Некрасов план конспект. Некрасов Железная дорога.docx - Конспект урока по литературе: Н.А

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Величие народа­созидателя.
Цель: комплексный анализ стихотворного произведения писателя, воспитание любви к
окружающему миру, людям.
Задача: взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX
веке, но и как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что
такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд?
Ход урока:
1.Активизация знаний учащихся о Н.А.Некрасове.
­ Кому принадлежат эти строки:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
­ Вы уже догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно, о Н.А.Некрасове.
­ Какие его стихотворения вам известны? («Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы,
«Генерал Топтыгин», «Школьник»)
­ А что вы знаете об этом поэте?
­ Давайте расширим наши знания о Н.А.Некрасове и прочитаем статью учебника.
­ Что нового вы узнали о Н.А.Некрасове?
­ Какие факты биографии вам показались наиболее интересными?
2. Работа над стихотворением «Железная дорога»
­ Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Н.А.Некрасова – «Железная
дорога»
Выразительное чтение стихотворения учителем.
­ Каковы ваши впечатления о стихотворении?
­ Как вы поняли, о чем оно?
­ Какова композиция стихотворения? Из скольких частей оно состоит?
­ Что такое эпиграф? С какой целью автор его использует?
Работа над первой частью стихотворения:
­ Что является предметом изображения первой части?
­ Как рисуется поэтом «родимая Русь»? Какое чувство поэта пронизывает эти описания?
­ Найдите эпитеты, с помощью которых поэт выражает свое отношение к родине (осень
славная; воздух здоровый, ядреный; речка студеная, как тающий сахар; дни ясные,
тихие; сияние лунное)
­ Есть ли в этой картине не ласкающие взгляд описания? (кочи, моховые болота, пни)
­ Портят ли они общее впечатление картины природы? Меняют ли отношение автора к
Родине?
­ Как вы думаете, почему описание природы предваряет изображение картины
строительства железной дороги? (И в природе есть то, что не кажется красивым, но

это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами
любящего сына или равнодушно оценивающего эстета.)
Работа над второй частью стихотворения:
­ Как вы думаете, почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф? (автора
возмущает несправедливое мнение генерала о строительстве железной дороги)
­ В чем суть разногласий генерала и попутчика? (В том, кто является строителем
дороги)
­ Кто же является истинным строителем железной дороги?
­ Как изображает этот труд Н.А.Некрасов?
­ Какие картины вас больше всего поразили?
Работа с иллюстрацией (Г.Савицкий «Ремонтные работы при строительстве железной
дороги»)
­ Соответствуют ли ваши представления о мучительном, тяжелом труде строителей
видению художника? Как вы себе представляете этот процесс?
­ С какой целью автор вводит в стихотворение «песню мертвецов»?
­ Сопоставьте строчки. Что в них выражено?
1)… любо нам видеть свой труд…
2) Мы надрывались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой…
­ К чему призывает автор Ваню? («научись мужика уважать»)
­ В каких строчках заключается светлая вера в будущее?
Работа над третьей частью стихотворения
­ Над чем захохотал генерал? О чем он спорит с попутчиком?
­ Прав ли генерал, что все культурные и материальные ценности созданы не народом?
­ Какую смысловую нагрузку выполняет эта часть в стихотворении?
Работа над четвертой частью стихотворения:
­ Какую «светлую сторону» строительства дороги рисует попутчик Ване?
­ Что возмущает рассказчика?
­ Не перечеркивает ли последняя часть стихотворения веру автора в торжество народа,
заявленную во второй части? (В жизни народа есть много уродливого, даже ужасного,
но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли
труженика)
3.Рефлексия
­ Как вы поняли, какова главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова?
4. Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения.

Предварительный просмотр:

МБОУ Мирновская вечерняя (сменная) школа

при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Жизнь, творчество, личность Н.А. Некрасова»

учитель русского языка и литературы

Хренова Е.В.

Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;
  • Способствовать всестороннему, целостному осмыслению творчества поэта, в котором отражены его жизнь и судьба;
  • Помочь учащимся определить основные темы лирики Некрасова;
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к природе, уважение к старшим.

Оборудование : мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер, аудиозапись песни «Коробушка».

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Вступление

Звучит отрывок из песни «Коробушка»

Учитель: Ребята, раньше эта песня часто исполнялась на посиделках, за свадебным столом, поэтому многие считают, что и слова этой песни когда-то давно сложил народ. Так ли это? Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления? (ответы учащихся) - слайд 1

Учитель: А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. - слайд 2

III. Запись темы, эпиграфов

Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов … (Н.Г. Чернышевский)

Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный? (В.Г. Белинский)

IV. Изложение нового материала

1. Учитель: … шел 1845 год. Как-то сидя у Белинского, Некрасов прочитал только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: (слайд 3 ) ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика. «В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «В дороге» .

Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи,-

Буду, братец, за все благодарен.

"Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь али напросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно,-

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили

На тягло - да на ней и женили...

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый...

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла - становилось

Инда жалко подчас... да куды!-

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет, как шальная...

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку...

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно б а рченка, каждый день чешет,

Бить не бьет - бить и мне не дает...

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна -

Чай, свалим через месяц в могилу...

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой...

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой...

А, слышь, бить - так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку..."

Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Учитель: Чем же это стихотворение привлекло Белинского? Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

2. Доклад ученика «Детство и юность Н.А. Некрасова»

Слайд 4. Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то... местечке Подольской губернии». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

Слайд 5 . В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево (Ярославский уезд), где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

Слайд 6. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции.

Слайд 7. Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки. Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта.

Слайд 8. Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной литературной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.

Слайд 9. Поэт не один раз говорил, что именно мать спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

«Мать»

В насмешливом и дерзком нашем веке
Великое, святое слово: "мать"
Не пробуждает чувства в человеке.
Но я привык обычай презирать.
Я не боюсь насмешливости модной.
Такую музу мне дала судьба:
Она поет по прихоти свободной
Или молчит, как гордая раба,
Я много лет среди трудов и лени
С постыдным малодушьем убегал
Пленительной, многострадальной тени,
Для памяти священной... Час настал!..

… Быть может, я преступно поступаю,
Тревожа сон твой, мать моя? прости!
Но я всю жизнь за женщину страдаю.
К свободе ей заказаны пути;
Позорный плен, весь ужас женской доли,
Ей для борьбы оставил мало сил,
Но ты ей дашь урок железной воли...
Благослови, родная: час пробил!
В груди кипят рыдающие звуки,
Пора, пора им вверить мысль мою!
Твою любовь, твои святые муки,
Твою борьбу - подвижница, пою!..

Слайд 10. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать.

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.

3. Доклад ученика «Жизнь крестьянских детей» по книге Ю. Рябцева «Горький вкус крестьянского хлеба».

Слайд 11-14 . Заранее подготовленный ученик читает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» .

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

…Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

…Грибная пора отойти не успела,

Гляди - уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

…Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно;

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом…

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 15 . Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, в 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять из лука, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Слайд 16-17. Дочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела: в шесть лет начинала осваивать прялку, в десять – работала серпом, шила. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Слайд 18. Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение.

Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник» (читает заранее подготовленный ученик)

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь... - слайд 19

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Встреча с этими голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Слайд 20. В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала его отправиться в Петербург. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Слайд 21. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом. Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, по его собственным словам, «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк» и преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.

4. Лекция учителя «Знакомство с творчеством Н.А. Некрасова»

Слайд 22 . Но неласково встретила юношу столица, где у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро растаяли. Из гостиницы, где Некрасов сначала поселился, пришлось перебраться на дешевую квартиру на Малой Охте, где селились преимущественно малоимущие и мастеровые люди. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец прислал ему грубое письмо и отказал в помощи. На что Некрасов ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма».

В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова были опубликованы в журналах. Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати.

Слайд 23 . Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».

«Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, - говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. - Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Слайд 24. По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Маститый поэт встретил Некрасова приветливо, взял сборник и просил зайти через три дня. В назначенное время Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. «Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи», - добавил он. Но изменить что-либо было уже поздно. Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами «Н. Н.». Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела. Позднее Некрасов вспоминал: «...Прихожу в магазин через неделю - ни одного экземпляра не продано, через другую - то же, через два месяца - то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил».

И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно - нужно работать, работать не покладая рук.

Слайд 25. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург». Между тем в литературном мире у Некрасова появились новые знакомые. Они помогли ему начать сотрудничать в газетах и журналах. Из-под его пера выходили рассказы и повести, пьесы и водевили, фельетоны, критические статьи и рецензии, азбуки и сказки. Свои произведения Некрасов печатал, как правило, под псевдонимами Феоклист Онуфрич Боб, Н. Перепельский, Бухалов, Иван Бородавкин, Пружанин и др.

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, - отмечал он».

Слайд 26. У него был великий учитель - Н. В. Гоголь, и молодой поэт стал достойным продолжателем его традиций. Позднее Некрасов активно включился в борьбу за упрочение в русской литературе гоголевского направления.

Слайд 27. В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным в жизни Некрасова, он познакомился и вскоре подружился с Белинским. В.Г. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.

Слайд 28. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А. С. Пушкиным. Когда-то это был один из лучших русских журналов, но теперь, под редакцией П. А. Плетнева, влачил жалкое существование. Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.

Слайд 29. Уже в первые два года издания «Современника» на его страницах были опубликованы выдающиеся произведения русской классической литературы. Весной 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. За деятельностью «Современника» был установлен строгий цензурный надзор.

Слайд 30. Трудное время наступило для «Современника». Один за другим в III Отделение стали поступать доносы. В одном из них Белинский обвинялся в пропаганде коммунистических идей и в недостатке уважения к «прежним писателям нашим». Ценой невероятных усилий Некрасову все-таки удалось сохранить лицо «Современника».

Слайд 31. Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848-1849). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина», - такую запись сделала Панаева в записной книжке поэта весной 1855 года. И это была правда. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за пусть даже не очень долгое счастье. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и порой омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни. В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой.

В начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год.

Слайд 32. Ко времени, когда из печати вышел сборник стихотворений Некрасова, в России многое изменилось. Умер Николай I, на престол вступил Александр II, окончилась Крымская война, позади осталось «мрачное семилетие», а правительство, напуганное ростом крестьянских волнений, заявило о своем намерении отменить крепостное право и провести ряд других реформ. Страна вступала в новый период своего исторического развития. В России начался мощный подъем освободительного движения: росло общественное сознание, бурно развивались наука, искусство, литература, журналистика.

Слайд 33. В марте 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян.

«Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами». Прошло немного времени, и над «Современником» разразилась гроза. За «вредное направление» публикация журнала была приостановлена на восемь месяцев. 3 апреля 1866 года студент-революционер стрелял в царя Александра II. В мае 1866 года «по высочайшему повелению» журнал «Современник» был закрыт навсегда.

В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа.

Слайд 34. Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни - поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!-

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь -

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Такой ли спор затеяли,

Что думают прохожие -

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой...

…Крестьяне распоясались,

У скатерти уселися,

Друг дружке обещаются

Вперед не драться зря,

А с толком дело спорное

По разуму, по-божески,

На чести повести -

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда делу спорному

Решенья не найдут,

Покуда не доведают

Как ни на есть доподлинно:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

Зарок такой поставивши,

Под утро как убитые

Заснули мужики...

Слайд 35. В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина.

Слайд 36 . Только в конце 1876 года врачи определили болезнь - рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна.

Слайд 37. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше 5000 человек.

Слайд 38. Мне бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

« Я лиру посвятил народу своему,-

скажет он незадолго до смерти.-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

И спустя 195 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно. Я считаю, что мы сейчас в этом убедились.

V. Домашнее задание : подготовить пересказ конспекта лекции, подготовиться к чтению наизусть стихотворений Некрасова (по выбору учащихся).

В настоящее время в Грешнево, где прошло детство будущего поэта, сохранился лишь «музыкальный домик». Именно здесь жили участники крепостного оркестра.

Церковь Петра и Павла напротив этой церкви находился дом Некрасовых

Алексей Сергеевич Некрасов (1788- 1862)

Псовая охота- любимая забава отца Некрасова

Елена Андреевна Некрасова – мать поэта

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать…

«…И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…а сам с ноготок!...»

«…Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

"Я лиру посвятил народу своему..."

Цели урока: - обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся; - развивать оперативность, мобильность мышления учащихся, - воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Межпредметные связи : Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века». Методическое обеспечение : карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова .

Ход урока

I.Организационный момент:
- проверка наличия учащихся, - объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов: И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.
Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины” , вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».

Девиз 1 команды: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Девиз 2 команды: Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажетсердечное
Русский народ…
Девиз 3 команды: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

3. 1-й конкурс: Разминка.

- Где и когда родился Некрасов? - Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? - Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…
Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта , находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”). - Какое образование получил поэт? - Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? - Как назывался первый сборник стихов Некрасова? - “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
- Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? - Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? - Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? - Кто был основателем первым издателем этого журнала? - Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? - В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? - О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? - Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? - Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? - Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
- Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
- Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…
Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

(По одному чтецу из каждой команды).

3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

4. Конкурс знатоков биографии поэта.
5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд. А) Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! «В полном разгаре страда деревенская...»
6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:
- Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле.
- С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.
-К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт, Где хватит силы – выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт.
- Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо… .

- Осанистая женщина, Широкая и плотна, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
- Носил рубаху красную, Поддёвочку суконную, Смазные сапоги, Пел складно песни русские И слушать их любил.
7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?
- То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?
- То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».
- То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.
III . Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.
IV. Рефлексия учащихся по анкетам:

    Понравился ли вам урок? Довольны ли Вы работой своей команды? А своим личным участием в работе команды? Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?

V . Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове: «Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций». Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.

Оценочная таблица

№ команды

Поощрительные баллы: - сплочённость команды – 0-3 балла - активность всех членов команды- 0-3 балла

Штрафные баллы:
- нарушение дисциплины, - использование конспектов и учебников,




Конспект урока чтения в 8 классе.

Учитель : Станина Людмила Васильевна.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.

4.Воспитание интереса к изучаемому предмету, чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы «Три поросенка», набор букв для составления слов по образцу.

Ход урока.

I .Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II .Артикуляционная зарядка.

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III .Проверка домашнего задания.

1.Анализ прочитанного.

Какое произведение читали?

— Кто главные герои?

Какой показана Муха? Пчела?

Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная, наглая, воспитанная)

В чем мораль басни? (Надо работать, не надоедать людям своим присутствием).

2.Выразительное чтение басни.

Вывод:

Как называли Крылова? (баснописцем)

Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

Чем басни отличаются от других произведений?

— Что такое мораль?

— Кем были герои басен Крылова? (животные)

— Какие черты характера он высмеивает?

— Какие черты характера хвалит?

— Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV .Изучение темы урока.

1.Вступительная беседа.

Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране.А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, .Лермонтов

М.Ю. И.А. Крылов.

Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните ?

Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.

-Кто были его родители?

1 Ученик. Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным. Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года, отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

2Ученик. Мама — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

-Какое образование получил поэт?

3 Ученик. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Учитель. В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете , но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

    Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Что можно сказать о творчетве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него « хранитель земли», « стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам» .

Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

Женщина у Некрасова- « многострадальная, терпеливая мать», « вянет от времени».

Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

— Как понимаете выражение « вянет от времени»? (рано стареет)

И в то же время, женщина у него

«Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка».

— Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат. Вот портрет его жены Фекла Викторова — Зинаида Некрасова(имя Зинаида дал ей Некрасов.

Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года , в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище .

2.Знакомство с биографией из учебника.

1)Словарная работа проводится по слайдам, где даны объяснения слов.

Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа- большое судно для перевозки грузов.

Бечева- шпагат, тонкая веревка.

Нещадно- не жалея.

Воскрешал- вспоминал, напоминал.

Дворянский класс- группа богатых людей.

2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3)Чтение учителем с.83-85.

4)Чтение детьми.

5)Анализ прочитанного.

— Где провел свое детство писатель?

Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

Почему народная жизнь стала ему близка?(потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)

Как он называет Волгу? (благословенная река)

— Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков, услышал их стоны)

— Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой..)

— Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

— Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

— Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него- это избавление от мучительно трудно жизни.

Как жилось писателю дома? Зачитать.

— Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

— Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

— Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

— Какой показана женщина ? Зачитать.

Как вы понимаете эти строки?

— О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

— Что всегда страстно желал писатель?

— Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? (чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

— Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

— Можно ли назвать Некрасова А.Н. « народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).

6)Подведение итогов индивидуальной работы.

Наташа работала над составлением слов.

— Какие слова получились? Обсуждение слов, что они обозначают.

Мороз, Красный нос- это произведение, которые мы будем читать.

Катя работала над своим проектом книжкой – раскраской «Три поросенка».

Катя что изображено? Что он делает? Для чего? Почему раскрасила в такой цвет?

V .Домашнее задание.

Катя – раскраска и составляет ответы на вопросы.

Наташа – продолжает раскрашивать «Бременские музыканты и читает 2 страницу.

VI . Рефлексия.

Что было трудным на уроке?

Почему возникли такие трудности?

Что помогло вам справиться с заданиями?

Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

— С биографией какого писателя познакомились?

— Какие произведения написал?

— Каким поэтом его называют?

VII .Оценки с комментированием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: