Налог на недвижимое имущество организации

Л. Г. Федорова,
В. Н. Горностаев, эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Остаточная стоимость всех (движимых) основных средств организации на 1 июля 2015 года составляет 500 000 руб., в том числе:

  • остаточная стоимость основных средств, принятых до 1 января 2013 года, – 200 000 руб., из них основные средства 1-2 группы – 50 000 руб.;
  • остаточная стоимость основных средств, принятых с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года, – 240 000 руб., из них основные средства 1–2 группы – 40 000 руб.;
  • остаточная стоимость основных средств, принятых с 1 января по 30 июня 2015 года, – 60 000 руб.

Какие суммы должны отражаться в налоговой декларации по налогу на имущество на 1 июля 2015 года в разделе 2 в графах 3 (признаваемое объектом налогообложения) и 4 (в т. ч. стоимость льготируемого имущества)?

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23, пунктов 1, 2, 3 статьи 386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного периода (не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода) представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу, а по итогам налогового периода – налоговые декларации.

Отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ).

Форма, формат представления и порядок заполнения налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 05.11.2013 № ММВ-7-11/478@). Так, с I квартала 2014 года отчитываться в налоговые инспекции по авансовому платежу, осуществленному по налогу на имущество, налогоплательщики должны по форме налогового расчета, утвержденного в приложении № 4 к приказу ФНС России от 05.11.2013 № ММВ-7-11/478@.

Правила заполнения раздела 2 Декларации "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" изложены в разделе V Порядка заполнения Декларации (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-11/895). Соответственно, правила заполнения раздела 2 расчета "Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства" изложены в разделе V Порядка заполнения расчета (приложение № 6 к приказу № ММВ-7-11/895).

Согласно подпункту 3 пункта 5.3 Порядка, при представлении расчета за полугодие заполняются строки с кодами 020-080 раздела 2. В указанных строках по графам 3 и 4 отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за отчетный период по состоянию на соответствующую дату:

  • по графе 3 указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период для целей налогообложения;
  • по графе 4 указывается остаточная стоимость льготируемого имущества.

Из формы раздела 2 расчета следует, что в графе 3 по строкам с кодами 020-080 отражается остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество в соответствии со статьей 374 НК РФ. Поэтому при заполнении графы 3 по строкам с кодами 020-080 раздела 2 расчета за полугодие 2015 года не должна учитываться остаточная стоимость основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), поскольку данные объекты с 1 января 2015 года объектами налогообложения налогом на имущество не признаются (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ (далее – Закон № 366-ФЗ)). Таким образом, в графе 3 следует отражать остаточную стоимость недвижимого и движимого имущества 3–10 амортизационных групп. Налоговые льготы по налогу на имущество установлены, в частности, статьей 381 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств, подпадающих под действие норм данной статьи, должна отражаться в графе 4 по строкам с кодами 020-080 раздела 2 расчета за полугодие 2015 года. Отметим, что поименованные в статье 381 НК РФ объекты основных средств являются объектами налогообложения налогом на имущество, соответственно их остаточная стоимость должна учитываться и при формировании показателей, отражаемых в графе 3 по строкам с кодами 020-080 раздела 2 расчета за полугодие 2015 года.

На основании пункта 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона № 366-ФЗ).

Следовательно, объекты основных средств (движимого имущества), относящиеся к третьей–десятой амортизационным группам, принятые на учет с 1 января 2013 года, в силу пункта 25 статьи 381 НК РФ не подлежат обложению налогом на имущество организаций, за исключением принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, либо передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми (дополнительно смотрите письмо Федеральной налоговой службы от 01.06.2015 № БС-4-11/9319@ "О налоге на имущество организаций").

На основании имеющихся данных считаем, что организация в рассматриваемой ситуации при заполнении раздела 2 расчета за полугодие 2015 года должна отразить:

  • в графе 3 по строке 080 – остаточную стоимость признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество недвижимого и движимого имущества (включенного в 3-10 амортизационные группы) на 1 июля 2015 года в сумме 410 000 руб. (500 000 руб. – 50 000 руб. – 40 000 руб.);
  • в графе 4 по строке 080 – остаточную стоимость признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 и включенного в 3-10 амортизационные группы, на 1 июля 2015 года в сумме 260 000 руб. (240 000 руб. – 40 000 руб. + 60 000 руб.).

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Раздельный учет НДС-2018: что нового

С 01.01.2018 вступят в силу поправки в НК, согласно которым вести раздельный учет НДС по товарам (работам, услугам), используемым как в облагаемых НДС, так и в не облагаемых/освобожденных от обложения налогом операциях, нужно будет, даже если соблюдается правило пяти процентов.

Подрядчик уплатил НДС, а суд не признал работы выполненными: что делать?

НДС, начисленный и уплаченный подрядчиком в бюджет по работам, которые суд признал невыполненными, подрядчик может принять к вычету. Вопрос лишь в том, каким образом это лучше сделать: внести корректировки в книгу продаж за соответствующий период или принять налог к вычету на основании своего же счета-фактуры.

Индексация алиментов: новые правила

С 25.11.2017 года вступает в силу закон, вносящий поправки в процедуру взыскания алиментов. Так, теперь алименты, выплачиваемые в твердой сумме, должны индексироваться работодателем независимо от того, от кого был получен соответствующий исполнительный документ.

Пониженные тарифы для упрощенцев: справедливость торжествует

С 01.01.2017 вместо ОКВЭД1 действует новый ОКВЭД2. Из-за этого многие упрощенцы в 2017 г. не могли применять пониженные тарифы. Устранить проблему должно Письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964 , доведенное до инспекций. Мы попросили прокомментировать этот документ специалиста ФНС России.

Офисные отходы: обязанности компаний

Офисные компании не должны вносить плату «за грязь», поскольку не оказывают негативного воздействия на природу. Но есть и другие требования в этой сфере - паспортизация отходов, их учет и представление отчетности.

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами вступил в силу

С 1 декабря сотрудники ИФНС будут разбираться с невыясненными платежами по новым правилам, которые предусматривают уточнение платежек на перечисление как налогов, так и страховых взносов.

Когда ИП не нужно самому платить налоги

Если индивидуальный предприниматель оказывает компании услуги, которые не относятся к сфере его бизнес-деятельности, НДФЛ с суммы оплаты таких услуг должна начислить, удержать и уплатить в бюджет организация-заказчик.

Содержание журнала № 22 за 2015 г.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Налог на имущество организаций по недвижимости: новости-2015

По общему правилу, установленному в Налоговом кодексе, если у организации есть недвижимость, расположенная в месте, отличном от места нахождения самой организации, по такой недвижимости база по налогу на имущество должна определяться отдельн оп. 1 ст. 376 НК РФ . И уплачивать налог (авансовые платежи) нужно в бюджет по местонахождению этого объекта недвижимост ип. 13 ст. 378.2 , ст. 385 НК РФ . Декларацию по налогу на имущество, а также расчеты по авансовым платежам надо также представлять по месту нахождения недвижимост ип. 1 ст. 386 НК РФ ; п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 .

В статье мы не рассматриваем ситуацию, когда у организаций есть обособленные подразделения. Также не рассматриваем особенности уплаты налога на имущество и представления отчетности крупнейшими налогоплательщикам ип. 1 ст. 83 , п. 1 ст. 386 НК РФ .

Мы говорим только о ситуации, когда недвижимость расположена на территории, обслуживаемой налоговой инспекцией, в которой организация не стоит на «основном» учете - в качестве налогоплательщика.

Но если в субъекте РФ налог зачисляется в региональный бюджет без его дальнейшего направления в бюджеты муниципальных образований, то по согласованию с региональным УФНС организация может заполнять одну декларацию в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта. В ней указывается код ОКТМО инспекции по месту нахождения недвижимост ип. 1.6 Порядка, утв. Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 . На примере ситуации, сложившейся у московских организаций, посмотрим, действует ли сейчас такое исключение, и разберемся, как им заполнять и сдавать декларацию/расчеты по налогу на имущество в 2015 г. в Москве.

Ранее применявшийся порядок

В Москве налог на имущество поступает в бюджет города и не распределяется по нижестоящим бюджета мп. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 . Поэтому в прошлом году и ранее налоговики позволяли уплачивать налог по недвижимости и отчитываться централизованно - по месту нахождения организации, указывая соответствующие КПП и код ОКТМО.

Кстати, и в Санкт-Петербурге ранее действовали аналогичные правила уплаты налога на имуществ овопрос 2 раздела «Налог на имущество организаций» Письма УФНС по г. Санкт-Петербургу от 03.04.2006 № 02-05/07859@ .

Такой порядок был установлен еще в 2004 г., однако был актуален и в прошлом году. Но с оговоркой: в 2014 г. это правило относилось только к недвижимости, налог на имущество с которой рассчитывался исходя из среднегодовой балансовой стоимост иПисьма ФНС от 29.04.2014 № БС-4-11/8482 ; УФНС по г. Москве от 08.07.2011 № 16-15/066539@ , от 27.02.2004 № 23-01/1/12408 .

А если налог с недвижимости считается исходя из кадастровой стоимости, налоговики требовали отчетности по месту нахождения самой недвижимости. Сам налог (авансовые платежи) также надо было платить в инспекцию, обслуживающую территорию, где находится объект недвижимост иподп. 1- 3 п. 1 , пп. 2 , , 13 ст. 378.2 НК РФ ; Письмо ФНС от 29.04.2014 № БС-4-11/8482 . Соответственно, и в декларации по этому налогу надо было указывать код ОКТМО того муниципального образования, где находилась недвижимость.

Московский порядок - 2015

В 2015 г. организации стали получать от инспекций сообщение об изменении порядка представления отчетности и уплаты налога по недвижимости, расположенной в Москве вне места нахождения самой организации. Некоторые даже получили в личном кабинете налогоплательщика официальное Письмо УФНС по г. Москве от 05.02.2015 № 24-12/009461@ (правда, в правовых базах его нет), в котором указано, что «в целях единообразия... организации, зарегистрированные на территории г. Москвы, имеющие на балансе объекты недвижимого имущества, расположенные в различных муниципальных образованиях г. Москвы, включают данные по этим объектам недвижимого имущества в расчеты по авансовым платежам, декларации по налогу и представляют в ИФНС России по г. Москве по местонахождению объектов недвижимого имущества, независимо от особенностей порядка определения налоговой базы по этим объектам, установленного пунктами 1 и 2 статьи 375 Кодекса».

Налоговая служба уже подтвердила, что в отсутствие массового письма, согласовывающего заполнение единых форм отчетности по налогу на имущество, требования местных налоговиков о заполнении отдельных расчетов/деклараций по объектам недвижимости, находящимся в границах одного субъекта РФ, правомерн ыПисьмо ФНС от 30.04.2015 № БС-4-11/7648 . Получается, что, по мнению Федеральной налоговой службы, в Москве в 2015 г. нет такого разрешительного массового письма.

Так что московским организациям, у которых есть недвижимость, находящаяся в Москве, но вне места нахождения самой организации:

  • уже не удастся обойтись одной общей платежкой на уплату имущественного налога (авансовых платежей по нему). В платежках на уплату налога по недвижимости надо указывать код ОКТМО муниципального образования по ее месту нахождения;
  • нельзя все облагаемое имущество отражать в одной декларации (расчете) - потребуется налоговая отчетность и в инспекцию по местонахождению недвижимости.

Причем в 2015 г. не важно, на основе какой стоимости определяется налоговая база: кадастровой или балансовой.

С таким выводом можно поспорить: ранее действовавший порядок, введенный письмами УФНС по г. Москве и предполагавший возможность централизованной уплаты налога на имущество в Москве, не требовал каких-либо ежегодных пролонгаций и применялся десятилетие. О том, что на 2015 г. этот порядок не распространяется, заранее никого не уведомили. Поэтому если от подобных изменений организация как-то пострадала, то можно поспорить с инспекцией, настаивая на сохранении действовавшего ранее порядка.

Однако часто проще выполнить требования налоговиков.

Отчитались и уплатили по-старому? Исправляемся!

После подачи централизованной декларации по налогу на имущество и уплаты этого налога образовалась переплата по месту вашего учета. А вот по месту нахождения недвижимости оказалось, что не сдана отчетность и вовсе не уплачен налог. Так что для того, чтобы угодить проверяющим, придется исправляться.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела камерального контроля УФНС России по г. Москве

“ Если московская организация, имеющая объекты недвижимости, расположенные вне места ее нахождения и вне местонахождения ее обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, налоговый расчет в отношении указанных объектов недвижимости ошибочно представила в налоговый орган по местонахождению организации, такому налогоплательщику необходимо уточнить свои налоговые обязательства и представить уточненный расчет по своему местонахождению и расчеты в соответствующие инспекции по месту нахождения объектов недвижимост и” .

Не получив вовремя отчетность, инспекция по месту нахождения недвижимости может и оштрафовать. Правда, за непредставление в срок авансового расчета штраф небольшой: лишь 200 руб. - как за непредставление в установленный срок предусмотренного Кодексом документ ап. 1 ст. 126 НК РФ .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Ответственность за непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов в налоговый орган в установленный срок предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

Вместе с тем, если налогоплательщик, исправляя свою ошибку, несвоевременно представил налоговый расчет в 2015 г., целесообразно документально подтвердить то, что ранее налог на имущество организаций был исчислен в полном объеме. Например, представив копию налогового расчет а” .

УФНС России по г. Москве

То есть если вы опоздали с представлением авансового расчета по налогу на имущество в инспекцию по месту нахождения недвижимости, вместе с таким расчетом представьте в эту инспекцию копию своего «централизованного» авансового расчета, изначально представленного по месту нахождения организации. Ведь вы руководствовались ранее действовавшим порядком, об изменениях вас вовремя не уведомили, и о них не было широко известно. В аналогичной ситуации в 2014 г., когда за I квартал московские организации не представили отдельные расчеты по авансовым платежам за недвижимость, налог с которой считается исходя из кадастровой стоимости, такие организации были освобождены и от штрафов, и от пене йПисьмо ФНС от 02.06.2014 № БС-4-11/10451 .

В случае неполучения денег инспекция по месту нахождения недвижимости направит требование об уплате налога (авансовых платеже й)ст. 69 НК РФ ; Информационное письмо Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98 . А возможно, и начислит пенист. 75 НК РФ . Напомним, что штрафов за несвоевременную уплату авансовых платежей нетп. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 .

В то же время недоимки у вас нет - если вы заплатили авансовые платежи в полной сумме, деньги уже находятся в нужном бюджете. В таком случае и пеней тоже не должно быть (если инспекция их начислила, то наверняка сторнирует). Часть вашего авансового платежа, перечисленного по месту нахождения организации, надо будет зачесть в счет такого же платежа, который должен быть уплачен по месту нахождения недвижимости. Для этого нужно будет написать заявление на заче тп. 4 ст. 78 НК РФ в инспекцию по месту нахождения недвижимости. И она примет решение о межинспекционном зачете. Напомним, что теперь заявление о зачете рекомендовано составлять по утвержденной форм еутв. Приказом ФНС от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ . Укажите в нем КБК и код ОКТМО излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на имущество, а также новый код ОКТМО, соответствующий территории, подведомственной налоговой инспекции по месту нахождения недвижимости.

Проще, если вы перечисляли авансовый платеж в сумме, которую надо перекинуть на другую инспекцию, отдельной платежкой. Такое возможно, к примеру, если у вас нет других объектов обложения налогом на имущество. В таком случае можно написать заявление на уточнение платежа - как будто вы изначально допустили ошибку при заполнении платежного поручени яп. 7 ст. 45 НК РФ . В заявлении укажите:

1) дату, номер, сумму и назначение платежа, указанные в исправляемом платежном поручении;

2) неправильно указанные реквизиты: наименование получателя платежа, ИНН и КПП получателя платежа, код ОКТМО и КПП плательщика;

3) верные реквизиты:

  • получателем платежа должна быть инспекция по месту нахождения объекта недвижимости (а не по месту нахождения организации) - она указывается в поле «Получатель платежа» в скобках после Управления Федерального казначейства по г. Москве. Соответственно, ИНН и КПП инспекции также должны быть другими. При этом номер счета и БИК банка не изменятся;
  • код ОКТМО также должен соответствовать муниципальному образованию, подведомственному инспекции по месту недвижимости;
  • КПП надо указать тот, который присвоен вам в качестве плательщика, зарегистрированного по месту нахождения недвижимого имущества.

К такому заявлению приложите копию исправляемого платежного поручения.

Чтобы не спорить с инспекцией, важно соблюсти актуальный порядок представления декларации, отчитываясь за год. Ведь за несвоевременное представление годовой декларации предусмотрен более существенный штраф: минимум 1000 руб.ст. 119 НК РФ Кроме того, в случае если организация более чем на 10 рабочих дней задержит ее представление, инспекция может заблокировать расчетные счет аподп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ . Напомним, что декларацию по налогу на имущество надо представить не позднее 30.03.2016п. 3 ст. 386 НК РФ .

Начало перехода на уплату налога на имущество организаций с кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества положил Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ, вносящий изменения в НК РФ. На такую систему перешли:

Теперь согласно новой редакции ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество определяется двумя способами:

  • как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;
  • как их кадастровая стоимость — в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Вебинары для бухгалтеров

Налоговая база по налогу на имущество с кадастровой стоимости

Рассмотрим перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость:

  1. Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
  2. Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и т д.
  3. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
  4. Жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Этот перечень хоть и невелик, но на деле он охватывает большое количество организаций. Только в Москве общий объем торговых площадей достигает 5 миллионов кв.м.

В случаях, когда организация владеет не всем зданием, а только отдельным помещением в нем и при этом кадастровая стоимость этого помещения не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом (п. 6 ст. 378.2 НК РФ):

Налоговая база = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения.

Сведения о кадастровой стоимости содержит государственный кадастр недвижимости. Узнать информацию по вашему объекту можно на сайте Росреестра.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Пончики и кексы» применяет УСН. У организации на балансе имеется помещение в бизнес-центре, площадь которого 250 кв. м. Здание включено в региональный перечень объектов недвижимости г. Москвы, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Площадь бизнес-центра составляет 10000 кв. м. Кадастровая стоимость на 1 января 2015 года — 400 000 000 руб. Льгот у фирмы нет. Ставка налога на 2015 год — 1,2%.

Налоговая база (доля помещения во всем здании) — 10 000 000 руб. (250 кв. м: 10000 кв. м x 400 000 000 руб.).

30 000 руб. (10 000 000 руб. x 1,2%: 4) — сумма авансового платежа за каждый квартал 2015 года.

Налог к уплате за 2015 год при условии, что были уплачены авансовые платежи за I квартал, полугодие и 9 месяцев:

30 000 руб. — итоговая сумма налога за год, за минусом авансовых платежей.

Оспаривание кадастровой стоимости

Бывают ситуации, когда кадастровая стоимость сильно завышена по сравнению с реальной. В таких случаях собственник имущества может оспорить стоимость в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При несогласии с решением комиссии можно оспаривать стоимость в суде.

Ситуацию комментирует юрист Алексей Прохоров:

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: