Мониторинг производственных площадок временного размещения отходов. Мониторинг опасных отходов на предприятии

отчет по практике

1. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов по размещению отходов

Экологический контроль в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля.

В соответствии со ст.71 указанного Закона производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. Мониторинг позволяет удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия ведется экологической службой с целями:

описания состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

практического осуществления контроля атмосферного воздуха, водных объектов и почв в зоне влияния предприятия;

формирования базы данных состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

разработки предприятием специальных картографических материалов, отражающих экологическую ситуацию в зоне влияния предприятия.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, лабораторией и др. Она аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления на предприятии, составляет и ведет экологическую отчетность. Для улучшения эффективности ее деятельности необходимо:

развитие системы производственного, экологического мониторинга и организация деятельности в области производственного экологического контроля;

использование нетрадиционных (неприборных) методов и средств мониторинга.

Воздействие отходов на окружающую среду зависит от их качественного и количественного состава. Они представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные поликомпонентные смеси веществ, обладающие различными физико-химическими свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. Поэтому мониторингу отходов уделяется большое внимание в методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов.

Для определения наиболее рационального способа обращения с отходами разработаны критерии отнесения отходов к определенному классу опасности. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. В случае отнесения отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик.

При разработке нормативов образования отходов и лицензировании отходов предприятиям необходимы специализированные аккредитованные аналитические лаборатории, а в самих проектах нормативов указываются средства контроля и измерений, которые используются для проведения соответствующих анализов и соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. Эти сведения включают:

информацию о весовом и другом метрологическом оборудовании, внесенном в государственный реестр и прошедшем государственную поверку;

сведения об аналитическом оборудовании, используемом для проведения количественных и качественных химических анализов;

сведения о наличии у лицензиата соответствующих специалистов.

Для нормального функционирования лаборатории необходимо иметь:

помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям и имеющие необходимое лабораторное оборудование;

современную аналитическую и компьютерную технику для проведения и обработки результатов анализа с современными программными продуктами;

нормативно-методические документы;

химические реактивы и расходные материалы, вспомогательное оборудование.

По своей структуре лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

зала обработки информации.

В зале обработки информации, кроме физических столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработки информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, требующихся для выполнения программы замеров, их количество определяются исходя из применяемых методик, расхода реактивов для одного определения, потерь при дополнительной очистке, возможности регенерации некоторых реактивов (растворителей) и допустимых сроков хранения реактивов.

Влияние предприятия на окружающую природную среду

Воздействия горно-обогатительного комбината на окружающую среду

Методы исследования и экологическое состояние природной среды Речицкого района

Методика исследований включает выбор объекта и предмета исследования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование, их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы получения и обработки информации об объекте...

Мониторинг среды обитания

Прогнозы состояния окружающей среды подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Отличительной чертой прогнозирования состояния окружающей среды являются прогнозы, сделанные не на конкретный промежуток времени...

Обеспечение экологической безопасности в строительстве

Технология строительства и эксплуатация объекта исключает преднамеренное складирование отходов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Образующийся в процессе строительства мусор вывозится на согласованную свалку...

Организация экологического мониторинга в России и мире

Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду промышленного объекта

Мониторинг окружающей среды - это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов...

Оценка негативного воздействия предприятия ООО "Молочный завод" на водный бассейн, пути и способы его минимизации

Оценка окружающей среды предполагает сравнение ее состояния с определенными нормами. В качестве критериев могут выступать показатели естественного, ненарушенного состояния природных комплексов, фоновые параметры среды...

Проблема загрязнения биосферы

Под мониторингом (от лат. «монитор» -- напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга -- непрерывное слежение...

Система экологического менеджмента нефтегазодобывающего предприятия на примере ООО "Лукойл - Западная Сибирь"

В наиболее общем виде контроль представляет собой управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния объекта управления в заданные моменты времени...

УДК 631.47

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2012 Е.И. Ковалева1, А.С. Яковлев2, С.А. Яковлев1, Е.А. Дувалина2

1 АНО «Экотерра» 2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Поступила в редакцию 14.05.2012

Представлены результаты многолетнего мониторинга полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Основным источником загрязнения почв, природных вод, донных отложений водного объекта прилегающей территории к полигону является фильтрат, выделяющийся из тела полигона. Многолетний контроль в зоне размещения полигона ТБО выявил нерегулируемые источники загрязнения, усиливающие нагрузку на окружающую среду в зоне размещения полигона ТБО. Установлено накопление загрязняющих веществ, присущих составу фильтрата и сточных вод нерегулируемых источников, в донных отложениях водных объектов и почвах в зоне размещения полигона ТБО. Предлагаются основные принципы организации мониторинга, позволяющие получать репрезентативные результаты и выявлять особенности негативного воздействия на компоненты окружающей среды.

Ключевые слова: мониторинг, донные отложения, объекты размещения отходов, полигон, загрязнение

Нерациональное природопользование, загрязнение и деградация компонентов окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, выводят проблему охраны почв, водных объектов в число основных, так как без сохранения качества почв, вод невозможно обеспечить реализацию государственной стратегии Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития страны. Полигоны захоронения отходов являются одним из наиболее существенных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду. Объекты размещения отходов (ОРО) представляют собой сложные техногенные образования, в пределах которых сконцентрированы различные по генезису и составу вещества. Выбор местоположения ОРО долгое время происходил без учета экологической устойчивости территории и выполнения природоохранных мероприятий. Эти объекты являются как объектами захламления земель, так и источником поступления загрязняющих веществ в окружающую среду: атмосферный воздух, почвы, поверхностные и грунтовые воды, растительный

Ковалева Екатерина Игоревна, кандидат биологических наук, заместитель начальника отдела. E-mail: katekov@mail. ru

Яковлев Александр Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой земельных ресурсов и оценки почв. Е-mail: [email protected] Яковлев Сергей Александрович, ведущий специалист

Дувалина Екатерина Анатольевна, специалист покров. Состав и объем отходов, поступающий на полигоны, чрезвычайно разнообразен, увеличивается и изменяется из года в год. При хранении отходов в теле полигона протекают сложные химические и биохимические процессы, в том числе с образованием новых веществ, характеризующихся высокой опасностью. Присутствующие и вновь образующиеся вещества складированных отходов под воздействием атмосферных осадков формируют фильтрат, который вытекает из тела полигона, мигрирует, загрязняя сопредельные среды: поверхностные, грунтовые воды, почвы, растительность. При отсутствии ведения контроля за ОРО может наступить момент, когда негативные изменения в природных комплексах приобретут необратимый характер, который может принять экологический кризис. В связи с этим актуальным является организация системы мониторинга в зоне ОРО, оценка состояния окружающей среды и прогнозирование изменений под воздействием антропогенных факторов. Проведение мониторинга состояния окружающей среды на территории ОРО, осуществляется во исполнение статьи 12-ой главы Ш Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .

Компоненты ОС, благодаря буферности и свойствам толерантности биотических компонентов, способны противостоять оказываемому негативному воздействию, сохраняя свои струк-

турные и функциональные свойства. Однако определенные уровни антропогенного воздействия могут привести к необратимому ухудшению экологического состояния ОС. В соответствии с этим результаты мониторинга должны фиксировать состояние компонентов ОС и не допускать превышение допустимой антропогенной нагрузки на ОС, когда ее компоненты не могут выполнять свои экологические функции.

Организация мониторинга состояния ОС в местах размещения отходов основывается на научно-обоснованных методических подходах к выбору набора контролируемых параметров и точек их контроля. Выбор параметров, методов наблюдения, способов оценки компонентов окружающей среды определяется характером антропогенного воздействия на сопредельные территории со стороны хозяйствующих субъектов. При мониторинге состояния природной среды необходимым этапом является оценка и установление нормативов качества ОС исходя из природных особенностей исследуемой территории, ее функционального и хозяйственного назначения.

Цель работы: разработка принципов организации мониторинга ОРО и оценка изменения состояния почв, водных объектов в зоне его размещения (на примере полигона ТБО в Московской области).

Объекты и методы. Объектом исследования послужил полигон ТБО Московской области и прилегающая к нему территория. В ходе мониторинга изучались почвенный покров и водные объекты в течение 6-ти лет. Поступление загрязняющих веществ в почвы и водные объекты происходит от точечного источника - полигона ТБО, который принимает отходы 4-5 классов опасности на захоронение более 30 лет. На момент обследования мощность тела полигона достигала около 20 м. Из тела полигона выделяются фильтрационные воды (фильтрат), которые поступают в обводную канаву вокруг полигона, локализующую распространение фильтрата в радиальном направлении. Разгрузка фильтрата из обводной канавы происходит в речку, берущую начало у границы полигона. На территории вокруг полигона имеется сеть дренажных канав, которая служит для отвода воды с заболачиваемых участков в вышеупомянутую речку. Изучение территории вокруг полигона и оценка результатов мониторинга в первые годы позволили выявить нерегулируемые источники сброса загрязняющих веществ от близлежащих предприятий, расположенных выше по рельефу от полигона ТБО. В соответствии с почвенным районированием Московской области изученная территория входит в округ дерново-подзолистых почв суглинистого механического состава Смоленско-Московской возвышенности . Почвенный

покров территории представлен вариациями дерново-подзолистых и дерново-подзолистых глееватых почв с незначительным распространением болотно-под-золистых и болотных почв.

Для оценки возможного воздействия полигона ТБО заложены контрольные площадки, характеризующие: 1) источники поступления загрязняющих веществ в ОС; 2) качество ОС в зоне возможного воздействия источников поступления загрязняющих веществ, по градиенту удаления от него в направлении общего уклона местности; 3) фоновые природные объекты, не затронутые антропогенной деятельностью, вблизи полигона ТБО. Выбор показателей для проведения мониторинга производился с учетом набора загрязняющих веществ, содержащихся в фильтрате, выделяющимся из тела полигона, и сточных водах от нерегулируемых источников загрязнения.

В рамках многолетнего мониторинга проводилось исследование состава фильтрата, вытекающего из тела полигона, оценка характера и уровня возможного загрязнения почв, поверхностных вод и донных отложений ручья, дренажных канав в зоне предполагаемого воздействия полигона. Для оценки уровня антропогенного воздействия были обследованы фоновые территории, на которых отобраны пробы почв, природных вод и донных отложений. В отобранных образцах фильтрата и природных сред ежегодно определяли: рН - потенциометриче-ски, металлы - методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой в жидкой фазе, рентгеноспектральным методом - в твердой фазе; анионы - методом ионной хроматографии и спектрофотометрии, нефтепродукты - флюорометрией на приборе Флюо-рат с предварительной экстракцией в гексан.

Обсуждение результатов. Для оценки изменений, происходящих в состоянии природных сред под воздействием антропогенной нагрузки, были исследованы пробы почв, донных отложений и природной воды ручья, отобранных на фоновой территории, не подверженной антропогенному воздействию. Результаты химического анализа проб показали, что содержание загрязняющих веществ, характерных для состава фильтрата, в них не превышает установленных значений предельно-допусти-мых концентраций (ПДК) для этих веществ. Полученные результаты могут использоваться в качестве фоновых значений при интерпретации данных, полученных для почв, отобранных на контрольных площадках мониторинга. Согласно литературным данным антропогенное воздействие на компоненты окружающей среды достоверно проявляется, когда содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов) превышает фоновое в 1,5-2 раза.

Выделяющийся фильтрат является источником загрязнения компонентов окружающей среды: природных вод, донных отложений, почв в зоне влияния полигона ТБО. Фильтрат представляет собой насыщенный многокомпонентный водный раствор, химический состав которого по результатам анализа неоднороден в разные годы и периоды. Основными загрязняющими веществами, поступающими с фильтратом из тела полигона ТБО, по данным многолетнего мониторинга являются хром (24 ПДК), марганец (14 ПДК), медь (18 ПДК), свинец (б ПДК), аммоний (140 ПДК), хлориды (6 ПДК), нитраты (3 ПДК), фосфаты (3 ПДК), сульфаты (4 ПДК) . На рис. 1-4 приводятся гистограммы изменения содержания некоторых загрязняющих веществ в фильтрате во времени.

Рис. 1. Изменение концентрации хрома, марганца в фильтрате по годам

Рис. 2. Изменение концентрации свинца в фильтрате по годам

Рис. 4. Изменение концентрации иона аммония в

фильтрате по годам отходов в теле полигона с установлением устойчивых температур ниже +3-5оС и уменьшением поступления атмосферных осадков

Анализ данных по содержанию загрязняющих веществ в составе фильтрата не выявил направленности в изменении концентрации загрязняющих веществ по годам, отмечается значительное варьирование в уровне их содержания. Вероятно, в большей степени, состав складируемых отходов определяет спектр загрязняющих веществ фильтрата.

Исследование химического состава проб фильтрата по сезонам показал отсутствие превышения содержания всех загрязняющих веществ по сравнению с установленными для них значениями ПДК в осенне-зимний период. Это подтверждает гипотезу замедления биохимических процессов преобразования

Изучение состава сточных вод от нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в окружающую среду и путей их миграции показало, что они усиливают нагрузку на компоненты окружающей среды в зоне размещения полигона ТБО. Сточные воды от нерегулируемых источников по дренажным канавам попадают в обводную канаву с фильтратом, далее в речку. Следовательно, состав сточных вод от несанкционированных источников в некоторой степени определял набор загрязняющих веществ и их концентрации в фильтрате и речке.

Рис. 3. Изменение концентрации хлоридов в фильтрате по годам

На рис. 5, 6 в качестве примера приводится содержание характерных загрязняющих веществ в фильтрате и в сточных водах в 2010 г. Выявление нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ с последующей их ликвидацией позволило сократить набор и уровень содержания загрязняющих веществ в составе фильтрата и в водном объекте в последующие годы.

Результаты исследования отобранных проб природных сред на площадках, характеризующих качество окружающей среды в зоне воздействия полигона ТБО, показали, что поверхностные воды и донные отложения ручья и дренажных канав прилегающих территорий загрязнены веществами, характерными для фильтрата и сточных вод (медь, никель, свинец, марганец, цинк, хром). Уровень их содержания превышает как фоновые значения, так и установленные для них значения ПДК. На рис. 8, 9 приведены данные по изменению концентрации хрома в пробах воды и донных отложений из ручья, отобранных по градиенту удаления от полигона ТБО во времени.

Результаты мониторинга почв в зоне влияния полигона ТБО выявили загрязнение болотных почв, развивающихся на подтопляемых участках. Обладая высокой сорбционной способностью, эти почвы аккумулируют в поверхностном торфяном слое тяжелые металлы, нитраты, фосфаты, сульфаты, уровень содержания которых превышает фоновые значения в 10-1000 раз. В меньшей степени подвержены загрязнению дерново-подзолистые почвы. Установлено, что площадь распространения загрязнения может достигать несколько километров.

Рис. 7. Изменение концентрации хрома в воде из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Рис. 8. Изменение концентрации хрома в донных отложениях из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Выводы: исследование состояния компонентов ОС, установление наличия (отсутствия) воздействия фильтрата, выделяющегося из тела полигона ТБО, показали необходимость проведения долгосрочного экологического мониторинга ОРО с использованием принципов нормирования и научно-обосно-ванных подходов, поскольку такие объекты являются динамичными системами. Это позволит своевременно выявить изменения состояния ОС, дать оценку, прогноз и выработать рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Работа по организации мониторинга полигона ТБО показала, что для получения репрезентативных данных для оценки состояния компонентов ОС необходимо соблюдение следующих требований:

Площадки для отбора проб почв и сопряженных с ней сред - вод и донных отложений закладываются с учетом ландшафта и рельефа местности, общим уклоном территории, направлением водной миграции загрязняющих веществ от объекта размещения отходов;

Отбор проб фоновых и загрязненных участков должен проводиться одновременно в один и тот же период времени, что позволит корректно их сравнивать;

Отбор проб по годам производится в одно и то же время с учетом сезонности и погодных условий;

Обязательным элементом мониторинга является контроль содержания загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов, поскольку они являются информативным объектом исследований и индикатором экологического состояния территории.

Научно-обоснованное проектирование и организация мониторинга позволяет выявлять особенности негативного воздействия ОРО на компоненты ОС. Настоящей работой показана возможность установления нерегулируемых источников на фоне функционирования точечного, зарегулированного ОРО - полигона ТБО, которые усиливают антропогенную нагрузку на компоненты окружающей среды. Правильно организованный мониторинг при выявлении нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в ОС дает возможность определить их

хозяина по виду загрязнителя и хозяйственной деятельности предприятий, расположенных вблизи выявленного источника. Это может спо- 3 собствовать развитию практики установления и разграничения экологической ответственности предприятий за причиненный ущерб ОС. 4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зырин, Н.Г. Импактное загрязнение почв металлами и фторидами / Н.Г. Зырин, А.И. Обухов, 5. Л.К. Садовникова и др. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 123 с.

2. Горленко, А.С. Вопросы оценки негативного воздействия объектов размещения отходов на почвы

/ А.С. Горленко, Е.И. Ковалева, Т.О. Попутнико- 6. ва // Материалы III съезда общества почвоведов

им. В.В, Докучаева. Ростов-на-Дону, 2008. С. 3538.

Ковалева, Е.И. Мониторинг объектов размещения твердых бытовых отходов / Е.И. Ковалева, Т. О. Попутникова // VIII Международный экологический форум, 2008. С. 176-178. Попутникова, Т. О. Экологическая оценка почв и отдельных компонентов окружающей среды в зоне размещения полигона твердых бытовых отходов. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. биол. наук. 2010. 24 с.

Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов и окружающей природной среды Московской области / Под общ. ред. Г.В. Добровольского, С.А. Шобы. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 221 с.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

ORGANIZATION THE MONITORING OF WASTAGE OBJECTS PLACEMENT (ON EXAMPLE OF SOLID HOUSEHOLD WASTAGE POLYGON IN MOSCOW OBLAST)

© 2012 E.I. Kovaleva1, A.S. Yakovlev2, S.A. Yakovlev1, E.A. Duvalina2

1 ANO «Ecoterra» 2 Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Results of long-term monitoring of solid household wastage (SHW) polygon are presented. The main source of pollution the soils, natural waters, ground deposits of water object of the adjacent territory to the polygon is the filtrate which is allocating from body of polygon. Long-term monitoring in a zone of placement the polygon of SHW revealed the noncontrollable polluters strengthening load on surrounding environment in a zone of placement of SHW polygon. Accumulation the pollutants inherent in structure of filtrate and sewage of noncontrollable sources, in ground deposits of water objects and soils in zone of placement of SHW polygon is established. Philosophy of the organization the monitoring are offered, allowing to receive representative results and to reveal features of negative impact on components of surrounding environment.

Key words: monitoring, ground deposits, objects of wastage placement, polygon, pollution

Ekaterina Kovaleva, Candidate of Biology, Deputy Chief of the Department. E-mail: [email protected] Alexander Yakovlev, Doctor of Biology, Professor, Head of the Land Resources and Soils Estimation Department. Е-mail: [email protected] Sergey Yakovlev, Leading Specialist Ekaterina Duvalina, Specialist


Вы ВСЕ правильно поняли.
(улыбающийся смайлик не привожу)

Здесь все банально и просто…

РПН в силу того что вопрос по ведению реестра ГРОРО как и все остальное про**** , превратив ведение реестра через ПТК «Госконтроль», «Модуль природопользователя» через который они «сформировали» «реестр» в tif, Word с недостоверными данными в полный бардак

Http://rpn.gov.ru/node/853

Включая внесение недостоверных данных с отмененными 13-разрядными кодами ФККО-2002, в том числе указание в поле влияние на окр. среду - «Отсутствует».

В настоящее время все сотрудники РПНов в «скоропостижном» режиме «забивают» обратно с Приказов по ГРОРО с бумажных Приказов данные по ГРОРО в tif, Word (недостоверные данные) обратно в ПТК «Госконтроль», из которой и были «созданы» Приказы по ГРОРО в tif, Word

Http://rpn.gov.ru/node/853

Ну а поскольку в настоящее время, согласно 7-ФЗ, если влияния на ООС объектов размещения (объектов хранения, объектов захоронения) нет - [u]то платежи с момента включения объекта в ГРОРО "0" руп. "0" коп.

Ну а поскольку 99% (почти) объектов размещения включены с понятием "Отсутствует" - то юрлица платят за НВОС в настоящее время незаконно, включая всю создаваемую систему по региональным операторам.....
(хохочущий смайлик не привожу)

Ну а поскольку был нужен крайний, то «скоропстижно» сляпали по понятиям дополнительно к требованиям по ПЭК по 7-ФЗ, в который должен входить ПЭК по объектам размещения, Приказ и Постановление Правительства, выделив ПЭК из общего ПЭК. Причем общий ПЭК по объектам ОНВ 1,2,3 категорий в РПН не посылается, то ПЭК по объектам размещения, который является составной частью общего ПЭК надо посылать в РПН и делать отдельный отчет (кроме общего отчета по ПЭК) по ним до 15 января 2017 года.

Ну это все сделано для того, чтобы юридические лица отвечали за бардак в РПН, МПР, в том числе, чтобы не возвращать уплаченные суммы по тем объектам у которых влияние "0".

Прочитайте ветку про ГРОРО
с

Http://www..html?f=6&t=11655
по

Http://www..html?f=6&t=11655

И Вы поймете почему (это кроме создания очередной «бизнес-цепочки) сделан отдельный ПЭК по объектам размещения.

Если хотите понять весь бардак по ГРОРО я могу попросить RosFeder ов, чтобы они попросили ****** открыть доступ к базе данных программы «Word-конвертор Приказов РПН по ГРОРО» (Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)) – после чего можно сразу ****

Я не думаю, что те люди которые все это делают глупые. Просто все что делается, заранее спланировано и целенаправленно делается все, чтобы был организован очередной поток денег к афиллированным структурам.

Все просто как 2х2.

Ну а поскольку, с молчаливого согласия природопользователей, данный процесс создания бизнес-цепочек «прогрессирует», поэтому и создаются очередные «бизнес-прожекты», подобные «бизнес-прожекту»:

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары - навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

  • принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
  • необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).

Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».

Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01) для полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга), которая должна включать в себя информацию о контроле за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБО.

Мониторинг полигонов ТБО необходимо выполнять с учетом требований следующих документов:

  • СП 2.1.7.1038-01;
  • Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Минстроем России 02.11.1996 (далее — Инструкция);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014);
  • ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков»;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (с изм. от 04.02.2011 и 25.09.2014);
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в ред. от 25.04.2007).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) запрещается размещение отходов на полигонах ТБО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В настоящее время все полигоны ТБО необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию данных объектов и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации полигонов в ГРОРО .
Информацию о том, включен ли полигон ТБО в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853 , расположенном в разделе «Кадастр отходов».

Согласно п. 1.30 Инструкции специальный проект мониторинга (т.е. упомянутая ранее специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга)) должен включать следующие разделы :

  • контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
  • система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

На основании п. 6.6 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.31 Инструкции система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона ТБО.

Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий на полигоне ТБО, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона.

Согласно п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона (на основании п. 1.30 Инструкции — по техническому заданию владельца полигона) в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований . В пункте 1.30 Инструкции указано, что такая программа должна быть согласована с уполномоченными на это органами.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Система мониторинга полигона ТБО должна включать в себя постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. С этой целью ежеквартально производятся анализы проб атмосферного воздуха в приземном слое над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание в нем соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность.

В соответствии с п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.36 Инструкции объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе производственного контроля полигона ТБО и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

При установлении степени загрязнения атмосферного воздуха выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК р.з. в рабочей зоне (табл. 1.3 и 1.4 Инструкции) должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения и направленные на снижение этого уровня.

Извлечение
из Инструкции

Таблица 1.3

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРУ ВОЗДУХА НА ПОЛИГОНАХ ТБО

Таблица 1.4

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (РАБОЧАЯ ЗОНА), ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ НА ПОЛИГОНАХ ТБО В ЗОНЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОЧВЫ

Производственный контроль полигона ТБО должен предусматривать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Согласно п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01 качество почвы контролируется по химическим (содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка), микробиологическим (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов) и радиологическим показателям. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — ЦГСЭН).

На основании п. 1.38 Инструкции качество почвы и растений контролируется на содержание экзогенных химических веществ (ЭХВ), которые не должны превышать ПДК в почве и, соответственно, не превышать остаточные количества вредных ЭХВ в растительной товарной массе выше допустимых пределов. Объем определяемых ЭХВ и периодичность контроля определяются в проекте мониторинга полигона (т.е. в программе производственного контроля) и согласовываются со специально уполномоченными органами по охране окружающей среды.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД

В программу мониторинга также включается проведение анализов поверхностных и грунтовых вод.

В соответствии с п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами (согласно п. 1.32 Инструкции — по согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы) производится контроль за состоянием грунтовых вод — в зависимости от глубины их залегания проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

На основании п. 1.32 Инструкции пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона. Колодцы глубиной 2-6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700-900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод. Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200 мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин. Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попадания в них случайных загрязнений, возможность водоотлива и откачки, а также удобство взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе мониторинга полигонов .

Согласно п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.34 Инструкции выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах проектируются места отбора проб поверхностных вод .

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Пробы также исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, следует принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

«Справочник эколога» № 2, 2015 .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: