Алексей Наговицын: Все само в России организуется – естественным образом. Можно сказать, что это культура, привнесенная извне

https://www.сайт/2017-02-02/biznesmen_nagovicyn_nachal_stroyku_k_sammitu_shos_no_vlastyam_ona_ne_osobo_nuzhna

Запасной конгресс-холл

Бизнесмен Наговицын начал стройку к саммиту ШОС, но властям она не особо нужна

Алексей Наговицын показал свой проект только участникам совещания у губернаторапресс-служба губернатора Челябинской области

В Челябинске бурно обсуждают последние новости, связанные с подготовкой к возможным саммитам ШОС и БРИКС. Бизнесмен Алексей Наговицын представил губернатору Борису Дубровскому и его подчиненным проект конгресс-холла, который он может построить на улице Труда между отелями Radisson и ТК «Гагарин-парк» (принадлежит Наговицыну). Работа на площадке активизировалась еще в ноябре прошлого года, когда на территорию зашла техника и началась подготовка к строительству. О проекте известно откровенно мало, так как пока все эскизы и документация находятся у застройщика, а общаться с журналистами Алексей Наговицын отказывается.

Совещание по подготовке объектов к саммитам ШОС и БРИКС, которое провел 31 января губернатор Бориса Дубровский, вызвало массу вопросов, главный из которых — куда делся проект конгресс-холла на набережной, который победил в конкурсе Archchel-2020 и который обещали использовать при подготовке к саммитам.

На набережной будет строится общественно-деловой центр. Этот проект никто не отменял, сейчас идет выбор инвестора. Такой объект нам нужен.

Что касается проекта Наговицына - то это его инициатива. В рамках мероприятий саммитов ШОС и БРИКС он будет иметь второстепенное значение.

Однако если объект будет построен, то, конечно, часть мероприятий пройдет и там».

Площадка на улице Труда пустует давно. Еще с нулевых сообщалось, что там будут строить некий спортивный объект. Потом сюда хотели поместить отель сети Hilton. Однако движение на площадке началось лишь в конце прошлого года, но что там собираются строить, было непонятно. Непонятно это и сейчас — проект конгресс-холла, как говорят в администрации Челябинска, есть только у Алексея Наговицына. «Он показал его на совещании у губернатора, но на руки никому не дал», - сообщили в мэрии. Там также рассказали, что сам проект уже получил одобрение, единственное - Наговицына попросили доработать цвета так, чтобы новый объект гармонировал с соседними зданиями.

Наиль Фаттахов

При этом игроки рынка высказывают сомнения относительно того, что конгресс-холл все-таки появится в этом месте. «Для строительства такого объекта площадью в 50 тыс. квадратных метров необходимо как минимум 5 млрд рублей, но в зависимости от проекта объем инвестиций может доходить до 10 млрд, — считает один из челябинских бизнесменов. — Если тут будут проходить мероприятия саммитов, то объект точно не должен выглядеть как сарай»

Как рассказал сайт источник, знакомый с ходом переговоров Алексея Наговицына с чиновниками, в ноябре-декабре прошлого года бизнесмен попросил у властей гарантий: чтобы строить дорогостоящий объект, ему, как предполагается, придется взять кредит под залог своей недвижимости и имущества и, естественно, ему нужно было понимать, как он будет «отбивать» вложенные средства. «Однако тогда никакого конкретного ответа от властей он не получил», - говорит наш источник.

Еще один наш собеседник уверен, что спешка, с которой проект был реанимирован, вызвана желанием самого Наговицына получить одобрение властей на стройку в этом месте и собственнику по большому счету неважно, что строить.

«Серьезно обсуждать такой объект - это все равно что обсуждать аквапарк в Копейске, - говорит представитель бизнес-кругов Челябинска. - На мой взгляд, инвестор сам не понимает, что он строит и зачем. Возможно, хочет найти концепцию в процессе. Но это неправильный подход. Серьезный инвестор не будет делать что-то под конкретный ШОС, это, конечно, важный фактор, но ради него никто не будет ничего делать. Надо понимать, как проект будет окупаться. Если в качестве ядра брать конгресс-центр, то я не уверен, что он нужен Челябинску. В Екатеринбурге такой объект был бы востребован. У нас нет. Вообще сейчас моноконцепции не работают. Объект должен быть многогранным, со сложной структурой. Например, вы создали конгресс-холл, привлекли в это общественное пространство массу людей, а зарабатываете уже с помощью общепита или гостиничного сервиса. Но я этих идей в проекте не увидел. Если объект появится в том виде, в каком был представлен, то он будет работать, скорее, на соседний отель Radisson, чем на владельца. Вообще во всем этом видна некая внезапность и срочность. Такие проекты не делаются спонтанно, они долго разрабатываются, всегда есть якорный арендатор, партнеры, которые могут войти в проект в том или ином видео. Тут мы ничего этого не видим. Кто будет управлять конгресс-холлом, кто там разместится и т. д. , этого ничего нет. Если бы было, то на рынке об этом бы все знали».

Наиль Фаттахов

По мнению эксперта, переводить объект в этом месте в торгово-развлекательный комплекс нет смысла из-за близости ТРК «Родник», который серьезно забирает трафик у того же «Гагарин-парка» и центра торговли «Молния», расположенного через дорогу.

В правительстве региона говорят, что «есть идея «приземлить» туда (объект Наговицына на Труда) федеральный проект, связанный с развлекательной деятельностью, но подробности раскрывать пока рано».

Алексей Наговицын владеет ТРК «Гагарин-парк» и ТРК «Калибр». В публичную сферу он попадал лишь по поводу скандальных ситуаций, связанных с конфликтами с арендаторами в «Калибре», выселением цеха по производству мебели с территории предприятия и судебными тяжбами по поводу земли под «Гагарин-парком». Однако, Наговицын, получивший активы еще при мэре Вячеславе Тарасове, из всех судебных конфликтов выходил победителем.

Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Предлагаемая читателю книга отражает один из многочисленных интересов молодого российского ученого.

А. Е. Наговицын - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии Образования. Очевидно, Алексей Евгеньевич Наговицын в скором времени приобретет известность в различных сферах нашей культуры.

Признанный исследователь в области педагогической психологии, он более активно развивает область исторической психологии.

Прекрасный эрудит в истории и мифологии, Алексей Евгеньевич погружен в мир народной культуры не только как теоретик, но и как известный народный целитель и организатор традиционных русских обрядов. Искренняя увлеченность и энергия, помноженная на глубокие знания и чувство народной культуры - всё это делает автора данной книги уникальной фигурой в российской культуре.

Одной из сложных, но успешно реализуемых А.Е. Наговицыным сфер деятельности является изучение психологической и смысловой основы звуков человеческой речи. В этой части своих интересов Алексей Евгеньевич получил, пожалуй, наиболее яркие результаты, которые, кстати, были использованы при написании данной книги. Представляет большой интерес то обстоятельство, что при реконструкции обрядов и мистерий древних этрусков Алексей Евгеньевич использовал методы как исторической, так и психологической наук, что позволило ему во многом реконструировать менталитет данной эпохи. Мы можем полагать, что ему удалось раскрыть глубинный смысл основных звуков нашей речи, смысл, единый для всех языков. Однако, об этом будут написаны его новые книги.

Данная монография явилась следствием пристального интереса автора к древнему народу этрусков, предтече римской империи. Судьба этрусков волнует автора схожестью с судьбой русского народа - вечного экспериментатора в области своей духовной культуры.

Думаю, что данная книга привлечет интерес как широкого читателя, так и специалистов в области истории Древнего мира. Надеюсь, что последние дополнят ее своим критическим профессиональным анализом.

доктор психологических наук, профессор В.К. Шабельников

В исследовании А.Е. Наговицына рассматривается интереснейшая научная проблема взаимосвязи этрусской культуры с культурами других индоевропейских народов. Вызывает интерес метод, используемый автором в его исследовании: автор сделал достаточно редкую попытку исследовать духовную жизнь этрусков как бы изнутри самого этрусского общества, используя методы нарождающейся науки исторической психологии. При таком подходе приобретает особенную ценность предпринятый автором анализ ряда обрядов и традиций древней Этрурии, особенно погребальных обрядов.

Хочется указать на высокую эрудицию автора в рассматриваемом им вопросе. Наговицын А.Е. сумел дать полную и объективную характеристику традиционной религиозной жизни этрусского общества. Также хочется подчеркнуть обилие и полноту фактологического и иллюстрационного материала.

Многие выводы автора книги достаточно дискуссионны. Это объясняется тем, что в исторической науке существует весьма широкое расхождение мнений по многим вопросам, рассматриваемым в труде А.Е. Наговицына. Эта объективная трудность компенсируется полнотой изложения и особым историко-психологическим подходом, дающими возможность читателю получить достаточно адекватное представление о многих аспектах исследуемой проблемы.

Особый интерес представляет рассмотрение культурного перехода от этрусской цивилизации к древнеримской. Историко-культурное изучение ситуации преемственности и смены культур актуально в настоящее время, когда российское общество переходит на новый исторический этап своего существования и теснейшим образом взаимодействует с западной культурой.

Работа является интересным и ценным историко-психологическим исследованием.

кандидат исторических наук A.M. Сморчков

За последние годы в нашей стране повысился интерес к этрускам. Поводом послужило то, что ряд авторов, печатающихся в научно-популярных изданиях, указали на довольно близкую культурную связь этрусков (самоназвание - рассена) и русского народа.

Вполне ясны психологические причины общественного интереса, возникшего в ответ на появление этой идеи. Долгое время в научных кругах преобладало мнение о том, что "мы, русские - молодая нация". Согласно утвердившимся воззрениям, русская история представлялась как череда иностранных влияний; стало нормой в любом проявлении отечественной культуры видеть заимствование; стала хорошим тоном насмешливая поговорка "Россия - родина слонов". Русофобия перешла из научных кругов в широкие массы - вспомните, как странно исказился сегодня смысл слова "патриот".

Не мудрено, что на этой почве сформировался национальный комплекс неполноценности, возникло ущемление одной из нормальных человеческих потребностей - потребности гордиться собственными предками. Не мудрено и то, что возможность обрести "близких родственников" в лице древних и "солидных" этрусков вызывает у многих живой отклик.

Естественно, как и всегда, когда что-то основывается на ущемлении и боли, "поиск родственников" происходит не всегда корректно. В проблеме "этруски-русские" на настоящий момент сложилось два крайних мнения. С одной стороны, энтузиасты доходят до абсолютной идентификации двух народов, вполне серьезно воспринимая забавную формулу "этруски - это русские!" Доказательства при этом игнорируются, звуковое совпадение названий двух народов считается самодостаточным. Находящиеся на противоположном полюсе "профессионалы" брезгливо кривят губы и в очередной раз говорят что-то про "родину слонов"; к сожалению, лагерь "профессионалов" часто далек от попыток разобраться в проблеме (зачем, если все давно известно).

Книга А.Е. Наговицына является, пожалуй, первой попыткой рассмотреть проблему, основываясь не на эмоциях и амбициях, а на фактах. Вывод, к которому приходит автор, прост и логичен. Конечно, об идентичности двух народов - русских и этрусков - говорить не приходится. Но при этом в обеих культурах есть много общих черт - имена и атрибуты богов, обряды, религиозные и философские воззрения. Причина данного сходства - общие индоевропейские корни двух народов.

Простая мысль о единстве корней и, как следствие, сходности культур, к сожалению, понятна не всем исследователям. Как мы уже говорили, многие ученые, увидев совпадение тех или иных элементов культур, начинают подозревать заимствование; существует и другая крайность - отрицается сама возможность существования у народа некоторого культурного явления, даже если оно присутствует у многих окружающих родственных народов. Такая предвзятость весьма прискорбна, поскольку, корректно пользуясь методом сопоставления, можно достигнуть важнейшей цели - реконструкции элементов, не сохранившихся в той или иной культуре (в интересующем нас случае - у славян).

А "совпадений" при прочтении книги А.Е. Наговицина выявляется очень много (кстати, не на все из них автор указывает). Меня, например, очень заинтересовало описание сакральной организации этрусских городов. Проводя исследования сакрального построения Москвы я был весьма удовлетворен, обнаружив в этрусском материале подтверждения некоторым своим предположениям.

"Своё" в книге А.Е. Наговицына найдут читатели с различными пристрастиями. Интеллектуалы (историки, культурологи, религиоведы) встретят здесь обильный фактологический материал и множество поводов для размышления. Любители "фэнтези" при доброжелательном прочтении обнаружат в книге множество "вкусностей" (чего стоит, например, описание охоты с помощью музыки - воистину, реальность мира зачастую более удивительна, чем возможная выдумка). Не останутся в накладе и те, кто интересуется "эзотерической" тематикой.

Кандидат психологических наук. Тема диссертации - ритмофонетическое воздействие и использование его при обучении. Сфера научных интересов (помимо мифологии) - звуковой анализ языка; в частности, большое внимание А.Е. Наговицын уделяет традиционным "воздействующим" формам - сакральным текстам, мифологическим фонемам, поэзии.

"Ненаучные" творческие интересы А.Е. Наговицына широки крайне. Особо хочется отметить его как скульптора по кости.

Безусловно, многое в книге может вызвать несогласие. Признаюсь, я и сам преломил не одну пару копий в спорах с Алексеем Евгеньевичем. Однако, подобная спорность - явление нормальное, ведь любой научный труд является не окончательной истиной, а только лишь репликой в бесконечном диалоге.

Реплика Алексея Евгеньевича Наговицына произнесена.

Д. В. Громов, ответственный редактор альманаха "Мифы и магия индоевропейцев"

"Портал- Credo . Ru ": Вы выступаете в качестве специалиста на судебном процессе по делу руководителя религиозной организации Свидетели Иеговы Александра Калистратова в Горно-Алтайске. В Вашу задачу входит, в основном, оценка тех экспертиз, на основе которых построено обвинительное заключение. Что бы Вы могли сказать по поводу общего уровня этих экспертиз?

Алексей Наговицын: Я затрудняюсь ответить на этот вопрос по следующей причине: то, что в деле Александра Калистратова называется правовой экспертизой, таковой не является. По всем правовым нормам, озвученным прокуратурой России, в данной экспертизе должна быть религиоведческая составляющая. Просто лингвистической и психологической составляющих недостаточно, поскольку религиозный текст, по мнению прокуратуры РФ и в соответствии с выводами из массы научных трудов, имеет свою специфику,

Экспертизу подписали три эксперта, но если бы мне такую курсовую работу принес студент второго курса, я бы его просто выгнал с "неудом". Из всех заявленных в первой части экспертизы методов ни один не применялся. Вывод делается без каких-либо оснований.

Какие типы выводов там есть?

1-й тип ‑ берутся цитаты из Библии, отбрасывается то, в связи с чем приводится цитата, и эксперт делает заключение, что это все экстремизм.

2-й тип – то же самое проделывается с прямым пересказом библейских текстов – осуждаются библейские сюжеты.

3-й тип – берется большой текст, из него вырываются нужные данному эксперту цитаты, откидывается все остальное, в результате он превращается в текст, который может кого-то обидеть.

4-й тип - прямая подмена понятий. Когда речь идет о первых христианах, которые бежали из Иерусалима при его разрушении, делается вывод, что это почему-то оскорбляет католиков. Но первохристиане являются предшественниками всех христианских направлений, в том числе и Свидетелей Иеговы. И нельзя говорить о преобладании чего-то одного.

5-й тип – эксперт осуждает целый журнал, который направлен на защиту экологии, пересказ некоторых исторических событий, защиту здоровья, подачу многих нравственных и моральных норм. Но в нем есть заметка на 1/6 страницы, где просто приводится фрагмент из официального испанского журнала "Вежа", который не имеет к Свидетелям Иеговы никакого отношения, цитата, которая чем-то не понравилась эксперту. И он вменил это в вину Калистратову, которого суд обвиняет в том, что он распространяет вредную литературу, вызывающую экстремизм.

В трёх журналах из 48 Калистратову инкриминируются цитаты, которых там вообще нет.

В экспертизе встречаются совершенно дикие вещи - описание того, что после распятия Христа Дева Мария отошла от иудаизма и перешла в христианство, по мнению данной экспертизы, почему-то оскорбляет христиан. Очень трудно сказать, на чем основывается подобное заключение.

6-й тип – внутренне противоречивые заключения, например, то, что некий англиканский священник обвенчал двух женщин, почему-то оскорбляет католиков.

Я не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы составить такое экспертное заключение. Более того, у меня серьезные подозрения, что два эксперта ‑ достаточно уважаемых человека, проглядывали это мимоходом. Там есть молодой эксперт, который только что защитился, и у него этих экспертиз (я не буду называть фамилию по этическим соображениям) за два года после защиты очень много накопилось. А знаний у него я не увидел никаких ‑ ни один метод, заявленный в первой части экспертизы, не был применен.

‑ То есть экспертиза не соответствует требованиям?

‑ Она не соответствует никаким требованиям экспертизы как таковой, и экспертизой не является, вводит в заблуждение и обвинение, и суд. Выхваченные из контекста и подчас измененные фразы, фразы без контекста, без пояснений ‑ из них можно получить что угодно.

Я могу привести пример: сама фраза "Бей жидов, спасай Россию!" является отвратительной. Но если вернуться к контексту, то мы получаем, что где-то к 1914 году колбасники и мясники Москвы и Петербурга образовали некое террористическое общество "Черная сотня", лозунгом которого стала фраза: "Бей жидов, спасай Россию!" - и стали устраивать еврейские погромы. Это вызвало бурю негодований и протестов среди всей либеральной, демократически настроенной интеллигенции и народа России. В этом контексте понятно, что данная фраза осуждается, так же как и её носители. Но если фразу саму по себе вырвать из контекста, то можно литературное произведение обвинить в разжигании национальной розни в самой грубой форме.

‑ Насколько реально, что суд достаточно объективно оценит уровень этой экспертизы?

‑ Судья ‑ умный, начитанный, спокойный человек. Прокурор тоже оставляет впечатление умного, начитанного человека. В данном случае я не знаю степень заказанности этого судебного процесса, т.е. какими силами это все инициировано.

То, что иск возник сам по себе, вызывает очень сильные сомнения. Но это мое личное мнение, которое я могу высказать только как частное.

Насколько на решение Горно-Алтайского суда может повлиять информация, которая появилась в эти дни, о том, что решение Европейского суда по правам о регистрации московской общины Свидетелей Иеговы вступило в законную силу, и претензии России были отвергнуты?

‑ Это я могу высказать только как предположение, а не как обвинение кому бы то ни было: учитывая косность чиновников как факт, учитывая то, что если вещь заказная, то она идет через целый ряд инстанций, которые сами не всегда своевременно получают информацию и не всегда своевременно реагируют, потому что религиозная машина, если тут как-то завязаны представители какой-либо конфессии, сразу среагировать не может. Я сильно сомневаюсь, в том случае, если это заказной процесс, что среагируют. Если этот процесс инициирован местной прокуратурой как независимой прокуратурой, без какого-либо давления извне, то шансы очень высоки. Было давление или нет – не знаю. Естественно, я не располагаю никакими фактами.

‑ Сама практика этих экспертиз, принимаемых на каком-то совершенно непонятном уровне (так, решение о запрете книг мусульманского богослова Саида Нурси было принято на основании постановления Оренбургской области) ‑ насколько она целесообразна? Или, может быть, нужно подумать о том, что если это решение распространяется на всю Россию, то и принимать его надо на уровне Верхового суда России?

‑ Я считаю, что данная практика незаконна, антиконституционна. Дело в том, что по Конституции РФ у нас не прецедентное правосудие, поэтому отдельно взятый приговор не может переноситься на всю страну. Но, возможно, к этому идет.

Этот вопрос сейчас связан с процедурой включения в реестр запрещенной литературы, а не с самим фактом суда. Антиконституционная практика касается именно внесения в федеральный реестр на основании представлений из каких бы то ни было местных судов литературы, признанной экстремистской без экспертизы на федеральном уровне.

Более того, тут крайне важно сказать, что на ту же литературу, которая сегодня рассматривается, имеется громадное количество экспертиз, в том числе и Европейского суда, а также Минюста, которые признают ее вполне нормальной и законной. И совершенно непонятно, почему решение экспертного совета Министерства юстиции не является основой для решения республиканского суда Горно-Алтайска, а решение экспертного совета из Кемеровского государственного университета, причем людей, которые явно не специалисты по экспертизам, - является.

Судебные экспертные советы есть в Екатеринбурге, в Брянске. Наряду с экспертным советом Минюста, они тоже рассматривали эту литературу, в том числе по прецедентам, которые возникали в субъектах федераций, и результаты экспертизы были положительными. Наличие нескольких положительных экспертиз не удовлетворило местный субъект РФ и заставило почему-то обратиться в Кемеровский госуниверситет, который как такового экспертного совета не имеет. Просто некую группу людей назвали экспертным советом.

Вменять в вину намерения издателя текстов господину Калистратову, который их распространяет, - это все равно что меня обвинять в том, что в Бразилии произошло извержение вулкана, потому что я знаю о существовании Бразилии.

‑ По Вашему мнению, в чем смысл этого процесса?

‑ По моему личному мнению, смысл процесса заключается в том, что определенные силы, которые я не хочу называть, по какой-то причине настроены против Свидетелей Иеговы. Некие силы осуществляют давление на региональные суды. Что это за силы? Это опять же не мой вопрос.

Еще одной из причин судебного преследования Свидетелей Иеговы, я думаю, является их пацифистская направленность. С одной стороны, они никогда не пойдут на вооруженные конфликты с властью или с судебной системой.

С другой стороны, несмотря на то, что пацифизм Свидетелей Иеговы не является чем-то противозаконным, учитывая закон "Об альтернативной гражданской службе", отказ части молодежи от службы в армии все равно не нравится целому кругу лиц правящей верхушки, потому как это означает меньшее количество солдат, меньшее количество молодых людей, которые по идейным соображениям не станут офицерами. Они готовы выполнять самую грязную работу, но в "военную машину" они не попадают. Уже это может настраивать против Свидетелей Иеговы. Второе, это то, что они безответны, они не могут дать сдачи. И воспринимают это как испытание.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал‑Credo.Ru",
Горно-Алтайск

В беседе с психологом, философом и культурологом, автором исследований традиционных верований различных народов, монографий и учебных пособий по психологии Алексеем Наговицыным мы говорили о единстве корней и сходности разных культур, о процессе их разрушения и возрождения.

Алексей Евгеньевич, почему сейчас вдруг стали говорить об ущемленности русского народа в России? Как может доминирующая по численности нация жаловаться на притеснение со стороны малых народов?

А.Н.: На это есть ряд причин. В России, как и в ряде других стран, включая Америку и Китай, уничтожен изначально присущий дух общинности, который подменен корпоративностью, то есть приоритетом по признаку связи с местом работы. Таким образом, нынешний уровень цивилизации предполагает управляемость человека каким-то хозяином и следует не понятным ему целям, ослабляя родство духовного, национального, родового, религиозного порядка.

Кроме того, имеющиеся де-факто, ущемляющие и оскорбительные действия против русских со стороны малых народов, чаще всего заминаются и игнорируются властью, тогда как русский национализм открыто подвергается остракизму. В результате возникает перекос, на который болезненно реагируют русские граждане.

Духовное единство в наше время трудно найти как на государственном, так и на общенациональном уровне. Правда, некоторые подвижки в данном направлении появляются. Например, когда молодые люди попадают в армию, и там образуется землячество. «Ты откуда?» – «А мы туляки, а мы с Кавказа, а мы москвичи…» и т. д., и они объединяются по региональным или национальным объединениям, но в стране в целом этого нет, кроме некоторых национальных диаспор.

Посмотрите, сейчас людей ничто ни с кем не связывает. Жители одного подъезда не здороваются друг с другом. Человек часто не знает, кто с ним живет на лестничной площадке. При этом индивидуализация личной жизни усиливает душевную черствость: зачем болеть душе о ком-то, с кем не знаком? Однако у этого процесса есть и другая сторона: погружение в себя порой провоцирует усиление завистливости не только как личностной характеристики, но и социально-групповой.

Из страны с атеистической идеологией мы перебрались в светское государство, в котором Конституцией провозглашены свободы совести, вероисповедания. Однако в реальной жизни мы видим ту же борьбу теперь уже с разными религиозными движениями, с сектантством?

А.Н.: С сектами боролись во все времена. Та же инквизиция, королевская или царская власть разных стран, сталинский режим, режим Мао Цзэдуна или нацистский режим в Германии – неважно. Эта борьба, на самом деле, не с сектантством, а с любыми объединениями. Сектантство просто выглядит ярче на фоне других образований, вот и вся разница.

В России после революции преследовались даже философские кружки, по сути своей, совершенно безобидные для правящих слоев государства. А кому мешали кружки последователей Елены Блаватской? То, о чем говорила Елена Петровна Блаватская, никакого отношения ни к власти, ни к чему-либо другому, опасному для государства, не имело, однако участников этих кружков сажали в тюрьму, как объединенных на некоем духовном основании.

Арестовывали целые литературные объединения. Практически все яркие представители «Серебряного века» или уехали из России, или были посажены в тюрьмы. Того же Мандельштама преследовали, в первую очередь, не за то, что он написал ругательное стихотворение на Сталина, а потому что вокруг него группировались люди. По той же причине расстреляли Николая Гумилева, хотя формально обвинили в каком-то заговоре. Горький приходил просить за него у Ленина, но безуспешно. А Гумилев-то ведь поддерживал Советскую власть, и у него не было никаких причин участвовать в заговорах, но вокруг него – великого поэта – группировались люди. Отсюда же и череда внезапных смертей: Маяковский, Есенин и другие, потому что вокруг них тоже собирались люди.

Вопрос о преследовании сектантов в России, хоть и важен, не играет ведущей роли. Просто их преследование звучит громче. Единственное принципиальное различие между объединениями вокруг литераторов и сектантством в том, что группировка вокруг Гумилева, Хармса, Пастернака, Мандельштама и других литераторов фактически погибает после гибели своего лидера. А религиозные течения, которые называют сектантством, в аналогичных случаях не исчезают. Они более живучи и способны из своих недр вывести нового духовного лидера. Это происходит в силу специфики организации. Вот почему на них власти обращают больше внимания.

О возрождении религиозности в современной России говорить можно лишь с большой натяжкой. В основе христианства в дореволюционной России был церковный приход, церковный староста, там люди помогали друг другу и были связаны общественными и духовно-родственными отношениями.

А сейчас религиозность имеет формальный характер и демонстрируется как дань моде. По строгим моральным меркам, это вовсе никакая не духовность, никакое не объединение.

Именно на потребности истинного и искреннего единения, духовного братства собирают паству некоторые религиозные организации, именуемые «сектантскими». Но слово «секта» давно носит у нас ругательный контекст, отсюда – еще один аспект противоречивого отношения к верующим из их состава.

- Сейчас под видом борьбы с экстремистами уже не один год идет «охота на ведьм» – что это, поиск новых врагов?

А.Н.: Гонения направлены не только на религиозные, но и на культурные, философские организации. Заметьте, именно на те, что подразумевают духовное единство. Это уже исторически проверенная вещь, практикуемая любым тоталитарным режимом, когда объединение, основанное на чем-то не санкционированном властью априори, считается противостоящим государству. И не важно, что это: клуб филателистов или любителей бабочек – если они объединились, то гипотетически могут выступать в качестве оппозиции.

- Может, просто кому-то это выгодно, затрагивает чьи-то интересы?

А.Н.: А я скажу, что это выгодно государству. Люди духовно или как-то иначе объединенные, могут в какой-то момент хотя бы теоретически встать против господствующей идеологии.

Мы хорошо знаем, чем чревато разрушение связи между людьми. Это можно наблюдать на примере Соединенных Штатов Америки, где ребенок может посадить в тюрьму своих родителей за то, что его шлепнули по попе. В США часть браков заключается на время, по договору.

Даже человек с деньгами, но не имеющий внутренних, духовных или семейных, кровных, родовых, земляческих связей, беззащитен перед любой политической судебной системой. Если системе выгодно, то за него заступиться некому. Ну, покричат журналисты дня три, создавая сенсацию, а на народ это никак не повлияет. Вот почему журналистов, как правило, никто и не трогает, не мешают работать, заставляя тем самым создавать некую иллюзию демократии.

Как проблемы социального неравенства переросли в национальные разборки? Почему в своем сознании большинство людей не чувствует причастности к единой общности – россиянам?

А.Н.: Я не знаю, что такое «россияне». Я не рассматриваю себя идентичным со всеми народами, населяющими Россию. Мы разные, но это вовсе не означает, что одни национальности лучше, другие – хуже. Можно сказать, что россиянин принадлежит России, но когда мы говорим о некой национальной идентичности, россиянин – это не национальность, это принадлежность к социальной структуре под названием страна.

Говоря по совести, и сегодня российская провинция, та, которую принято называть «глубинкой», нередко получает существенно меньше помощи из федеральной казны, нежели те регионы, которые когда-то получили негласный статус «национальных окраин».

К тому же в нынешнее время работодатели по известным материальным причинам нередко предпочитают на рабочие специальности привлекать гастарбайтеров, что повышает уровень безработицы среди местного населения. Говорят, что «местные» не хотят там работать, а пойдите и попробуйте устроиться на работу дворником в Москве.

- Из чего складывалось, по Вашему мнению, понятие «славянская культура»?

А.Н.: Само понятие «славянство» введено славянофилами в конце ХIX – начале XX века, в том числе, с подачи князя Трубецкого. Под славянской культурой понимается объединение разных народов. Но, к примеру, русские и по культуре, и по менталитету гораздо ближе к немцам, чем к полякам. К русским очень близки не только белорусы, то есть исконные славяне, но и финно-угорские народы, которые к таковым не относятся.

- Можно сказать, что это культура, привнесенная извне?

А.Н.: Если в той же Англии священники, англичане по происхождению, собирали по крохам культуру, в том числе языческую, сохраняли и переписывали дохристианские книги, то на Русь из Византии приходили греки, которые относились негативно и к русичам, и ко всей их культуре как культуре своих извечных врагов.

В Византии, к тому же, в те времена было «перепроизводство» священников. При сокращении территории и сфер влияния им просто не хватало храмов и иных мест службы. Вот все эти «лишние» в самой Византии священники и монахи и отправились на Русь.

Кстати, известнейший казахский писатель Олжас Сулейменов в книге «АЗ и Я» описывает, как один деятель из православных греческих монахов, причисленный впоследствии к блаженным, хвалился тем, что лично стер с древнерусских пергаментов больше 10 тыс. книг и рукописей и на всех написал «Отче наш».

А в наши дни случается, что «рашн клюква» подменяет собою истинную культуру народа. Исчез хотьковский художественный промысел русской резьбы по кости, в запущении традиции гусь-хрустального стекла и хрусталя, практически исчезла богородская игрушка, лаковые миниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина, Холуя потеряли во многом свое своеобразие и стали неотличимы друг от друга, жестовские расписные подносы практически исчезли и т. д.

Или взять тех же Кирилла и Мефодия, которых принято считать родоначальниками славянской письменности. По их же собственным воспоминаниям, они переняли славянскую азбуку у некого славянина из Херсонеса и от себя добавили только несколько букв (например, фиту), которые нужны были для произнесения и написания церковных терминов, которых не было в русском языке. И, тем не менее, они признаны основателями русской письменности. Им строят памятники, отмечают памятные дни и праздники, хотя та же азбука Глаголица существовала за несколько веков до их рождения, о чем свидетельствуют надписи на стенах собора Св. Софии в Киеве.

Письменность на Руси существовала задолго до Кирилла и Мефодия, однако церковь утверждает, что она привнесена ими.

- Выходит, русскую культуру разрушали еще с древности?

А.Н.: Русь разрушали ее враги. Это характерно для любого государства и народа со стороны его недругов. Однако, начиная с коммунистического периода, ее разрушали, в первую очередь, входившие в ее правящие и репрессивные органы представители некоторых нерусских народов, желающих по националистическим, политическим или иным причинам ослабления русской национальности не только в своих национальных регионах, но в Центре России. Необходимо учитывать, что подобную позицию по различным эгоистическим мотивам занимали и многие представители самого русского народа. Подобный подход соответствовал базовой политике СССР и отчасти современной России.

Корни разрушительного действия некоторых представителей иноплеменных народов против русского народа кроются еще в дореволюционной политике царского режима. В частности китайские мелкооптовые и розничные торговцы заполонили Россию еще до революции. С конца XIX века в Москве и других регионах их было очень много.

Против их засилья, с целью поддержать национальную экономику и торговлю, царская власть издала ряд указов, в определенной мере произошло ограничение их деятельности. Кстати, в некоторые китайские рестораны и иные заведения, даже в современном Владивостоке, русские вообще не допускаются.

- Как Вы считаете, что может возродить былую мощь нашего государства, возродить утраченную культуру?

А.Н.: Не нужно стараться помочь русскому народу и иным народам сверху.

Все само в России организуется – естественным образом. Я много лет работаю со студентами из разных вузов, из разных регионов, различных национальностей и вероисповеданий, и я не считаю нас больными. Всё это журналистские штампы, у нас в большинстве своем прекрасная молодежь, правда, к сожалению, довольно невежественная... В том смысле, что знает меньше.

У меня такое мнение о молодежи не потому, что я оптимист. Просто вижу, что все социальные процессы конечны во времени, причем есть определенные законы этих процессов, в том числе временные, никому не нужно отдельное возрождение духовности внутри какого-то народа или народности, только у всех вместе и одновременно. А если назначать «возродителей» культуры и нравственности, то может быть погублено все то, что еще сохранилось.

Каждый находит свою тропинку к христианскому Богу, Будде, Аллаху и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: