Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации. Определение малого предпринимательства и его сущность. Важные замечания и некоторые исключения

Предпринимательство – источник дохода многих людей в нашей стране. Значимость индивидуального бизнеса тем выше, чем сложнее общая экономическая ситуация в мире и нашем государстве. Конечно же, субъекты малого предпринимательства дают в бюджет России немало налоговых отчислений, так что в государстве крайне заинтересованы в их поддержке и развитии (теоретически). В этой статье мы раскроем как суть этого понятия, так и некоторые принципы поддержки этой формы бизнеса.

Основные сведения

Как и в прочих правовых государствах, основополагающим принципом развития экономики в нашей стране является полная свобода предпринимательской деятельности. Каждый человек у нас может заниматься разрешенной законом деятельностью и получать от этого прибыль. Кстати, а что понимается под термином «предпринимательская деятельность»? Это самостоятельно осуществляемая работа, которая выполняется на свой страх и риск.

Единственное назначение малого бизнеса – регулярное получение прибыли, что достигается за счет использования производящих инструментов, умственного труда и прочего. Направлена эта деятельность на производство и продажу товаров или/и оказание услуг. Государством осуществляется поддержка малого предпринимательства для его динамичного развития, которое гарантирует наполнение государственного бюджета налоговыми отчислениями.

Значение малого бизнеса

Важнейшая роль такого рода деятельности заключается в том, что она выступает в роли основного конкурентного фактора. Принцип предпринимательства прост – отыскать какую-то потребность общества и удовлетворить ее в рамках конкретной экономической или социальной ниши. По какому принципу субъекты малого предпринимательства могут быть отнесены именно к «малым»? Все дело в численности штата или сотрудников, работающих по договорам временного найма.

Что подразумевается под субъектами?


Это небольшие коммерческие организации, которые ориентированы на получение прибыли. В чем же их отличие от прочих? Дело в том, что в их уставном капитале должно быть не больше 25% акций, принадлежащих субъектам Российской Федерации, общественным, религиозным, прочим организациям. Наконец, количество сотрудников, постоянно работающих в них, не должно превышать следующего нормативного количества:

  • Так, работающие в промышленности, транспортной сфере и строительстве субъекты малого предпринимательства не должны иметь в штате более ста человек.
  • Сельское хозяйство и наука – не более 60 работников.
  • Сфера оптовой торговли – до 50 сотрудников.
  • Розничная торговля и оказание услуг – порядка 30 человек.
  • Прочие сферы деятельности – до 50 наемных рабочих.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства – это все физические лица, которые занимаются малым бизнесом, но делают это, не регистрируясь в качестве полноценного юридического лица. Важно! Многие считают, что все подобные компании могут пользоваться преимуществами упрощенного способа налогообложения. К сожалению, это не так. Вне зависимости от вида деятельности на такое право могут претендовать только ИП и организации, в штате которых работает не более 15 человек.

Следует учесть, что многие проблемы малого предпринимательства как раз-таки заключаются в излишне сложном, запутанном и высоком налогообложении, а потому круг организаций, которые могут рассчитывать на некоторые послабления, несколько мал.


Кстати, а когда вообще предприятие может быть признано малым? Ведь на принятие такого решения влияет не только численность нанятых работников в штате? Здесь все зависит от размеров выручки, которая была получена в результате сбыта произведенных или полученных иным путем товаров или/и услуг. Причем размер прибыли (за последние четыре квартала) не должен превышать тысячекратного размера МРОТ.

Государственная поддержка предприятий малого бизнеса

Как и в других странах, развитие малого бизнеса стимулируется при помощи государственных субсидий, льготных кредитов, а также предоставлением всего необходимого оборудования и машин в лизинг. Конкретно в Российской Федерации малое и среднее предпринимательство поддерживается по следующим направлениям:

  • Формируется инфраструктура, необходимая для работы малого бизнеса и отдельных ИП.
  • Поддержка малого предпринимательства заключается также в создании условий, при которых вышеуказанные субъекты могут пользоваться государственными, финансовыми, техническими и информационными ресурсами на более выгодных условиях.
  • Упрощенная процедура регистрации ИП и малых коммерческих организаций.
  • Кроме того, государство поддерживает малое и среднее предпринимательство в плане упрощения и помощи в налаживании контактов с бизнесменами из других стран, создавая взаимовыгодные условия для этого.
  • Организуются различные курсы, на которых сотрудники такого рода организаций могут повысить свою квалификацию и отточить профессиональные навыки.

Финансовая сторона вопроса обеспечивается за счет средств Федерального бюджета, а также денег, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, и других источников, включая созданные специально для этого фонды.

Определение малого предпринимательства и его сущность

А сейчас мы подробнее поговорим о том, что собой представляет малое предпринимательство в России. Итак, как мы уже говорили, все они осуществляют экономическую деятельность в пределах, ограниченных государственными законами и законами субъектов РФ. Также мы упоминали о том, что основным критерием отнесения компании к «малым» является определенная численность специалистов, постоянно занятых на производстве.


Но существуют и прочие критерии, которые должны применяться ко всем без исключения субъектам, которыми ведется малое предпринимательство в России: объем их уставного капитала, годовой (как правило) оборот денежных средств, а также размер основных активов организации.

Историческое отступление

В нашей стране малый бизнес в современном понимании этого слова был разрешен только в 1988 году. Сперва к категории «малых» относили все государственные предприятия, количество сотрудников в которых не превышало ста человек. Но через два года, в августе 1990 года, было вынесено отдельное постановление Совета Министров СССР (закон о малом предпринимательстве).

В этом документе было четко раскрыто, какие предприятия следует относить к категории малых: в промышленной отрасли им дозволялось иметь в штате до 200 человек, в научной сфере – до ста, в других сферах производственной деятельности организации могли иметь до 50 сотрудников, в непроизводственной сфере - до 25 человек. Все предприятия розничной торговли могли рассчитывать только на 15 сотрудников.

Хозяйственный оборот

Учитывался и объем хозяйственного оборота, но право устанавливать его конкретное значение оставлялось на откуп республикам. На практике получилось так, что данное значение так и не было установлено на законодательном уровне. Именно из тех времен осталось выявление малых предприятий на основании численности занятых на них специалистов. В то время поддержка субъектов малого предпринимательства по факту не выполнялась, так как у СССР просто не хватило времени для формирования законодательной базы.

Современное положение дел


В июле 2007 года был принят Федеральный закон за номером 209. В его тексте изложены все меры, которое государство предпринимает в сфере развития малого бизнеса. Закон предусматривает, что к «субъектам малого бизнеса» относятся все те организации, которые входят в реестр субъектов малого предпринимательства (исключая предприятия государственные и муниципальные). Сюда также относятся все ИП, внесенные в соответствующий реестр и занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства. Все они должны соответствовать изложенным ниже условиям.

Владение долей уставного капитала

Во-первых, как мы уже и упоминали, доля третьих лиц в уставном капитале юридических лиц не должна превышать 25%. Но в этом правиле есть два исключения. Сюда не относятся активы инвестиционных акционерных фондов. Во-вторых, исключение составляют закрытые паевые инвестиционные фонды. Наконец, в уставной капитал могут также вкладываться юридические лица, которые вообще не относятся к категории малого и среднего бизнеса, но доля их участия также не должна превышать ¼ от общего размера фонда.

Среднестатистическая численность работников

Все организации, входящие в реестр субъектов малого предпринимательства, должны выдерживать определенную квоту в отношении количества нанятых сотрудников. Итак, среднегодовая численность сотрудников для сферы малого и среднего предпринимательства не должна превышать следующих, законодательно закрепленных значений:

  • Для средних – от 101 до 250 (включительно) сотрудников.
  • Малые организации – до 100 человек включительно.
  • Есть также микропредприятия, численность рабочих на которых не может превышать 15 специалистов включительно.

Объемы выручки

Среднегодовая выручка организации, причем в это значение не включается сумма налога НДС, не должна превышать неких предельных значений. Они устанавливаются централизованно, Правительством нашей страны. При этом используется выборочный подход, выражающийся в различных уровнях ставок для разных субъектов малого и среднего предпринимательства.


Следует помнить, что эти значения изменчивы: они устанавливаются раз в пять лет по результатам статистических исследований, которые могут показать, насколько изменился объем выручки для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса за прошедшее время. Категория их определяется, исходя из максимальных значений показателей, уже указанных нами в предыдущих пунктах. Важно! Категория субъекта может быть повышена или понижена, если только какая-то из этих величин превышает то значение, которое установлено законом, на протяжении двух календарных лет, причем года должны следовать друг за другом.

Это стимулирует развитие малого предпринимательства в том плане, что учредители вынуждены более пристально следить за действующим законодательством.

Важные замечания и некоторые исключения

Все зарегистрированные ИП и хозяйства, в том числе и фермерские, на протяжении того года, в течение которого их реквизиты были внесены в соответствующие реестры, могут перейти в категорию малого бизнеса при выполнении нескольких условиях. Во-первых, должна соответствующим образом измениться численность работников, во-вторых, может серьезно поменяться объем выручки от реализации товаров или/и услуг, а также стоимость основных активов и прочих материальных ценностей. Значения этих показателей не должны превышать уже рассмотренные нами в предыдущих пунктах, а срок – не больше года с момента государственной регистрации.

Следует помнить, что среднестатистическая численность сотрудников малых организаций и микропредприятий определяется с учетом всех людей, в том числе и тех, кто работает по совместительству или использует другие формы трудовых договоров с учетом того рабочего времени, которое реально ими было отработано. Сюда же относятся сотрудники всех дочерних организаций и филиалов вне зависимости от их численности, а также используемой формы малого предпринимательства.


Размеры же среднегодовой выручки определяются исключительно в порядке, установленном Налоговой службой Российской Федерации. Балансовая стоимость активов и прочих материальных ценностей определяется, исходя из Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Тема «Малое предпринимательство»

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

2. История развития малого предпринимательства в России

3. Роль малого предпринимательства в экономике и причины, тормозящие его развитие

4. Государственная поддержка малого предпринимательства

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия.

В литературе под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наиболее часто применяемые критерии , по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) : средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. В Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия, где количество занятых работников не превышает 50 человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сумма баланса - не более 27 млн.€.

П реимущества малого предпринимательства : более быстрая адаптация к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков, относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наемных работников, способствуют занятости работников, содействуют подготовке профессиональных кадров и т. п.

Малые предприятия производят продукцию небольшими партиями, что невыгодно крупным компаниям. Они эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России.

Препятствия на пути к успеху в крупных компаниях :

- советы директоров крупных компаний далеки от нужд рынка. Они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всем рынками, а поэтому смотрят на любые перемены, как на риск. По мнению высшего руководства, гораздо надежнее приобрести компанию, уже действующую на рынке или располагающую желаемым товарным ассортиментом;

- существует и конфликт временных масштабов. Иногда компанией все внимание уделяется отчету, в силу чего ей очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через 7-10 лет;

- крупные компании нередко тратят больше денег, чем это фактически необходимо. Предложение о разработке нового товара, как и любое другое, воспринимается системой в общем порядке. Оно получает номер собственного счета в финансовом отделе, и считается, что на него должна распространяться соответствующая доля издержек - и косвенных, и прямых. Бывает, что средств выделяется слишком мало и в этом случае нет возможности привлечь на новый проект достаточно способных людей. Процесс ожидания скорой отдачи начисто лишает их стимулов к действиям;

- управляющие крупных компаний одобряют и утверждают планы, а не товары. В этих компаниях не вознаграждают за риск;

- системы контроля крупных компаний носят дискриминационный характер по отношению к нововведениям. Крупные компании добиваются успеха благодаря тому, чем они располагают, включая и имеющуюся у них технику. Часто это ставит их в положение защитников уже сделанных капиталовложений. Они преувеличивают степень риска новых начинаний, не обладают тем чутьем, который есть у малых предприятий, стоящих ближе к рынку;

- инновации и перемены даются крупным компаниям труднее. Им сложнее менять свой уклад, технологию, оборудование. Они могут столкнуться с организованным противодействием со стороны профсоюзов, опасающихся сокращения персонала и даже со стороны правительства.

Недостатки субъектов малого предпринимательства : более высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывают опросы в среде малых бизнесменов США, главными причинами неудач деятельности малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Первый этап развития малого предпринимательства наблюдался еще в условиях бывшего СССР (1987-1989гг.). Началом формирования малого предпринимательства следует признать кооперативное движение (кооперативы были прообразом современных малых предприятий). Число занятых в кооперативном секторе в 1989 г. составляло более 5 млн. человек. На данном этапе экономического развития субъектам малого предпринимательства были предоставлены большие льготы, в т.ч. за счет средств госбюджета, обеспечена экономическая стабильность, оказывалась политическая поддержки. Происходит накопление первоначального капитала.

В тоже время через малые предприятия осуществляется перекачка ресурсов государственного сектора в теневую экономику и в полукриминальные предприятия, т.е. закладываются основы нелегальной экономики.

Второй этап развитии малого предпринимательства (1990-1991гг.) характеризуется спешным, лихорадочным учреждением различных (зачастую дутых) фирм и компаний: разнообразные частные и полугосударственные торговые структуры, банки, биржи, совместные предприятия и т.д. В ходе этого этапа происходит значительное увеличение оборота капитала в малых структурах. Граждане впервые за многие годы получили возможность самовыражения через предпринимательскую деятельность

Начало третьего этапа (1992-1993гг.) связано с проведением экономических реформ, политикой шоковой терапии и массовой приватизацией и переделом собственности. На этом этапе проводится политика либерализации цен, резко возрастает налоговая нагрузка на предприятия, наблюдается скачок импорта продукции (не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя), в стране имеет место галопирующая инфляция, обесценившая сбережения населения и резко повысившая процентные ставки банковского кредита. Все это в совокупности существенно подорвало финансовую базу малого предпринимательства и привело к кризису в инвестиционной сфере. В тоже время именно эти годы характеризовались наиболее высокими темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них (за 1992 год было создано в 1,4 раза больше малых предприятий чем в 1991г., общее их число составило порядка 190 тысяч). Наиболее высокие темпы образования малых предприятий приходились на сферу науки и научного обслуживания (3,4 раза); сельского хозяйства как результат фермерского движения (3,1 раза); материально-технического снабжения и коммерческой деятельности - расцвет ларечного, палаточного и челночного бизнеса (2,9 раза); народного образования - частные школы, лицеи, колледжи (2,8 раза).

Характерной чертой третьего этапа является резкое снижение темпов роста числа малых предприятий в производственной сфере (в отличие от непроизводственной сферы), что объясняется следующими причинами:

Как правило, именно непроизводственная сфера характеризуется оборотом трудноконтролируемых наличных средств («черный нал»), что открывает большие возможности для ухода от налогов;

В условиях гиперинфляции чрезвычайно важным оказывается не сбережение обесценивающихся доходов, а вложение их в товар с последующим быстрым оборотом по более высокой цене (как результат развитие челночества, продавцы на рынке с высшим образованием);

Быстрый рост научных, консалтинговых, информационных и других подобных фирм обусловлен как резким снижением государственного финансирования науки, так и состоянием невостребованности многих исследователей;

Высокие темпы роста частных учебных заведений явились реакцией на недостатки государственного образования и на снижение престижа педагогического труда и окладов педагогов и учителей.

Стоит отметить, что именно малое предпринимательство в условиях острого кризиса позволило выжить значительной части населения через самозанятость, предоставило возможность получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Четвертый постприватизационный этап (1994-1997 гг.) характеризуется уменьшением темпов роста образования новых малых предприятий. Основными причинами этого явилось следующие:

Резкое снижение границ доходности ряда традиционных для малого предпринимательства сфер деятельности: исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности; многие научно-консультационные малые фирмы либо диверсифицировались, либо прекратили свое существование; доход на одного занятого в сфере малого предпринимательства приблизился к уровню средней заработной платы по стране;

Не проявил свою силу такой фактор увеличения числа малых предприятий как рост безработицы за счет банкротства предприятий (до 1996 г. колебался на уровне 2-3% активного трудоспособного населения);

Перерегистрация малых предприятий с учетом новых организационных форм, закрепленных в новом ГК РФ (особенно в форме товариществ). В результате были ликвидированы либо недействующие, либо неэффективные малые предприятия.

Появилась тенденция концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого предпринимательства. Получил развитие процесс поглощения предприятий (в первую очередь наиболее рентабельных малых предприятий). В период 1994-1997гг. опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в промышленности, строительстве и на транспорте (на 10% и 11% соответственно); в торговле и сфере общественного питания (на 14%).

Несмотря на стагфляционные процессы (спад производства, кризис неплатежей с продолжающейся инфляцией и т. д.), сдерживающие образование сектора малого предпринимательства, четвертый этап можно охарактеризовать как этап появления элементов цивилизованных отношений в малом предпринимательстве.

Пятый этап (с 1997 г. до настоящего времени) развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функционирования малых предприятий и переориентировал их на выпуск импортозаменяющей продукции. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора.

В этот период малые предприятия нашли свою нишу и успешно конкурировали с крупными предприятиями, решая задачи эффективного производственного и финансового менеджмента, минимизации трансакционных издержек, рационального использования ресурсов, четкой координации их партнерских отношений и деловых связей.

Достигнутый уровень концентрации малых промышленных предприятий на фоне неблагоприятной экономической среды и слабой государственной поддержки создал предпосылки для их активного взаимодействия и, в частности, для кооперации их деятельности.

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Именно по уровню развития малого предпринимательства многие специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Развитие малого предпринимательства способствует успешному решению следующих проблем:

1. формирование конкурентных рыночных отношений;

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. содействие структурной перестройке экономики;

5. привлечение личных средств населения для развития производства;

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;

8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

9. формирование социального слоя собственников;

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12. содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки;

13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Анализ сложившейся в стране предпринимательской среды позволяет выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства :

1) высокие налоги, инфляция, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей, бюрократия, коррупция, отсутствие развитой инфраструктуры (в т.ч. сбытовой и информационной), кадровые проблемы;

2) невысокий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики и хозяйственной культуры;

3) негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей;

4) неотработанность организационно-правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;

5) слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

6) резкое повышение цен на все факторы производства, низкий уровень покупательной способности населения.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от его поддержки как на уровне государства, так и на региональном уровне..

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки и развития малых предприятий на федеральном и региональном уровне.

К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, относятся: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные министерства (финансов, торговли и экономического развития, по налогам и сборам, труда и социального развития, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, образования и др.), службы, государственные комитеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская торгово-промышленная палата, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Планомерную работу по подготовке кадров для малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны: Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления, и другие ВУЗы России.

Малое предпринимательство успешно развивается в тех регионах страны, где создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства на региональном уровне, т.е. в тех субъектах РФ, где приняты законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, сформированы органы поддержки малых предприятий, направляются собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для их поддержки, разрабатываются и реализуются региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства.

Одним из видов поддержки малого предпринимательства выступает у прощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий . Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов на прибыль (либо НДФЛ для ИП), НДС, на имущество предприятий (на имущество физических лиц для ИП) и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности малых предприятий за налоговый период. Иные налоги уплачиваются организациями и ИП, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей;

17) бюджетные учреждения;

18) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются:

Доходы (налоговая ставка 6%),

Доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%).

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком

Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ пошло навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов.

Открытие бизнеса очень сложный процесс. Один из самых важных и первых этапов – это определение вида деятельности, которым вы будете заниматься. Каждый современный человек мечтает о работе, которая будет приносить удовольствие и хороший заработок. Виды малого бизнеса во всем мире похожи, основные отличия связаны с разными потребностями населения. Хорошо изучив товары и услуги, которые пользуются популярностью в вашем регионе, сопоставив их со своими возможностями, вы сможете без труда определить для себя род деятельности.

  • Кто по закону считается субъектом малого бизнеса;
  • Сферы малого бизнеса;
  • Виды малого бизнеса;

Субъекты малого бизнеса

Организовывая свой бизнес, стоит учитывать, что законодательство РФ разделяет предприятия малого бизнеса на три вида: микро, малые и средние. Отличие заключается в количестве сотрудников, которые числятся в организации и сумме доходов. В частности, в России действует следующее разделение:

  1. микропредприятия – не более 15 работников, не более 120 миллионов рублей доходов;
  2. малые предприятия – не более 100 работников, не более 800 миллионов рублей доходов;
  3. средние предприятия – не более 250 работников, не более 2 миллиардов доходов.

Регистрируя малое предприятие, бизнесмен получает ряд преимуществ, недоступных для крупных компаний. Это, в частности, ведение упрощенного бухгалтерского учета, предоставление льгот на приватизацию имущества и возможность перейти на специальные системы налогообложения.

Для того чтоб лучше понять системы малого бизнеса необходимо разобраться во всех нюансах. Далее рассмотрим виды малого бизнеса, которые существуют в Российской Федерации.

Торговый бизнес

Статистика малого бизнеса показывает, что торговый бизнес является одним из самых прибыльных. Однако для его открытия необходим внушительный стартовый капитал. Главным критерием в управлении таким бизнесом, является четкое осознание разницы между розничной и оптовой торговлей. Подход к работе в этих случаях существенно отличается. Считается, что розничной торговлей заниматься более выгодно, так как сумма накрутки на перепродаваемом товаре, как правило, достаточно большая.

Управление торговыми структурами только на первый взгляд кажется легким. В первую очередь сложность возникает в процессе учета товара. Чтоб не делать грубых ошибок следует придерживаться установленной системы подсчетов. Здесь стоит использовать специально созданные для этого бухгалтерские программы.

Также не стоит забывать, что любой бизнес подразумевает работу с документами, и торговый – не исключение. Любые действия такие как: приход, оборот, перемещение или списание товара должно грамотно отображаться в учете. Этому при желании можно без проблем обучиться, например, на специальных курсах.

Производственный бизнес

Принято считать, что производственный бизнес невозможно открыть в рамках малого бизнеса, так как производство предусматривает крупные финансовые вливания и наем персонала. Но как показывает практика это утверждение неверно, ведь производить товары можно и дома.

Конечно, в домашних условиях партии товара будут значительно меньше, чем выпускает предприятие. На примерах малого бизнеса видно, что в самом начале получать большую прибыль не получается. Зато после приобретения необходимого опыта в скором времени вы поймете, в каком направлении нужно развиваться.

Все что вам понадобиться для того чтоб начать – это небольшое помещение и хотя бы один агрегат, с помощью которого вы будете производить свои товары.

Успех вашего дела зависит от интереса покупателей к производимому вами товару. Также стоит подыскать места сбыта заранее. Не стоит выпускать из виду то, что все хозяйственные операции в рамках малого бизнеса и малых предприятий (например, закупка сырья, расчет себестоимости, доходы, расходы и т.д.) должны быть учтены и задокументированы.

Коммерческий бизнес


Вид этого бизнеса предполагает продажу готовой продукции. Эта деятельность хороша для начинающих субъектов малого бизнеса. Открытие коммерческого бизнеса не требует больших денежных вложений, все что нужно – это постоянный поставщик продукции, которую вы будете перепродавать.

Причем в отличие от оптовой и розничной торговли здесь вам не нужно заботиться о складировании товара, найме торгового и складского персонала и т.д. Все это берет на себя ваш поставщик, вы лишь находите покупателей и получаете комиссию с каждой сделки.

Процветание в этом деле зависит от качества товара, спроса на него, а также от ваших талантов и работоспособности. Хорош этот вид бизнеса тем, что не требует особых вложений, ведь у новичков, как правило, просто нет денег. Продажи можно осуществлять на дому, главное – это давать рекламу своему делу. В итоге можно довольно быстро начать зарабатывать, не подвергая себя никаким рискам.

Консультативный бизнес

Консультационный бизнес – это еще одно направление малого бизнеса, является достаточно простым в организации и управлении. Чтоб заниматься такого рода деятельностью хватит оформить в налоговых органах документы, подтверждающие то, что вы уплачиваете налоги и являетесь индивидуальным предпринимателем.

Этот вид бизнеса не требует вложения денег для старта, вследствие чего подойдет для людей, которые не имеют никаких накоплений.

Прогореть в таком деле просто невозможно. Сложность возникает только в постоянном поиске клиентов. Если услуги, которые вы предоставляете, востребованы только в определенное время года, то и прибыль вы будете получать сезонно.

Финансовый бизнес

Занявшись этим видом бизнеса, вы будете иметь с денежными операциями. Можно заняться, например частным кредитованием. Конечно, если вы начинающий предприниматель, скорее всего вам не следует сразу начинать именно с этого. Если вы все-таки решили кредитовать население, то лучше всего давать деньги под залог. Но всегда будьте готовы, что некоторые заемщики могут не вернуть деньги, а залог придется реализовывать самостоятельно.


Бизнес в интернете

Эту форму малого бизнеса можно разделить на две подгруппы:

  1. бизнес, который работает с помощью интернета, например, у вас, есть сайт или страница в соцсетях где продаются товары вашего производства;
  2. бизнес, который предполагает работу непосредственно в интернете: создание и обслуживание сайтов и так далее.

Для того чтоб открыть бизнес в интернете по обслуживанию сайтов необходимо обладать определенными знаниями. А реализация товаров в сети подразумевает наличие собственного производства или надежных поставщиков.

Все же разделение малого бизнеса на подгруппы является условным. Имея оригинальную идею для бизнеса, вы можете организовать свое дело, которое может не попасть ни в один из указанных выше пунктов. Часто одно предприятие комбинирует сразу несколько видов деятельности в рамках одной экономической сферы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: