Институты государственной власти в российской федерации. Институты государственной власти

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 28. Институты государственной власти.:

  1. а) Соотношение государственной власти и социальной власти; государственной власти и политической власти
  2. 2.Основные признаки государственной исполнительной власти ее место в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
  3. 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.



Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.



Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные . Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики , в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов :

1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса .

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Взаимодействие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в формах: 1) законодательной инициативы; 2) издания законов субъектов РФ; 3) осуществления контроля за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) формирования органов власти субъекта РФ; 5) права высшего должностного лица участвовать в работе высшего законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания этого органа, а также созыва вновь избранного законодательного органа власти; 6) иных формах.Взаимодействие представительных и исполнительных органов власти субъекта РФ в формировании органов власти выражается в следующем: 1) право представительного органа власти выражать недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ и подотчетному ему исполнительному органу; 2) право представительного органа власти назначать выборы высшего должностного лица и т. д.

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п.

Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, то есть почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением.

В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:

· Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).

· Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).

· Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.

· Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.

· Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

· Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

· Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Экзаменационный билет № 8

1) Государственная власть: понятие, особенности, функции.

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам

потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть

должна осуществлять политику.

Особенности государственной власти:

ее политическая и классовая природа .

» ее субъект и объект обычно не совпадают , властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в

демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их

частичному совпадению - каждый гражданин является не только подвластным, он вправе быть

индивидуальным источником власти); » реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на

общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих

перед обществом задач и функций. » деятельность государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти . В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)

2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);

4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5. ресурсы власти.

2) Форма правления.

элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании . Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия , - словом, как устроено разделение властей.

Экзаменационный билет № 9

1) Политический процесс: понятие, структура, уровни, типы

В Российской Федерации

Природа власти

Подходы к осмыслению сущности ел/ости Источники, ресурсы власти Власть политическая и власть государственная: соотношение понятий Эволюция публичной власти Принципы организации государственной власти в современном демократическом обществе

Когда в стране все благополучно, мы мало задумываемся над тем, в какой мере это связано с властью. Но в периоды невзгод общество охватывает тревога. Одни убеждены, что все беды от власти как таковой и пусть ее будет поменьше, другие нормой считают сильную авторитарную власть.

Вместо крайних взаимоисключающих суждений необходимо вдумчиво разобраться в том, что такое власть вообще, а политическая, государственная - в особенности, в чем объективная роль в обществе государственной власти и кто ее осуществляет в России.

Что такое власть вообще, какова ее природа, сущность феномена - вопросы эти, очевидно, до конца не выяснены. Суть власти можно представить формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Но почему А имеет власть над Б - вот вопрос.

Попытки изучить феномен власти предпринимались на протяжении всей истории человеческой цивилизации. В ряду выдающихся умов человечества, занимавшихся проблемами власти - Платон, Аристотель, Т. Гоббс и Дж. Локк, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье и многие другие ученые. Только в Библии термин «власть» употребляется более 160 раз. От древности до современности главной проблемой для ученых и политиков был вопрос: кто должен управлять обществом, ибо власть и есть основа управляющего воздействия. Ответ Платона был прост и наивен: править должны «лучшие». В Средние века ответ на этот вопрос был таков: правит Бог через своих законных представителей на Земле. Реформация и Английская революция провозгласили божественное право народа на правление. Ирония истории заключалась в том, что уже в ходе самой революции это «право народа» было использовано для установления диктатуры Оливера Кромвеля. В рамках марксистского подхода был предложен «классовый» ответ: тот класс, кто производит основные материальные блага, должен организовать свою власть и распределение благ. Абсолютизация классового подхода привела к абсурду, типа: каждая кухарка может научиться управлять страной. Крушение советской государственности сопровождалось дискредитацией власти вообще. Теперь пришло время, говоря языком Библии, собирать (а не разбрасывать только) камни, т.е. спокойно рассуждать, анализировать сущность власти, властеосуществления.



При анализе многочисленных трактовок можно отметить два методологических подхода. Первый - попытка представить власть как самостоятельную сущность, данную человеку (или целому народу) Богом, природой - она либо есть, либо ее нет, и в зависимости от этого человек с детства ведет себя соответствующим образом (в равной степени и целые народы характеризуются как воинствующие или миролюбивые). На основе этого подхода возникли теории бихевиоризма, социального дарвинизма.

Другой подход - попытка объяснить природу власти через дихотомию: «субъект - объект», т.е. как систему социальных отношений, асимметричную по своей природе, где один из участников - носитель власти имеет возможности влиять на другого - объект власти (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Подходы к осмыслению природы власти

Независимо от того, какой из двух подходов разделяет читатель, необходимо, осмысливая природу публичной власти, видеть две взаимоувязанные стороны вопроса:

а) источник власти, точнее первоисток, начало - понять, откуда и почему она исходит;

б) ресурсы власти как процесса - объяснить то, что составляет опорные части, на которых строится, держится и реализуется властвование. Стать властью и быть ею - не одно и то же. Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник - в озеро; а могут иссякать - и тогда власть убывает, сокращается, подобно «шагреневой коже».

Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.

Источники власти. Традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь - наместник Бога на земле, государь-батюшка). Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать верховную власть (как, скажем, династию Романовых в России более 300 лет), но современные мифы, особенно «запущенные» сверху (скажем - о незаменимости конкретного лидера, президента), оказываются, как правило, ненадежным ресурсом. «Можно обмануть народ, но на короткое время, можно долго обманывать часть народа, но весь народ долгое время обманывать невозможно» (А. Линкольн).

Авторитет, престиж, харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать), т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен, ибо преходящ. Может произойти отделение авторитета от государственной власти и без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении формальной государственной власти. Такое положение, когда носитель верховной власти имеет право приказывать и издавать указы, но его приказания и указы силы не имеют, может возникнуть в любом государстве, независимо от типа, характера государства и режима (право без силы).

Нередко источники и ресурсы власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества. Реальная жизнь, впрочем, подсказывает, что между властью и силой не всегда прямая связь. Сила не гарантирует процесс властвования, ибо пока объект сопротивляется, не повинуется, он - не подвластная, а противоборствующая сторона, и власти нет, а есть - борьба за власть. Сегодня нет смысла тиражировать идею господства (авторитета силы) как источника и резерва государственной власти.

Природу власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов (носителей политической воли), стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества. Волевая трактовка является по существу дополнительной к пониманию власти как проявления силы (власть как сила воли).

Волевая трактовка объединила многие, казалось бы, непримиримые концепции, которые различаются лишь в том, что по-разному обозначают субъект. В одном случае - это воля правителя, государства как такового (позитивистская теория); в другом - воля господствующего этнического меньшинства (теория социального дарвинизма Л. Гумпловича), в третьем - воля экономически господствующего класса (теория научного коммунизма К. Маркса), в четвертом - воля революционного класса (учение о диктатуре пролетариата В. Ленина), в пятом - воля народа (теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо) и др.

Понятие «воля народа», широко употребляемое в современной политико-правовой сфере, по сути подразумевает мнение большинства, выявленное путем голосования. Большинство классифицируют как: абсолютное (50% + 1 голос от числа проголосовавших), относительное (больше «за», чем «против») и квалифицированное, т.е. установленное (правовым актом, скажем, 2/3 иди 3/4 голосов).

Итак, корректируя волевую трактовку, признаем источником и важнейшим ресурсом публичной власти волю необходимого большинства граждан, сделавших свой рациональный, легальный (законный) выбор. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы представительной ветви власти, государственных политических должностных лиц.

Рациональный выбор большинства, соответственно представляющий объединенную силу и волю, - это тот источник власти, который дает ей право стать и быть в наиболее концентрированной, реально выраженной государственной форме.

Источники происхождения позволяют различать власть как традиционную, харизматическую и рационально-легальную.

Ресурсы власти. Для осмысления природы власти важным является вопрос о ресурсах власти. Ресурсы - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. По определению современного американского политолога М. Роджера, ресурс - это «атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов»1. В арсенале ресурсов власти могут быть: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и другие методы и средства воздействия; ресурсы экономические, финансовые, людские, информационные, идеологические; ресурсы природные и благоприобретенные - все объективно существующие и субъективные факторы, определяющие возможность и способность властвовать, оказывать управляющее воздействие на общество, общественные процессы и отношения.

В арсенале важнейших ресурсов публичной власти - право, дающее возможность нормативно-регулирующего управляющего воздействия; знания, компетентность, определяющие способность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями; такие методы и средства воздействия, как поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, страх и убеждение и т.д.

Следует только подчеркнуть, что демократическое правовое государство несовместимо с использованием принуждения, насилия как ключевых ресурсов политической власти. Более того, можно и нужно говорить о том, что политическая власть реально кончается там, где начинается насилие.

Во власти политической и власти государственной существует следующее соотношение понятий (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Элементы власти

В литературе порой отождествляются эти понятия и вопрос требует уточнения.

Конечно, указанные понятия очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы, обе суть публичная власть. Однако понятия - не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций. Да и государственная власть проявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная, судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

Признаки, отличающие государственную власть, следующие:

Официальный характер, регламентируемый Конституцией, законами;

Структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

Общеобязательный характер ее решений;

Наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;

Возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

Обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной, личной) власти вождей, старейшин, царей, императоров, и наконец - институализированной, с опорой на институты власти.

Институт власти как понятие означает образование, учреждение:

Не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;

Для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов;

На основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;

Имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных органов.

Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти - не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (не владеют) определенной суммой власти, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть - это:

1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Для понимания места и роли государственной власти в современном обществе целесообразно выделить ее сущностные черты.

1. Государственная власть - это объективная необходимость, она есть продукт внутреннего развития общества, когда в ответ на потребность людей решать общезначимые дела появились специальные институты, органы и слой профессиональных управленцев. Да, субъекты государственной власти на определенном этапе монополизировали право на установление общеобязательных правил, норм поведения, легальное применение насилия и стали определять, что есть общая воля и общее благо, формировать для всех основные «правила игры», следить за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможность воздействия на процессы, происходящие в обществе. Осознавая конструктивную и негативную роль государственной власти в обществе, поиски нужно вести не в плане уничтожения, а в плане рационализации и оптимизации органов власти, повышения эффективности управления деятельности государственных органов и должностных лиц.

2. Государственная власть - это не просто необходимая реальность, но ценность, естественно-историческое достижение человеческого сообщества. В отношении практической реализации - это рациональное разрешение, регулирование противоречий или несовпадений между народом (всеобщим), его отдельными частями (корпоративным, групповым) и конкретным человеком (индивидуальным). Общество может больше потерять от безвластия, безгосударственности, нежели от государства, госаппарата. Конечно, на этом основании нельзя оправдать антинародные акции власти, нужно признать право народа на изменение государственной политики, властных структур. Но когда народ начинает реализовывать это право, уместно говорить о кризисе государственной власти, ее обесценении.

3. Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых госвластью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц; единое экономическое пространство с одинаковой возможностью для всех граждан экономической активности, предпринимательства, единой государственной денежной системой; единое информационное пространство: единые стандарты, сеть, общедоступный язык и т.д.;

в) она должна поддерживать местную власть, органы самоуправления, ибо и государственная, и муниципальная власть - обе имеют единый социальный фундамент - народ, и будут существовать столько и в такой степени, сколько будут поддерживаемы народом.

4. Государственная власть обладает легитимным правом на применение мер принуждения. От эксцессов нарушения законов и правопорядка не застраховано ни одно общество. Поэтому государство через свои органы и должностные лица вправе использовать юридические и силовые средства для обеспечения действенности прав и обязанностей участников общественных отношений,

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

Государственная власть в институциональном выражении - это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.

Государственная власть в процессуальном выражении - это целенаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.

Государственная власть в социологическом выражении - это система целенаправленного взаимодействия госаппарата с общественными силами, гражданами по реализации функций государства.

Принципы (основы) организации власти в демократическом правовом государстве сводятся к следующему.

1. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей.

Хотелось бы сразу предупредить об опасности упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Смысл идеи разделения властей - предупредить злоупотребление властью, ее монополизацию, концентрацию. Содержание принципа разделения властей в разные эпохи и разными мыслителями толковалось неоднозначно.

В работах Аристотеля, посвященных государственному устройству, мы находим многие из принципов политической организации современного конституционного государства, в том числе и принцип сдерживания властей. Говоря о государственных задачах, Аристотель разделяет их на «консультационные», «административные» и «правовые». Он размышляет о «смешанном государственном устройстве», что предполагает сочетание элементов различных государственных форм с целью привлечения к решению общих вопросов по возможности всех социально значимых групп общества.

Идею «смешанного государственного устройства» разделяли и западноевропейские политические теоретики XVIII в. Монтескье в своем знаменитом «О Духе законов» (1743 г.), описывая английское государственное устройство, противопоставлял деспотическим правлениям абсолютизма концепцию государственного устройства, базирующуюся на идее человеческого достоинства и свободы, где свобода прежде всего предполагает «ограниченное правление».

Проект ограниченного правления Монтескье предполагал не систему строгого разделения ветвей власти, а то, как они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом. Но больший акцент он делал на необходимом участии в государственной власти всех основных социальных групп.

Дж. Локк также не пропагандировал разделение государственной власти на три ветви, а вел поиск уравновешивания власти между королем, знатью и народом, полагал законодательную власть сосредоточить у буржуазии, парламента, исполнительную - у судов и армии, а верховную -- оставить монархам, которые, однако, могут участвовать и в законодательной власти, иметь дополнительные полномочия в области внешней политики.

Творцы американской конституции стояли перед той же проблемой: как через дифференцированную систему сдержек и противовесов смягчить противоречия между большинством и меньшинством, привлечь по возможности все социальные группы населения к участию в государственных делах. Американские законодатели построили свою концепцию, основанную не на отделении властей друг от друга, наоборот, по американской конституции ни один орган не выполняет исключительно только ту функцию, которая ему отведена, но все органы участвуют в выполнении разных функций: президент участвует в законотворческой деятельности с применением права вето, конгресс участвует в судопроизводстве и т.д. Контроль и ограничение власти заключается в общем участии, в совокупности власти. Кроме того, американские законодатели разработали федералистскую идею вертикального разделения властей.

Таким образом, классики теории разделения властей даже если разделяли ветви власти по их функциям и связывали это разделение с организационными и структурными признаками, то их цель состояла не в том, чтобы наметить четкие линии Разграничения властей, а скорее в том, чтобы уравновесить и сдерживать власти, обеспечить социальный контроль за ними. Как невозможно однозначно разделить государственные задачи на законодательные, исполнительные и судебные, так и сами эти задачи не могут решаться только соответствующими органами. Сам принцип разделения властей является общей схемой и может по-разному реализовываться в различных странах в зависимости от формы государства (правления, политико-территориального устройства, режима).

Принцип разделения властей в Российской Федерации, как и большинстве современных государств, закреплен в действующей Конституции РФ (ст. 10). Задача - в необходимости обеспечить его реализацию созданием на законодательном уровне равнодействующей в системе сдержек и противовесов, чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса, эффективного механизма общественного контроля над всеми властными структурами, дабы избегать злоупотреблений, сверхконцентрации власти.

Итак, современное содержание разделения властей, принцип организации и функционирования государственной власти включает:

Четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами.

Независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции.

Обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания.

Гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации.

Социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

2. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти - ее подчиненность праву, регулируемость законами, правоотношением.

Правоотношения обеспечивают организованность, точность во властеотношениях на основе четкого определения прав и обязанностей, компетенции и объема полномочий, правил поведения и т.д. Лишь таким образом может претвориться в жизнь декларируемое десятилетиями моральное и юридическое равенство всех членов общества, а власть и право займут нормальное соотношение, где право - цель, власть - средство.

Правотворчество и правоприменение как важнейшие составные части государственного воздействия на общество должны стать практикой понятной, признанной, доступной широкому крyгy населения. А для этого необходимы определенные условия:

Устранение противоречий в законодательстве;

Важно, чтобы законодатели и правоприменители работали заодно, исповедуя единую концепцию общественного развития, основополагающие принципы демократии и правового государства;

Осмысленное уважительное отношение к юридическим требованиям всех членов общества.

Правопорядок в конечном счете есть результат действия всего механизма обеспечения законности силами государственной власти и гражданского общества, однако определяющую роль играет власть. Циничной представляется известная формула: общество имеет такое правительство, какое заслуживает. Во власть люди идут добровольно, более того, стремятся, борются за нее, власть-предержащие становятся политической элитой и потому обязаны представлять собой образцы правомерного поведения, действия.

3. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип - ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике - своего рода традиционализм политической культуры.

В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, наделенные, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лирами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в конституции, законах и кодексах. Власть для власть-предержащих является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью и эту обязанность они должны нести как общественное служение.

Форма милиционера, черная мантия судьи заставляют человека повиноваться. Люди, облаченные в это платье, как бы объективируются, соединяются с государственной должностью, а не с именем, лицом.

Эта безличность и абстрактность власти и есть характерная черта современных правовых государств, она отражается в официальной терминологии: «во имя закона», «во имя народа», «на службе у закона», «на службе у государства», используемой в международных соглашениях, внутригосударственных политических декларациях, актах.

4. Среди основополагающих начал правового демократического государства существует и такой принцип организации государственной власти как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата.

Конкретная реализация этого принципа зависит от государственной формы и ее коррекции, бытующих в обществе представлений о роли государства и гражданского общества, зрелости последнего. Мировая госуправленческая практика выявила тот круг задач, функций, которые непрерывно и внутренне присущи, другими словами, перманентно и имманентно составляют ядро бытия государства, деятельности его служащих.

Вопрос о количестве организационно-структурных единиц государственной власти, масштабе госаппарата, его соотношении с количественными параметрами социума относится к числу малопроработанных в теории и практике госуправления и, несомненно, ждет внимания отечественных исследователей.

5. Целостность России, ее частей, единство внутренней и внешней стратегии невозможны без концептуальной и структурной целостности самой государственной власти - это еще одно принципиальное начало организации и функционирования всей конструкции государственной власти. Управленческая пирамида у нас пока не обоснована, не просчитана и после очередной кампании по сокращению госаппарата возрождается традиционными способами: сначала создаются структурные подразделения, в них появляются чиновники, которые сами себе определяют функции, затем ими же обществу навязываются цели и задачи или же последние вовсе не оглашаются. В результате осуществляемый сегодня властью политический курс и вытекающая из него политика (экономическая, социальная, региональная, военная, внешняя и др.) лишены долговременных перспектив, в них слабо увязаны долгосрочные и текущие действия, слабо скоординированы программы развития по различным функциональным областям.

Функциональная общность федеральных органов государственной власти и их разновидностей обусловливается тем, что они в совокупности участвуют в осуществлении функций государства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной власти каждый из них участвует в выполнении функций государства в определенном объеме и присущих ему формах. Но именно такое соучастие государственных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим фактором, соединяющим, сплачивающим в единое целое совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Системообразующим фактором являются организационно-правовые принципы деятельности государственных органов. Только совместное взаимодействие и взаимосвязь обеспечивают системность государственной власти, нормальное и эффективное государственно-управляющее воздействие. Безусловно, признание совокупности государственных органов в качестве системы не означает тождества характера, конкретных функций и полномочий организационной структуры органов, входящих в основные составные части системы государственной власти и управления.

6. Принципом, характеризующим государственную власть в демократическом правовом государстве, является ее опора в практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии.

Социальные технологии, включаясь во власть, выступают как такой интеллектуальный ресурс, использование которого позволит прогнозировать социальный результат, предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и способствовать их разрешению.

Базой технологического совершенствования государственной власти является наука, ее продукты - программы, проекты, технологические проработки, экспертные оценки и т.п. Включенность науки в механизм функционирования власти, независимая экспертиза - необходимая составляющая процесса обеспечения концептуальности и целесообразности мер в отношении регионов, национально-территориальных и муниципальных самоуправляющихся образований, информационно-аналитического изучения ситуации в обществе. Как никогда раньше, власти в России, всем органам необходимы общая осмысленность своих действий, научная поддержка и правильное использование инновационного потенциала. Спонтанные мероприятия власти - бесперспективны, вызывают отторжение в обществе, приводят к дестабилизации системы управления в стране в целом.

7. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который неправомерно отождествлять лишь с законностью (legos) происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе права. Слов нет - это очень существенная составляющая легитимности. Однако для современного человека правовое происхождение власти не может служить постоянно действующим аргументом в ее пользу. Власть должна себя оправдывать, быть необходимой, авторитетной. Два аспекта определяют реальную значимость в обществе и состояние государственной власти: первый заключается в том, насколько власть воплощает в себе общие потребности, интересы граждан, второй - как она практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие и качество жизни общества, достойный образ жизни гражданина. Поэтому обращенность к потребностям, интересам, ожиданиям людей, желание, возможность и способность удовлетворить определенные запросы человека, семьи, этноса, группы людей, населения являются сущностным признаком, ресурсной основой легитимности власти.

Следовательно, легитимность в ее современном понимании реализуется при наличии трех условий:

1) народ формирует из своих рядов государственную власть;

2) народ признает власть и добровольно следует ее установлениям;

3) народ проявляет готовность при необходимости защитить свою власть.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Охарактеризуйте сущность, природу власти как социального явления.

2. Что дает начало власти? Систематизируйте источники власти.

3. Что позволяет существовать власти во времени и пространстве? Назовите ресурсы власти.

4. Каково соотношение понятий: власть политическая и власть государственная?

5. Охарактеризуйте сущностные черты государственной власти и признаки, отличающие ее от политической власти.

6. На каких принципах должна быть организована власть в демократическом правовом государстве?

Институт президента

Конституционный статус главы государства в республиках с различной формой правления Институт президента в России

В Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Характеризуя каждый из указанных институтов власти, необходимо осмыслить их конституционно установленные:

Статус (лат. status - положение), т.е. общественно-значимое место, роль в обществе, юридически оформленное и определяющее в установляющем правовом акте компетенцию, функции и полномочия данного института власти (должностного лица);

Компетенцию (лат. competentia - принадлежность по праву, соразмерность) - круг вопросов, предметов ведения, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) имеет право и способен решать, совокупность юридически установленных функций и полномочий;

Функции (лат. functio - отправление, деятельность), т.е. виды наполненной конкретным содержанием деятельности, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) призван осуществить в рамках своей компетенции (содержательная деятельность в процессе, во времени и пространстве);

Полномочия (имею право и могу), т.е. совокупность прав и обязанностей, реализуемых в рамках установленной компетенции, при осуществлении заданных функций; мера Должного поведения, радиус возможных действий.

Институт президента как форма государственной власти функционирует длительный исторический период - более 200 лет. Процесс избрания президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки президентства и другие черты - не идентичны в различных странах, зависят от политических традиций, соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, между противоборствующими политическими и классовыми группировками, другими факторами.

История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует о том, что это критерий демократичности. Много примеров, когда под сенью президентской формы правления скрывались откровенно диктаторские, тоталитарные режимы. И тем не менее, президентская форма власти, как правило, связывается с демократическими институтами государственного управления. Появление в нашем государстве этого института определяет рост повышенного интереса к данной форме государственного устройства.

Родиной института президента стали США. Первый президент - Джордж Вашингтон (1788-1797), с его именем связано становление независимой республики. Известно, что Вашингтон отверг предложение стать монархом. Свою позицию аргументировал тем, что все антиамериканские акции Лондона были от имени короля, что английский король царствует, но не правит, а президент должен управлять страной.

Институт президента за свою историю явно эволюционировал в направлении усиления его роли в жизни страны, но не плавным процессом, а со взлетами и падениями, рывками и застоем, испытывая зависимость от реального соотношения сил в стране, экономической конъюнктуры, международного положения, немаловажного личностного фактора.

Президент - глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами либо парламентом (или избирательной коллегией с участием парламента) на установленный в конституции срок (обычно от 4 до 7 лет).

Глава государства избирается гражданами путем прямых или косвенных выборов в президентских и смешанных формах правления.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе. Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство. В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления. Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Функции и задачи государства осуществляются при помощи механизма государства.

Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

В структуре механизма государства выделяют: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Но наиболее важным институтом является государственный аппарат, который непосредственным образом осуществляет государственную власть. Государственный аппарат представляет собой конгломерат различных органов государства, при помощи которых государственная власть доводится до населения.

Государственный аппарат - это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Он осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой. Организационная форма направлена на внедрение в деятельность органов государства эффективных методов организации труда. Эта форма помогает государственному аппарату пользоваться достижениями науки и техники и не отставать от научно-технического прогресса.

Правовая форма непосредственно направлена на осуществление государственной власти. Она состоит из трех звеньев: а) правотворческой, которая включает разработку и издание нормативно-правовых актов; б) правоисполнительной - это властная деятельность государства по реализации норм права; в) правоохранительной, которая направлена на обеспечение законности и правопорядка.

Государственный аппарат состоит из государственных органов.

Орган государства - это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система органов устанавливается в конституции. Для осуществления своих функций каждый орган обладает специальной компетенцией, в рамках которой он действует. Для выполнения своих задач государственные органы располагают материальной базой и финансовыми средствами.

Государственные органы характеризуют государство как социальное явление. Именно для функционирования их в обществе формируется особый слой людей, не связанный с материальным производством, а занятых лишь управлением.

Классификация органов государства :

1) по субъектам формирования - представительные органы (парламент) и

органы, формирующиеся другими органами (правительство, министерства);

2) по структуре или способу организации - простые (нотариат) и сложные

(министерства);

3) по характеру компетенций - органы общей компетенции (парламент,

правительство) и специальной компетенции (например: МВД, МИД и т.д.).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВЕРМЕННОГО ГОСУДАРСТВА - В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вторая, противоположна первой и связана с ограничением власти, уходом ее от государства к другим политическим и неполитическим структурам.

Обе эти тенденции порождаются действием ряда причин. Одна из них объясняется необходимостью государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработкой соответствующего законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (например, компьютерными), формированием связанных с этим государственных органов.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что возможности рыночного механизма регулирования экономики стали ограниченными. Государственный капитал начал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства, в том числе и развития передовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных первоначальных затрат и вследствие этого непривлекательных для частного бизнеса. Государственные предприятия, защищенные бюджетными и налоговыми льготами, ориентированы на достижение макроэкономической эффективности.

Иные причины породили усиление влияния государства в экономике развивающихся стран. Обычно они связаны со слабостью национальных экономик, недостаточным накоплением частного национального капитала и его недостаточной защищенностью перед мощными транснациональными корпорациями, а также неподготовленностью архаичной структуры хозяйства к принятию новых, прогрессивных технологий. Наряду с экономической ролью государства существенно усилилась и его социальная роль. Это связано с необходимостью регулирования социальных последствий циклических перепадов производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной региональной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении социальной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

В Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие идеи, ценности, принципы и цели унитарного демократического социального правового государства, разнообразных общественных объединений, основные параметры прав и свобод личности и гарантии их реализации, ориентированные на международные эталоны и стандарты.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляв 1 внутреннюю и внешнюю политику.

Единственным источником государственной власти и но­сителем суверенитета в Республике Беларусь является на­род. Он осуществляет власть непосредственно и через своих представителей в органах государственной власти (Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Республика Беларусь - демократическое государство. Демократия в республике осуществляется на основе много­образия политических институтов: института парламентаризма, институтов исполнительной власти, института госу­дарственной службы (регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной груп­пе), института главы государства, институтов судопроизвод­ства. Это соответствует принципу разделения властей (Конституция Республики Беларусь, ст.6).Государственная власть распределяется между тремя независимыми ветвями – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают друг друга ((Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Эффективность функционирования ветвей власти достигается при координирующей роли Главы государства. Политико-идеологическая платформа их деятельности – ценности правовой государственности и народовластия.

Суть политико-идеологической ориентации институтов государственной власти выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лука­шенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над об­ществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им». (Послание Президента Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Бела­русь. - Мн., 2001. - С. 35).



Политические институты структуризируют и поле поли­тических властных отношений. Для того чтобы органы государ­ственной власти не выходили за рамки своего правового по­ля, не проникали в область чужой компетенции, имели воз­можность взаимоограничивать, уравновешивать, дополнять и контролировать деятельность друг друга, для равновесия и баланса властей используется так называемый механизм сдержек и противовесов. В системе современных государст­венных политических институтов наряду с их специализаци­ей заметно увеличилась доля структур, контролирующих, от­слеживающих деятельность политиков. К ним относятся ин­ституты судопроизводства. Судебная власть независима от Гла­вы Государства, Парламента, Правительства и выполняет функ­цию контроля за конституционностью их нормативных актов.

Таким образом, самостоятельность властей, обуздание всевластия, недопущение злоупотребления властью, форми­рование равновесия и баланса властей обеспечивается их разделением, функционированием механизма сдержек и про­тивовесов и независимой судебной властью.

Обратите внимание на то, что государство регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед за­коном, уважения их прав и интересов.

Важнейшими политическими институтами общества яв­ляются политические партии и многочисленные обществен­ные объединения, которые содействуют выявлению и выра­жению политической воли граждан, их социальных, нацио­нальных и других общностей.

Президент является Главой государства, он гарант Кон­ституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство на­рода, обеспечивает реализацию основных направлений внут­ренней и внешней политики, представляет страну за рубе­жом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и терри­ториальную целостность страны.

Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Бела­русь. Президент Республики Беларусь избирается на 5 летне­посредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Прези­дента и Правительства, Парламента и Правительства.

Президент республики, не являясь главой Правитель­ства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандида­туру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе от­менять акты Правительства, формирует местную исполни­тельную власть.

Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обла­дает правом законодательной инициативы, правом подписы­вать законы, возвращать их в парламент для повторного рас­смотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона.

Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Су­да, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуще­ствляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.

Президенту предоставлены широкие полномочия в осу­ществлении внешней политики. Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры, предоставляет граж­данство, политическое убежище, назначает и отзывает дип­ломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, явля­ется Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятель­ствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право наобъявление референдума,который является важным инстру­ментом политического влияния.

Властные полномочия Президента зависят также от крат­ности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79-89).

В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской респуб­лики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрези­дентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) пре­зидент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает мно­гие вопросы государственного управления.

Законодательная власть - это система полномочий и пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Законодательная власть воплощена, сосредоточена в пар­ламенте. Парламент (от фр. parler- говорить) - законода­тельный и представительный орган. Впервые он был образо­ван в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.

Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также ко­миссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопро­ектной работы, предварительного рассмотрения других вопро­сов; партийные фракции; этнические, территориальные и кор­поративные представительства (территориальные объедине­ния, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.

Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса от­водится работе в избирательных округах. Депутаты получа­ют заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.

Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (с 1996г.). Парламент состоит из двух палат- Пала­ты представителей и Совета Республики.

Избрание депутатов Па­латы представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента - Совет Республики - является палатой территориального представительства, состо­ит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой облас­ти и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседани­ях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Пре­зидент. Срок полномочий парламента - 4 года. Полномочия Пала­ты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Пра­вительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полно­мочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Палата представителей избирает из своего состава Предсе­дателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат. При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комис­сии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоян­ные (и временные) комиссии.

Законодательная власть в лице Парламента наделена сле­дующими основными полномочиями: законотворчество, экс­пертиза законопроектов, принятие законов; выработка ос­новных направлений развития общества, определение струк­туры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осу­ществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, кон­ституционного и судебного надзора; легитимация Президен­та, Правительства или их действий; контроль за ходом вы­полнения законов, деятельностью должностных лиц и орга­нов власти.

По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек ипротивовесов.В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Консти­туционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законода­тельной власти являются двухпалатное построение Парла­мента и наличие регламента, определяющего строгое соблю­дение процедуры законотворчества.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела ГУ Конституции Республики Бела­русь (ст. 90-105).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: