Школьная энциклопедия. Картины кипренского Кипренский произведения

.
Орест Кипренский родился 24 (13 по старому стилю) марта 1782 года на усадьбе Нежинской (ныне деревня Нежново), Санкт-Петербургской губернии. Орест был внебрачным сыном помещика А.С.Дьяконова. Матерью будущего художника была крепостная Анна Гаврилова.
Бытует легенда, будто бы помещик назвал своего сына в честь Ореста - персонажа Илиады, мстящего врагам своего отца. Схожая легенда ходит и о фамилии художника - будто бы она является отсылкой к древнегреческой богине .
В 1783 году, год спустя после рождения Ореста, Анна Гаврилова вышла замуж за крепостного Адама Швальбе, которого задним числом по документам записали отцом Ореста. Когда мальчику уже исполнилось 6 лет, от родного отца он получил вольную грамоту и был отправлен в - там его приняли под придуманной для сына Дьяконовым фамилией "Кипренский".
При академии Орест был воспитан и научен художественному ремеслу - главным его учителем был художник-портретист . Орест Кипренский учился в классе исторической живописи, но так и не сумел оставить значимый след в жанре исторической живописи. Своё обучение Кипренский закончил в 1803 году.
Бывший ученик быстро сумел прославиться на родине благодаря своим художественным портретам, оказавшимися невероятно притягательным и востребованными среди богатой аристократии.
Художник жил и работал преимущественно в , изредка отправляясь по делам в , или иные города. Длительное время художник прожил в : с 1816 по 1822 годы, а затем с 1828 года и до самой своей смерти в 1836 году.
В 1812 году Орест Адамович стал художником-академиком Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Громадную известность и популярность Кипренскому приносили исключительно его живописные и графические портреты, приводившие публику в восторг: разного рода знать и элита занимала очередь к Оресту Адамовичу, что доставляло ему некоторое неудовлетворение от своих трудов - художник страстно желал написать какое-нибудь значительное историческое полотно, однако его потуги на этом поприще не имели серьёзного успеха.
Единственной более-менее успешной исторической картиной Кипренского стала "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805), за которую художнику была присвоена большая золотая медаль Академии художеств и право на оплачиваемую академией поездку за границу. В виду нестабильной политической и военной ситуации в Европе, Орест смог воспользоваться своим правом на поездку лишь в 1816 году. Целью своего назначения художник выбрал Италию.
Первый итальянский период Ореста Кипренского длился с 1816 по 1822 год. В это время он жил в основном в . Портреты руки Кипренского оказались также невероятно востребованы и среди итальянцев. Кипренский и его творчество вызывали у местных невероятный восторг, доходило даже до того, что некоторые мастистые итальянские художественные критики и коллекционеры сначала считали, что им показывают раннее неизвестные картины , а не произведения их русского современника, художника Ореста Кипренского.
Пребывание Кипренского в Италии было омрачено постоянными дрязгами с Андреем Яковлевичем Италинским (1743-1827) - немолодым русским послом в Риме. Русские художники-академики, пребывающие в Риме, крайне не любили Италинского - посол был уже стар, упрям как баран, обладал скверным характером и крайне злобно относится к молодым художникам: даже учредил за ними тайную слежку. Особенно сильно Италинский невзлюбил популярного у итальянцев Кипренского.
С большим удовольствием посол изучал слухи, распространяемые редкими недоброжелателями художника, дескать: "Кипренский убил и спрятал тело своей натурщицы", "Кипренский якшается с австрийскими шпионами", "Кипренский участвует в итальянском заговоре против Российской империи" и тому подобное... При наличии даже самого бредового слуха, Италинский начинал мурыжить Ореста Адамовича, требуя чистосердечного признания и раскаяния.
Хотя всё это были лишь ничем не подтверждаемые слухи, неадекватное внимание посла Андрея Италинского чрезмерно раздуло их и породило недоверие итальянцев к Кипренскому, что в итоге вынудило его покинуть Италию.
Во время первого своего пребывания в Италии, Орест Кипренский сблизился с местным семейством Фалькуччи. Для них он в 1819 году написал портрет Анны-Марии ("Мариуччи") - дочери главы семейства. Много позже (в 1836 году) она стала женой Кипренского.
В 1822 году художник покинул Италию и отправился обратно в Санкт-Петербург. По пути он надолго остановился в - провёл там около полутора лет. Париж художнику совершенно не понравился, о чём свидетельствует его переписка с архитектором Филиппом Фёдоровичем Эльсоном: "... В Париже очень весело жить тем, кто совсем не разумеют изящных художеств, а только любят девок, поваров и театры...".
В конце 1823 года художник вернулся в Санкт-Петербург, однако к тому моменту от былой его обширной популярности уже не осталось и следа - доносы Италинского в Петербург, основанные на слухах, отвратили от Кипренского большую часть публики... Поддержку впавшему в опалу художнику оказывали молодой граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, поэт , меценат Алексей Романович Томилов и другие именитые общественные деятели того времени. Несмотря на оказываемую поддержку, художник все равно чувствовал сильную обиду на своих соотечественников, поверивших в клевету.
В 1828 году Кипренский решил вернуться в Италию, в надежде, что там плохие слухи уже рассеялись. К счастью Кипренского (и других русских художников в Италии), посол Италинский к тому моменту уже год как помер.
Дурные слухи о Кипренском к тому моменту действительно давно не ходили в народе, но неприятный осадочек в виде плохой репутации все равно остался, что не позволяло ему серьёзно подняться в Италии. Дополнительно Кипренскому мешало то, что в фаворе у итальянских аристократов в то время был другой русский художник - , тягаться с которым Кипренскому оказалось затруднительно.
Оказавшись не у дел как модный портретист, Орест Кипренский наконец смог сосредоточится на исторической живописи, но ничего путного в этом плане у него не выходило. Дела художника шли плохо: у него образовались большие долги, начала проявляться нездоровая тяга к алкоголю...
К 1836 году Кипренскому удалось взять себя в руки и он расплатился с долгами и в июне 1836 года взял в жёны Анну-Марию Фалькуччи - для этого ему пришлось принять католическую веру, иначе семья девушки не давала своего согласия на брак. Пара не прожила в браке даже полугода - в октябре художник скончался из-за воспаления лёгких. Уже после смерти Ореста, Анна-Мария родила от него дочь Камиллу.
Орест Адамович Кипренский умер 17 (5 по старому стилю) октября 1836 года в Риме из-за воспаления лёгких. Сие событие оказалось практически не замечено в - в газетах даже не опубликовали некролога, что было с печалью встречено многими художниками-академиками. Они считали, что Орест Кипренский был талантливейшим русским художником - одним из первых, кто в 19-м веке сумел подвинуть в сторону европейских мастеров, причём на их же территории, однако по воле впадающего в маразм злобного старикана-политика, художник был незаслуженно забыт своими же согражданами.

Орест Кипренский достиг вершин портретного мастерства и открыл своими произведениями путь в европейское искусство.

Автопортрет Ореста Кипренского первым из наших соотечественников вошел в коллекцию флорентийской галереи Уффици, где были собраны изображения лучших художников мира.

Орест Кипренский. Автопортрет (1820). Холст, масло. Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную.
Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека.
Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу.
Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты).
Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо. Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России.
Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации. Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Графические портреты

В начале XIX в. получил распространение карандашный портрет как самостоятельный вид искусства. Кипренский активно занимается графикой, используя карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.
Он создаёт галерею образов участников войны, офицеров, генералов, ополченцев. Каждый из портретов неповторим.

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова в форме ополченца (1813). Итальянский карандаш, бумагa. 24,7 x 19,8 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.Р. Томилов – друг Кипренского, меценат и коллекционер.

Орест Кипренский. Портрет П.А. Оленина (1813). Пастель, карандаш, бумага на картоне. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Орест Кипренский «Крестьянский мальчик» (1814). Белила, карандаш на бумаге. 23,7 х 20 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Возвратившись к живописи, в 1815 г. Кипренский пишет портрет поэта Жуковского в романтическом стиле.

Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского (1815). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.
8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.
Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.
Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.
Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?
Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.
Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.
В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер.
В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча.
В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина.
По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Возвращение в Петербург

В Петербург Кипренский возвратился лишь к лету 1823 г. Встреча с соотечественниками была неожиданно холодной. Отсутствие официального признания и общее отчуждение он переживал болезненно.
Сын крепостной актрисы П. Жемчуговой (её портрет написал Н. Аргунов) – Д.Н. Шереметев пригласил художника в свой дом, где он много и упорно работал. Его знали и писали о нём Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и др., а он запечатлел их образы. Подробнее о портрете Пушкина читайте .

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».
В России же не опубликовали даже некролога.

Автопортрет. 1828.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - знаменитый русский художник-портретист, историч. живописец, график; представитель романтизма. Род. в дер. Нежново (Нежинская) Копорского уезда С.-Петерб. губ., принадлежавшей помещику А. С. Дьяконову, от крепостной. При рождении получил вольную, был крещен в Копорье, отсюда происходит первонач. его фамилия "Копорский", измененная затем на "Кипренский" (новая фамилия напоминала о Киприде - богине любви). Раннее детство провел в семье Адама Швальбе, крепостного Дьяконовых, за к-рого была выдана замуж мать К. (за воспитание К. Швальбе позже получил вольную). В 1788 был отдан в воспитанники Академии Художеств; занимался под руководством Г. И. Угрюмова, Д. Г. Левицкого, Г. Ф. Дуайена. В 1805 получил Большую золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле ". До 1809 пенсионер (стипендиат) Академии Художеств, в 1809-11 жил в Москве и Твери, с 1812 - акад., в 1815 стал советником АХ.

В ранний период творчество Кипренский находилось под влиянием Г. И. Угрюмова и Д. Г. Левицкого. В графических портретах участников Отечественной войны 1812 получило отражение романтическое восприятие образа. Прекрасный рисовальщик, он выработал свободную и динамичную романтическую манеру, выражающую внутреннею независимость человеческой личности, запечатлевая едва уловимые оттенки и движения чувств. С 1816 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, где его работы пользовались успехом; первым из русских художников Кипренский стал широко известен в Европе. Поездка в Италию заметно повлияла на творчество К., портреты художника приобретают большую определенность формы, обобщенность образа, манера письма становится более классичной. В 1823-28 жил в Петербурге. Умер в Италии.

Кипренский оказал большое воздействие на развитие русского портретного искусствава 1-й пол. 19 в., повлиял на творчество А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина. Как портретист Кипренский раскрыл индивидуальность русского человека, своего современника, утвердил идеал гармонич., деятельной, творческой личности. Наиболее известные работы Кипренский - портреты: А. К. Швальбе, А. А. Челищева, Е. Н. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, Е. И. Чаплица, Е. С. Авдулиной, групповой портрет "Читатели газет в Неаполе" и др. Портрет А. С. Пушкина, написанный в Фонтанном доме, считается лучшим прижизненным портретом поэта.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника. 1809

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать - крепостная Анна Гаврилова - родила Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем. А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу. Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского "сумасбродным Орестом". Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

Неуверенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли собой новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы выставлять их напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в неординарности полотен, которые он писал очень быстро, что называется на одном дыхании.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен и "Портрет отца Адама Швальбе". Немного позже художник получает большую за полотно "Князь Донской после Куликовской битвы". После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы. Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем-то достаточно невежественный человек. К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями. В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, - дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Кипренский Орест Адамович - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи.

Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств .

Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.

В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.

После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.

Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).

В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.

В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).

К лучшим работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.

Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.

Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.

В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина.

В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.

17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Детские образы в творчестве Ореста Кипренского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: