Саяно шушенская гэс на каком водохранилище. Саяно-Шушенская ГЭС — грандиозное сооружение

Саяно-Шушенская ГЭС - крупнейшая по установленной мощности электростанция России, 7-я - среди ныне действующих гидроэлектростанций в мире.

Конструкция высоконапорной арочно-гравитационной плотины не имеет аналогов в мировой и отечественной практике. Высота сооружения 245 м, длина по гребню 1074,4 м, ширина по основанию – 105,7 м и по гребню - 25 м. В плане она имеет вид круговой арки радиусом 600 м с центральным углом 102 градуса. Плотина СШГЭС входит в десятку самых высоких плотин мира.

Устойчивость и прочность плотины под напором воды (около 30 млн. тонн) обеспечивается и за счет собственного веса (примерно на 60%), и путем передачи гидростатической нагрузки на скальные берега (на 40%). Плотина врезана в скальные берега на глубину до 15 м. Сопряжение плотины с основанием в русле произведено врезкой до прочной скалы на глубину до 5 м.

Эксплуатационный водосброс СШГЭС. Предназначен для сброса избыточного притока воды в половодье и паводки, который не может быть пропущен через гидроагрегаты ГЭС либо аккумулирован в водохранилище. Водосброс имеет 11 отверстий, которые заглублены на 60 м от НПУ и 11 водосбросных каналов, состоящих из закрытого участка и открытого лотка, которые проходят по низовой грани плотины. Четырехметровые носки-трамплины завершают водосбросы, на сходе с них скорость воды достигает 55 м/с.


Береговой водосброс. Строительство дополнительного берегового водосброса было продиктовано необходимостью повышения надежности и безопасности гидротехнических сооружений станции. Сооружение позволяет осуществить дополнительный пропуск расходов до 4000 куб.м/сек (основный пропуск расходов осуществляется через эксплуатационный водосброс и водопропускные тракты гидроагрегатов) и, тем самым, снизить нагрузку на эксплуатационный водосброс станции и обеспечить щадящий режим в водобойном колодце. Береговой водосброс предназначен для пропуска экстремальных паводков и паводков редкой повторяемости.

Расположение берегового водосброса, относительно самой станции.

Турбинные водоводы СШГЭС. Турбиннный водовод – напорный трубопровод, подводящий воду к турбинам гидроэлектростанции. На Саяно-Шушенской ГЭС водоводы сталежелезобетонные. Внутренний диаметр 7,5 м; толщина железобетонной облицовки - 1,5 м.

Трансформаторная площадка.

Машинный зал. В здании ГЭС размещено 10 гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый, с радиально-осевыми турбинами, работающими при расчётном напоре 194 м (рабочий диапазон напоров - от 175 до 220 м). Номинальная частота вращения гидротурбины - 142,8 об/мин, максимальный расход воды через турбину - 358 м/с, КПД турбины в оптимальной зоне - около 96%, общая масса оборудования гидротурбины - 1440 т.

Несколько гидроагрегатов до сих пор в ремонте после известной всем аварии. К 2014 году Саяно-Шушенская ГЭС будет полностью оснащена абсолютно новым и современным оборудованием, обладающим улучшенными рабочим характеристиками и соответствующим всем требованиям надежности и безопасности.

Производитель турбин и генераторов генераторов - ОАО «Силовые машины». По результатам испытаний, проводившихся заводом на уже установленном оборудовании, гидроагрегаты способны развивать мощность до 720 МВт, являясь, таким образом, наиболее мощными из гидроагрегатов ГЭС России.

Спускаемся уровнем ниже. На фото вращающийся огромный ротор. Скорость вращения 142,8 об/мин.

Ещё ниже. Шахта турбины. Гидроагрегат состоит из двух независимых частей: гидротурбины и гидрогенератора соединённых валом. В шахте турбины мы можем видеть и то и другое. Под ногами находится турбина, над головой генератор, в центре видно вращающийся вал. Прямо под железным полом находятся сервомоторы, которые приводят в движение лопатки направляющего аппарата, регулирующие количество воды поступающее на рабочее колесо турбины.

Ещё ниже. Спиральная камера. Она предназначена для подвода воды к направляющему аппарату турбины. Особая форма камеры с уменьшающимися сечениями служит для равномерного распределения потока по всей окружности статора.

Сопряжение спиральной камеры с турбинным водоводом. Диаметр здесь 7.5 м. Это больше, чем в стандартном тоннеле метро.

Ещё ниже. Рабочее колесо турбины. Рабочее колесо, соединенное с валом турбины – это ротор радиально-осевой турбины, преобразующий энергию потока воды в механическую. Вес колеса – 145 тонн, диаметр - 6,77 м.

И, наконец, мы в самом низу. Отсасывающая изогнутая труба, которая выводит воду на поверхность в нижний бьеф.

Центральный пульт управления.

Водохранилище СШГЭС. Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года Саяно-Шушенское водохранилище включено в перечень 70 водоёмов, являющихся стратегическими источниками питьевой воды, которые будут находиться в исключительной федеральной собственности. Использование их водных ресурсов осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения значительных территорий одного или нескольких субъектов РФ.

«Осуществление проекта заслуживает самой высокой оценки - благодаря усилиям строителей и службы эксплуатации, которые внесли особый вклад в сооружение. В России Саяно-Шушенская ГЭС символизирует не только уникальность сооружения - эта станция демонстрирует высокий уровень проектирования, строительства и эксплуатации, достигнутого отечественной гидроэнергетикой. Жаль, что задерживается продолжение этого достижения.
Главный инженер проекта СШ ГЭС А. Ефименко. 4.09.2003 г.»

Запись в книге отзывов музея строительства СШ ГЭС

В 1924 году крестьяне села Шушенское решили построить электростанцию, связав ее с памятью В. И. Ленина. К сожалению, страна в то время не могла помочь крестьянам - нужной для станции турбины мощностью 20 киловатт не нашлось.

Предпосылки строительства Саяно-Шушенской ГЭС

В Хакасско-Минусинской впадине на сравнительно компактной территории разместились месторождения черных, цветных и редких металлов, имеются запасы не рудных ископаемых.
Восточная Сибирь - край богатейших гидроэнергетических ресурсов. Не составляет исключения и Хакасско-Минусинская впадина. И этот фактор стал одним из решающих в определении местоположения комплекса.
Стекающие с отрогов Саян реки, среди которых, конечно, первостепенное значение имеет Енисей, полноводны, имеют в ряде мест крутое падение и большой напор. Это огромный резерв дешевой электроэнергии.
Кроме того, эта территория имеет и другие существенные преимущества по сравнению с иными районами Восточной Сибири. Во-первых, к моменту начала формирования комплекса здесь уже была сравнительно развитая промышленность с сетью железных дорог, автомобильных магистралей и водных путей.
Во-вторых, местные климатические условия намного благоприятнее, нежели на остальной территории сурового сибирского края. Здесь и зима потеплее и лето пожарче. Все это создает прекрасные предпосылки для сооружения самых разнообразных по профилю промышленных предприятий.
Контуры Саяно-Шушенского комплекса обрисовываются, как говорится, сами собой. Но комплекс - это отнюдь не набор разнообразных и всеохватывающих предприятий, размещенных по территориальному признаку.
Речь идет о качественно новом принципе развития экономики, означающем достижение максимальных результатов на основе рационального использования природных и экономических ресурсов, гармоничного набора производств.
Рациональное разделение труда и специализация, организация единого инженерного обслуживания и единой базы вспомогательных и обслуживающих производств, оптимальная система грузопотоков, наконец, четкая последовательность в сроках завершения строительства объектов и подчиненная единой цели организация строительного дела - все это сулит народному хозяйству огромные выгоды.
Дешевая электроэнергия, которую даст Саяно-Шушенская ГЭС, - позволяет создать ряд энергоемких производств.

Среди них первое место займет алюминиевый завод. Этот гигант цветной металлургии будет существенно отличаться от своих предшественников.
Здесь будут смонтированы самые мощные и производительные в мире электролизеры.
Кроме всего прочего, у этого завода еще одна немаловажная особенность - он станет выпускать алюминиевый прокат, чего не делают ныне существующие предприятия такого профиля.
Само производство создается на основе накопленного опыта и отражает даже не сегодняшний, а завтрашний день технической мысли. Как уже говорилось, это самые совершенные электролизеры. Причем в проект заложены наиболее прогрессивные системы газоочистки и газоулавливания, что имеет большое значение для улучшения условий труда.
Для Саянского алюминиевого завода разработана автоматизированная система управления в комплексе с ЭВМ. Весьма рациональна и компоновка цехов. Между ними - зеленые зоны с посадками деревьев и цветников. А соединят здания службы и заводоуправления специальные галереи.

Неподалеку от Абакана развернулась еще одна обширная строительная площадка. На восьмистах гектарах идет сооружение одного из крупнейших в мире вагоностроительного комплекса, включающего в себя ряд заводов.
Первая очередь его рассчитана на выпуск 20 тысяч грузовых вагонов, 40 тысяч контейнерови 206 тысяч тонн стального литья. Попробуем представить себе отдельные узлы этого гигантского производства.
Вот корпус литья автосцепки, занимающий площадь 5 гектаров. Известно, что труд формовщиков и литейщиков весьма нелегок, операции, выполняемые ими, сложны и трудоемки. Здесь же автоматическая формовочная линия в корне преобразит характер труда.
Автоматика будет «работать» на производстве стержней и приготовлении формовочной земли. Уникальны цехи мелкого и крупного литья, где также будут действовать оригинальные автоматические линии.
Литейное производство основано на электроплавлении с применением кислорода. Широко будет использоваться пневмотранспорт. Вместо традиционного метода отбора проб предусмотрен квантометрический метод анализа. Можно сказать, что делается существенный шаг к созданию сталелитейного цеха-автомата.
Сборка вагонов предусматривается в цехе длиною в 1536 метров на гигантском конвейере. Образно говоря, производство здесь будет выглядеть так: с одной стороны в цех поступает металл, с другой - через каждые 20 минут выходит вагон.
Использование рабочих площадей благодаря поточности, применению автоматики и передовой технологии будет в два раза продуктивнее, нежели на существующих аналогичных предприятиях.
Совершенно иным, отличным от традиционного предстанет кузнечное производство. Труд кузнеца, тоже нелегкий и сложный, изменится коренным образом. В новом цехе-автомате уже будут действовать операторы. Место привычных пневмомолотов займут гидравлические прессы. Раскаленную поковку манипуляторы уберут и направят в подземную галерею, где произойдет ее охлаждение.
Автоматы будут действовать на всех операциях, даже на таких, к примеру, как подбор пружин по размеру. По расчетам специалистов, трудозатраты на Абаканском вагоностроительном комплексе по сравнению с наиболее совершенными отечественными производствами снизятся в 2,5 раза.
Уникальный комплекс электротехнических предприятий создается в Минусинске. Впервые в практике отечественного машиностроения на сравнительно небольшой площади в 2 тысячи гектаров разместится 12 крупных заводов одной отрасли. Такая компоновка обещает огромные выгоды.
В сравнении с «разбросанным» вариантом это даст приблизительную экономию более чем в 100 миллионов рублей и уменьшит количество работающих на 15 тысяч человек.
На территории Саянского территориально-производственного комплекса действует несколько крупных предприятий легкой промышленности. Среди них камвольный комбинат, трикотажная и перчаточная фабрика и другие. Это очень важное звено, способствующее рациональному использованию трудовых ресурсов. Мы стремимся до предела сократить сроки ввода в действие новых объектов, что обещает немалые выгоды. Сооружение основных предприятий комплекса, прежде всего, ускорилось и облегчилось за счет того, что удалось сформировать мощную строительную базу, обеспечить материально-техническое снабжение строителей, создать крепкие производственные коллективы.
Крупной организацией стало Управление строительства «Красноярскгэсстрой», в состав которого вошли бригады и службы с введенной в эксплуатацию Красноярской ГЭС. Своевременно развернули силы тресты «Абаканвагонстрой» и «Абаканпромжилстрой». Совсем недавно они объединены в комбинат «Саянтяжстрой», который призван возводить объекты территориально-производственного комплекса.
Это создает предпосылки для успешного осуществления стратегии строительных работ. А она заключается вот в чем. Краевая партийная организация, готовясь достойно встретить 60-летие Советской власти, приняла обязательство обеспечить в десятой пятилетке досрочный ввод основных производственных фондов на сумму в несколько миллиардов рублей. В этом деле важнейшую роль играют объекты, сооружаемые в составе комплекса.
Мы стремимся к тому, чтобы народное хозяйство как можно быстрее получило отдачу от используемых средств. Например, в ходе создания вагонного производства уже введен в действие корпус вспомогательных цехов, где налажено производство столь необходимых транспортникам платформ. С четким ритмом (в два года - действующий завод) идет создание Минусинского электротехнического комплекса.

Начало строительства, перекрытие Енисея в Карловском створе


Началом биографии Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса можно считать 4 ноября 1961 г., когда первый отряд изыскателей института «Ленгидропроект» во главе с опытнейшим изыскателем Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. В условиях суровой зимы и последующего бездорожья предстояло обследовать 3 конкурирующих створа. Костяк Саянской комплексной изыскательской экспедиции № 7 составляли ленинградцы, но и местное население считало свое участие в изысканиях делом чести - в разгар работ численный состав изыскателей достигал 600 человек. Геодезисты, геологи, гидрологи работали в мороз и непогоду, 12 буровых установок в три смены «прощупывали» со льда дно Енисея. Богатому опыту Ерашова, его таланту руководителя не смогли противостоять даже лютые сибирские морозы, и уже в июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком А.А. Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант - Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской - контррегулирующей Майнской ГЭС.

Проект уникальный арочно-гравитационной плотины Саяно-Шушенской ГЭС был разработан Ленинградским отделением института «Гидропроект». Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Проектное задание разрабатывалось под руководством главного инженера проекта Г.А. Претро в Отделе Саянской ГЭС, а, после его утверждения в 1965 г., начальником отдела и ГИПом был назначен Я.Б. Марголин. Начатые при нем разработки технического проекта были продолжены Л.К. Доманским (1968-72 гг.) и А.И. Ефименко (1972-91 гг.). Специалистами отечественного гидротехнического строительства признано, что высотная арочно-гравитационная плотина СШ ГЭС своим появлением опередила эволюционный процесс развития расчетных моделей подобных конструкций. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самое надежное гидротехническое сооружение данного типа.

Две с лишним сотни организаций внесли свой вклад в строительство энергетического гиганта на Енисее и навсегда останутся составляющими истории его создания, но первое место среди них занимает, конечно же, многотысячный «КрасноярскГЭСстрой».
5 июня 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Красноярской ГЭС, а 14 июля была создана специализированное строительно-монтажное управление строительства «КрасноярскГЭСстрой» Минэнерго СССР. В истории организации, несомненно, две главнейшие вехи - это строительство крупнейших в стране Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.
«Красноярск. 2 апреля 1963 г. Распоряжение. ...Приказываю: 1. Моему заместителю Палагичеву П.М. поручить организацию строительства Саянской ГЭС. 2. Для организации строительства разработать организационную структуру строительства и смету орграсходов на 1963 г... Начальник строительства Красноярской ГЭС А.Е. Бочкин».

Это тот самый легендарный гидростроитель Бочкин, написавший книгу «С водой, как с огнем». И с момента написания этого документа рабочие биографии КрасноярскГЭСстроя и Саяно-Шушенской ГЭС стали неразделимы.

Вот некоторые из славных дат строительства в Саянах:

Год 1966 - в поселке Черемушки организован строительный участок, который возглавил В. Усачев;

Год 1967 - в поселке Означенное заложен первый крупнопанельный дом;

Год 1968 - начата отсыпка правобережного котлована первой очереди;

Год 1970 - 17 октября в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен первый кубометр бетона;

Год 1972 - 26 декабря уложен первый кубометр бетона в водосливную часть плотины;

- год 1973 - введена в эксплуатацию первая очередь камнеобрабатывающего комбината «Саянмрамор»;

Год 1978 - в плотину Саяно-Шушенской ГЭС уложен третий миллион кубометров бетона;

Год 1978 - начато строительство контррегулирующей Майнской ГЭС;

Год 1978 - 18 декабря поставлен под промышленную нагрузку первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1979 - 5 ноября введён в эксплуатацию второй гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС - как и первый, со -сменным рабочим колесом;

Год 1979 - 21 декабря в сибирскую энергосистему подключен третий гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС с постоянным рабочим колесом;

Год 1980 - 29 октября поставлен под промышленную нагрузку четвёртый «Комсомольский» гидроагрегат;


- год 1980 - 21 декабря в строй действующих, встал пятый агрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1981 - 6 ноября 1981 года досрочно поставлен под промышленную нагрузку шестой гидроагрегат;

Год 1984 29 июля в плотину Саяно-Шушенской ГЭС уложен восьмой миллион кубометров бетона;

Год 1984 - 11 октября в строй действующих, встал восьмой гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1985 - 2 1 декабря в строй действующих агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС встал девятый;

Год 1985 - 25 декабря введен десятый, последний электробогатырь, и Саяно-Шушенская ГЭС по своей мощности обогнала все гидроэлектростанции Азиатско-Европейского континента. Её установленная мощность 6,4 миллиона киловатт!;

Год 1986 - 2 июля в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен последний, девятый миллион кубометров бетона;

Год 1987 - 12 июня произведена реконструкция первых двух агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, где временные рабочие колёса заменены на штатные, постоянные.

Изо дня в день ширился фронт строительных работ в правобережном котловане: сначала поднялся раздельный устой, потом обрела завершенную форму «гребенка» донных отверстий водосбросной части плотины. Приближались ответственные события: первый пропуск воды через донные отверстия и полное перекрытие русла реки.
11 октября 1975 года вся страна следила за поединком строителей и могучего Енисея. Вот слова из телеграммы секретаря правления Союза писателей СССР Сергея Сартакова: «...Богатырь Енисей, пробудивший Саянский хребет, будет... служить человеку в надежде, однако, что и человек с ним обойдется по достоинству...» Первую каменную глыбу со своего БелАЗа, как и в 1968 г. при отсыпке первой перемычки, опустил в бушующий поток бригадир водителей Илья Кожура. И через несколько часов своенравный могучий Енисей вынужден был покориться воле людей.

Договор двадцати восьми

Еще до перекрытия, в апреле 1974 г. состоялось важное для всех участников создания ГЭС событие - был подписан «Договор двадцати восьми», или совместное обязательство, направленное на сокращение сроков строительства и повышение качества выполняемых работ. Идея договора предусматривала выявление резервных возможностей всех участников строительства и постоянную координацию их действий. Кроме того, требовалось выявить тенденции в развитии техники, способности промышленности и строительства в использовании на практике новейших достижений науки и техники. Координационный Совет с самого начала возглавил директор Ленгидропроекта Ю.А. Григорьев, секретарем был избран М.Г. Александров.

Ныне хранящийся в Музее строительства СШ ГЭС стальной прут, стянутый в «узел дружбы» - подарок объединения ЛМЗ строителям - символизирует идею содружества, которая вылилась и в дружбу между отдельными коллективами и бригадами. Так, бригада плотников-бетонщиков В.А. Познякова заключила договор о сотрудничестве с бригадой слесарей-монтажников ЛМЗ В.С. Чичерова. В 1977 году в содружестве принимали участие уже 50 ленинградских коллективов, к договору подключились и творческие коллективы. А к началу 1979 года в него уже входило 170 организаций и предприятий. Крупнейшую ГЭС страны, действительно, строил весь народ!

Комсомольско-молодежная стройка

Все предшествующие гидростанции, как правило, начинались с палаток и бараков-времянок. Но строительство Саянской ГЭС обошлось практически без «палаточной романтики» - уже в 1964 г. 120 семей получили ключи от квартир в 18-ти двухэтажных деревянных домах. В поселке Майна построили столовую, магазин, баню, детский сад, школу, следом были сданы в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания, часовая мастерская, фотография, парикмахерская. В поселке Означенное тоже возвели 7 двухэтажных деревянных домов нового микрорайона для семей гидростроителей. А 4 ноября 1967 г. была заложена символическая плита под фундамент первого крупнопанельного дома, положившего начало городу Саяногорску.

Саянскую ГЭС строили молодые. Комсомольская организация на строительстве возникла в 1963 г., а в 1967 г. ЦК ВЛКСМ объявил строительство Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Так, шестнадцать девчонок - выпускниц Майнской средней школы - решили стать гидростроителями, и получили профессию штукатуров-маляров в учкомбинате поселка Майна. Они создали отряд, который назвали «Красные косынки». Потом все дружно поступили в вечерний филиал Дивногорского гидротехнического техникума и успешно его окончили, после чего многие продолжили обучение в вузах, совмещая его с работой на строительстве. А из города Макеевка по комсомольским путевкам прибыл отряд выпускников интерната в количестве 17 человек. Все «макеевцы» тоже получили специальности в Майнском учкомбинате: ребята стали плотниками-бетонщиками, девчата - штукатурами-малярами. Впоследствии почти все они тоже получили высшее образование и остались жить в Саянах.

Год за годом стройка становилась все более «комсомольской», и все более всероссийской. Летом 1979 г. в возведении крупнейшей ГЭС принимали участие студенческие строительные отряды общей численностью 1700 человек, в 1980 г. - более 1300 человек со всех концов страны. К этому времени на строительстве сформировались уже 69 собственных комсомольско-молодежных коллективов, 15 из них - именные.

Завершение строительства

Крупнейшие производственные объединения СССР создавали для новых гидростанций новое супермощное оборудование. Так, все уникальное оборудование СШ ГЭС было изготовлено отечественными заводами: гидротурбины - производственным объединением турбостроения «Ленинградский металлический завод», гидрогенераторы - Ленинградским производственным электротехническим объединением «Электросила», трансформаторы - производственным объединением «Запорожтрансформатор». Рабочие колеса турбин были доставлены в верховья Енисея водным путем длиною почти в десять тысяч километров, через Северный Ледовитый океан. Благодаря оригинальному
техническому решению - установке на первых двух турбинах временных рабочих колес, способных работать при промежуточных напорах воды - появилась возможность до окончания строительно-монтажных работ начать эксплуатацию первой очереди станции. Благодаря этому народное хозяйство страны получило дополнительно 17 млрд кВт·ч электроэнергии. Выработав к 1986 г. 80 млрд кВт·ч, стройка в Саянах полностью возвратила государству затраты, которые пошли на ее возведение.
К 1988 году строительство ГЭС было в основном завершено, в 1990 году водохранилище было впервые заполнено до отметки НПУ. В постоянную эксплуатацию Саяно-Шушенская ГЭС была принята 13 декабря 2000 года.

Эксплуатация

Саяно-Шушенская ГЭС начала выдавать электроэнергию в энергосистему с декабря 1978 года, войдя в состав производственного объединения «Красноярскэнерго». 18 мая 2001 года станции было присвоено имя П. С. Непорожнего. В 2003 году Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс был выделен в ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС». 16 июля 2006 года Саяно-Шушенская ГЭС выработала 500 миллиардов кВт⋅ч электроэнергии. 9 января 2008 года ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего» было ликвидировано путём присоединения к ОАО «ГидроОГК» (позднее переименованного в ОАО «РусГидро»); станция вошла в состав компании на правах филиала.
С 1997 года, после завершения заделки трещин в плотине, с целью недопущения их раскрытия было принято решение снизить отметку нормального подпорного уровня на 1 метр (с 540 до 539 м), а отметку форсированного подпорного уровня - на 4,5 м (с 544,5 м до 540 м). В 2006 году при прохождении сильного летнего дождевого паводка холостые сбросы через эксплуатационный водосброс достигали 5270 м³/с, существенных повреждений в водобойном колодце после его осушения обнаружено не было. Значительные объёмы сбросов через эксплуатационный водосброс (до 4906 м³/с) имели место и в 2010 году, при пропуске многоводного паводка обеспеченностью 3-5 %. После аварии в августе 2009 года эксплуатационный водосброс работал в течение более чем 13 месяцев, с 17 августа 2009 года по 29 сентября 2010 года, пропустив 55,6 км³ воды без каких-либо повреждений. Вынужденная работа эксплуатационного водосброса в зимний период привела к развитию процессов обледенения сооружений водосбросного участка плотины - в частности, открытые лотки водосброса покрылись сплошным ледовым панцирем, а на эстакаде и бычках водосбросов возникли снежно-ледяные образования высотой до 40 м и весом до 24 000 т. Однако обледенение практически не нанесло ущерба сооружениям ГЭС - после схода льда было зафиксировано разрушение двух балок крановой эстакады (в результате падения льда с водосбросов), не имеющее значения для эксплуатации ГЭС (в конце 2010 года произведён демонтаж крановой эстакады).
10 февраля 2011 года в 78 км от Саяно-Шушенской ГЭС произошло землетрясение силой около 8 баллов по шкале MSK-64. В районе плотины ГЭС сила толчков составила около 5 баллов, каких-либо повреждений сооружений станции не зафиксировано.

В ходе эксплуатации были выявлены недостатки оборудования ГЭС. В частности, аппаратные генераторные комплексы КАГ-15,75 оказались ненадёжны в эксплуатации, не способны в определённых условиях справиться с отключением небольшого тока (порядка 60 ампер), имели неприспособленную к ремонту конструкцию (к тому же выпуск запасных частей к ним был прекращён), в связи с чем с 1994 года начались проектные проработки их замены на полноценные элегазовые генераторные выключатели. C 2004 года началась замена КАГ-15,75 на современные элегазовые выключатели HEC-8. Также выяснилось, что конструкция рабочих колёс гидротурбин не вполне удачна - в ходе их эксплуатации наблюдалась повышенная кавитация и трещинообразование, что приводило к необходимости проведения частых ремонтов. С 2011 года планировалось начать постепенную замену рабочих колёс на новые с улучшенными характеристиками. После аварии в августе 2009 года программа технического перевооружения станции была изменена.

Строительство берегового водосброса

После выявления повторных разрушений в водобойном колодце в 1988 году на состоявшемся 3-6 октября 1988 года заседании комиссии Минэнерго СССР было предложено, с целью снижения нагрузок на водобойный колодец, рассмотреть возможность сооружения дополнительного водосброса тоннельного типа пропускной способностью 4000-5000 м³/с. К 1991 году «Ленгидропроектом» и институтом «Гидропроект» была проведена предварительная проработка ряда вариантов тоннельных водосбросов (в двух- и однониточном исполнении). В 1993 году экспертной комиссией Инженерной академии РФ под председательством Н. П. Розанова были детально рассмотрены вопросы надёжности плотины и водосбросных сооружений Саяно-Шушенской ГЭС. В выводах комиссии декларировалась нецелесообразность рассмотрения вопроса о строительстве дополнительного водосброса.

После проведения работ по заделке трещин в плотине было принято решение снизить отметки НПУ и ФПУ гидроузла, что привело к снижению регулирующей ёмкости водохранилища; кроме того, были введены ограничения на скорость заполнения водохранилища. Исходя из изменившихся условий, было принято решение о возобновлении работ по береговому водосбросу. В 1997 году «Ленгидропроектом» с участием ВНИИГ были проведены предпроектные проработки трёх вариантов берегового водосброса; в 1998 году первые проработки по водосбросу были проведены НИИЭС. Рассмотрев данные материалы, экспертная комиссия РАО «ЕЭС» приняла решение о проведении проектных работ и гидравлических исследований берегового водосброса, приняв за основу проработки НИИЭС. В 2001 году технико-экономическое обоснование берегового водосброса, разработанное «Ленгидропроектом» и «Гидропроектом», было одобрено государственной экспертизой.

Строительство берегового водосброса было начато 18 марта 2005 года, общая стоимость его сооружения оценивалась в 5,5 млрд рублей. Генеральным проектировщиком водосброса был выбран «Ленгидропроект», конкурс на выполнение строительных работ был выигран «Бамтоннельстроем», но в 2007 году контракт с ним был расторгнут, новым генподрядчиком стало ОАО «Объединённая энергостроительная корпорация». Строительные работы по сооружению первой очереди берегового водосброса, включающей входной оголовок, правый безнапорный туннель, пятиступенчатый перепад и отводящий канал, были завершены к 1 июня 2010 года. Гидравлические испытания первой очереди были проведены в течение трёх дней, начиная с 28 сентября 2010 года. Строительство берегового водосброса было официально завершено 12 октября 2011 года.

Черезвычайные ситуации.

Паводок 1979 года

К 1976 году стало очевидно, что реальные темпы строительства значительно отстают от проектных предположений. Согласно техническому проекту станции, к моменту пуска первых гидроагрегатов планировалось возвести плотину на высоту 170 м и уложить в основу главных сооружений более 75 % бетона от общего объёма; для пропуска половодья в этот период планировалось использовать 10 временных водосбросов второго яруса. Отставание темпов работ при сохранявшихся директивных сроках пуска гидроагрегатов привело к необходимости изменения проектных параметров сооружения. В частности, было принято решение о снижении уровня верхнего бьефа, необходимого для пуска первых гидроагрегатов, что позволило снизить необходимый для укладки к этому моменту объём бетона с 7,31 до 4,13 миллионов м³, количество водосбросов второго яруса было уменьшено с 10 до 6 при сохранении их общей пропускной способности.

Однако обеспечить необходимые темпы укладки бетона даже в сокращённом варианте не удалось, что привело к невозможности пропуска половодья 1979 года с использованием только водосбросов второго яруса (донные водосбросы первого яруса подлежали заделке). Возникла необходимость использования также и открытых водосливов, образованных за счёт штрабления нечётных секций водосбросной части плотины. Тем не менее, к началу половодья 1979 года водосбросной участок плотины не был подготовлен к пропуску воды и в этом варианте - в необходимые для безопасного пропуска половодья сооружения не было уложено более 100 000 м³ бетона. В результате 23 мая 1979 года при пропуске половодья произошёл перелив воды через раздельную стенку и затопление котлована ГЭС с введённым в строй гидроагрегатом № 1. Перед затоплением гидроагрегат был остановлен и частично демонтирован, что позволило после откачки воды быстро восстановить его работоспособность. В ходе восстановительных работ был сооружён бетонный барьер вокруг гидрогенератора, произведена герметизация ограждающих конструкций. 31 мая произведена откачка воды из гидрогенератора, 10 июня началась откачка воды из здания ГЭС. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы на оборудовании станции. 20 июня здание ГЭС и турбинное оборудование было осушено полностью. 4 июля началась сушка изоляции гидрогенератора и ремонт повреждённых узлов. Повторно гидроагрегат № 1 был включен в сеть 20 сентября 1979 года.

Разрушение водобойного колодца.

В 1985 году при пропуске паводка с расходом 4500 кубометров воды в секунду через открытые водосбросы плотины Саяно-Шушенской ГЭС произошли серьёзные разрушения водобойного колодца. Перед пропуском половодья водобойный колодец был осушен, обследован и очищен, значительных повреждений в нём обнаружено не было. После пропуска половодья, в ноябре 1985 года при осмотре водобойного колодца было выявлено наличие в нём значительных разрушений. На площади около 70 % поверхности дна колодца плиты крепления были полностью разрушены и выброшены потоком за водобойную стенку. На площади, составляющей порядка 25 % от общей площади дна колодца, были разрушены все плиты крепления, бетонная подготовка и скала на глубину от 1 до 6 м ниже основания плит.

Причиной разрушения колодца комиссия Минэнерго СССР назвала дефектную конструкцию крепления плит; в то же время экспертная комиссия Инженерной академии РФ в 1993 году пришла к выводу о правильности проектных решений конструкции крепления. В настоящее время причиной разрушения водобойного колодца в 1985 году считается разрушение бетонной «пломбы», которой были заделаны кавитационные повреждения дна водобойного колодца, возникшие в 1981 году, с последующим проникновением скоростного напора воды между плитами крепления и их основанием, что вызвало отрыв плит. Причиной разрушения «пломбы» называется её недостаточная прочность и отсутствие герметизации швов в местах её сопряжения с плитами крепления, усугублённые сосредоточенным воздействием сбрасываемого потока воды, возникшего в результате использования непроектной схемы открытия затворов водосброса.
Сразу же после обследования осушенного колодца комиссией Минэнерго СССР было принято решение о его восстановлении, причём конструкция нового крепления принималась принципиально отличной от исходного: вместо плит толщиной 2,5 м и размерами 12,5×15 м с герметизированными швами было решено устроить крепление из бетонных блоков толщиной 4-8 м размерами 6,25×7,5 м с открытыми швами. Устойчивость блоков обеспечивалась за счёт их веса, цементации основания и использования анкеров. Работы было решено выполнить в две очереди - первая, предусматривающая реконструкцию дна колодца по его периферии, должна была быть закончена к половодью 1986 года, вторая (реконструкция центральной части колодца) - к половодью 1987 года. В блоки первой очереди было уложено 30 100 м³ бетона и установлено 785 анкеров. Разборка старого крепления и подготовка основания для нового проводилась с широким использованием буровзрывных работ. К моменту затопления колодца перед половодьем 1986 года в центральной части колодца находился отвал скального грунта и обломков бетона общим объёмом около 20 000 м³. После прохождения половодья было обнаружено, что крепление первой очереди не получило значительных повреждений; большая часть отвала грунта из центральной части колодца была вымыта и унесена потоком за пределы колодца. Вторая очередь реконструкции крепления потребовала укладки 52 100 м³ бетона и установки 197,5 т анкеров.

В 1987 году эксплуатационные водосбросы не использовались. В 1988 году для пропуска летнего паводка с 15 июля по 19 августа открывалось до пяти эксплуатационных водосбросов, максимальный расход достигал 5450 м³/с. После осушения колодца в сентябре 1988 года были обнаружены значительные разрушения его днища в центральной части. Общая площадь повреждений составила 2250 м², что соответствует примерно 14 % общей площади дна колодца. В зоне наибольших разрушений площадью 890 м² бетонное крепление было разрушено полностью, до скального грунта, с образованием в последнем воронки размыва. Бетонные блоки крепления весом до 700 тонн каждый были либо разрушены, либо отброшены потоком к водобойной стенке. Причиной разрушения водобойного колодца являлось образование трещин в блоках первой очереди реконструкции в ходе подготовки основания под блоки второй очереди с применением широкомасштабных буровзрывных работ. Проникновение воды под давлением в трещины через открытые швы между блоками привело к разрушению повреждённых блоков первой очереди, что в свою очередь привело к отрыву от основания неповреждённых блоков второй очереди, часть из которых (толщиной 6 м и более) к тому же не была закреплена анкерами. Усугубило ситуацию включение водосбросов 43 и 44 секций с полным открытием затворов 1 августа 1988 года, что привело к концентрации сбросов на «потревоженной», но ещё находившейся на месте части крепления, после чего в короткие сроки произошло разрушение крепления.

Разрушения в водобойном колодце после паводка 1988 года устранялись путём установки блоков, аналогичных блокам первой и второй очереди, но с герметизацией швов металлическими шпонками и обязательной установкой анкеров. Кроме того, во всех сохранившихся блоках крепления второй очереди толщиной 6 метров и более также устанавливались анкера из расчёта один анкер на 4 м² площади. В головной части заделки зоны повреждений устанавливались предварительно-напряжённые анкера. Была проведена цементация швов блоков 5-11 рядов всех трёх очередей. Взрывные работы при подготовке основания для установки блоков были исключены. Работы по реконструкции водобойного колодца были завершены к 1991 году, всего было уложено 10 630 м³ бетона, установлено 221 т пассивных анкеров и сеток и 46,7 т (300 шт.) предварительно-напряжённых анкеров. После завершения реконструкции, в ходе дальнейшей эксплуатации значительных разрушений в водобойном колодце не наблюдалось.

В 8:13 местного времени (MSK+4) 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла тяжёлая авария (техногенная катастрофа).
На момент аварии в машинном зале станции находилось 116 человек, в том числе один человек на крыше зала, 52 человека на полу зала (отметка 327 м) и 63 человека во внутренних помещениях ниже уровня пола зала (на отметках 315 и 320 м). Из них сотрудниками станции были 15 человек, остальные являлись работниками различных подрядных организаций, осуществлявших ремонтные работы (большая часть из них - сотрудники ОАО «Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт»). Всего на территории станции (в том числе вне зоны, затронутой аварией) находилось около 300 человек.

Находившийся в работе гидроагрегат № 2 внезапно разрушился и был выброшен напором воды со своего места. В машинный зал станции под большим напором стала поступать вода, затопившая машинный зал и технические помещения под ним. В момент аварии мощность станции составляла 4100 МВт, в работе находились 9 гидроагрегатов, автоматические защиты на большинстве которых не сработали. Очевидец аварии Олег Мякишев описывает этот момент следующим образом: «…Я стоял наверху, услышал какой-то нарастающий шум, потом увидел, как поднимается, дыбится рифлёное покрытие гидроагрегата. Потом видел, как из-под него поднимается ротор. Он вращался. Глаза в это не верили. Он поднялся метра на три. Полетели камни, куски арматуры, мы от них начали уворачиваться… Рифлёнка была где-то под крышей уже, да и саму крышу разнесло… Я прикинул: поднимается вода, 380 кубов в секунду, и - дёру, в сторону десятого агрегата. Я думал, не успею, поднялся выше, остановился, посмотрел вниз - смотрю, как рушится всё, вода прибывает, люди пытаются плыть… Подумал, что затворы надо закрывать срочно, вручную, чтобы остановить воду… Вручную, потому что напряжения-то нет, никакие защиты не сработали…»

Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя. Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело в том числе и к обесточиванию самой станции. На центральном пульте управления станцией сработала светозвуковая сигнализация, после чего пульт был обесточен - пропала оперативная связь, электропитание освещения, приборов автоматики и сигнализации. Автоматические системы, останавливающие гидроагрегаты, сработали только на гидроагрегате № 5, направляющий аппарат которого был автоматически закрыт. Затворы на водоприёмниках других гидроагрегатов оставались открытыми, и вода по водоводам продолжала поступать на турбины, что привело к разрушению гидроагрегатов № 7 и 9 (сильно повреждены статоры и крестовины генераторов). Потоками воды и разлетающимися обломками гидроагрегатов были полностью разрушены стены и перекрытия машинного зала в районе гидроагрегатов № 2, 3, 4. Гидроагрегаты № 3, 4 и 5 были завалены обломками машинного зала. Те сотрудники станции, которые имели такую возможность, быстро покинули место аварии.

На момент аварии из руководства станции на своих местах находились главный инженер ГЭС А. Н. Митрофанов, исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС М. И. Чиглинцев, начальник службы мониторинга оборудования А. В. Матвиенко, начальник службы надёжности и техники безопасности Н. В. Чуричков. Главный инженер после аварии прибыл на центральный пункт управления и отдал распоряжение находившемуся там начальнику смены станции М. Г. Нефёдову о закрытии затворов. Чиглинцев, Матвиенко и Чуричков после аварии покинули территорию станции.
В связи с потерей энергоснабжения закрыть затворы можно было только вручную, для чего персоналу необходимо было проникнуть в специальное помещение на гребне плотины. Около 8:30 восемь человек оперативного персонала добрались до помещения затворов, после чего связались по сотовому телефону с начальником смены станции, который дал указание опустить затворы. Взломав железную дверь, работники станции А. В. Катайцев, Р. Гайфуллин, Е. В. Кондратцев, И. М. Багаутдинов, П. А. Майорошин и Н. Н. Третьяков в течение часа вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал. Закрытие водоводов привело к необходимости открытия затворов водосливной плотины с целью обеспечения санитарного попуска в нижнем бьефе СШГЭС. К 11:32 было организовано питание козлового крана гребня плотины от передвижного дизель-генератора, в 11:50 началась операция по подъёму затворов. К 13:07 все 11 затворов водосливной плотины были открыты, начался пропуск воды вхолостую.

Поисково-спасательные и ремонтно-восстановительные работы на станции начались практически сразу же после аварии силами персонала станции и сотрудников Сибирского регионального центра МЧС. В тот же день в район аварии вылетел руководитель МЧС Сергей Шойгу, возглавивший работы по ликвидации последствий аварии, началась переброска дополнительных сил МЧС и сотрудников различных подразделений ОАО «РусГидро». Уже в день аварии начались водолазные работы по обследованию затопленных помещений станции с целью поиска выживших, а также тел погибших. В первый день после аварии удалось спасти двух человек, находившихся в «воздушных мешках» и подававших сигналы о помощи, - одного через 2 часа после аварии, другого через 15 часов. Однако уже 18 августа вероятность нахождения других выживших оценивалась как незначительная. 20 августа началась откачка воды из помещений машинного зала; к этому моменту было обнаружено 17 тел погибших, 58 человек числились пропавшими без вести. По мере освобождения от воды внутренних помещений станции число найденных тел погибших быстро росло, достигнув к 23 августа, когда работы по откачке воды вступили в завершающую стадию, 69 человек. С 23 августа МЧС приступило к завершению своей работы на станции, а работы на ГЭС стали постепенно переходить из фазы проведения поисково-спасательной операции в фазу восстановления сооружений и оборудования. 28 августа в Хакасии был отменён режим чрезвычайной ситуации, введённый в связи с аварией. Всего в поисково-спасательных работах было задействовано до 2700 человек (из них около 2000 человек работали непосредственно на ГЭС) и более 200 единиц техники. В ходе работ было разобрано и вывезено более 5000 м³ завалов, из помещений станции откачано более 277 000 м³ воды. С целью ликвидации масляного загрязнения акватории Енисея было установлено 9683 метра боновых заграждений и собрано 324,2 т маслосодержащей эмульсии.

В результате аварии погибло 75 человек (список погибших) , большинство из которых составили сотрудники подрядных организаций, занимавшиеся ремонтными работами. Все гидроагрегаты станции получили повреждения различной степени тяжести; наиболее сильные, вплоть до полного разрушения - гидроагрегаты № 2, № 7 и № 9. Было частично разрушено здание машинного зала, повреждено электротехническое и вспомогательное оборудование. В результате попадания в Енисей турбинного масла был нанесён экологический ущерб.
Для расследования причин аварии были созданы комиссия Ростехнадзора, а также парламентская комиссия Государственной Думы. Результаты работы этих комиссий были опубликованы 3 октября и 21 декабря 2009 года соответственно. Непосредственной причиной разрушения гидроагрегата № 2 было названо усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины в результате вибрации, возникавшей при переходах режима мощности гидроагрегата через диапазон «запрещённой зоны».

Аварийно-спасательные работы на станции были в целом завершены к 23 августа 2009 года, после чего начались работы по восстановлению станции. Разбор завалов в машинном зале был завершён к 7 октября 2009 года. Восстановление стен и крыши машинного зала было завершено 6 ноября 2009 года. Одновременно велись работы по демонтажу повреждённых гидроагрегатов и восстановлению строительных конструкций, наиболее повреждённый гидроагрегат № 2 был окончательно демонтирован в апреле 2010 года.

Контракт на поставку новых гидроагрегатов (той же мощности, что и старые, но с улучшенными характеристиками в области надёжности и безопасности) был подписан с «Силовыми машинами» 30 ноября 2009 года, сумма контракта составила 11,7 миллиардов рублей без НДС. Предприятия концерна поставят 10 гидротурбин, 9 гидрогенераторов и 6 систем возбуждения, а также осуществят шефмонтаж и пусконаладочные работы. В связи с тем, что изготовление новых гидроагрегатов занимает более года, было принято решение о восстановлении в течение 2010 года четырёх наименее пострадавших «старых» гидроагрегатов станции. 24 февраля 2010 года после восстановительного ремонта был пущен гидроагрегат № 6, который в момент аварии находился в ремонте и получил наименьшие повреждения. 22 марта 2010 года был включён в сеть гидроагрегат № 5, остановленный во время аварии аварийной защитой. Гидроагрегат № 4 был пущен 2 августа 2010 года; гидроагрегат № 3, на котором пришлось заменить гидрогенератор на новый - 25 декабря 2010 года. В дальнейшем монтировались новые гидроагрегаты, изготовленные предприятиями концерна «Силовые машины»:

  • гидроагрегат № 1 был пущен 19 декабря 2011 года
  • № 7 - 15 марта 2012 года
  • № 8 - 15 июня 2012 года
  • № 9 - 21 декабря 2012 года
  • № 10 - 4 марта 2013 года
  • № 6 - в июле 2013 года.

В декабре 2013 года планируется заменить на новый ранее восстановленный гидроагрегат № 5 (был выведен в реконструкцию в 2012 году). В 2014 году должен быть введён в строй гидроагрегат № 2, а также заменены ранее восстановленные гидроагрегаты № 3 и № 4 (выведенные в реконструкцию в 2013 году).
Доставка на станцию рабочих колёс новых гидротурбин и другого крупногабаритного оборудования осуществлялась водным транспортом от Санкт-Петербурга до нижнего бьефа Майнской ГЭС, где рабочие колёса перегружались на специальный автотранспорт и доставлялись на станцию по реконструированной автодороге Саяногорск - Майна - Черёмушки. Доставка оборудования была осуществлена в навигации 2011 и 2012 годов. В августе и сентябре 2011 года на станцию была доставлена первая партия крупногабаритного оборудования, в том числе 6 рабочих колёс турбин. Оставшееся оборудование было доставлено летом - осенью 2012 года.
Помимо замены гидроагрегатов, ведётся замена ОРУ-500 кВ на современное распределительное устройство закрытого типа (КРУЭ-500 кВ). Также планируется создание комплексной автоматизированной системы контроля состояния плотины. Общая стоимость восстановления и реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС оценивается в 41 млрд рублей.

Воспоминания участников строительства.

Используемый материал:

Одним прекрасным летним днем, имел возможность побывать на уникальной по своим размерам Саяно-Шушенской гидроэлектростанции имени П. С. Непорожнего. Конструкция плотины не имеет аналогов в мировой практике, это уникальное сооружение, кроме этого она крупнейшая по установленной мощности в России, и девятая по мощности среди действующих гидроэлектростанций в мире. Расположена на реке Енисей, на границе между Красноярским краем и Республикой Хакасия. Название станции происходит от названий Саянских гор и расположенного неподалёку от станции села Шушенское, получившее свои известность как место ссылки В. И. Ленина.

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, началось в 1963 году и официально завершено только в 2000 году. 4 ноября 1961 года, первые специалисты института «Ленгидропроект» прибыли на место строительства плотины. В 1966 году в поселке Черемушки организован строительный участок, в 1968 году начата отсыпка правобережного котлована первой очереди, в 1970 году уложен первый кубометр бетона, 11 октября 1975 года перекрыт Енисей. В 1978 году запустили первый гидроагрегат, в декабре 1985 года был запущен десятый гидроагрегат. А уже в 1986 году станция дала 80 млрд кВт.ч. и полностью себе окупила.

В честь строителей на смотровой площадке перед ГЭС на берегу реки Енисей установлен групповой памятник строителям ГЭС. Сама идея просто великолепная, на памятнике изображены представители разных специальностей которые принимали участие в стройке. Кстати очень хорошее место для фотографирования на память, если судьба занесет в это замечательное место обязательно сфотографируйтесь.

Если зайти со спины одной из фигур, то можно узнать, что скульптором был А. Балашов, а архитектором В. Бухаев.

Саяно-Шушенская ГЭС является самой высокой плотиной России. Высота плотины составляет 245 м, длина 1074 м, ширина 105 м, по гребню ширина 25 м. Устойчивость и прочность плотины обеспечивается не только действием собственного веса, но и работой верхнего арочного пояса с передачей нагрузки на скальные берега (на скалы уходит 40% нагрузки). Плотина врезана в скалу левого и правого берегов соответственно на глубину 15 и 10 метров. Сопряжение плотины с основанием в русле произведено врезкой до прочной скалы на глубину до 5 м. Кстати говорят, что бетона, из которого построили плотину, хватило бы на постройку шоссе от Владивостока до Москвы.

Электроэнергию станция начала давать с 1978 года, войдя в состав производственного объединения «Красноярскэнерго». 18 мая 2001 года станции было присвоено имя П. С. Непорожнего. В 2003 году Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс был выделен в ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС». 9 января 2008 года ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего» было ликвидировано путём присоединения к ОАО «РусГидро», станция вошла в состав компании на правах филиала.

Станция прошла испытание землетрясением и выдержала его с честью для строителей. 10 февраля 2011 года в 78 км от Саяно-Шушенской ГЭС произошло землетрясение силой около 8 баллов по шкале MSK-64. В районе плотины ГЭС сила толчков составила около 5 баллов, каких-либо повреждений сооружений станции не зафиксировано.


Вокруг станции безумно красиво, не стоит забывать, что мы находимся в Саянских горах где кругом тайга. Саяны это общее название для двух горных систем на юге Сибири в пределах Красноярского края, Иркутской области, Республик Хакасия, Тыва, Бурятия, а также северных районов Монголии. Различают Западный Саян, состоящий из выровненных и островерхих хребтов без оледенений, разделённых межгорными котловинами, и Восточный Саян с типичными среднегорными хребтами, несущими ледники. Реки относятся к бассейну Енисея. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру. Между хребтами Саян находятся более десятка впадин различных размеров и глубины, самая знаменитая из которых — Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками. Об этих горах нужно делать отдельный пост.

В 1988 году комиссией Минэнерго СССР было предложено, с целью снижения нагрузок на станцию, рассмотреть возможность сооружения дополнительного водосброса. Но работы по его проекту начались только в 1997 году. Само строительство берегового водосброса было начато в марте 2005 года, общая стоимость его сооружения 5,5 млрд рублей. Строительные работы по сооружению первой очереди берегового водосброса, были завершены в июне 2010 года. Официально строительство берегового водосброса было завершено 12 октября 2011 года.

На фотографии Вы видите трансформаторную подстанцию Саяно-Шушенской ГЭС, обратите внимание на дорогу которая идет справа в горы и теряется в тайге. Эта дорога ведет в подземный туннель, который в свою очередь проложен в скале и выходит прямо на гребень плотины.

Как все мы помним на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году произошла авария. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции был нанесён серьёзный ущерб. В ходе расследования, Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции. Авария является крупнейшей в истории России катастрофой на гидроэнергетическом объекте.

На момент аварии, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9, один гидроагрегат находился в ремонте. 17 августа 2009 года, в 8 часов 13 минут местного времени произошло внезапное разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок в районе гидроагрегата № 2 и увидел выброс мощного столба воды. Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело к обесточиванию станции. Автоматические системы, останавливающие гидроагрегаты, сработали только на гидроагрегате № 5. Затворы на водоприёмниках других гидроагрегатов оставались открытыми, и вода по водоводам продолжала поступать на турбины. Потоками воды и разлетающимися обломками гидроагрегатов были полностью разрушены стены и перекрытия машинного зала.

В связи с потерей энергоснабжения закрыть затворы можно было только вручную, для чего персоналу необходимо было проникнуть в специальное помещение на гребне плотины. Около 8 часов 30 минут восемь человек добрались до помещения затворов, взломав дверь, работники станции в течение часа вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал. Закрытие водоводов привело к необходимости открытия затворов водосливной плотины с целью обеспечения санитарного попуска в нижнем бьефе станции. К 11 часам 30 минутам было организовано питание крана гребня плотины от передвижного дизель-генератора, и около 12 часов дня началась операция по подъёму затворов. К 13 часам этого же дня все 11 затворов водосливной плотины были открыты, начался пропуск воды вхолостую.

За этими действиями стояло мужество и смелость работников станции, которые не убежали, а делали свою работу по спасению станции. Ведь в случае разрушения плотины волна снесла бы ниже по течению реки Енисей на сотни километров города и поселки, а экологический и экономический эффект от последствий аварии мы бы расхлебывали до сих пор.

Самая верхняя точка станции, слева миллионы кубометров воды которые сдерживает плотина, с права спокойно и не спеша несет свои воды Енисей, а посередине станция которая вырабатывает дешевую электроэнергию и питает экономику всей Сибири.

Недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС ниже по течению Енесея находится Майнская ГЭС, которая является контррегулятором Саяно-Шушенской ГЭС, короче сглаживает колебания уровня воды в Енисее, возникающие при смене режимов работы Саяно-Шушенской ГЭС. Напорные сооружения ГЭС образуют Майнское водохранилище длиной 21,5 км, шириной до 0,5 км, глубиной до 13 м, площадью 11,5 км², полной и полезной ёмкостью 116 и 70,9 млн м³.

При ГЭС организовано форелевое хозяйство. Обязательно заверните на эту ферму рыба очень вкусная в итоге получилась)).

Не смог удержаться и сфотографировал, зачетный аппарат)).

Вот такой получился у меня фоторассказ, этим летом снова собираюсь в южную Сибирь, и если получится, обязательно приеду посмотреть, что изменилось на станции за это время.

А у Вас есть какие-то интересные факты о Саяно-Шушенской ГЭС?

Мощность Саяно-Шушенской ГЭС — самая большая в России. Также она является шестой по в мире. Саяно-Шушенская ГЭС находится в Хакасии, на реке Енисей, неподалеку от Саяногорска.

Состав сооружений станции

Основным объектом станции является арочно-гравитационная плотина из бетона, имеющая высоту 245 метров и длину 1066 метров. Ширина плотины в основании — 110 метров, а по гребню 25 метров. Плотину можно разделить на четыре части. Левобережную и правобережную глухие части длиной, соответственно, 246 м и 298 м, водосливную часть длиной 190 метров, и станционную - 332 метра.

С плотиной соседствует приплотинное здание ГЭС.

Туризм

Сама станция и ее машинный зал интересны как туристические объекты. Также на электростанции создан собственный музей. Так как объект является режимным, его можно посетить лишь через региональных туроператоров.

Район, где размещается Саяно-Шушенская ГЭС (карта размещена ниже), — место, которое приобрело популярность у туристов. Раньше даже существовала особая смотровая площадка, с которой можно было лучше всего разглядеть станцию. Сейчас в этом месте рядом с плотиной возведен мемориал, посвященный строителям ГЭС. На берегу Енисея высится пятиглавая вершина Борус, считающаяся у хакасов национальной святыней, как и Саяно-Шушенская ГЭС. Карта Хакасии позволяет получше узнать, где находятся эти места.

Смотровая площадка на левом берегу позволяет увидеть белую скалу в двести метров высотой. Она представляет часть Кибик-Кордонского месторождения мрамора, которое занимает несколько километров берега Енисея. Одна из частей дороги, ведущей из Саяногорска в Черёмушки, лежит непосредственно по мраморному месторождению. Прокладывать ее мешали тяжелые геологические условия и скальные отроги, что сделало ее прокладку одной из самых дорогостоящих в мире.

Строительство

Окончательное решение о том, чтобы начать строительство Саяно-Шушенской ГЭС, было принято в 1962 году. Началось возведение в 1968-м. В 1975 году, в процессе строительства ГЭС, было перегорожено русло реки Енисей, а уже в 1978-м, с пуском первого гидроагрегата, станция дала первый ток. С 1979 до 1985 года последовательно осуществляется пуск еще девяти гидроагрегатов. В 1988-м постройка станции в основном завершена. В 2005 году начинаются работы по возведению берегового водосброса, который должен повысить надёжность работы станции. В 2011 году водосброс введен в строй.

Эксплуатация

В 2006 году были обнаружены серьезные просчеты в машинном зале и водосбросном колодце станции. В 2007 году плановая проверка выявила существенный износ боновых заграждений, возраст которых составил 20 лет. Не очень удачной, склонной к повышенному образованию трещин, оказалась конструкция гидроагрегатов, которыми была оснащена Саяно-Шушенская ГЭС. Фото, опубликованные после аварии, позволили судить о степени их разрушения.

Была разработана большая программа модернизации и технического перевооружения станции, выполнение которой началось, но авария на электростанции внесла свои коррективы в планы строителей.

Авария

Саяно-Шушенская ГЭС, авария на которой произошла 17 августа 2009 года, повлекла большие разрушения.

В утреннее время в августе 2009 года на ГЭС случилась авария. Произошло разрушение второго гидроагрегата, и было затоплено помещение машзала большим количеством воды. 7-й и 9-й гидроагрегаты были сильно повреждены, обломками завалило третий, четвертый и пятый гидроагрегаты. Это привело к разрушению машзала, из которого управлялась Саяно-Шушенская ГЭС. Авария повлекла за собой гибель 75 человек.

Трагедия была тщательно расследована. Акт расследования опубликовали уже в октябре 2009 года.

Восстановление

Новые гидроагрегаты взамен поврежденных были заказаны предприятию «Силовые машины». Уже в 2010 году были в строю агрегаты № 6, № 5, № 4 и № 3, позволившие довести мощность станции до 2560 МВт - 40% от номинальной. Параллельно велись работы по демонтажу агрегата № 2 и возведению берегового водосброса, завершившиеся успешными гидравлическими испытаниями. На станции было выработано 10 млрд кВт·ч электроэнергии.

Так был закончен первый этап реконструкции, в результате которого вошли в строй четыре гидроагрегата станции, пострадавшие меньше всего.

В 2011 году стартовал второй этап реконструкции. Было завершено возведение второй очереди водосброса, и к концу года весь комплекс водосброса был принят в эксплуатацию.

Кроме того, был сдан в эксплуатацию новый гидроагрегат (№ 1).

Выработка электроэнергии в 2011 году составила более 18 миллиардов кВт∙ч.
В 2012 году запущены три новых гидроагрегата: № 7, № 8, № 9, после чего мощность Саяно-Шушенской ГЭС составила 3840 МВт.

В 2013 году осуществлен запуск трех новых гидроагрегатов: № 10, № 6, № 5, что позволило довести мощность станции до 4480 МВт.

За 2013 год на станции было произведено более 24 млрд кВт·час.

В 2014 году стартовал третий этап реконструкции станции. В рамках его реализации в 2014 году дал ток гидроагрегат № 4.

На Саяно-Шушенской ГЭС было проведено полное переоснащение новыми гидроагрегатами ОАО «Силовые машины», которые имеют лучшие параметры и отвечают жестким требованиям безопасности и надежности. Мощность Саяно-Шушенской ГЭС стала равна номинальной - 6400 МВт. Максимальный КПД новых гидротурбин достиг 96,6%, а максимальный срок службы машин удалось увеличить до 40 лет. Теперь Саяно-Шушенская ГЭС, фото которой сразу после аварии и в наши дни разительно отличаются, работает в полную мощность.

На прошлой неделе мне посчастливилось побывать на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС ru.wikipedia.org/wiki/Саяно-Шушенская ГЭС , которая также является самым большим инженерным сооружением нашей страны.


Саяно-Шушенская ГЭС расположена на реке Енисей, на границе между Красноярским краем и Хакасией. Высота её плотины - 242 метра.

Строительство ГЭС началось в 1963 году, и завершилось только в 1990 году. Первый гидроагрегат с временным рабочим колесом был поставлен под промышленную нагрузку 18 декабря 1978 года. Сейчас это колесо превращено в памятник.

Временным колесо было потому, что сначала станция была запущена на низком давлении воды, пока плотина была ещё не достроена. Строительство плотины было завершено в 1980 году, на неё ушло 9,075 миллионов м³ бетона. Десять гидроагрегатов ГЭС были запущены в 1979-1985 годах. Каждый гидроагрегат имеет мощность 640 мегаватт. Общая мощность станции - 6.4 гигаватта. К 1986 году Саяно-Шушенская ГЭС выработала 80 млрд кВт⋅ч и полностью окупила затраты на строительство.

17 августа 2009 года на станции произошла крупнейшая в истории российской гидроэнергетики авария, ставшая причиной гибели 75 человек. Восстановление станции завершилось 12 ноября 2014 года. На ГЭС заменено всё оборудование, даже то, которое не пострадало при аварии. Заменены все турбины, генераторы, трансформаторы, автоматика, система управления, распределительная станция. Завершено строительство берегового водосброса (его строительство было начато в 2005 году, но приостановлено из-за нехватки финансирования).

Сейчас машинный зал станции выглядит так. От того, что было раньше, остался лишь каркас здания.

Системы управления - самые современные.

Остались и аналоговые приборы.

Прямо сейчас один гидроагрегат вырабатывает 620.9 миллионов ватт.

Мне удалось подойти к отключённому гидроагрегату и заглянуть внутрь.

Издалека машинный зал кажется совсем маленьким (это из-за того, что плотина гигантская), внутри же он оказался огромным.

А так он выглядит снаружи.

Вода, пройдя через турбину, ещё долго закручивается в вихри.

За машинным залом установлены огромные трансформаторы, повышающие напряжение до 500 киловольт. Их гудение слышно даже на смотровой площадке в полутора километрах от станции.

Ощущения, когда стоишь у основание плотины, совершенно непередаваемые. Она невероятно огромная.

На этой фотографии есть человек. Попробуйте его найти.

Это альпинист, проверяющий состояние плотины.

Сверху это выглядит очень страшно.

Толщина плотины доходит до 100 метров. На её гребне есть два уровня. Нижний - служебные автомобильный проезд.

По верхнему перемещается кран, поднимающий заслонки водосброса.

Я всегда думал, что не боюсь высоты. Заглянув, за парапет вниз понял, что боюсь.

С гребня плотины открывается потрясающий вид на Енисей.

А вот этот вид, увы, не увидит ни один турист. Это водохранилище перед плотиной.

Дело в том, что вся "жизнь" находится внизу, за плотиной. А перед ней ней нет ни дорог, ни жилых поселений на многие сотни километров и попасть туда обычному человеку невозможно.
Плотина сверху выглядит так.

Слева внизу входы тоннеля берегового водосброса.

О том, как он устроен и ещё о многих интересных вещах расскажу в следующий раз.

Продолжение следует.

Спасибо компании Русгидро за возможность оказаться на Саяно-Шушенской ГЭС и увидеть её работу изнутри.

© 2015, Алексей Надёжин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: