Умственные способности дельфинов. Дельфины высший разум

Джон Лилли успел прочесть и одобрить мою статью, как раз перед своей смертью. Слава Богу, я упел ему сказать, что он был прав!

(Опуб. В трудах, THE 5TH WORLD MULTICONFERENCE ON SYSTEMICS, CYBERNETICS AND INFORMATICS SCI"2001,)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛЬФИНА

А. Г. Ющенко

E-mail: [email protected]

Мозг дельфина (рис. Л. Крюгера и А. Бретнаха) Мозг человека (рис. Р. Коппа)
/А.Г. Томилин, «Дельфины служат человеку», М.: Наука, 1969, 248с./

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы не будем анализировать причины возникновения "синдрома динозавра" у нашего антропошовинистического вида, поскольку это было проделано многими исследователями (наш вклад в это движение - работа "Этика живого вещества как основа этики человека"), а будем исходить из того, что думающее большинство проникнется духом Ванкуверской декларации, возвестившей от имени 24х ведущих экспертов мира еще 1989 году, что "сохранение жизни на Земле - одна из главных задач, стоящих перед человечеством" . В данном исследовании мы постараемся определить, с пантеистических позиций, логику пространственно - временного мегасинтеза не только на уровне человеческих индивидов , но и на уровне наиболее цефализованних форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы.

1. Информация и интеллект в современном мире

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном . Для предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роль нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и язык общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей . Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека.
Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе .

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

За последние десятилетия ни одно животное не привлекало к себе столько внимания ученых, да и общественности тоже, как дельфин. Долгое время считалось, что Телемах, сын легендарного Одиссея был "первым смертным" подружившимся с его спасшим дельфином. Сравнительно недавно обнаруженные в пещерах Южной Африки стилизованные рисунки с изображением человека плывущего рядом с дельфином оказались гораздо древнее . Эти находки интересно сопоставить с оригинальной и достаточно аргументированной гипотезой о решающем значении "водной фазы" в формировании Homo sapiens на островах вблизи Африки . Тогда вполне можно предположить, что дружба наших предков с дельфинами могла исчисляться тысячелетиями, а может и миллионами лет...
Семейство дельфинов насчитывает около 50-ти видов, среди них наибольшей славой пользуется Афалина или бутылконосый дельфин благодаря своей сообразительности, дружелюбному кроткому нраву, и не устрашающим человека размерам, в отличие, например, от семиметровой касатки. У человека и дельфина оказалось много общего: сходное строение мозга (см. рисунок), неожиданное появление в палеонтологической летописи, любовь к играм и подражательному поведению, альтруистическая любовь к потомству и т.д. Древнегреческие и древнеримские ученые описывали известные им случаи кооперативной ловли рыбы людьми и дельфинами, спасения последними утопающих (в их числе был и знаменитый певец Арион), защиты от акул; новейшая история полностью подтвердила достоверность таких сведений.
Последние десятилетия принесли еще один сюрприз - была обнаружена чудесная способность дельфинов благотворно воздействовать на нервную систему людей во время сеансов совместного плавания. Природа уникального целительного эффекта еще не раскрыта, несмотря на множество выдвинутых моделей от биополевой до биосонарной (диапазон частот сонара дельфина от нескольких Герц до двухсот МГц при мощности до 8 Ватт / см), что не мешает его многолетнему использованию в различных странах мира: США, Дании, Кубе, Японии, и др. Украина также одна из пионеров в данной области благодаря работам, проводимым в Научно-исследовательский центре “Государственный океанариум” Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова). Уже несколько десятков лет дельфинов обучают инструктора Военно-морских сил США поиску затонувших военных объектов, морской охране баз и т.д. Проводились такие работы и в бывшем СССР. В целом представляется, что достижения в данном межвидовом сотрудничестве впечатляющие, но каковы же их перспективы в свете тех идей, которые взволновали в свое время мировую общественность? Кратко остановимся на самых ярких из этих идей, которые были высказаны заведующим отделом "Общих исследований коры головного мозга" Национального института психического здоровья (США) Джоном Лилли и Игорем Чарковским . В книге "Человек и дельфин" (1962 г.) , опираясь на собственные исследования и оценки уровня структурного развития мозга высших млекопитающих, доктор Лилли предсказывал, что " в ближайшие 10 - 20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов". Наиболее подходящим партнером он считал Афалину по ряду причин. Идея же Игоря Чарковского чисто био-эволюционная: технократическая цивилизация неизбежно приведет к экологической катастрофе на суше, и люди вынуждены будут спасаться в океане. Вместе с дельфинами они создадут новую цивилизацию, конечным продуктом которой будет более совершенное существо "гомо-дельфинус" . Утверждается, что последователи Чарковского умеют спать на воде и находить пищу в море; что они установили с дельфинами особые, по-видимому, телепатические контакты. По крайней мере, в группе Чарковского есть дети, благополучно рожденные в воде под присмотром дельфинов. Что ж, такое развитие событий, при неконтролируемом перенаселении нашей планеты и игнорированием экологических проблем - вполне возможно. Однако будет ли тогда океан еще пригодным для выживания высших млекопитающих? Вместе с тем, до сих пор никому не удалось установить речевой контакт с дельфином, что значительно увеличивает и без того огромное число скептиков данной волнующей перспективы. И все же есть основания считать, что смелые предсказания Лилли отчасти сбылись уже через пять лет! Это продемонстрировала знаменитая шимпанзе Уошо, когда в 1967 году впервые попросила "дать вкусненького" на языке глухонемых Северной Америки - "Амслене", т.е. на человеческом языке . Заметим, впоследствии была организована целая колония шимпанзе, употребляющая этот язык (до ста слов) как для внутривидового общения, так и для общения с человеком. Мозг шимпанзе примерно в три раза меньше, чем мозг человека и менее его развит структурно; мозг афалины по весу больше человеческого и даже превосходит структурно по некоторым параметрам. Так отчего же элементарные разумные контакты установлены с шимпанзе, а не с дельфином? Далее мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения . Строго научного объяснения причин эволюционной необходимости у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно -локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" , несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств . Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными НИЦ “Государственный океанариум” недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют заключить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда . Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали , что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание"" . Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется". (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества!
Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации проекта такого исследования могли бы быть :
(1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая “выдающейся величине neocortex” их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней -
(2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.
Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышле¬ния. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Заметим, обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет нам трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс . Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов.
К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.
Тот очевидный факт, что человеческая практическая деятельность и все еще сохраняющаяся вероятность ядерной катастрофы создали реальную угрозу существования жизни в современных высокоразвитых её формах , лишает человека права считать себя выше других безобидных живых организмов. Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" : многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены . В то же время как, высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" .
Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курьер Юнеско. Ноябрь 1990 г.
2. П.Т. Шарден. Феномен человека. М.:Наука.1987.
3. К. Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга.
М.: Москва. 1986.
4. П. Кууси. Этот человеческий мир. Москва, Прогресс, 1988.
5. Р. Докинз. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993.
6. Т.Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе.
Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997.
7. Д. Колдуэлл, М. Колдуэлл. Мир бутылконосого дельфина.
Л. Гидрометеоиздат. 1980.
8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. Наш друг-дельфин.
М.: Молодая гвардия. 1967.
9. Ян Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс. 1991.
10. Друзей не держат в заточении- интервью Джона Лилли.
Газета "Социалистическая индустрия" №229, 4 октября, 1988 г.
11. Дж. Лилли. Человек и дельфин. М.Мир.1965.
12. Ю. Линден. Обезьяны, человек и язык. М.:Мир.1981.
13. Ф.Г. Вуд. Морские млекопитающие и человек. Л.:Гидрометеоиздат.1979.
14. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. Киты и дельфины. М.:Наука.1972
15. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988.
16. Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М.: Мир.1965.
17. А. Ющенко. Загадка супермозга и её возможная разгадка.
Официальные ведомости, №40-41, стр.15-16, 1999.
18. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.
19. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире.
Официальные ведомости, №46-47, стр.16, 1999.
20. Ф. Энгельс. Диалектика природы. М.: Политиздат. 1987.
21. Т. Николов. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1986

В сложные периоды истории выжить на Земле могут только водные организмы?

За чем дель фина м сто ль кр упны й и сл ожны й мо зг?

Когда немецкому физиологу М.Тидеману еще в 1827 году впервые довелось увидеть мозг дельфина, он был поражен. Мозг у дельфина оказался больше, чем у обезьяны и почти такой же как у человека.

Профессор из Швейцарии А.Портман проводил исследования умственных способностей животных и выяснил, что по результатам теста на первое место вышел человек - 215 баллов, на втором оказался дельфин - 190 баллов, третий призер - слон. Обезьяна заняла всего-навсего четвертое место.

Когда же ученые сравнили мозг человека и дельфина, то оказалось, что мозг человека в среднем весит примерно 1,4 кг (самый крупный у Тургенева - 2,12 кг). Мозг же дельфина тянет 1,7 кг. Причем кора имеет вдвое больше извилин. Не этим ли объясняется поразительная сообразительность и невероятная быстрота мышления дельфина? Он способен усвоить объем знаний в 1,5 раза больший, чем мы с вами. Кроме того, дельфины имеют свою разговорную речь, с помощью которой могут общаться друг с другом и передавать нужную информацию.

Зачем дельфину столь крупный и сложный мозг? Конечно, не для того, чтобы только есть, ловко плавать, производить потомство.

Этот вопрос заинтересовал ученых и они попытались установить, кто был предком дельфина. Остаточные элементы в скелете животных подтверждают, что они произошли от каких-то наземных четвероногих млекопитающих. Анализы крови позволили предположить, что китообразные, к которым относятся дельфины, и копытные - родственники. Но что заставило дельфиньего пращура сменить 65 млн. лет назад свое земное бытие на водное и кто же он, собственно говоря, был?

Можно предположить, что все дело в каких-то космических катаклизмах, коснувшихся Земли и заставивших животных искать спасения в воде. Ведь именно 65 млн. лет назад с Земли внезапно исчезли динозавры. Наконец, чем была суша в те времена: крошечными островками в бескрайнем просторе Мирового океана. Могло случиться, что на этой малой земле кому-то не хватило места.

Кто знает, может, предтечей человека и дельфина было одно и то же существо: подняв с земли палку, оно проделало грандиозный путь земной эволюции и стало человеком, а, вернувшись в море, оно стало дельфином.

Так это или нет, сказать с точность сложно. Однако, совершенно ясно одно: если человек венец творения на Земле, то дельфин венец творения в океане, "царь морских просторов".

Детенышей дельфины рожают в воде. В момент родов самка высоко поднимает хвост над водой, дельфиненок рождается в воздухе и успевает вздохнуть прежде, чем упадет в воду. Первые часы дельфиненок плавает, как поплавок, в вертикальном положении, слегка шевеля передними ластами: он накопил достаточный запас жира в утробе матери, и его плотность меньше плотности воды. Рядом всегда находится мать и еще одна-две самки.

Дельфиненок питается первое время молоком матери. У малыша при сосании губы заменяет свернутый в трубку язык: он им охватывает сосок матери, и та вбрызгивает ему в рот молоко. Все это происходит под водой: дыхательный канал отделен от пищевода, и дельфин может заглатывать пищу под водой, не боясь захлебнуться. Через 3 года он становится взрослым. Живут дельфины до 30 лет. Рождаются детеныши 1 раз в 2 года.

Дельфины легко и стремительно передвигаются в воде. Внезапным прыжком он выбрасывает тело из воды, для того чтобы сделать вдох. Их блестящие тела поражают идеально обтекаемой формой, напоминающей каплю или торпеду. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно "дыхало", из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой 1-1,5 м.

Взрослый дельфин способен развивать скорость свыше 50 км/ч. Такой скорости способствует не только обтекаемая форма тела, но и особые свойства кожи. Внешний слой - это примерно 1,5 мм - чрезвычайно эластичен. Внутренний слой толщиной около 4 мм состоит из плотной ткани. Интересно то, что внутренняя часть внешнего слоя пронизана множеством ходов и трубочек, заполненных мягким жирным веществом. Кстати, искусственная обшивка для подводных лодок по своему качеству напоминает кожу дельфина.

Дельфины обладают сложной звуковой сигнализацией. Они способны создавать и воспринимать ультразвуки. Точный гидролокатор дает возможность обнаружить им предметы величиной с желудь в воде на расстоянии до 15 м. Благодаря эхолокации дельфины находят пищу и избегают столкновений с препятствиями даже в совершенно мутной воде.

Примеры

Однажды пассажирское судно потерпело крушение. Несколько человек осталось в живых. Никто из них не верил, что удастся выжить. И когда они увидели приближающуюся к ним стаю акул, то попрощались друг с другом. Но вдруг произошло чудо. Из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов, бесстрашно разогнавшая стаю акул. И помогала людям держаться на воде, пока не подоспела помощь.

Еще более поразительный случай произошел с рыбаками там же в Черном море. Стая дельфинов окружила баркас и плыла рядом, издавая звуки и явно стремясь привлечь внимание людей. Дельфины кружились вокруг корабля до тех пор, пока люди не поняли, что животные чем-то обеспокоены. Последовав за ними, они обнаружили попавшего в плен дельфиненка. Отбившись от стаи, он запутался в рыболовецкой сети. Детеныш был спасен и отпущен на свободу.

Интересна судьба знаменитого дельфина Таффи, почетного члена американской подводной экспедиции. Дельфин работал почтальоном и проводником, подносил приборы и инструменты. Если кто-то из акванавтов заплывал слишком далеко в море и терял ориентировку, Таффи всегда приходил на помощь и на нейлоновом поводке приводил заблудившегося к дому. После такого блистательного дебюта Таффи был принят на службу на один из ракетных полигонов США. Он искал в море электронные устройства отработанных ступеней ракет. Вся аппаратуры была напичкана миниатюрными ультразвуковыми передатчиками. На их "позывные" и торопился дельфин.

Дельфин Полорус Джек, прозванный так английскими моряками, в течение 25 лет проводил суда через опасный пролив в Новой Зеландии, как заправский лоцман.

Не так давно в морском аквариуме у Майами произошел совершенно поразительный случай. Сюда для дрессировки было доставлено несколько дельфинов, пойманных в океане. Недалеко от новобранцев находились уже отдрессированные дельфины. Друг друга они не видели. И, тем не менее, между ними тут же завязался разговор. Всю ночь из бассейна доносились непонятные звуки и шумы. Утром произошло невероятное. Новые дельфины сразу же стали выполнять все те трюки, которым их намеревались обучить люди. Похоже, что об этом им рассказали их собратья, давно живущие в бассейне.

В.Авдеенко.

Далекие предки дельфинов жили на суше. Только около 70 миллионов лет назад они ушли жить в океан. Почему? Потому что в сложные периоды истории выжить на Земле могут только водные организмы. Чем дольше люди изучаю дельфинов, тем менее невероятной кажется гипотеза, что эти млекопитающие создали собственную цивилизацию, неотличимую по сложности организации от нашей.

Уровень умственного развития дельфинов очень высок. Насколько именно, человеку пока установить не удалось. Возможно, этот вид нисколько не уступает Homo sapiens по степени разумности. Мозг дельфинов превзошел мозг человека как по весу, так и по числу извилин и нервных клеток в коре.

Дельфины имеют собственную систему коммуникации, которая ни в чем не уступает человеческому языку. Язык дельфинов включает как жесты (повороты головы, хвоста, плавников, различные позы, прыжки), так и разнообразные звуки, которые представляют собой звуковые и ультразвуковые импульсы.

Одних только свистов в языке дельфинов исследователи насчитали 32 разновидности. Каждый из них несет определенную информацию — сигнал приветствия, призыв сородичей, выражение тревоги и прочее. Интересно, что некоторые туземные племена Канарских островов и Мексики на большом расстоянии также переговариваются при помощи свиста.

Просканировав язык дельфинов с помощью метода Зипфа, ученые получили неоспоримые доказательства того, что он служит для передачи информации, как и речь людей. Метод Зипфа позволяет определить, несут ли звуки информационный смысл. Суть его заключается в определении частоты повтора одинаковых букв в речи. В виде математического графика речь разумных существ имеет форму наклонной линии, а случайные шумы располагаются строго горизонтально. Так вот, речь дельфинов имела на графике такой же коэффициент наклона, как и язык людей.

Удалось вычленить около 200 коммуникационных знаков в словаре общения этих млекопитающих. Но их расшифровка идет медленно и с трудом. Звуковое общение дельфинов происходит в диапазоне до 300 кГц, тогда как люди общаются между собой в полосе частот до 20 кГц. Как и у человека, у дельфинов речь имеет шесть уровней организации, от звука до контекста. Но если люди начинают понимать друг друга только с третьего уровня (слово), то дельфины общаются даже при помощи односложных звуков.

Между людьми и дельфинами много общего. И это касается не только сложности организации речи. Живут дельфины столько же, сколько люди, создают семьи, любят общаться, взрослеют в том же возрасте. В зависимости от региона обитания язык дельфинов незначительно отличается, что позволяет провести параллель с национальными языками людей.

Американские ученые выяснили, что каждый дельфин при рождении получает от сородичей имя (определенная форма свиста продолжительностью 0,9 секунды), на которое откликается в течение всей жизни. Дельфины обращаются друг к другу по имени в процессе общения.

Если дельфин находится в бассейне один, то он молчит. Но стоит рядом появиться другой особи, как он начинают воспроизводить богатейший набор звуков.

Исследование показывает, что приблизительно восемь из 67 разновидностей Odontoceti (включая дельфинов) прошли через этап повышения EQ приблизительно 15 миллионов лет назад, достигнув коэффициентов 4 и 5, хотя причины этого второго эволюционного скачка остаются совершенно невыясненными (есть только один подобный случай "взрывного" развития "умственных способностей" среди крупных животных, известный на сегодняшний момент ученым: за пять миллионов лет человеческой истории EQ вырос от приблизительно 2,5 до 7). При этом "умственные способности" оставшейся части "дельфиньего племени" почему-то наоборот снизились.

Пожалуй, первым человеком, воспламенившим общественный интерес к "интеллектуалам моря", как любят называть дельфинов морские биологи, был американский нейрофизиолог Джон Каннингам Лилли. Он заявил о себе в науке о китообразных целым каскадом удивительных открытий. Одна из книг Лилли «Человек и дельфин» была переведена на русский язык.

На дельфинье» пристрастие нейрофизиолога повлияли размеры и вес мозга этих животных: у взрослого дельфина афалнны мозг весит 1700 граммов, то есть на 350 граммов больше, чем у человека! На этом основании Джон Лилли заподозрил в дельфинах наших братьев по разуму и загорелся идеей проверить эту безумную гипотезу.

Развернув изощренную программу изучения рассудка и языка дельфинов, нейрофизиолог скоро стал получать желанные ему результаты! По его словам, однажды при нем один дельфин отчетливо произнес: "Лилли!". Однако нейрофизиолога опередил психолог Луис Херман из университета штата Гавайи (США), который обучил молодых дельфинов двум искусственным языкам! Один из них состоял из свистящих звуков, синтезируемых на компьютере, а другой - из знаков, формируемых жестикуляцией пальцами и руками. Каждый язык содержал 35 слов, комбинируемых по правилам грамматики более чем в тысячу фраз!

Цивилизация дельфинов?

Лилли все больше погружался в убеждение об особом положении дельфинов в животном мире. Более того, ученый постепенно уверовал в существование рядом с нами иной цивилизации! За миллионы лет подводной эволюции она постигла тайны океана и законы мироздания, создала культуру и своеобразную науку. Весь этот гигантский массив информации хранится в необъятной памяти «живых компьютеров» и передается из поколения в поколение - сначала предполагали, что изустно, а теперь, как оказалось, и в письменном виде!

Да, судя по всему, наши ближайшие родственники - обезьяны - постепенно отодвигаются от нас по шкале сообразительности. И действительно, по убеждению профессора А. Портмана из Зоологического института в Базеле (Швейцария), на второе место по интеллектуальному уровню после человека надо ставить дельфина, за ним слона, а уж потом обезьяну. Но высказывается мнение, что дельфин кое в чем даже превосходит гомо сапиенса!

Универсальный эхолокатор

Доктор биологических наук Борис Федорович Сергеев в своей книге «Живые локаторы океана» сообщает о немыслимой напряженности работы дельфиньего мозга при акустическом зондировании окружающего пространства. Звуковые излучатели животного генерируют непрерывно 20-40 сигналов в секунду, а в особых случаях - порядка 500 импульсов! Таким образом, мозг дельфина обрабатывает ежесекундно такую лавину разнообразных сигналов, с которой не справился бы даже современный компьютер. Рассылая в разные стороны щелчки, скрипы, свисты и уханья, дельфин ловит их отражения от встречающихся препятствий и создает в своем мозгу своеобразную мозаику эхо-сигналов. Можно предполагать, что эта мозаика воспроизводит окружающее пространство со всеми находящимися в нем объектами с такой информационной насыщенностью, какая просто не может быть достигнута зрительным восприятием!

По заявлению упоминавшегося выше Джона Лилли, он вплотную подошел к установлению голосового контакта с этими животными. Изучая магнитофонные записи, фиксировавшие все разговоры и звуки в дельфинариуме, исследователь обратил внимание на взрывчатые и пульсирующие серии сигналов. Это было похоже на смех! Более того, в магнитофонных записях, сделанных в отсутствие людей, проскальзывали в очень сжатом виде некоторые слова, принадлежавшие операторам и произнесенные ими в течение рабочего дня! Однако дальше процесс обучения дельфинов человеческому языку не пошел. Раздумывая о причинах этого, Лилли высказал ошеломляющую догадку: им стало скучно с людьми!

И все же очередной важный шаг в этом направлении сделали московские биоакустики В.И. Марков и В.М. Островская. Мало того, их результаты можно считать просто сенсационными! А дело в том, что человеческая речь состоит из трех уровней сложности: звук, слог и слово. Комбинацией слов можно в принципе выразить любую мысль. Так вот. в дельфиньем языке в последнее время насчитали шесть уровней сложности! Главное, по мнению специалистов, заключается в том, что эта в высшей степени своеобразная система сигнализации напоминает архаичные языки, на которых говорят эскимосы, ирокезы и некоторые племена, обитающие в Северной Америке! Первоосновой речи у этих народностей служит нечто вроде языкового иероглифа, объединяющего в себе и существительные, и прилагательные, и глаголы. Словом, эквивалент целой развернутой фразы! Так и у дельфинов: базовый элемент представляет собой длинный свист, причем в разных группах сигналов он различается началами и концами, подобно тому, как в человеческой речи существуют приставки, суффиксы и окончания при неизменном корне! И наконец, самое удивительное заключается а том, что в дельфиньих сигнальных рядах обнаружены математические закономерности, свойственные письменным текстам людей! Иначе говоря, в них замечаются признаки семантической иерархии типа "фраза - абзац - параграф - глава"!

Последние известия

В бывшем СССР почти все исследования дельфинов были засекречены. Об этом говорил и упоминавшийся выше московский биоакустик, доктор биологических наук Владимир Марков. По его словам, еще в 80-е годы прошлого века он с коллегами изучал письменность дельфинов. Ученые нанесли на бумагу десятки тысяч их сигналов! И поняли, что сигнал дельфина - это нечто большее по значению и информационному содержанию, чем наша лексическая единица - слово. А словарный объем этих сигналов огромен - около 7 тысяч! Человек, между прочим, обходится словарным объемом всего в 800-1000 лексических единиц! «На мой взгляд. - говорил В.И. Марков, - дельфины - разумные существа, способные получать, обрабатывать и использовать информацию, объем которой выходит за пределы их биологической потребности...". Жаль, что Джон Лилли не дожил до этого знаменательного признания!

Американские исследователи дельфинов Джек Кассевиц и его жена Донна осуществляют сейчас международный проект «Поговорим с дельфином». Энтузиасты надеются расшифровать "иероглифы", замеченные в поперечном сечении звуковых лучей, которыми животные "ощупывают" окружающее пространство. По словам консультанта проекта Хорейса Доббса, он давно подозревал, что мозг дельфина обрабатывает звуковые сигналы так же, как человеческий мозг обрабатывает визуальную информацию. Сейчас это удалось доказать. Таким образом, система коммуникаций у дельфинов может быть основана на визуальных образах, которые передаются звуком.

сайт - В течение достаточно длительного времени специалисты изучали язык дельфинов и получили поистине потрясающие результаты. Как известно, звуковые сигналы возникают в носовом канале дельфинов в момент прохождения через него воздуха.

Удалось установить, что животные используют шестьдесят базовых сигналов и пять уровней их комбинирования. Дельфины способны создавать «словарь» объемом 1012 слов! Едва ли дельфины пользуются таким количеством «слов», но и объем их активного «словаря» впечатляет - около 14 тысяч сигналов. Для сравнения: такое же количество слов составляет средний словарный запас человека. А в повседневной жизни люди обходятся 800-1000 словами.

Общение дельфинов выражается в звуковых импульсах и ультразвуке. Дельфины издают широкий набор разнообразных звуков: свист, щебет, жужжание, писк, визг, чмоканье, щелканье, скрежет, хлопки, рев, крик, скрип и т.д. Наиболее выразительным является свист, разнообразие видов которого насчитывает несколько десятков. Каждый из них означает определенную фразу (сигнал тревоги, боли, призыв, приветствие, предупреждение и др.) Американские ученые пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть свое имя, и особь на него откликается, когда к дельфину обращаются сородичи. Ни у одного другого животного такой способности обнаружено не было.

Интеллект дельфинов

Мозг дельфина схож по весу с мозгом человека. Размер в данном случае не имеет значения. Швейцарские ученые, проводившие исследования способностей животных, обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают второе после человека место. Слоны оказались третьими, а обезьяны заняли только четвертое место. Не уступая по весу мозгу взрослого человека, мозг дельфина, при этом имеет более сложное строение мозговых извилин.

Многие ученые в наши дни проводят различные эксперименты с дельфинами и приходят к неожиданным выводам.

В частности, теория о том, что дельфины в отличие от других представителей животного мира используют «свой язык» - не только для общения на уровне инстинкта выживания, но и для накопления и усвоения значительных объемов информации. Вопрос зачем им это надо - если у них отсутствует в человеческом понимании «разумная жизнь». В этом направлении проводится масса исследований.

Важный аспект - дельфины «видят» ушами. Испуская ультразвук, они обсчитывают предмет, таким образом получая какое-то визуальное изображение. Слух этих млекопитающих в сотни раз острее человеческого. Он способны слышать звуки собратьев за сотни и порой тысячи километров.

Уровень их чувствительности уха дельфина расположен в диапазоне 10 Гц - 196 кГц. Возможно, низкочастотный предел еще ниже. Ни одно живое существо на Земле не обладает столь широким частотным диапазоном.

При так называемом акустическом зондировании пространства дельфины генерируют около от 20-40 сигналов в секунду (в экстремальных ситуациях до 500). То есть ежесекундно идет обработка информации сравнимая с мощностью самых сложных компьютеров, разработанных человеком (Борис. Ф. Сергеев «Живые локаторы океана»).

Предполагается, что из этого калейдоскопа информации воспроизводится окружающее пространство и все предметы в нем, по своей информативности не сопоставимая с привычным нам зрительным восприятием.

Стоит учесть, что человек 90 процентов информации получает через обработку зрительного сигнала. Так вот дельфины получают ее за счет слуховой и эхолокационной. При чем на таком уровне, на котором человек пока даже не может создать технические устройства.

«Язык» дельфинов

Речь дельфинов - всевозможные на человеческий взгляд «неразумные» звуки уже сейчас на основании опять же научных экспериментов, рассматривается по уровню сложности как любой человеческий язык.

Российские ученые Марков и Островская изучая речь дельфинов, пришли к выводам, что она превосходит по уровню сложности человеческую.

Современные языки имеют следующую структуру: звук, слог и слово. Из которых состоит речь. При анализе звуков, издаваемых дельфинами было выделено 6 уровней сложности, которое имеет строение схожее с древними, забытыми языками. В основе таких языков лежит что-то наподобие языковых иероглифов. Когда за одним звуковым обозначением (звук, слог) - в таких языках, заложен эквивалент смысловой фразы в нашем понимании. В случае с дельфинами это определенный свист.

В речи дельфинов также обнаружили математические закономерности, которые свойственны письменным текстам по иерархии расположения информации: фраза, абзац, параграф, глава.

Обучаемость

В чем же проявляются интеллектуальные способности дельфинов? Прежде всего, стоит отметить быструю обучаемость морских обитателей. Выполнять команды дельфины учатся иногда даже быстрее, чем собаки. Дельфину достаточно показать трюк 2-3 раза, и он с легкостью повторит его. Кроме того, дельфины проявляют и творческие способности. Так, животное не только способно выполнить задание дрессировщика, но и проделать в процессе еще какие-то трюки. Удивительно и такое свойство дельфиньего мозга: он никогда не спит. Правое и левое полушария мозга отдыхают поочередно. Ведь дельфину нужно всегда быть начеку: избегать хищников и периодически всплывать на поверхность для дыхания.

Дельфины обладают поистине удивительными способностями. Известный американский нейрофизиолог Джон Лилли, один из пионеров, изучавших физиологию мозга в Пенсильванском университете, назвал дельфинов «параллельной цивилизацией».

Джон Лилл вплотную подошел к установлению голосового контакта с этими животными. Изучая магнитофонные записи, фиксировавшие все разговоры и звуки в дельфинариуме, исследователь обратил внимание на взрывчатые и пульсирующие серии сигналов. Это было похоже на смех! Более того, в магнитофонных записях, сделанных в отсутствие людей, проскальзывали в очень сжатом виде некоторые слова, принадлежавшие операторам и произнесенные ими в течение рабочего дня! Однако дальше процесс обучения дельфинов человеческому языку не пошел. Раздумывая о причинах этого, Лилли высказал ошеломляющую догадку: им стало скучно с людьми!

Дельфинотерапия

Активно используется в современной медицине, официальными исследованиями подтверждаются следующие факты.

То, что пациент во время сеанса находится в измененном состоянии сознания, подтверждают электроэнцефалографические данные (измерения обычно проводятся до сеанса и сразу после него). Ритмы мозга человека значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ-частота, происходит синхронизация электрической активности обоих полушарий мозга. Подобное состояние характерно для медитации, аутогенного погружения, гипнотического транса, холотропного дыхания. Кроме того, психоиммунологические исследования доказали, что во время сеансов дельфинотерапии значительно возрастает выработка эндорфинов. Эндорфины помогают гармонизировать нервную систему и настроить ее на активное и позитивное мировосприятие.

В блестящей классике Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» было несколько животных умнее людей. Одно - не без иронии - было обычной лабораторной мышью. Другое создание знало о межгалактических бульдозерах, которые в конечном итоге испарили планету, и пыталось предупредить нас о грядущей судьбе. Последнее сообщение дельфинов было неверно истолковано как удивительно изощренная попытка совершить двойное сальто через обруч, насвистывая веселую песенку, но в действительности сообщение было таким: «Всего хорошего и спасибо за рыбу!».

Говорят, у дельфинов есть необычный уровень интеллекта, который отличает и возвышает их над остальной частью животного мира. Широко распространено мнение, что дельфины очень умны (возможно, умнее людей), имеют сложное поведение и обладают способностями протоязыка. Однако в недавнее время на фоне исследований этих животных сложилось несколько иное, местами противоположное мнение.

Возвышенный статус дельфинов среди животных появился вместе с Джоном Лилли, исследователем дельфинов 1960-х годов и любителем психотропных препаратов. Он первым популяризовал идею о том, что дельфины умны, а позднее даже предположил, что они умнее людей.

В конечном итоге, после 1970-х, Лилли был в основном дискредитирован и не внес большого вклада в науку о познании дельфинов. Но несмотря на усилия ученых основного потока, направленных на то, чтобы дистанцироваться от его причудливых идей (что дельфины были духовно просвещены) и даже самых безумных (что дельфины общаются голографическими изображениями), его имя неизбежно связывают с работами по изучению дельфинов.

«Он является, и я думаю, что большинство ученых-дельфинологов будут согласны со мной, отцом изучения дельфиньего интеллекта», пишет Джастин Грегг в книге «Действительно ли дельфины умны?».

Со времен исследований Лилли дельфины показали, что понимают сигналы, передаваемые телевизионным экраном, различают части своих тел, узнают собственное изображение в зеркале и обладают сложным репертуаром свиста и даже именами.

В любом случае все эти идеи в последнее время подвергаются сомнениям. Книга Грегга - это последнее перетягивание каната между нейроанатомией, поведением и коммуникацией - между идеями о том, что дельфины особенные и что они находятся на одном уровне со множеством других существ.

Почему большие мозги

До сих пор развенчание способностей дельфинов касалось двух основных тем: анатомии и поведения.

Мангер, исследователь из Университета Витватерсранда в Южной Африке, ранее утверждал, что большой мозг дельфина, скорее всего, развился, чтобы помочь животному сохранить тепло, нежели для выполнения когнитивных функций. Эта статья от 2006 года была подвергнута широкой критике со стороны исследовательского сообщества дельфинологов.

В новой своей работе (тоже написанной Мангером) он предпринимает критический подход к изучению анатомии мозга, археологических записей и часто упоминаемых бихевиоральных исследований, заключая, что китообразные не умнее других беспозвоночных и что их большие мозги появились с другой целью. В этот раз он приводит в пример много бихевиоральных наблюдений вроде распознания изображения в зеркале, которое проводилось в сентябре 2011 и появилось по итогам в Discover. Мангер счел их неполными, неверными или устаревшими.

Лори Марино, нейроанатом из Университета Эмори, выступающий за интеллект большого мозга, работает над опровержением.

Умней!

Другой аргумент - что поведение дельфинов не так впечатляет, как о нем говорят, - приводит Грегг. Как профессиональный исследователь дельфинов, он отмечает, что уважает «достижения» дельфинов в области познания, но чувствует, что публика и другие исследователи слегка завысили их реальный уровень когнитивных способностей. Кроме того, многие другие животные демонстрируют такие же впечатляющие черты.

В своей книге Грегг ссылается на экспертов, которые ставят под сомнение ценность теста самовосприятия в зеркале, который, как считается, указывает на некоторую степень самосознания. Грегг отмечает, что осьминоги и голуби могут вести себя подобно дельфинам, если дать им зеркало.

Кроме того, Грегг утверждает, что коммуникации дельфинов переоценены. Хотя их свисты и щелканье, безусловно, являются сложными формами аудиосигналов, они, тем не менее, не имеют особенностей, характерных для человеческого языка (вроде заключения конечных понятий и смыслов или свободы от эмоций).

Кроме того, он подвергает критике попытки применить информационную теорию - ветвь математики - к информации, заключенной в свистах дельфинов. Можно ли вообще применять информационную теорию к коммуникации животных? Грегг сомневается, и он не один.

Грегг подчеркивает, что дельфины, безусловно, обладают многими впечатляющими познавательными способностями, но многие другие животные тоже. И необязательно самые умные: многие цыплята так же умны в некоторых задачах, как и дельфины, считает Грегг. Пауки тоже демонстрируют поразительные способности к познанию, а ведь у них и вовсе восемь глаз.

Тяга к познаниям

Важно отметить, что исследователи вроде Мангера находятся в меньшинстве среди ученых, изучающих познавательные способности дельфинов. Более того, даже Грегг пытается дистанцироваться от мысли о посредственности дельфинов - он скорее говорит, что другие животные умнее, чем мы считали.

Даже Гордон Гэллап, нейробиолог-бихевиорист, который первым стал использовать зеркала для оценки наличия у приматов самосознания, выражает сомнения в том, что дельфины на это способны.

«На мой взгляд, видео, снятые в ходе этого эксперимента, не убедительны», говорил он в 2011 году. «Они наводят на размышления, но не убеждают».

Аргументы против исключительности дельфинов сводятся к трем основным идеям. Во-первых, как считает Мангер, дельфины просто не умнее других животных. Во-вторых, сравнивать один вид с другим трудно. В-третьих, слишком мало исследований на эту тему, чтобы делать веские выводы.

Несмотря на репутацию животных, обладающих исключительным интеллектом, дельфины могут быть вовсе не такими умными, как они думали.

Скотт Норрис, пишущий в Bioscience, отмечает, что «хитроумный Скотт Лилли» вложил большую лепту в создание образа «умных дельфинов» в 1960-х годах. Он был очарован дельфинами и тратил годы на то, чтобы научить их разговаривать. Лилли были неэтичными, местами даже аморальными, но он не единственным пытался научить языку животных, которым приписывали зачатки интеллекта. Сложные коммуникации рождаются из социальных систем, а социальные взаимодействия требуют других черт, которые часто ассоциируют с интеллектом. Чтобы образовывать и запоминать социальные связи, изучать новое поведение и работать сообща, нужна культура.

С этой точки зрения дельфины действительно демонстрируют поведение и практики, связанные с культурой и развитым интеллектом. Норрис отмечает, что исследования диких дельфинов и китов показывают, что их вокализация достаточно разнообразна и специфична, чтобы ее можно было считать языком. Дельфины легко осваивают новое поведение и даже способны к имитации. Они отслеживают сложные социальные иерархии внутри и между группами. Они даже, как известно, изобретают новые формы поведения в ответ на новые ситуации, а это, по мнению Норриса, некоторые ученые считают «самой отличительной чертой интеллекта». Более того, дельфины даже могут обучать друг друга этим новым практикам поведения. Норрис описывает, как некоторые популяции дельфины использовали губки для защиты от царапин и научили других этой методике. Такая передача практик многими рассматривается как зарождение культуры.

Да, дельфины кажутся более умными, чем многие виды, но их поведение никоим образом не уникально для дельфинов. Многие животные, например кабаны, собаки, приматы или морские львы, обладают сложной вокализацией, социальными отношениями, способностью к обучению, имитации и адаптации к новым ситуациям, столь же сложным. Многие навыки, в частности обучение, у других видов развиты сильнее, чем у дельфинов. Культурный обмен, который еще предстоит доказать у дельфинов, менее распространен, но ведь и другие животные еще недостаточно хорошо изучены. Могут быть выявлены и другие примеры.

Проблема не только и не столько в том, умны ли дельфины, потому что на определенном уровне они действительно умны, но в том, умнее ли они, чем другие животные, и вот это еще неизвестно. Дельфинам любят приписывать человеческие черты. У многих дельфинов можно разглядеть «лица» и «улыбки», чего не скажешь, например, о диком кабане. Глядя на это ухмыляющееся лицо, мы начинаем видеть в дельфинах людей. Умны ли дельфины? Все зависит от того, насколько умными вы хотите их видеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: