Сочинение «Идея сказки «Синяя птица» М. Метерлинка

Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие по удивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а может быть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с ее чудодейственным алмазом в руках Тильтиль и Митиль пошли искать Синюю птицу, которая должна помочь выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире, где действуют не предметы и вещества, а их души - душа Сахара, душа Воды, душа Часов и т.д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своими Бабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали с Лазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это не удивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы - символа счастья - быть не могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное - вовремя разглядеть ее.

Тильтиль не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живет в клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становится синей. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому - более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рук девочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», - успокаивает девочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нам нужна, чтобы стать счастливыми в будущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе со своей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись из своего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, что счастье - не в обладании Синей птицей, а в ее поиске.

Цели урока:

  • продолжать чтение и анализ драматического произведения;
  • расширять представления детей об окружающем мире посредством феерического жанра;
  • учить видеть в обыкновенном прекрасное,
  • расширять представления о своем внутреннем мире, его многообразии,
  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности, стремления проявлять доброту, заботу, учиться понимать и оценивать материнскую любовь;
  • способствовать пересмотру ценностей человеческой жизни на примере блаженств и радостей, окружающих человека;
  • способствовать воспитанию культуры общения, развитию умения слушать и слышать окружающих, вести диалог в аудитории;
  • развивать умение мыслить, высказывать свое мнение, совершенствовать навыки работы с книгой.

Оборудование:

  1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 5 частях. Часть 3.
  2. Рабочая тетрадь учащихся.
  3. Карточки с названиями Блаженств. Магнитная доска.
  4. Карточки с названиями Радостей (для стенда).
  5. Стенд с рисунками учащихся к произведению.
  6. Книга “М. Метерлинк. “Синяя Птица”.
  7. Аудиозапись Г. Гладкова “Прощай, сказка!”.
  8. Цитата из произведения М. Метерлинка “Синяя Птица” на доске.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Методы и приёмы:

  • создание ситуации успеха,
  • методы словесной и наглядной передачи информации,
  • практическая работа,
  • частично-поисковый метод,
  • обеспечение постепенности восприятия учебного материала,
  • проблемный метод.

Ход урока

I ЭТАП.

Организационный.

Задачи этапа : подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Сегодня мы продолжим вместе с героями произведения М.Метерлинка путешествие по волшебной стране за Синей Птицей, и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

II ЭТАП.

Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

– Для начала нам надо кое о чём вспомнить и уложить это в нашей памяти. Итак:

– Кто из героев произведения отправляется в необычное путешествие и зачем? (Тильтиль и Митиль, за Синей Птицей, которая нужна фее Берилюне, чтобы вылечить внучку)

– С кем они отправляются в это путешествие? (С ними Хлеб, Молоко, Вода, Сахар, Огонь, Кошка, Пёс, Душа Света)

– Как разделились спутники наших героев: кто им друг, кто враг, а кто может подвести в любую минуту? (Друзья – Пёс, Душа Света, враги – Кошка, а Хлеб и Сахар могут подвести в любую минуту). – Иллюстрации из книги и некоторые ваши рисунки помогут вам вспомнить, где побывали уже наши герои и что они поняли из этих посещений. (Учитель предлагает вниманию учащихся некоторые иллюстрации из специально принесённой книги и обращает внимание детей на их рисунки на стенде)

  • Стр.35
Страна Воспоминаний, где герои повидали бабушку и дедушку. Поняли, что наши близкие, которые нам дороги, но их уже нет с нами, они навсегда ушли от нас, живут до тех пор, пока мы о них думаем и помним их. Дедушка предупреждает , что Синяя Птица может не вынести суеты земной жизни и испугаться или полинять. Ведь в волшебной стране всё видится по-другому.
  • Стр. 36 (Дворец Ночи.)
  • Ночь вынуждена отдать ключи человеку, так как он имеет право раскрывать Тайны Природы;

    Она бессильна перед тем, чей путь освещён Душой Света;

    Синяя Птица прячется в одной из пещер Дворца Ночи, чтобы не быть пойманной случайным человеком. Если её найдут, то не так просто будет отличить её от лунных птиц, среди которых она прячется. Для этого нужно особое зрение.

    Тильтиль не может её отличить, хотя Душа Света старается ему помочь. Он ещё не прошёл все испытания, которые ему выпали на этом пути. Он ещё не научился смотреть на окружающий мир внутренним зрением, ещё не научился понимать суть вещей.

    III ЭТАП.

    Формулирование темы и цели.

    Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, работа над новой частью произведения .

    Итак, мы уложили в определённой последовательности основные события и мысли. Можем отправляться дальше.

    1. Вступительная беседа перед чтением.

    – Как называется новая часть? (Сады Блаженств) Давайте поразмышляем над названием.

    – Как вы объясните, что такое “САД”? (В нашем понимании сад – это некоторый участок земли, на котором растут деревья, посажены цветы, много зелени, легко дышится, можно погулять и отдохнуть от шума и суеты).

    – Как понимаете слово “БЛАЖЕНСТВО”? (Словарь Ожегова: “Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение”. Можно сказать немного проще: блаженство – самое большое удовольствие, наслаждение).

    Вопрос для тех, кто заглянул дома в эту главу: – Какие Блаженства упоминаются в ней? (Дети, заглянувшие вглаву дома, перечисляют Блаженства. Могут делать это по записям в тетради )

    Самое Тучное Блаженство,
    Блаженство Быть Богатым,
    Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды,
    Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода,
    Блаженство Ничего Не Знать,
    Блаженство Ничего Не Помнить,
    Блаженство Ничего Не Делать,
    Блаженство Спать Больше, Чем Нужно,
    Блаженство Ничего Не Понимать,
    Блаженство Быть Невыносимым,
    Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом,
    Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба,
    Блаженство Леса, Блаженство Солнечных Дней,
    Блаженство Весны, Блаженство Заходящего Солнца,
    Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды,
    Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Очага,
    Блаженство Бегать По Росе Босиком,
    Блаженство Твоего Дома

    А теперь поближе познакомимся с ними.

    2. Чтение текста в лицах: стр. 58-65.

    Задание: пока мы будем работать над главой, держите в памяти эти слова, возвращайтесь к ним взглядом и мысленно, чтобы потом вам удалось ответить на один из вопросов учебника как можно полнее.

    Распределение ролей:

    Душа Света
    Тильтиль
    Самое Тучное Блаженство
    Блаженство (начальник)
    Автор с.58-60 с.61-62 с.63-65

    Во время чтения я оставляю за собой право прервать вас, задать вопрос, внести уточнение…

    Итак, мы отправляемся в Сады Блаженств…

    3. Беседа после чтения

    – Вас что-нибудь удивило в этой части? (свободные высказывания )

    Задание: распределить Блаженства на группы.

    Пока мы с классом побеседуем о прочитанном, трем ученикам будет дано задание: распределить Блаженства на группы. (Учащимся выдаются напечатанные на листах названия Блаженств, они их распределяют на группы, прикрепляют на магнитную доску ).

    Беседа с классом.

    Давайте поговорим о прочитанном:

    – Почему у Тучных Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу?

    – Прочитайте ещё раз, как об этом говорит Самое Тучное Блаженство? (стр. 59-60)

    – Какой вывод из этого мы можем сделать? (К Синей Птице Тучные Блаженства относятся как к продукту питания. Они не желают двигаться, искать, делать открытия. Смысл их жизни в том, чтобы удовлетворить самые простые потребности – в еде, питье и сне. А это как раз мало отличает человека от представителей животного мира).

    – А можете ли вы теперь сказать, почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? (Выносят свет алмаза те Блаженства, которые радуют глаз, радуют душу, а не желудок.

    Выносят свет алмаза те Блаженства, которые открывают человеку прелесть окружающего мира: синеву неба, прозрачность воздуха, зелень леса, красоту заката и рассвета, звёзд, дождя…)

    – А какие это Блаженства? Вы запомнили? (Дети или по памяти, или по страницам учебника припоминают названия этих Блаженств)

    – Как понять то, что рядом с тем местом, где живут Блаженства, находится пещера Несчастий? Каким Блаженствам грозит туда попасть?

    (От хорошего до плохого – один шаг. Так как Тучные Блаженства всё предпочитают в излишестве, то любое излишество заканчивается неприятностями. Объешься – попадёшь в больницу… Именно Тучным Блаженствам грозит попасть туда)

    – Ещё один не менее сложный вопрос: а зачем автор показывает некоего Чертёнка? ( При необходимости можно перечитать этот эпизод на стр. 64)

    Тильтиль
    Блаженство
    Душа Света
    Автор

    – А какие Блаженства какое впечатление произвели на вас? (свободные высказывания)

    Проверка деления Блаженств на группы. (Смысл задания в том, чтобы увидеть разные мнения детей. Понять, какие Блаженства им ближе. Ведь в такой работе они сами себя раскрывают и анализируют).

    4. Продолжение и завершение чтения главы: стр. 65-67.

    Вопрос для тех, кто заглядывал в главу раньше:

    – С чем ещё, кроме Блаженств, встречаются наши герои? (С Радостями)

    – Что такое “РАДОСТЬ”? (Словарь Ожегова: “Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения”)

    Распределение ролей:

    Тильтиль
    Душа Света
    Блаженство
    Материнская Любовь

    – Итак, мы отправляемся навстречу Радостям… (Звучит музыкальная запись мелодии

    Г. Гладкова “Прощай, сказка! Потом ведётся чтение.)

    IV ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний.

    – О каких радостях мы узнали из произведения?

    Великая Радость Быть Справедливым,
    Радость Быть Добрым,
    Радость Завершённого Труда,
    Радость Мыслить,
    Радость Понимать,
    Радость Созерцать Прекрасное,
    Великая Радость Любить,

    Радость Материнской Любви(Радость Неповторимая, Радость Твоей Матери) (Названия Радостей учитель помещает на стенд.)

    – Что дают человеку эти радости?– Выносят ли они свет алмаза? Почему? (Они выносят свет алмаза, так как открывают человеку богатства его собственной души)

    – А что же объединяет Блаженства и Радости с Синей Птицей? (Все Блаженства и Радости, которые выносят свет алмаза, родственны Синей Птице тем, что даются нелегко человеку.

    Попасть в плен к Тучным Блаженствам намного проще: достаточно лишь расслабиться, распустить себя, не напрягаться в заботах. А учиться замечать ПРОЗРАЧНЫЕ, не заметные глазу, духовные радости и блаженства – ОЙ, КАК НЕ ПРОСТО! Для этого надо обладать и силой воли, и особым зрением, которое может исходить только от доброго и любящего сердца)

    V ЭТАП.

    Рефлексия. Задачи этапа: целостное осмысление, обобщение полученной информации, выработка

    собственного отношения к изученному материалу, выявление еще не познанного, анализ собственных мыслительных операций.

    – Теперь мы можем подводить итог прочитанному:

    – Как же понять те слова, на которые я в начале урока обратила ваше внимание? Перечитайте их. (Дети высказываются, учитель обобщает):

    Весь окружающий мир природы и человеческих отношений разнообразен, богат и красив. Надо не только об этом знать, но и самим прилагать усилия, чтобы увидеть это богатство и красоту, а потом с добрым сердцем нести её другим, помогать, прощать, доставлять радость, чтобы не только вам, но и другим было хорошо. А когда всем хорошо – душа спокойна, светла, отдыхает и радуется. Так каждый из нас радуется выходному дню после трудовой недели – воскресенью.

    Если бы каждый человек делал так, как мы сейчас говорим, то каждый его день был бы радостным и светлым.

    – Как же понять то, что дети ЗНАЮТ многие Блаженства, но НЕ УЗНАЮТ их; ВИДЯТ каждый день материнскую любовь, но НЕ УМЕЮТ РАЗГЛЯДЕТЬ её? (Учитель обобщает ответы детей):

    Можно видеть голубое небо и не осознавать, что это голубое небо – то есть скользить взглядом по красоте вместо того, чтобы почувствовать и пережить эту красоту сердцем;

    То же самое с материнской любовью: дети постоянно ощущают ее на себе, но выражается она не в словах, а в постоянной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что перестают ее замечать.

    Именно в этом и заключается нечто удивительное: нас всё это окружает на земле, а мы не узнаём эти духовные Блаженства.

    Или не хотим узнавать? Ведь не все желают напрягаться, чтобы открывать, исследовать. Это непросто! Этому надо учиться! Возможно, всю жизнь!)

    – Завершая работу, я хотела бы задать вам только один вопрос:

    – Что ценного мы с вами можем вынести из содержания сегодняшнего урока?

    (Учитель дает оценку работе учащихся на уроке.)

    VI ЭТАП.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    Главные герои сказки: Тильтиль и его сестра Митиль. Это дети бедного дровосека. Со временем к ним присоединятся и другие сказочные герои. В домике дровосека накануне Рождества. Фея Берилюна говорит деткам, что им придется осуществить опасное путешествие, чтобы найти Синюю птицу, которая может вылечить больную девочку. Это принесет ей счастье. Они говорят о пирожках, которых достаточно в богатом доме напротив, что там хорошо, а у них бедно. Сказочная Душа Светлая должна раскрыть детям земное понятие «счастья». Рембо не был сказочным героем, но стремился к счастью. Французский поэт своим собственным воображением и фантазией начинает владеть «ясновидением», чтобы ощутить счастье. Фея. Ни какой разницы. Только ты этого не видишь. Надо быть смелым; надо различать и то, чего не видно!.. Странный народ эти люди!.. Когда феи поумерали, люди ослепли, тем не менее они не замечают этого… Хорошо, что я всегда ношу с собой то, что может угасшее зрение возвратить … (фея надевает на Тильтиля волшебную шапочку, и он начинает видеть то, на что некогда не обращал внимание)»… со всеми предметами произошли внезапное и замечательное изменения. Старая волшебница неожиданно превратилась в красивую сказочную принцессу. Камни светятся синим, будто сапфир, сиянием; деревянный стол держится величаво; циферблат часов добродушно улыбается; оттуда выпрыгивают души часов, весело смеясь, начинают танцевать». Тильтиль видит светлые стены, и фея делает замечание, что «все каменья одинаковые, все ценные, тем не менее человек видит лишь некоторые из них». Мальчик видит, как из кадки вылезают Души Караваев, Огонь, собака, кошка, выходит Душа Воды, Душа Молока, Душа Сахара, со стола падает лампа, из нее вылетает пламя - это Душа Светлая; оживают предметы, животных. Стремление к счастью, свободе, привело его к созданию «Голосовок». Он счастливый, что громкие для него непривычные, имеют цвета: А - черное, белое - Е, красное - И, зеленое - В, синее - О. Быть самим собой, непохожим ни на кого - это его «ясновидение». Он убегает на «пьяный корабль», который для него является символом счастья. В безграничных пространствах океана он чувствует свободным от всего мира. Но отрицательным в таком «ясновидении» счастья есть то, что достигался этот Абсолют через наркотики. Поэтому нам нужно относиться к такому «ясновидению» с осторожностью. Душе Света придется с детьми пройти трудный путь познания Синей птицы, чтобы они завладели земным «ясновидением» счастья, поняли, что за ним не нужно далеко ходить. Его нужно искать дома, в добрых делах, в чуткости к чужому горю, в радости общения с дорогими людьми. Пока что дети об этом не знают. Душа Света приводит Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний. Почему именно в Страну Воспоминаний приводит детей Душа Света? Что, по ее мнению, есть ключевым в понимании счастья детьми? Чтобы дети некогда не забывали об умерших дедушке и бабушке, чтобы посещали их могилы, присматривали за ними. Чтобы в Тильтиле и Митиль развивалось чувство ответственности перед памятью об умерших, иначе можно потерять совесть. Умершие дедушка и бабушка рассказывают детям о том, как важно для них, чтобы родные о них вспоминали. Когда о них вспоминают, они просыпаются. Путь к Дворцу Ночи (картина четвертая). Душа Света привела детей во Дворец Ночи с целью подготовить их к испытаниям, закалить волю на трудном пути познания Синей птицы. Матушка Ночь, охранница всех Тайн Природы, не может дать ключи детям, где живет Синяя птица. Но Тильтиль настаивает, и госпожа Ночь, отдавая ключи, предупредила, что в нем находятся все беды, недуги, катастрофы, все тайны, которые огорчают жизнь человека. Поборов страх, Тильтиль поочередно отпирает двери, где заперты Призраки и Болезни, Войны и ужасы, духи Тьмы и Тайны. А дальше они попадают в сказочно замечательный сад - сад мечты и ночного света, где летают тысячи синих птиц. Этим самым автор подчеркивает, что путь к счастью лежит через испытания, что этот путь нелегкий. Готового счастья нет. И хорошо, что Тильтиль плачет. Ему тяжело понять очень много вещей, но душа его не равнодушна. С плачем Тильтиль сознает свою ответственность перед феей, что должны найти Синюю птицу, так как ее внучка хочет быть счастливой. Дети побороли свой страх. А это означает, что они с помощью Души Света обязательно пройдут этот трудный путь и выполнят свою благородную цель. Как вы думаете, найдут дети Синюю птицу? Обязательно. В них есть воля, мужество, понимание того, что каждый миг их жизни на этом пути - это уже счастье. И они, преисполнены решительности, продолжают свои поиски Синей птицы. Путь к Лесу (картина пятая). Душа Света привела детей в Лес. Кошка предупреждает дуба, что появились дети дровосека, который натворил столько бедствия, так как он вырубает дубы. Вспомним, у Леси Украинки в «Лесной песне» дядя Лев говорит, что «…всякие сокровища из леса идут». Г.Метерлинк доносит к каждому из нас мысль, что все живое, что нас окружает, имеет душу. А раз так, то душа человека должна отвечать добротой. Только так можно достичь счастья и ощутить его. «Вот деревья стали выпускать Души, которые в них запрятаны: Дух Вяза страдает одышкой, дух Липы миролюбивый, жизнерадостный; Дух Бука утончен и ловок; Дух Березы - белый, неспокойный; Дух Ивы. Все эти деревья, разные за своими характерными признаками, объединенные одним чувством: они разгневанные на детей, что дровосек потерял столько деревьев. Дух Дуба не дает им Синей птицы. Сердится Конь, Петух, Свинья, Волк. Ситуация становится угрожающей для них. Итак, не забываем, природа может отомстить человеку. По Метерлинку, счастье все же существует. За счастьем не надо далеко ходить. Достаточно только взглянуть вокруг себя добрым взглядом и помочь тому, кому плохо. Оно в моральном отношении к миру, в его познании, воспоминаниях о прошлом и в общении с природой. Счастье не в старании все брать у природы, от жизни, а отдавать частичку себя, своей души родным. Счастье - это радоваться любви, ценить простую радость жизни. Синяя птица исчезает. Теперь дети знают, где ее искать, - у себя в сердце, она всегда с ними - в этом сущность счастья.

    Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

    Увидеть мир другими глазами - это просто

    Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

    Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

    Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

    Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

    Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

    Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

    Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

    Возвращение домой

    И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

    Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

    Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

    Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.

    1 вариант.

    Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Г. Метерлинк от символиста до «театра смерти» пришел к другому видению мира - романтическому. И смысл пьесы в том, лишь бы показать человечеству философский смысл бытия, красоту сегодняшней жизни и ее величие. Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна дать им здоровье и счастье. Что же заставляет их идти на поиски, хотя они и не знают точно, куда идти? Фея сумеет разбудить в них и доброту, и стремление познать мир. Ведь им надо обязательно, научиться видеть то, что «не на виду».

    И тогда оказывается, что весь мир вокруг, все предметы имеют свою душу, свое отношение к людям. Затем дети отправляются на поиски не сами, а в кругу друзей и недругов. Так же, как всегда шествует жизнью каждый человек. Их путешествие лежит Страной Воспоминаний и Дворцом Ночи, садами Блаженств и Царством Будущего. Дети узнают, что за умерших надо молиться, так как «молиться - значит вспоминать». Таинство смерти такое же великое, как и таинство рождения. И над всем этим старое Время, которое невозможно впустить кого-то на Землю рано или поздно. И каждый несет с собой какое-то действие - хорошо или плохо. Именно в этом и заключается смысл его рождения - принесении что-то миру. Где не были дети, везде они видели птиц, которые казались синими, но ни одна не была той Синей птицей. И только когда дети снова возвратились домой, наиболее похожей оказалась горлица, которая принадлежала Тильтилю. Да и само путешествие не случайно завершается в той самой хижине лесника, откуда они отправились. Только теперь она кажется другой, лучшей, так как другими возвратились детьми.

    Значит главное - это готовность отправиться в поход за истиной, желание изменений, стремление к идеалу. Именно в этом, по мнению Метерлинка, и заключается смысл жизни понять, зачем ты пришел в мир, который смысл в том, что ты живешь, потому, что жизнь - вечна.

    Морис Метерлинк был тем человеком, который создал символистский «театр».

    Вот теперь можем говорить о поисках счастья героями «Синей птицы». Понятно, что этой феерии предшествовал сложный творческий и духовный путь, если на смену ему, где всем руководит Неизвестное, т.е. невидимые и неизвестные фатальные силы, намерения которых тайные, неизвестные. В конце концов, это была Смерть, к которой прислушались все лица, которые лишь ждали.

    И вот читателю и театру предлагается произведение, в котором нет ощущения предсказуемости, герои которого не ждут, а действуют и изменяют прежде всего свой духовный мир. Через то большая часть действующих лиц есть символами духовной деятельности человека, как такового творческого начала.

    Так, Душа Света отправляется на поиски Синей птицы счастья семьи, которую бы никто не назвал зажиточной, в сопровождении Душ Огня, Воды, Сахара и двух созданий, которые уже давно сопровождают человека на его пути. Души детей не примитивные и много что познали. Волшебный бриллиант помогает детям на их пути. И тот путь - опаснейший, которым проходит человек. Это путь самовоспитания. Одна за другой изменяются картины. Из нищей хижины дровосека мы попадаем в роскошные покои феи, лишь бы встретиться с достояниями еще первоначальных людей - огнем, водой, хлебом, сахаром, первыми свойскими животными. Сперва, как и надо было ждать, на пути самопознания мы обращаемся к нашим воспоминаниям... Страшная демонстрация материнской судьбы бедных для меня полностью снимает идиллическое расположение духа картины: семеро умерших детей один за другим выходят на конец.

    Углубление в дальнейшее приводит маленьких людей к ужасам и темным порываниям человеческой психики. Пойманные здесь Синие птицы не выдерживают света. «Лес» личности недалеко пошел от «леса» природы, который старался осудить человека, которого, тем не менее, не по силам ему победить. Открытие Бриллианта кладбища уверяет мальчика и девочку, что смерти нет.

    Тем не менее и свет можно затмить - есть блаженства разные за сущностью, и если сорвать маски, выглядят, как чудовища. И только и радости понимать, видеть, не бояться, так же, как Материнская Любовь, истинные. Самые трагичные символы, наверное, в голубом дворце, где ждут жизни, в нем все заранее, неродившиеся дети...

    И потому возвращаемся к хижине дровосека, так и не найдя Синей птицу. И что-то подобное было уже только еще к началу его странствований. Он передаст его девушке-соседке, а и не удержит Птицы счастья.

    Может, потому, что счастье нельзя выбрать или получить в подарок. За ним надо идти. Напрасно обращается к зрителям Тильтиль: Мы очень вас просим: если кто-то из вас его найдет, то пусть принесет к нам, он нам нужен для того, чтобы стать счастливыми в будущем...

    2 вариант.

    К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

    Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают, как «Синюю птицу», однако, как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий и передавать словом голубой французское слово Bleu; по-французски bleu значит и синий, и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк - один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис- ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом - голубая, а не синяя.

    Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу, как о первых, так и о вторых.

    Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы. Однако, что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.3 «Большой алмаз, он возвращает зрение».

    Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.4

    Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

    Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.5 Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

    Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы - в хижине дровосека - перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

    Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».6

    Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».7 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

    Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» - это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов - все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, - одухотворенным, прекрасным (а иногда - страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род - единственное целое, одна бесконечная линия.

    Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

    Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли - Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот - обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

    Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу - птицу счастья - и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди - спят, не видя всю красоту и благодать мира.

    «Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: