он может соперничать разве что с российским СУ- 27.

F-15 Strike Eagle.

2 место

На втором месте также находится американский истребитель — F-4 “Phantom 2″ . Это универсальный бомбардировщик, который весит около 20 тонн .

Проверенный в боях во Вьетнаме, Пакистане, Ираке, Индии, он прекрасно оборудован, как радиоэлектронными системами, так и прочими специальными техническими новинками.

3 место

Supermarine Spitfire — одна из настоящих легенд времен Второй Мировой войны. Именно благодаря этим самолетам, Великобритании удалось остановить вторжение немцев на свою территорию в самом начале войны.

Овальная форма крыльев и 8 автоматических пушек обеспечивали им непревзойденные победы.

Supermarine Spitfire.

4 место

Messerschmitt ME 109 существовал в разных модификациях. Можно сказать, что он был бриллиантом в короне немецкой Люфтваффе.

Его достоинствами были отличная маневренность и мощность вооружения. Развивал скорость до 560 км/ч.

Messerschmitt ME 109.

5 место

P-51 Mustang тоже особенно впечатлял многих во времена Второй мировой. Он принадлежал американцам и мог развивать скорость до 700 км/ч .

Он одержал более 5 тысяч воздушных побед и был грозным противником.

6 место

Американские инженеры и авиаконструкторы создали немало гениальных моделей. Среди них можно отметить и McDonnell Douglas F-18 Super Hornet.

Он до сих пор есть на вооружении у НАТО. Оснащен двумя мощными двигателями, благодаря которым развивает сверхзвуковую скорость.

McDonnell Douglas F-18 Super Hornet.

7 место

Японская модель Mitsubishi A6M Zero показал себя во всей красе во время нападения японцев на Перл-Харбор.

Из них они обстреляли гавань со стоящими там американскими военными кораблями. Мог взлетать как с земли, так и с авианосцев.

Mitsubishi A6M Zero.

8 место

Hawker Siddeley Harrier Jump Jet отличился во время так называемой Фолклендской войны и во многом помог британцам отстоять эти острова.

Мог взлетать откуда угодно, а поднимать груз до 2, 3 тонн. Уже усовершенствованная модель есть еще на вооружении Корпуса Морской пехоты США.

Hawker Siddeley Harrier Jump Jet.

9 место

Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» тоже был одной из звезд Люфтваффе. Это был первый реактивный самолет во всем мире. Его максимальная скорость достигала 900 км/ч .

Они помогали одерживать воздушные победы немцам недолгое время, так как было выпущено всего около двух тысяч самолетов этой модели, и то к концу войны.

Messerschmitt Me 262 Schwable.

10 место

Lockheed F-117 Stealth Nighthawk показал себя в боях в Панаме, Ираке и Боснии. До сих пор некоторые его технические данные недоступны мировой общественности.

Известно лишь, что благодаря особенной конструкции фюзеляжа, он незаметен на радарах, а также может брать на борт более 2 тонн разного оружия.

F-117 Nighthawk Stealth.

Теперь давайте рассмотрим лучшие военные самолеты России.

Лучшие военные самолеты России

Здесь лидируют истребители и бомбардировщики. Многие из них используются не только в России, но и во многих других странах мира.

При этом новые модели продолжают проектироваться и разрабатываться.

1 место

Бесспорно оно принадлежит истребителю Су-27 . Он развивает даже большую скорость, чем американские F-15 Eagle. Его приобрели многие страны. Боевой радиус достигает 750 км.

2 место

Разумеется, его праву занимает Миг-29 . О нем подробно рассказано , как и о возможности подняться на этом красавце в стратосферу.

3 место

Сверхманевренный истребитель, способный выполнять много различных задач. СУ-35 , конечно, не может сравниться с СУ-27.

Однако, благодаря своему боевому радиусу в 1600 км и модифицированному набору вооружения он уже стал достойным истребителем.

4 место

Т-50 (ПАК ФА) может развивать скорость до 2600 км/ч . Это истребитель уже пятого поколения, который является ответом России на F-22 Raptor американского производства.

Многоцелевой и прекрасно технически оборудованный, он также является гордостью военно-воздушного флота России.

5 место

ТУ-160 — сверхзвуковой бомбардировщик, боевой радиус которого 7300 км . Невероятная быстрота, маневренность и многозадачность являются его преимуществами.

Такие модели пока есть только у России. Планируется выпустить также его более усовершенствованную модель в скором времени.

6 место

Миг-21 — один из героев Вьетнамской войны, который стоит на вооружении почти 40 стран. Сверхзвуковой, советский ракетоносец используется еще с середины прошлого века.

Миг-21 Один из лучших реактивных самолетов третьего поколение

7 место

Миг-15 , совершивший настоящий фурор во всей мировой авиации, перевернул представления о военных самолетах России у США.

Реактивный и одноместный самолет во многом показал свое техническое, на тот момент, совершенство в период Корейской войны.

8 место

Еще один Миг, но уже 25 . Он способен взять на свой борт почти 2,2 тонны оружия. Использовали его, впрочем, не как истребитель, а как самолет-разведчик.

Он показал себя первоклассным в этом плане.

9 место

Опять же занимает Миг-35 . Он может достигать почти 2600 км/ч , а с полным баком способен пролететь почти 2 000 км.

Обладает усовершенствованной моделью двигателя. Впервые он поднялся в небо в 2007 году.

10 место

Су-47 Беркут стоимостью в 70 млн. долларов и весом в 16 380 кг , конечно, не так хорош, как остальные его собратья.

Однако, он оснащен очень мощными двигателями и с полным баком пролетает почти 3 300 км. Достигает скорости в 2 650 км/ч.

Су-47 Беркут.

Какие лучшие самолеты мира среди военных моделей мы выяснили, а вот что касается пассажирских лайнеров, то как тут обстоит ситуация?

Надо сказать, что для многих синонимом “лучший” является “безопасный” среди этого класса моделей.

Какие самые безопасные, а следовательно и лучшие пассажирские лайнеры вы можете на нашем сайте.

Лучшие русские самолеты

А если взять российские самолеты, то есть ли среди них стоящие модели?

В 60-ые годы прошлого века как раз произошел бум в пассажирской авиации Советского Союза. Именно в этот период были выпущены лучшие советские самолеты.

На первом месте находится ТУ — 104 . Разработанный в середине века, два года он владел титулом как первый реактивный пассажирский самолет, но быстро разочаровал, как своих создателей так и пассажиров.

Уж слишком много катастроф происходило с ним. Несмотря на это, он летал на внутренних авиалиниях до 1979 г.

Второе место принадлежит ИЛ-18 . Вплоть до 2002 года он использовался не только русскими, но и иностранными авиакомпаниями.

Комфортабельный, экономичный и вместительный, долгое время он был первым лайнером страны Советов. Его скорость достигала 610 км/ ч.

На третьем месте расположился ТУ-114 . Это турбореактивный лайнер, у которого 4 двигателя. Он использовался до 1976 года и был единственным в парке Аэрофлота, который способен был преодолеть перелет вплоть до США.

Четвертое место занял ТУ-134 . Кстати, он до сих пор эксплуатируется не только в России, но и в ряде иностранных государств.

Объясняется это тем, что его много раз модернизировали за счет внедрения более нового оборудования.

А на пятом месте — ИЛ-62 . Прекрасная управляемость, устойчивость при посадке и в полете — все эти и прочие многие достоинства делали его прекрасным лайнером.

Он вмещал около 186 пассажиров и имел скорость в 850 км/ч.

Заключение

А напоследок, отметим, что самым крутым самолетом в мире считается опять же русский истребитель — СУ-35. Он произвел настоящий фурор на выставке в Ле Бурже.

Многоцелевой истребитель, который обладает почти совершенной маневренностью. Это уже пятое поколение истребителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: